• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Единое образовательное пространство: как вузы новых регионов РФ интегрируются в российскую систему

Единое образовательное пространство: как вузы новых регионов РФ интегрируются в российскую систему

Фото: Российская академия образования

Университеты Луганска и Донецка вступили в фазу активной интеграции с российской образовательной системой. Двойные дипломы, стажировки, виртуальные системы повышения квалификации и другие новые образовательные продукты помогут воспитать и сохранить в регионах кадровый потенциал. 13 декабря состоялся научный семинар «Ориентиры стратегического развития единого научно-образовательного пространства макрорегиона “Юг России — Донбасс”», организованный Российской академией образования (РАО). В его работе приняла участие вице-президент Вышки Ирина Карелина.

Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, открывая семинар, отметила, что много лет ведется работа по укреплению единого образовательного пространства, обеспечению равного доступа в классы и аудитории для всех школьников и студентов России, и теперь к этой работе присоединяются коллеги из новых регионов.

Ольга Васильева
Фото: Российская академия образования

«Очень важно, чтобы студенты и преподаватели высших учебных заведений Луганской и Донецкой Народных Республик получили все те же возможности, что и их коллеги в других российских регионах. Это очень ответственная задача, необходимо решить ее, сохраняя лучшие наработки коллег», — сказала она. Ольга Васильева подчеркнула, что Российская академия образования готова поддерживать коллег из региональных вузов «во всех направлениях».

«Наше сотрудничество с вузами ДНР и ЛНР является процессом долгим и достаточно сбалансированным. Но сегодня мы понимаем, что потенциал РАО, потенциал Южного федерального университета может использоваться более широко в той интеграционной работе, которую мы ведем. Нам важна задача усиления научного и образовательного пространства нового макрорегиона. И здесь те фундаментальные исследования, которые ведет академия, являются для нас очень востребованными», — рассказала член-корреспондент РАО, президент ЮФУ Марина Боровская. «Сейчас идет процесс реализации дорожной карты, подготовленной в том числе Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения», — добавила она.

Высшая школа экономики активно включилась в процесс интеграции вузов новых регионов, говорит вице-президент НИУ ВШЭ Ирина Карелина. Каждую неделю проходит обсуждение насущных вопросов по формированию единого образовательного пространства.

Напомним, что ранее Вышка стала экспертным центром для вузов ЛНР в аналитическом, методическом и правовом направлениях, что позволит создать условия для бесшовного вхождения образовательных организаций республики в российское академическое пространство.

Ирина Карелина
Фото: Высшая школа экономики

«Сегодня уже около 1,5 тысячи преподавателей вузов, расположенных на новых территориях, прошли разные формы повышения квалификации. Почти 2,5 тысячи студентов обучаются на программах двух дипломов вузов, один из которых расположен на новых территориях. Около тысячи студентов прошли летом практики и стажировки на базе российских университетов. Нам сейчас очень важно не вымыть кадры из региона, не потерять тот потенциал, который сложился, обеспечить воспроизводство кадров, в том числе научных», — подчеркнула вице-президент НИУ ВШЭ.

Несмотря на то что университеты Луганска и Донецка имеют аккредитованные в России направления, потребуется серьезная работа по пересмотру учебных планов. В этом процессе задействованы десятки российских университетов. Ирина Карелина рассказала о программе двойных дипломов, стажировках, виртуальной системе повышения квалификации и обучения, новых видах образовательных продуктов. Все это, по ее мнению, будет работать на формирование единого образовательного пространства.

Светлана Кочетова
Фото: Российская академия образования

«Донбасс всегда сверял свою жизнь с Москвой» — с этих слов начала свое выступление ректор Горловского института иностранных языков Светлана Кочетова. «Все уровни образования в Донецкой Народной Республике ориентированы исключительно на систему образования Российской Федерации… Мы не просто готовы влиться в единый процесс после вхождения в Российскую Федерацию, мы в нем существуем и внимательно следим за содержанием и контекстом российского образования», — отметила она. По ее словам, совместно с целым рядом вузов впервые создано научно-образовательное пространство на Донбассе.

Ректор Луганского государственного педагогического университета Жанна Марфина отметила, что подготовка педагогов и преподавателей в гуманитарных областях сейчас наиболее востребована. Большим подспорьем в этой работе стали профильные педагогические классы, которые за счет ранней профессиональной ориентации позволяют привести в вузы мотивированных студентов, заинтересованных в том, чтобы в будущем остаться в профессии. Сегодня за университетом закреплено два вуза-партнера, это Московский государственный педагогический университет и Кабардино-Балкарский государственный университет, и очень много вузов предложили свою помощь, чтобы интеграция прошла безболезненно, рассказала Жанна Марфина.

Михаил Кушаков, ректор Донбасской юридической академии, особо отметил программы двойных дипломов и высказал признательность за присвоение российских научных званий жителям республики. Два года как школьники региона сдают ЕГЭ по российским законам, организована и проведена российская госаккредитация 8 высших учебных заведений, 11 общеобразовательных школ и 11 учреждений СПО, рассказал он. «Сегодня мы уже выдали нашим выпускникам 18 тысяч дипломов Российской Федерации», — добавил ректор.

В обсуждении проблем и первоочередных направлений интеграции также участвовали член-корреспондент РАО Ольга Гукаленко, директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик, руководитель Центра развития педагогического образования РАО Елена Врублевская, руководитель Центра развития образования РАО Екатерина Уба.

Модератором мероприятия выступил и.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Левицкий.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.