• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Елена Одоевская: «Стратпроекты — это про то, чтобы заставить команды идти к одной общей цели»

Елена Одоевская

Елена Одоевская
© Высшая школа экономики

Около года назад Высшая школа экономики в числе первой группы российских вузов по треку «Исследовательское лидерство» получила грант в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и приступила к реализации стратегических научно-исследовательских проектов. Недавно ВШЭ прошла защиту отчета перед Советом программы. О том, чего удалось добиться за этот год, и о том, как формат стратпроектов меняет университет, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала проректор ВШЭ, координатор Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года и программы «Приоритет-2030» Елена Одоевская.

— Елена Викторовна, давайте вначале напомним, как и зачем в Вышке появились стратегические проекты.

— Стратегические проекты появились в момент формирования конкурсной заявки НИУ ВШЭ для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» летом 2021 года. Не скрою, что их наличие в конкурсных требованиях — это в том числе трансляция опыта Вышки в реализации крупных междисциплинарных проектов, направленных на создание уникального результата. Напомню, что в рамках разработки Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года, которая в ноябре прошлого года была утверждена председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным, мы начали трансформировать свою научно-исследовательскую работу под новый формат больших междисциплинарных проектов, ориентированных на внешние результаты. Поэтому выделение стратегических проектов в программе развития «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ стало органичным продолжением реализации инициативы Вышки по созданию крупных междисциплинарных проектов полного цикла со значимым для экономики, общества, науки результатом. Тематики выделенных стратегических проектов тоже были выбраны не случайно: они явились развитием деятельности стратегических академических единиц, которые Вышка заявляла ранее в рамках программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов (Проект 5–100).

— Уже после того, как была принята Программа развития ВШЭ, университет стал участником программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». В итоге получилась коллаборация двух программ?

— Да, а вместе они являются частью нашей интегрированной программы развития, которая включает еще и ряд других крупных федеральных проектов, таких как Научный центр мирового уровня и Центр искусственного интеллекта. Цель «Приоритета-2030» — сформировать в России к 2030 году широкую группу ведущих университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Именно эту задачу — быть одним из национальных центров развития — мы поставили перед собой. По формату программы «Приоритет-2030» мы сформировали пять стратегических проектов, в центре которых человек и его потребности в меняющемся мире: «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» и «Доказательная урбанистика».

— Недавно команда университета представила результаты работы по программе «Приоритет-2030» на защите перед Советом программы. На чем делался акцент в ходе защиты?

— Представляя результаты текущего года, мы прежде всего сфокусировались на научных результатах и их трансфере в политику, социальные технологии, образование, какие конкретные эффекты для общества, экономики и в конечном счете для каждого человека были и могут быть достигнуты в результате работ наших ученых. Несмотря на то что первый год — это всего лишь период старта, когда идет обзор практик, формирование гипотез, дальнейших целей и задач, комплектование исследовательских команд и так далее, у нас уже есть немало интересных разработок, основанных на имеющемся в Вышке заделе.

— Расскажите о них.

— Их достаточно много, приведу лишь несколько примеров. В стратпроекте «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» остановлюсь на трех примерах, которые в следующие один-два года реализации будут доведены до уровня TRL 6–8 (уровни готовности технологий, когда существуют демонстрационные полнофункциональные образцы и прототипы, работающие в реальных условиях, готовые к последующему масштабированию/производству. — Ред.). Это инструменты повышения устойчивости человека к восприятию фейков и дипфейков и инструменты оценки характеристик самостоятельности человека, оценки его надпрофессиональных навыков. Отдельно стоит отметить ведущую роль участников стратпроекта в подготовке доклада для Госсовета РФ по молодежной политике.

Высшая школа экономики в программе «Приоритет-2030» в 2021–2022 годах

 28 базовых кафедр институтов РАН

 30 зеркальных лабораторий в партнерстве с региональными университетами (vs 13)

 528 сотрудников российских университетов прошли стажировки на базе НИУ ВШЭ

 200+ научных и экспертно-аналитических проектов по заказу региональных органов власти и бизнеса

 15 тыс. сетевых студентов и 43 вуза

 11 интеллектуальных состязаний с участием 155 тыс. школьников

 496 партнерских школ

Стратпроект «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» — фундамент для многих наших исследовательских групп. В 2022 году коллектив проекта представил сценарные анализы социально-экономического развития, климатических изменений, развития науки, технологий на основе анализа больших данных с использованием уникальной системы iFORA. Работа экспертов в рамках этого проекта стала основой для принятия решений о мерах господдержки различных отраслей экономики, в частности научной сферы.

В следующем году мы должны представить открытую базу данных по санкциям, которая будет постоянно пополняться. Коллеги провели просто колоссальную работу с точки зрения систематизации всех знаний о том, какие ограничительные меры вводились и когда, как они усиливались, вплоть до публичных заявлений политиков в социальных сетях на тему санкций. Это крайне полезный инструмент и для ученых, и для представителей государства, и просто для широкой общественности.

Команда стратпроекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» в этом году смогла транслировать накопленный ранее исследовательский потенциал, обеспечив экспертное и аналитическое сопровождение государственных решений в социальной политике. Благодаря им в текущем году на повышение денежных доходов граждан дополнительно было направлено 1,4 трлн рублей.

В стратпроекте «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» сформирована не имеющая аналогов эмпирическая база, позволяющая оценить социальные эффекты цифровой трансформации и тренды развития искусственного интеллекта. Наши выводы о том, как технологии используются обществом и компаниями, легли в основу предложений по мерам поддержки ИТ-отрасли. Очень перспективное направление в рамках этого проекта, которое носит фундаментальный характер, направленный на обеспечение технологического суверенитета страны, — это исследование сетей 6G.

— А как дела в стратпроекте «Доказательная урбанистика»?

— Год реализации этого проекта показал, что он находится в самой высокой степени готовности с точки зрения вывода технологии на рынок. Некоторые из них были внедрены непосредственно в работу конкретных городских администраций. Так, в рамках стратегического проекта разработан оригинальный софт для транспортного моделирования, который по функционалу превосходит зарубежные аналоги. Это подтверждается объемом внешних инвестиций в проект в 2022 году. Учитывая высокую степень проработки «Доказательной урбанистики», решено, что дальше это направление будет реализовываться в рамках научно-исследовательской политики университета, но не как стратегический проект, его команда будет и дальше реализовывать проекты по заказу индустриальных партнеров и органов власти.

— Будет ли сформирован новый стратпроект?

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

— Да, мы предложили Совету программы поддержать стратегический проект «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Проект имеет высокое прикладное значение и серьезный фундаментальный задел. Он внесет вклад в борьбу с нейродегенеративными заболеваниями и психическими расстройствами, в решение проблем инвалидизации, будет содействовать активному долголетию, т.е. сможет внести вклад в достижение национальных целей развития страны. Проект предполагает быстрый вывод на рынок новых продуктов — например, в области персонифицированного нейропротезирования. Стоит отметить, что направление когнитивных наук Вышка начала развивать уже достаточно давно, особенно активно в период действия Проекта 5–100. Сейчас, в 2022 году, мы имеем не просто исследовательское подразделение внутри университета, а глобально-конкурентный, признанный исследовательский кластер в области нейронаук. Коллеги делают невероятные исследования, разрабатывают уникальные технологии, у них большое количество партнерств с медицинскими организациями. Мы рассчитываем, что конкретные технологии будут выведены на рынок в ближайшие два-три года реализации проекта.

— Подход, предполагающий разработку технологий, практикоориентированность, привлечение внешних партнеров — это одна из особенностей стратпроектов?

— Это сознательная политика, потому что задача, которую мы перед собой поставили в рамках «Приоритета-2030», состоит в том, чтобы наши исследования были исследованиями полного цикла — от постановки какой-то гипотезы до конкретной технологии, прототипа, ноу-хау. Кроме того, необходимо, чтобы у исследований был заказчик/потребитель. Это может быть индустриальный партнер, конкретная компания. В ряде случаев им выступает сама Высшая школа экономики, например когда мы говорим о наполнении наших образовательных продуктов, либо наш учредитель — правительство РФ, в частности если речь идет о сценариях развития той или иной отрасли. Ими также могут быть обычные люди, для которых создаются конкретные продукты или чьи возможности развития мы прокачиваем. То есть наша задача — дать конкретный инструмент, конкретную методологию, конкретную разработку, которая бы дальше жила без нас.

Стратегические проекты НИУ ВШЭ сегодня

 60+ исследовательских проектов

 40+ задействованных факультетов, лабораторий, центров

 650 вовлеченных исследователей

 55% исследователей в возрасте до 39 лет

 13 консорциумов с другими вузами

Мы в принципе в Вышке ориентируемся на то, чтобы научная деятельность приносила государству, бизнесу и обществу добавленную стоимость. Даже в фундаментальных исследованиях сегодня мы делаем ставку на быстрый выход результатов на рынок. Так, на конец 2022 года 25% фундаментальных научных проектов ВШЭ уже привлекают финансирование за счет внешних контрактов и грантов, а еще 50% проектов готовы выйти на получение прикладных результатов в обозримое время.

— Есть ли в стратпроектах внешние университеты-партнеры?

— У нас около 13 консорциумов. Консорциум — это также инструмент «Приоритета-2030», и это не просто рамочные соглашения о партнерстве, а договоренности, где четко обозначены роли, цели и задачи каждого из участников. Например, в рамках одного из стратпроектов очень интересная и перспективная тема — консорциум с Сеченовским университетом по форсайт-исследованиям в области драг-дизайна. Сеченовка — лидер в подготовке кадров для здравоохранения и фарминдустрии, а Высшая школа экономики — лидер в прогнозировании и исследовании будущего. Число подобных консорциумов будет расти. В 2022 году стартовал процесс формирования нового консорциума по универсальным компетенциям с Университетом ИТМО, Уральским федеральным университетом, Томским государственным университетом и Тюменским государственным университетом. Проведен запуск пилотной волны лонгитюдного исследования образовательного поведения и успешности студентов университетов.

— Можно заметить, что все стратпроекты в той или иной степени связаны с человеком, можно даже говорить об их стратегической человекоцентричности. Почему взят такой вектор?

— Тут очень простой ответ. Вышка, наверное, единственный и уникальный университет в России с такого рода концентрацией человекоориентированных исследований. И благодаря реализации стратпроектов у нас есть замечательная возможность укрепить это лидерство.

— Насколько активно в стратпроектах задействованы молодые ученые?

— Очень активно. Вообще, высокая вовлеченность молодых ученых в реализацию стратпроектов — это один из успехов нового подхода к исследовательской работе. У нас появился формат открытых конкурсов, в рамках которых отбираются для реализации самые интересные исследовательские проекты, предложенные нашими молодыми сотрудниками и аспирантами. Три стратпроекта уже успешно провели по своим тематическим направлениям такие конкурсы. Это колоссальная возможность для тех, кто только начинает свой исследовательский путь, сразу войти в проект с ведущими учеными, быть услышанными и востребованными. И это еще и отличный кадровый резерв для университета. Например, в 2022 году проведен первый конкурс проектов молодых ученых НИУ ВШЭ по тематике цифровой трансформации. Отобранные шесть проектов-победителей предусматривают разработки для здравоохранения (диагностика нарушений памяти у детей, восстановление движения пальцев), космической сферы, 3D-моделирования и VR, микроэлектроники, а также развитие методов анализа социального благополучия по альтернативным индикаторам на основе больших данных. В их реализации принимают участие 24 молодых исследователя в возрасте до 35 лет.

— Помимо нового стратпроекта «Устойчивый мозг», предполагаются еще изменения в программе участия Вышки в «Приоритете-2030»?

— С учетом текущей внешней обстановки мы вышли с инициативой уменьшить целевой показатель по иностранным магистрантам и аспирантам. Нам, как и всем вузам, необходимо переосмыслить международную деятельность. Для этого мы решили включить в программу новую политику «Деколонизация международного образования: расширение пространств дружбы и взаимного доверия». Мы уже начали создание образовательного и исследовательского кластера в сфере евразийской интеграции, востоковедения и африканистики, чтобы выиграть борьбу за международные таланты. Вышка при этом будет транслировать свой опыт международной коммуникации на другие университеты.

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В этом году, как известно, мы столкнулась также с отказом глобальных образовательных платформ, таких как Coursera, от сотрудничества с российскими вузами. Это серьезный вызов, поскольку, например, у Вышки там была база из примерно 2 миллионов слушателей наших курсов, а ее нам фактически обнулили. Но мы поддержали всех тех, кто учился у нас, например, в онлайн-магистратуре: они сегодня обучаются на нашей внутренней платформе Smart LMS. Но целевые показатели по количеству слушателей онлайн-курсов пришлось скорректировать.

— Какой эффект для университета уже сегодня дает участие в программе «Приоритет-2030»?

— На мой взгляд, участие в «Приоритете-2030» в направлении «Исследовательское лидерство» на лидирующих позициях позволяет нам лучше структурировать нашу деятельность. Университет, несмотря на молодость, очень большой, мы очень быстро развивались и достигли очень высоких результатов. У нас сегодня много центров компетенций, исследовательских подразделений, которые занимаются смежными темами. Мы эти команды в рамках стратпроектов и «Приоритета-2030» объединяем и получаем отличный синергетический эффект. Стратпроекты — это про то, чтобы заставить команды, которые находятся в разных подразделениях, в разных кампусах, в разных предметных областях, в разных сообществах, идти к одной общей цели. Кроме того, мы, как я уже отмечала, активно задействуем в стратпроектах молодых ученых, а также осуществляем постоянный трансфер результатов научно-исследовательской деятельности в образовательные программы. И это все в совокупности прямо сейчас меняет университет, повышает качество его работы, авторитет, конкурентоспособность.

— Каковы ближайшие планы?

— Сейчас завершается приемка результатов работы 2022 года. Мы смотрим не только на полученные результаты, но и на то, как можно донастроить проекты, определяем их конечный состав, оказываем методическое сопровождение, корректируем цели, задачи, KPI. Планируем завершить эту работу в январе 2023 года и вынести ее итоги на обсуждение в рамках объединенных научных семинаров стратпроектов.

Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» реализуется с мая 2021 года, когда было выпущено соответствующее постановление правительства РФ. Планируется, что программа позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Цель «Приоритета-2030» — к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. НИУ ВШЭ вместе с восемью другими университетами входит в первую группу программы по треку «Исследовательское лидерство».

Вам также может быть интересно:

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Женщины и предприниматели — самые инициативные и оптимистичные россияне

Россияне, которые проявляют инициативу в разных сферах своей жизни — как в семье и с друзьями, так и на рынке труда, — оптимистичнее в отношении как личного благополучия, так и будущего своей страны. Такой вывод делается в научно-исследовательской работе «Практики использования инструментов усовершенствования личности», выполненной в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» программы «Приоритет-2030». В рамках нее с 30 октября по 9 ноября 2023 года был проведен опрос населения России в возрасте от 18 лет.

Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека

Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.

Победителем КИвО-2023 стал проект «Ассистент учителя», в котором используется ИИ

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялся финал Конкурса инноваций в образовании, который был придуман 10 лет назад и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Победителем конкурса стал проект «Ассистент учителя», разработанный компанией «СберОбразование» с применением технологий искусственного интеллекта. Команда проекта примет участие в совместном исследовании с Институтом образования.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Программный комплекс «АСОНИКА-К» обеспечит надежность российских электронных компонентов

В октябре 2023 года разработанный в Высшей школе экономики программный комплекс «АСОНИКА-К» заработал на одном из промышленных предприятий, выпускающих электронные компоненты.

«Перспективно, хотя и звучит фантастично»: Ольга Драгой — о реконструкции речи и будущем нейротехнологий

Весной 2023 года в Высшей школе экономики стартовал пятый стратегический проект в рамках программы «Приоритет-2030» — «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». Он объединяет ученых из всех кампусов университета. Какие технологии уже сегодня создают нейроисследователи, что их вдохновляет, как строятся междисциплинарные прикладные работы, «Вышка.Главное» узнала у одного из руководителей стратпроекта, директора Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольги Драгой.

В НИУ ВШЭ научат анализировать и прогнозировать санкционную политику в отношении России

7 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ начнется обучение по программе повышения квалификации «Анализ и прогноз санкций ЕС в отношении РФ: возможности базы данных SanctionsRuBase+». Ее слушатели в течение трех недель будут изучать в онлайн-формате санкционную политику в отношении России. Что представляет собой эта база данных, в чем уникальность программы ДПО и для кого она предназначена, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала декан ФМЭиМП Анастасия Лихачева.

Заявки на участие в КИвО-2023 принимаются до 31 октября

Меньше недели осталось до завершения приема проектов на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который в этом году проводится десятый раз. К участию приглашаются авторы учебных тренажеров, приложений, платформ, мероприятий и медиа, методических и технологических разработок и т.д. На днях в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» была объявлена отдельная номинация конкурса — «Самостоятельное обучение», победитель в которой получит денежный приз.