• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Месседж студентам

Каково представление студентов о гражданском обществе, какие знания получает молодежь на эту тему? Вопрос непраздный, если учесть, что  речь идет по сути об основном элементе демократии в любой стране, в том числе и в России. Это и стало предметом рассмотрения на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора (ГРАНС-центр) ГУ-ВШЭ, прошедшем в Вышке 20 мая. Опубликована видеозапись.

Общество — это система экономических, политических и иных взаимодействий различных групп людей, индивидов, институтов. В демократическом обществе действует еще и гражданское общество, стержнем которого является некоммерческий сектор.  Ученые-политологи, занимающиеся проблемами этого общества, знают об особенностях некоммерческого сектора, изучают законодательство об НКО, которое находится в процессе совершенствования. Но то — ученые. А что знают об этом студенты?

Открыл семинар по теме «Гражданское общество и некоммерческий сектор: вопросы преподавания и изучения в системе высшего профессионального образования» первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон. С докладом «Отражение тематики гражданского общества в курсах лекций для студентов отделения прикладной политологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ» выступил заведующий отделением и кафедрой прикладной политологии питерского филиала ГУ-ВШЭ, президент гуманитарно-политологического центра «Стратегия» Александр Сунгуров. Тематика гражданского общества, отметил он, должна обсуждаться в большинстве курсов. И в основу программы для будущих политологов, которых готовят в Санкт-Петербургском филиале Высшей школы экономики, положено изучение политики «как поля взаимодействия основных политических акторов, включая государство, политические партии, неправительственные организации, бизнес, международные организации». При этом политика понимается не только как  politics — или как борьба за завоевание и удержание власти, но и как policy — то есть разработка и реализация программ, направленных на решение тех или иных общественных проблем.

Докладчик коснулся процесса принятия решений, в котором кроме государственных органов участвует «и общественное мнение в различных формах, в том числе в виде контроля, мониторинга». Если посмотреть в самом первом приближении на основных участников политического процесса, то к ним относятся и власть, и структуры гражданского общества (НКО различного вида), и научно-университетское сообщество. Однако их участие на разных этапах различно. На фазах принятия решений это органы власти, в то время как выявлением проблем заняты скорее структуры гражданского общества, а в поисках решений задействованы тоже эксперты гражданского общества, равно как и в выборах вариантов и лоббировании. В исполнении же решений участвуют не только органы власти, это же касается и контроля за исполнением решений. Соответственно, изучая все аспекты процесса и реализации решений, необходимо учитывать влияние и структуры гражданского  общества в интересах формирования публичной политики, которую можно охарактеризовать «как способность выражать «общие интересы», «прозрачную» по способам функционирования, а также существование общественного мнения, которое может формулировать цели и давать критическую оценку. «И хотя наше отделение называется не кафедрой публичной политики, а отделением прикладной политологии, но суть-то как раз и состоит в развитии публичной политики», — заметил докладчик, сообщив, что сейчас вышел в свет пятый ежегодник «Публичная политика-2008», выпускаемый центром «Стратегия». «Тематику гражданского общества мы раскрываем на протяжении всего периода обучения с акцентом на различных формах участия гражданского общества (включая и экспертное сообщество), — констатировал г-н Сунгуров. — Одна из наших идей состоит в том, чтобы экспертное сообщество рассматривало себя как часть гражданского общества».

Александр Сунгуров
Александр Сунгуров
Далее А. Сунгуров перечислил тематику курсов лекций: читаемый первокурсникам курс «Введение в специальность» разбит на темы «Политология как система знаний о политике», «Политология как профессия», «Системный и структурно-функциональный подходы в политологии», «Артикуляция и агрегация политических процессов» (на примере общественных организаций и партий). При этом рассматриваются основные виды артикуляции интересов — индивидуальные и коллективные, роль и значение индивидуальных форм артикуляции интересов, анонимные и спонтанные группы, институционализированные группы и группы-ассоциации на примерах из жизни СССР и современной России. Курс «Введение в специальность» знакомит студентов и с основными структурами гражданского общества. Он включает понятие гражданского общества и его эволюцию, представление о гражданском обществе как знаковом понятии в борьбе против тоталитарного общества, понятие и структуру «третьего сектора», «негражданского общества, роль академического сообщества и научных ассоциаций». При этом речь идет и о роли гражданского образования. Читается также цикл «Развитие идей гендерного равенства и основы гендерной толерантности», основа которого — учение о системе прав человека. Цикл лекций «Общественное участие в деятельности власти» включает такие темы, как «Понятие общественного участия в деятельности власти», «Модели взаимодействия общества и власти», «Правовой статус и уровни общественного участия», «Роль общественного участия в принятии политических решений» и «Методы взаимодействия НКО с органами власти». На 2-м — 3-м курсах читается курс «Политический анализ и прогнозирование», раскрывающий понятие публичной политики и знакомящий с основными акторами этой политики, с формами взаимодействия государственных и негосударственных организаций в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений. А в курсе лекций «Государственная политика и управление» основное внимание уделяется, в частности, вопросам взаимодействия с бизнес-корпорациями и их ассоциациями, рассматриваются конкретные направления государственной политики, участие других акторов публичной политики, кроме государственных, в формировании направлений государственной (публичной) политики. Затрагиваются и права человека как цель политики и управления, зашита прав и свобод как одна из важных функций государства. Еще одной темой в рамках этого курса являются концепции нового способа управления (Governance) и политических сетей, и через эту тему, отметил докладчик, «мы выходим на функции общественной координации, в которой принимают участие различные акторы публичной политики». В теме «Коррупция и способы противодействия» говорится о возможностях государства и гражданского общества в противодействии коррупции.

Докладчик сообщил, что в учебном курсе имеются и темы,  касающиеся особенностей государственного управления и политики в Санкт-Петербурге, перспектив развития в этом городе публичной политики. Читается также курс «Развитие правозащитного  движения в СССР и современной России и проблемы толерантности». А. Сунгуров рассказал о некоторых курсовых работах, защищаемых студентами 2-го курса в мае текущего года: «Гражданское общество и его развитие в России», «Мировая политика сегодня: роль государства и негосударственных организаций», «Общественный контроль деятельности силовых структур», «Правозащитная тематика в СМИ Санкт-Петербурга». А студенты 3-го курса защищают работы по таким темам, как «Политический процесс. Взаимодействие некоммерческих организаций и власти в СПб», «Методика проведения общественных слушаний с учетом психолого-поведенческих аспектов личности», «Взаимодействие гражданского общества и власти: роль общественных советов».

Вот конкретные примеры того, подчеркнул г-н Сунгуров, как тематика гражданского общества, не будучи отдельным, изолированным курсом,  рассматривается во взаимосвязи с различными аспектами политики в целом.

Об опыте преподавания социальной журналистики в вузах России рассказала руководитель проектов Агентства социальной информации (АСИ), преподаватель факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Темичева. Этот курс преподается совместно с кафедрой теории и практики периодической печати факультета журналистики МГУ. Когда в 1994 году было создано  Агентство, то выяснилось, что адекватное отображение деятельности «третьего сектора», который в тот период начинал «становиться на ноги», отсутствует. Это и послужило началом взаимодействия с факультетом журналистики, где в то время уже читался курс «Социальная журналистика», который, однако, имел теоретический характер и не включал такой источник информации, как некоммерческие организации. В результате студенты просто не имели понятия о том, что собой представляют НКО и «что это вообще за сегмент нашего общества». За прошедшие с тех пор годы, сообщила  Е. Темичева, создан курс, включающий в себя ознакомление с деятельностью некоммерческих организаций, введение их «в круг адекватной картины мира для будущих журналистов» и знания в социальной сфере, что необходимо, ибо существует извечная проблема оторванности высшей школы от практической жизни, особо остро стоящая в такой профессии, как журналистика. Курс получился многоплановым и многоуровневым. Его главная задача состоит в том, чтобы «познакомить вживую» как можно большее число будущих журналистов с конкретными исполнителями тех действий, который создают структуру гражданского общества. «Мы называем это преподаванием от первого лица», — заметила г-жа Темичева. О тех или иных проблемах общества студентам рассказывают люди, непосредственно сталкивающиеся в ходе практической работы именно с этими проблемами. «При этом мы стараемся, чтобы наряду с представителями органов власти в этом участвовали и представители НКО из различного рода структур», — подчеркнула докладчица.

Другим элементом курса являются экскурсии в организации, работающие в различных сферах по разному кругу проблем, — городской среде, правозащитной деятельности и т.д. Студенты могут также, аккредитуясь от АСИ, посещать различные мероприятия, в том числе проводимые по линии НКО. «Отрадно, что нам удалось ввести этот курс в число основных дисциплин в ряде вузов, первоначально в Мурманске. В 2005 году присоединились вузы еще пяти городов. А в 2007 году мы впервые организовали дистанционное обучение по данному курсу на площадке дистанционного обучения МГУ, что вызвало огромный интерес», — отметила г-жа Темичева. В результате выяснилось, что до сих пор отсутствует широкое понимание того, что же собой представляют некоммерческие организации. В этом году заинтересованность в спецкурсе проявили вузы Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, где занятия проводятся в разной форме. Примерно 70% студентов, прослушавших курс и уже работающие в СМИ,  сообщила Е. Темичева, избрали сферой своей деятельности социальную проблематику, и у них «проблематика гражданского общества и НКО не вызывает отторжения, каковое наблюдается у их старших коллег».

Елена Абросимова
Елена Абросимова
«Особенности преподавания курса по некоммерческому праву на юридическом факультете и для студентов непрофильных специальностей» — так звучала тема выступления Елены Абросимовой, доцента кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Она автор программы спецкурса «Некоммерческие организации в структуре рынка». А еще один ее курс предназначен для подготовки менеджеров НКО, специалистов по законодательным аспектам деятельности некоммерческих организаций.

По состоянию на 2002 год, сообщила, в частности, Е. Абросимова,  когда проблематика гражданского общества и НКО стала активно обсуждаться в российских вузах,  50% этих курсов читались в режимах специальности по специальной работе, около 30% были связаны со специальностью менеджмента, в том числе в государственном управлении и администрировании, около 20% касались экономических специальностей. И только в МГУ читался специализированный курс для юристов, ориентированных на специфику деятельности НКО.

Г-жа Абросимова высказала убеждение, что «читать некоммерческое право на юридическом факультете практически невозможно, потому что такого права не существует. Такого права нет, и, исходя из отраслевой разделенности нашей юридической специализации, говорить о некоммерческом праве, по крайней мере в стенах нашего факультета, практически невозможно». Поэтому при разработке курса основное внимание было уделено тому, как объяснить студентам, будущим юристам, ориентированным на два основных сектора — госсектор и бизнес, — тематику некоммерческих организаций таким образом, чтобы они поняли ценность этих юридических лиц, а с другой стороны, определили свое место и роль в некоммерческом секторе.  Прежде всего, встал вопрос, каким образом встроить курс, связанный с некоммерческими организациями, в учебные программы юрфака МГУ. И сразу же пришлось столкнуться с тем, что места в учебных программах для такого курса не оказалось. Рассматриваемый курс фокусируется в основном на изучении организационно-правовых форм НКО,  изучении и анализе законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность НКО и их участие в торговом обороте, регистрации и правах некоммерческих организаций. В курсе же для менеджеров затрагиваются только вопросы, связанные с  правовыми аспектами всей деятельности НКО.

Е. Абросимова выделила ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе преподавания. Одна из них — отсутствие устоявшейся терминологии. «Необходимо осознавать,  какими понятиями  мы оперируем. У нашего сектора еще не устоялся терминологический состав, тесным образом связанный со спецификой отрасли, в которой идет работа. В некоммерческом секторе терминология не только не сложилась, но юридическая терминология отличается от аналогичной терминологии, используемой в учебных курсах по другим специальностям».

В отношении некоммерческого сектора, продолжила докладчица, сложилось несколько мифов, с которыми постоянно приходится сталкиваться в процессе преподавания. Первый миф состоит в том, что НКО — это организации, приносящие прибыль. Второй миф связан с т.н. криминальностью НКО, которые используют в качестве некой «крыши» для осуществления иной деятельности. В-третьих, существует мнение о том, что некоммерческие организации всегда зависят о тех, кто  их финансирует, в результате чего, мол, уже есть т.н. карманные некоммерческие организации. Наконец, бытует миф о том, что все НКО пользуются налоговыми льготами и что все эти организации в конечном счете бесполезны. Всю эту самодеятельную мифологию приходится опровергать. К числу проблем следует отнести и недостаточное количество учебно-методической литературы. Однако,  сообщила не без гордости Е. Абросимова, несмотря на все эти проблемы, 50% выпускников ее курса идут работать именно в некоммерческий сектор.

Ирина Мерсиянова
Ирина Мерсиянова
«Менеджмент в организациях некоммерческого сектора по подготовке специалиста по специальности «Государственное и муниципальное управление» — таково название программы, с которой участников семинара ознакомила ее автор, директор ГРАНС-центра ГУ-ВШЭ Ирина Мерсиянова. Целью изучения этой дисциплины является формирование знаний, навыков и умений, развитие способностей, позволяющих менеджерам осуществлять в предметной области некоммерческого сектора управленческую, организационную, методическую, диагностическую, инновационную, консультационную, образовательную и информационно-аналитическую виды деятельности. Методическая новизна курса определяется его междисциплинарностью и характеризуется авторской систематизацией и представлением накопленных в социологии, экономике, политологии, праве знаний по вопросам функционирования и развития некоммерческого сектора общества, подбором списка рекомендованной литературы для освоения курса.

И. Мерсиянова отметила, что за последнее время возросла грамотность студентов и обогатились их знания о некоммерческом секторе и деятельности НКО, чему во многом способствовало недавнее появление научно-методической литературы, изданной многими научно-образовательными учреждениями, в том числе и ГУ-ВШЭ. Это реально способствует улучшению учебного процесса.

Об опыте преподавания учебного курса «Некоммерческий сектор США и Канады: общие тенденции и особенности развития» рассказала ведущий научный сотрудник Института США и Канады Евгения Исраэлян.  Она поведала, с какими стереотипами столкнулась, преподавая этот курс, и на конкретных примерах попыталась опровергнуть эти стереотипы. Первый стереотип состоит в том, что тематика некоммерческого сектора является непрофильной для факультетов  мировой политики и регионоведения.  Но это не так, потому что на международной арене некоммерческий сектор является неотъемлемым компонентом глобальных процессов как с точки зрения решения глобальных проблем, так и с точки зрения образования и развития международных гражданских идей. Во внутренней же политике уход государства из многих сфер деятельности, делегирование этих функций некоммерческим организациям является вторым доказательством необходимости изучения проблематики некоммерческого сектора. Вывод состоит в том, что понимание мировых процессов невозможно без знаний о гражданском обществе и некоммерческом секторе.

Несостоятелен и второй стереотип, согласно которому составляющими элементами современного общества являются государственный и частный секторы, и в этой двухуровневой модели некоммерческий сектор не представлен. Но некоммерческий сектор уже стал неотъемлемой частью социально-экономического и политического ландшафта современных государств. Известно, что на этот сектор суммарно приходится 5,1% ВВП, он обеспечивает занятость и является крупнейшим работодателем, лоббирует законопроекты, занимается защитой интересов населения.

Третий стереотип гласит, что опыт гражданского общества и некоммерческого сектора США и Канады — это лишь частный случай, отличающийся от становления некоммерческих организаций других стран. Этот посыл тоже неверен. Несмотря на особенности, обусловленные уровнем экономического развития и государственного устройства в гражданском обществе и некоммерческом секторе этих стран, просматриваются общие тенденции при сохранении региональных особенностей. Утверждалось, что тематика курса абстрактная, представляет академический интерес только для узкого круга специалистов, но не для студентов. Однако вот как выглядят предполагаемые результаты обучения: во-первых, ожидается введение системы основных терминов, понятий и концепций, а именно: что такое некоммерческий сектор, гражданское общество, что представляет собой межсекторное сотрудничество. Во-вторых, будет достигнуто более глубокое понимание мировых политических и экономических процессов сквозь призму  гражданского общества и некоммерческого сектора. И, в-третьих, выявятся общие закономерности и национальная специфика в развитии некоммерческого сектора различных стран. А освоение студентами опыта некоммерческого сектора стран с развитыми экономиками и высоким уровнем жизни откроет потенциальную возможность адаптировать этот опыт к российским реалиям. Есть и еще один стереотип, согласно которому российское гражданское общество и некоммерческий секторы развиты-де слабо и демонстрируют отрицательную динамику, о чем говорится в ряде зарубежных методик. Подобные оценки, заметила в этой связи г-жа Исраэлян, не так однозначны. В складывающейся модели российского некоммерческого сектора определился, например,  компонент самоорганизации снизу в разнообразных формах, что является залогом жизнеспособности этой модели.

Людмила Прохорова
Людмила Прохорова
Преподаватель Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы Людмила Прохорова выступила с презентацией «Партнерство НКО и вуза: обучение действием», которая была посвящена интеграции деятельности Карельского филиала СЗАГС с автономной некоммерческой организацией «Центр публичной политики гражданского образования и прав человека», где сама она является председателем совета учредителей. Филиал действует на территории Карелии с 1995 года, а Центр был создан в 2004 году.  В Карельском филиале СЗАГС Л. Прохорова ведет два курса: «Зарубежный опыт государственного и муниципального управления» и «Управление ситуацией риска», затрагивая в обоих случаях проблематику гражданского общества. Поскольку Центр публичной политики иногда выполняет функции эксперта, а одним из направлений его деятельности является проведение исследований по различным направлениям региональной политики, специалисты центра проводят социологические исследования, привлекая к этой работе студентов СЗАГС. В 2007 — 2008 годах были проведены два исследования в рамках темы «Коммуникации — власть — граждане», в ходе которых изучалась деятельность местной власти и ее взаимодействие с некоммерческим сектором. А в рамках проекта «Что граждане Карелии знают о неправительственных организациях, и что думают местные неправительственные организации об активности  граждан?» были проведены  масштабные анкетные опросы в пяти городах Карелии. В прошлом году Центр участвовал в общественном мониторинге внедрения административных регламентов в Российской Федерации, и к этой работе привлекались студенты филиала, что, безусловно, было весьма полезным опытом, поскольку все студенты получают образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». По итогам мониторинга Центр и филиал провели совместные публичные слушания, посвященные презентации и обсуждению регионального общественного доклада о результатах общественного мониторинга о деятельности карельского территориального управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Результаты исследований Центра активно используются в учебном процессе, в ходе дипломного проектирования, во время проведения внеучебных мероприятий. Так, в марте 2009 года был проведен президентский час по реализации Федерального закона 131 в республике Карелия, и наряду с другими материалами там были представлены и материалы исследований Центра.

Курс «Управление ситуацией риска», рассказала далее г-жа Прохорова, подразумевает составление модели профиля риска муниципального образования или какого-то документа. При этом берутся документы, отражающие процесс взаимодействия органов государственного муниципального управления и организаций гражданского общества. В республике существует Концепция партнерства органов государственной власти и органов местного самоуправления и неправительственных организаций и бизнеса по развитию гражданского общества в республике Карелия, а в настоящее время обсуждается проект закона Республики Карелия об Общественной палате.

Особенностью семинара стали выступления самих студентов. О том, почему они избрали для своих курсовых работ проблематику гражданского общества и НКО, рассказали студенты 2-го курса факультета государственного и муниципального управления Вышки Михаил Ликсюткин и Дарья Гринь. Студентка 2-го курса магистратуры этого факультета Ирина Шелудченко, готовящая магистерскую диссертацию на тему «Повышение эффективности деятельности НКО методами прозрачности и подотчетности»,  высказала мнение о том, что порой сами чиновники не знают толком, что такое НКО и некоммерческий сектор, и «плохо идут на контакты» с представителями этих организаций.

Вячеслав Бахмин, консультант фонда Мотта, высказал некоторое опасение по поводу того, что власть в России с помощью, в частности, и высшего образования начинает понимать, что гражданский сектор «может пригодиться». А в этой связи вызывают настороженность фразы, согласно которым  НКО могут стать хорошим «аутсорсингом для социалки». То есть некоммерческий сектор может превратиться в «хорошее место, куда можно скинуть всю «социалку», и тогда открывается некий экономический смысл существования самого этого сектора». С другой же стороны, в этом секторе можно сделать карьеру и заработать деньги, потому что сфера новая, «конкуренция небольшая, глядишь, и денежки появятся…». И третий сектор в этом смысле рассматривается весьма прагматически.

В самом этом подходе нет, пожалуй, по мнению Бахмина, ничего плохого. Но плохо, однако, если студенты будут руководствоваться при получении образования лишь этими соображением. В связи с этим В. Бахмин заметил, что одним из хороших способов преподавания являются не курсы, а так называемое «service learning», то есть гражданское образование, которое весьма развито на Западе, где невозможно получить вообще никаких зачетов без прохождения практики в обществе, если студент не апробировал полученные академические знания в общественных институтах, подтверждающих, что он нужен и будет востребован по окончании учебы.

Павел Кудюкин
Павел Кудюкин
Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики государственного управления Вышки, сообщил, что считает одной из своих главных задач «воспитание у студентов критического отношения к государству». Ибо хороший государственный служащий должен, по его убеждению, понимать, «что государство не всесильно», и в этом смысле может быть полезен опыт российской истории. Государство становится весьма неэффективным, когда старается «подмять под себя все и вся». И понимание того, что кроме государства есть еще и бизнес, а еще и весьма значимый некоммерческий сектор как институт гражданского общества, чрезвычайно важно.

В дискуссии по повестке дня выступили также Анастасия Гонтарева, менеджер проекта Московской школы политических исследований, Сергей Голубев  (фонд «Новая Евразия»), Владимир Беневоленский, президент Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. А председатель правления РОО КРЦП «Мои года — мое богатство» Гульнара Миннигалеева (Башкортостан) выступила с предложением, чтобы ГУ-ВШЭ стал своего рода флагманом преподавания предметов по проблематике некоммерческого сектора, взял бы на себя инициативу продвижения образовательной программы и выработки образовательных стандартов в этой сфере.

Подводя итоги семинара, Л. Якобсон высказал убеждение в целесообразности проведения такого общего семинара, потому что «растворение людей, проявляющих интерес к проблематике гражданского общества и некоммерческого сектора среди соответствующих профессиональных сообществ, чрезвычайно опасно, ибо эти люди чувствуют себя в этих сообществах иногда несколько маргинализованно, и их специфические проблемы и специфическую общую озабоченность не понимают». Но именно эта озабоченность и «может стать базой для достаточно сложного, медленного, но необходимого процесса становления сообщества исследователей и преподавателей, которые немножко по-разному видят свои собственно профессиональные задачи, но которых и роднит слишком многое. Надо продолжать такого рода дискуссии и поднимать проблемы, тем более что сложностей хватает».

Первый проректор отметил также, что на том специфическом этапе, когда нет значимого и очевидного в большинстве случаев запроса на знания о гражданском обществе и некоммерческом секторе, исключительно важно уделять внимание тому, «с каким месседжем  мы обращаемся к студентам». И здесь весьма важно дать ответ на вопрос: «А зачем студентам, таким, какими они на сегодня являются, все это нужно?»

Что касается стандартов, то нельзя никого убедить в необходимости чтения того или иного курса как курса базового, входящего в стандарт, до тех пор, пока «мы сами себе не ответили все на тот же вопрос: «А почему без такого курса, например, «Право некоммерческих организаций», нельзя обойтись, почему он абсолютно необходим. Когда мы ответим сами себе на этот вопрос, то можно уже убеждать в этом и других», — сказал г-н Якобсон.

семинар по теме «Гражданское общество и некоммерческий сектор: вопросы преподавания и изучения в системе высшего профессионального образования» 

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Видеозапись семинара «Гражданское общество и некоммерческий сектор: вопросы преподавания и изучения в системе высшего профессионального образования»

Вам также может быть интересно:

Постсоветское притяжение. Интеграционные настроения молодежи ближнего зарубежья

Интерес молодого населения постсоветских стран к России снижается, а российская молодежь все чаще не хочет ни с кем интегрироваться, получать образование или работать за рубежом. Настроения 18-24-летних жителей РФ, Армении, Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Беларуси исследовали на данных Интеграционного барометра ЕАБР за 2012-2017 годы.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Что делает подростка счастливым

Анкетирование подростков от 14 до 19 лет показало, что определяющими факторами счастья для них остаются полноценная семья и забота близких. К таким выводам пришли исследователи ВШЭ в статье «Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками».

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Инфантилизм как норма

Представления о возрастах человека нуждаются в ревизии. Ценность взрослости как периода определенности для многих уже не та, что раньше, поэтому он откладывается. Процессы становления личности тоже идут вразнобой, у взрослых людей остаются признаки инфантилизма. 

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Z-работники

Представители поколения Z только начинают выходить на рынок труда. Работодатель заинтересован в перспективной молодежи, но не всегда знает, чем ее мотивировать и как не отпустить к конкуренту. Исследователи ВШЭ предложили систему стимулирования таких сотрудников с учетом поколенческих особенностей.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Омоложение науки

В России увеличилось число исследователей в возрасте до 30 лет.