• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хиллман А . Государство и экономическая политика возможности и ограничения управления / Пер. с англ. под науч. ред. М. И. Левина. М.: ГУ-ВШЭ, 2009

Книга предлагает новый взгляд на современные средства и методы анализа экономики общественного сектора и политики в этой области. В ней отражены современные тенденции развития науки о государственном управлении, выражающиеся в использовании возможностей и ограничений экономики общественного сектора и общественных финансов в условиях переходных экономических и политических процессов.

Хиллман А . Государство и экономическая политика возможности и ограничения управления / Пер. с англ. под науч. ред. М. И. Левина. М.: ГУ-ВШЭ, 2009

Книга предлагает новый взгляд на современные средства и методы анализа экономики общественного сектора и политики в этой области. В ней отражены современные тенденции развития науки о государственном управлении, выражающиеся в использовании возможностей и ограничений экономики общественного сектора и общественных финансов в условиях переходных экономических и политических процессов.

Для студентов, аспирантов, преподавателей, специализирующихся в области экономики общественного сектора и государственного управления.

Содержание, предисловие, глава 1

Содержание

Предисловие

1. Рынки и частная собственность

1.1. Введение

1.1.1. Рынок и эффективность
1.1.2. Личная свобода
1.1.3. Спонтанный порядок
1.1.4. Функции государства: почему рыночного саморегулирования может быть недостаточно?
1.1.5. Нормативные и позитивные вопросы
1.1.6. Эффективность по Парето
1.1.7. Социальная справедливость
1.1.8. Ограниченные возможности государства
1.1.9. Частные издержки государственного финансирования
1.1.10. Резюме

1.2. Права собственности и власть закона

1.2.1. Принципы власти закона
1.2.2. Неэффективность анархии
1.2.3. Этичное поведение
1.2.4. Сильные и слабые
1.2.5. Бродячие и оседлые бандиты
1.2.6. Частная реакция на фиаско власти закона
1.2.7. Негативный взгляд на права собственности
1.2.8. Резюме

1.3. Всеобъемлющее государство

1.3.1. Коллективная собственность
1.3.2. Личная свобода
1.3.3. Информация и эффективность
1.3.4. Пагубная самонадеянность
1.3.5. Привилегии и социальная справедливость
1.3.6. Мягкий бюджет
1.3.7. Заключение

2. Коллективные выгоды

2.1. Общественные блага

2.1.1. От частных выгод к коллективным
2.1.2. Добровольная плата за общественное благо
2.1.3. Дилемма заключенных и общественные блага
2.1.4. Общественные блага добровольного типа
2.1.5. Общественное благо со слабыми связями
2.1.6. Национальная оборона как общественное благо
2.1.7. Защита от терроризма
2.1.8. Государственные финансы и государственное снабжение
2.1.9. Резюме

2.2. Информация и общественные блага

2.2.1. Информация и общественные расходы
2.2.2. Идеальное решение по Линдалю и информационные проблемы
2.2.3. Анализ выгод и издержек и информационные проблемы
2.2.4. Механизм стимулирования правдивых сообщений
2.2.5. Информация и выбор местожительства
2.2.6. Заключение

2.3. Государственное финансирование общественных благ

2.3.1. Налоги и государственное финансирование
2.3.2.Налогообложение при расходовании дохода
2.3.3. Налогообложение без избыточного бремени
2.3.4. Административные и эмоциональные издержки налогообложения
2.3.5. Отложенное налогообложение: государственные заимствования
2.3.6. Кто платит налоги?
2.3.7. Эффект воздействия налогов на экономику в целом
2.3.8. Рекция на государственный бюджетный профицит
2.3.9. Резюме

3. Голосование и общественные блага

3.1. Голосование по правилу простого большинства и общественные блага

3.1.1. Голосование и консенсус
3.1.2. Выбор большинства и медианный избиратель
3.1.3. Неустойчивость выбора большинства
3.1.4. Выбор большинства и оценка издержек и выгод
3.1.5. Рынок голосов
3.1.6. Политические коалиции и логроллинг
3.1.7. Стимулы к отделению
3.1.8. Голосование и выбор места
3.1.9. Политика сдержек и противовесов
3.1.10.Резюме

3.2. Политическая конкуренция и общественные расходы

3.2.1. Прямая и представительная демократия
3.2.2. Политическая конкуренция при решении одного политического вопроса
3.2.3. Политическая конкуренция при решении нескольких вопросов
3.2.4. Принципиальное политическое поведение
3.2.5. Системы голосования
3.2.6. Резюме

3.3. Реализация коллективных решений государственной бюрократией

3.3.1. Проблема принципала-агента
3.3.2. Бюрократы — слуги народа0
3.3.3. Личные интересы государственной бюрократии
3.3.4. Эффект Томаса Беккета
3.3.5. Контракт между налогоплательщиками и бюрократами
3.3.6. Политические представители и государственная бюрократия
3.3.7. Расходы на общественные блага
3.3.8. Государственная бюрократия в бедных странах
3.3.9. Заключение

4. Рыночные связи

4.1. Частные решения в ответ на экстерналии

4.1.1. Социальные взаимосвязи и рыночные экстерналии
4.1.2. «Трагедия общины» и частная собственность
4.1.3. Законные права, частные переговоры и теорема Коуза
4.1.4. Последствия распределения законных прав
4.1.5. Провалы (фиаско) теоремы Коуза
4.1.6. Местоположение и капитализация рынка
4.1.7. Принятие во внимание интересов других
4.1.8. Социальные нормы
4.1.9. Заключение

4.2. Политика государства и экстерналии

4.2.1. Итак: государство
4.2.2. Налоги и субсидии
4.2.3. Прямое регулирование
4.2.4. Квоты
4.2.5. Политические решения
4.2.6. Глобальные экстерналии и международные соглашения
4.2.7. Различия в чувствительности к проблемам экологии
4.2.8. Здоровье, общество и частные права
4.2.9. Заключение

4.3.Запреты рынков

4.3.1. Подчинение личных предпочтений
4.3.2. Поведение, противоречивое во времени
4.3.3. Информация
4.3.4. Мнение сторонников доктрины свободной воли
4.3.5. Рынки людей
4.3.6. Незаконные рынки
4.3.7. Законные права и экстерналии
4.3.8. Ценности общества и социальные нормы
4.3.9. Рынки на других территориях
4.3.10. Заключение

5. Социальная справедливость

5.1. Общественное благосостояние и социальное страхование

5.1.1. Частный спрос на страхование
5.1.2. Общественное благосостояние и социальная справедливость
5.1.3. Эффективность перераспределения доходов
5.1.4. Социальное страхование
5.1.5. Частное страхование
5.1.6. Государство как страхователь в последней инстанции
5.1.7. Голосование по вопросу социального страхования
5.1.8. Глобальное социальное страхование
5.1.9. Резюме

5.2. Субсидии и стимулы

5.2.1. Моральный риск и социальная поддержка
5.2.2. Страхование по безработице
5.2.3. Выбор между денежным и натуральным трансфертом
5.2.4. Отказ от субсидий и перераспределения доходов
5.2.5. Дополнительные частные расходы
5.2.6. Компенсационные выплаты и выбор местожительства
5.2.7. Талоны как средство предоставления натуральных субсидий
5.2.8. Рыночный ответ и ценность субсидий
5.2.9. Резюме

5.3. Социальная справедливость без вмешательства государства

5.3.1. Добровольные благотворительные трансферты
5.3.2. Честность в играх «ультиматум» и «диктатор»
5.3.3. Ленивые люди
5.3.4. Добровольная благотворительность как решение проблемы социальной несправедливости
5.3.5. Экономическая и социальная мобильность
5.3.6. Заключение

6. Политика и перераспределение

6.1. Голосование и перераспределение

6.1.1. Распределение дохода при голосовании по принципу простого большинства
6.1.2. Личные выгоды от государственных расходов
6.1.3. Размер коалиции и ее устойчивость
6.1.4. Ограничение перераспределения путем голосования по правилу простого большинства
6.1.5. Право на голосование
6.1.6. Голосование и пол
6.1.7. Перераспределение дохода между поколениями
6.1.8. Конституционные ограничения
6.1.9. Другие группировки, составляющие большинство
6.1.10. Распределение доходов в демократическом обществе
6.1.11. Разные политики
6.1.12. Заключение

6.2. Политическое поведение и общественная политика

6.2.1. Общественные и особые интересы
6.2.2. Избиратели
6.2.3. Политики
6.2.4. Компромиссы
6.2.5. Вероятностное голосование
6.2.6. Политические аукционы
6.2.7. Политическая коррупция
6.2.8. Резюме

6.3. Государственная политика и рентоориентированное поведение

6.3.1. Рента и рентоориентированное поведение
6.3.2. Растекание (рассеивание) ренты
6.3.3. Погоня за рентой и общественные нормы
6.3.4. Неоднозначность в интерпретации поведения
6.3.5. Погоня за рентой и трансферты
6.3.6. Создание ренты
6.3.7. Общественные потери от неудачной погони за рентой
6.3.8. Избыточное налоговое бремя и стимулы погони за рентой
6.3.9. Политическая эффективность
6.3.10. Выбор местожительства
6.3.11. Сравнение двух обществ

7. Налогообложение

7.1. Налоги на личные доходы

7.1.1. Правило эффективного налогообложения Рамсея
7.1.2. Социальная справедливость и правило Рамсея
7.1.3. Прогрессивность и регрессивность подоходного налога
7.1.4. Негативный подоходный налог и решение о принятии предложения о работе
7.1.5. Линейный подоходный налог
7.1.6. Оптимальный подоходный налог
7.1.7. Правительство, максимизирующее налоговые поступления
7.1.8. Избыточное налогообложение: кривая Лаффера
7.1.9. Политические цели
7.1.10. Реформа налогообложения
7.1.11. Резюме

7.2. Что облагать налогом?

7.2.1. Налог на доход от капитала
7.2.2. Налог с доходов корпораций или компаний
7.2.3. Косвенные налоги: налог с оборота, импортные пошлины и налог на добавленную стоимость
7.2.4. Должны ли косвенные налоги сопутствовать оптимальному подоходному налогу?
7.2.5. Лотереи
7.2.6. Налогообложение через инфляцию и финансовое сдерживание
7.2.7. Налог на личное имущество и на наследство
7.2.8. Паушальный налог
7.2.9. Прямой налог на личные расходы
7.2.10. Резюме

7.3. Отказ платить налоги

7.3.1. Политика предотвращения уклонения от уплаты налогов
7.3.2. Общественные нормы и уклонение от уплаты налогов
7.3.3. Возможности для уклонения от уплаты налогов
7.3.4. Чувство вины и налоговая амнистия
7.3.5. Поведение налоговой администрации
7.3.6. Теневая экономика
7.3.7. Общественные издержки уклонения от уплаты налогов
7.3.8. Уклонение от уплаты налогов через трансфертные цены
7.3.9. Дилемма заключенных и уклонение от уплаты налогов
7.3.10. Оптимизация налогообложения и уклонение от уплаты налогов
7.3.11. Резюме

8. Цены использования

8.1. Цены использования на общественные блага

8.1.1. Свойства цен использования
8.1.2. Рынок использования общественных благ
8.1.3. Эффективная цена использования
8.1.4. Решения о самофинансировании блага через цены использования
8.1.5. Общественные блага, которые не могут быть самофинансируемыми
8.1.6. Применение цены использования как способ избежать государства-Левиафана
8.1.7. Резюме

8.2. Цена использования в случае перегружаемого общественного блага

8.2.1. Эффективная цена использования в случае перегружаемого общественного блага
8.2.2. Частное предложение
8.2.3. Цена использования и выбор местожительства
8.2.4. Некоммерческие клубы (организации)
8.2.5. Резюме

8.3. Цена использования и естественная монополия

8.3.1. Естественная монополия и частные блага
8.3.2. Финансовые решения естественных монополий
8.3.3. Государственная собственность и приватизация
8.3.4. Объединения для совместного несения издержек и естественная монополия
8.3.5. Резюме

9. «Сколько» правительства надо?

9.1. Множественность власти

9.1.1. Выгоды выбора между правительствами
9.1.2. Идеальная структура правительства
9.1.3. Препятствия на пути эффективного функционирования механизма выбора
9.1.4. Экстерналии среди юрисдикций
9.1.5. Социальное страхование и миграционные процессы
9.1.6. Перераспределение доходов в федеральном государстве
9.1.7. Миграция и качество правительства
9.1.8. Конкуренция тарифов
9.1.9. Имущественный налог и подушный налог избирателя9
9.1.10. Мобильная налоговая база и налоговая конкуренция
9.1.11. Резюме

9.2. Кооперация и доверие как альтернатива правительству

9.2.1. Тип людей и государство
9.2.2. Кооперация без правительства
9.2.3. Реципрокное поведение
9.2.4. Общественные нормы и доверие
9.2.5. Заключение

9.3. Рост правительства и конституционные ограничения

9.3.1. Автократические общества
9.3.2. Рост правительства
9.3.3. Измерение величины правительства
9.3.4. Общественная полезность и рост правительства
9.3.5. Конституционные ограничения действий правительства
9.3.6. Резюме

10. Здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение

10.1. Медицинское страхование и медицинское обслуживание

10.1.1. Рынок и государство
10.1.2. Специфика медицинского обслуживания
10.1.3. Рынок медицинского страхования
10.1.4. Медицинское обслуживание как часть программы социального страхования
10.1.5. Здоровье и рынок
10.1.6. Частное всеобщее медицинское страхование
10.1.7. Государственное медицинское обслуживание
10.1.8. Заключение

10.2. Образование

10.2.1. От частного образования к государственному
10.2.2. Показатели качества образования
10.2.3. Выбор местожительства и образование
10.2.4. Частные школы и неблагоприятный отбор
10.2.5. Образование и распределение доходов
10.2.6. Частные управляющие государственных школ
10.2.7. Неравенство и равные возможности
10.2.8. Финансирование высшего образования
10.2.9. Резюме

10.3. Пенсионное обеспечение

10.3.1. Социальный контракт между поколениями
10.3.2. Демография и трансферты между поколениями
10.3.3. Личное добровольное обеспечение пенсии
10.3.4. Переход от схемы ответственности поколений
10.3.5. Распределение рисков между поколениями
10.3.6. Заключение

Постскриптум. Откуда различие во взглядах?

Приложения

Приложения к главе 1

1А: Эффективность конкурентного рынка
1B: Эффективность конкурентной экономики
1C: Аргументы в пользу коллективной собственности
1D: Фирма, управляемая работниками

Приложения к главе 2

2A: Эффективность в экономике с частными и общественными благами
2B: Размер группы и добровольные коллективные действия
2C: Распределение доходов и добровольные коллективные действия
2D: Последовательное добровольное финансирование общественных благ
2E: Эффекты дохода и избыточное бремя налогов
2F: Эмпирическое измерение избыточного бремени, вызванного налогообложением

Приложение к главе 3

3A: Политическая конкуренция нескольких кандидатов

Приложения к главе 4

4A: «Трагедия общины»
4B: Препятствие для воссоздания «отсутствующих» рынков
4C: Защита дельфинов

Приложения к главе 5

5A: Теорема о невозможности агрегирования предпочтений
5B: Измерение неравенства доходов
5C: Социальный статус и частная благотворительность

Приложения к главе 6

6A: Вероятностное голосование
6B: Пример экстремальной коррупции
6C: Теоретические модели рентоориентированного поведения
6D: Рента и протекционизм во внешнеторговой политике

Приложения к главе 7

7A: Измерение объема теневой экономики
7B: Уклонение от уплаты налогов и налог на добавленную стоимость
7C: Уклонение от уплаты налогов с помощью представительских расходов

Приложения к главе 8

8A: Государственное финансирование и частное предложение
8B: Принцип «пользователь платит» и тюрьмы
8C: Принцип «пользователь платит за дополнительные услуги»
8D: Приватизация

Приложения к главе 10

10A: Медицинское страхование работника, оплачиваемое работодателем
10B: Рынки и финансируемое государством здравоохранение для пожилых
10C: Издержки получения медицинского образования и практического опыта в медицине
10D: Административные издержки пенсионного обеспечения
10E: Межвременные рынки

Алфавитно-предметный указатель

Библиография

Вам также может быть интересно:

«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»

Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.

ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления

Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей —  Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.

Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики

На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.

«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»

Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.

Теневое управление помогает развитию регионов

Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Управление на госслужбе и в бизнесе

В этом году одна из первых в России магистерских программ по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ обновила свою концепцию. Знания и умения, полученные студентами при обучении на программе, позволят им эффективно работать как на государство, так и с государством. Прием заявлений от абитуриентов продолжается до 15 июля.

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 4, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 4, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 3, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 3, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 2, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 2, 2013).

Продвижение ВШЭ в NISPAcee

В Белграде прошла ежегодная международная конференция Ассоциации институтов и факультетов публичного управления Центральной и Восточной Европы (NISPAcee). Об итогах форума рассказал один из представителей университета на нем, научный руководитель факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Барабашев.