• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системы оценки качества образования: нет идеала…

14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.

Сегодня проблема построения системы оценки качества (СОК) образования активно обсуждается во многих странах мира. Ведь важен не только сам факт, что дети ходят в школу. Нужно понимать, как они там учатся, что они знают на выходе.

 

Что такое эффективная система оценки качества?

Исследователи Всемирного банка работают в ряде стран, пытаясь выяснить, как работают системы оценки качества образования, и вывести формулу идеальной системы. На сегодняшний день они пришли к выводу, что идеальной системы не существует, но есть системы оценки, которые выглядят лучше на фоне других. Это системы, которые учитывают как национальный контекст развития образования, так и международный. Их поддерживает мощная среда ресурсов, институтов и политических решений, которые позволяют таким системам без помех развиваться.

Как правило, различают три вида оценки образовательных достижений учащихся: оценка внутри класса, экзамены, широкомасштабные мониторинги (национальные и международные). Почти в каждой стране с тем или иным успехом используются все эти виды оценки. Где-то больший акцент делают на экзамены, где-то на мониторинги. Вопрос лишь в том, как соблюсти удачный баланс, чтоб всем было хорошо: и учащимся, и школам, и государству.

К примеру, в Чили экзамены сдают только те, кто собирается идти в университет, оценке внутри класса особого значения тоже не придается. Больший упор в стране делается на крупномасштабные обследования. Общенациональный мониторинг дает не только индивидуальную оценку школьников, но и информацию о школах, чтобы родители могли сделать вывод, куда лучше отдать учиться своих отпрысков. В то же время школы, которые сумеют привлечь больше детей, получают соответствующее финансирование от государства.

Уганда, как и ряд других африканских стран, бывших британских колоний, унаследовала от доминиона экзамены как основу СОК. Исторически экзамены служили фильтром, допускающим к дальнейшему обучению самых способных, поскольку достаточного количества мест в старшей школе не было, как и квалифицированных учителей. И лишь в последние годы Уганда стала проводить крупномасштабные обследования, одновременно пытаясь придать большее значение внутриклассовому оцениванию детей.

Штат Квинсленд в Австралии опорным пунктом системы оценки качества сделал индивидуальное оценивание работы школьника в классе. Оценка по ключевым предметам, которую получает выпускник школы, строится по очень строгой процедуре контроля качества в соответствии с государственными стандартами. Построить такую систему оценки возможно только при достаточном уровне автономии штатов и школ, а также очень высоком уровне квалификации преподавателей.

 

Какие условия нужны для создания эффективной СОК?

Можно выделить три ключевых драйвера СОК: системный подход к проблеме (включая постановку целей обучения, построение соответствующих учебных планов), качество оценивания (то есть дизайн и администрирование системы, анализ и адекватное использование информации) и, наконец, поддерживающая среда. Последняя базируется на пяти «китах», без которых построение и развитие СОК не представляется возможным.

Прежде всего, это лидерство. В стране должны быть люди, готовые взять на себя ответственность и инициативу создания хорошей СОК. Второе — это стабильная и прозрачная политика реализации принятых решений. Третий «кит» — институциональная структура СОК. При этом институты должны иметь ровно столько автономии, чтобы быть вправе сообщить правительству, в том числе, о плохих результатах… Четвертый необходимый элемент — квалифицированные кадры. Если нет людей, способных понимать, интерпретировать и использовать оценочную информацию в целях улучшения образования, стабильную систему оценки не построишь. Наконец, системе жизненно необходимы адекватные финансовые ресурсы. По опыту разных стран, СОК стоит порядка 0.5-1% всего образовательного бюджета. Не так уж много, если задуматься…

Подводя итоги, докладчик сказала: «Разработка системы оценки — трудный процесс, это не бег на короткую дистанцию, а марафон, долгий и изматывающий».

 

В чем особенности российской СОК?

Дискуссант Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ, рассказал о российском опыте создания СОК. Наша страна начала строить свою систему в 1995 году с участия в международных программах оценки качества образования. На сегодняшний день нам удалось создать структуру системы, центры оценки, распространив ее на всю территорию страны. Но без проблем не обошлось. Так, хотя результаты ЕГЭ некорректно использовать для анализа качества образования, в нашей стране это делают. В итоге, если речь идет о школах, у нас «награждают непричастных и наказывают невиновных». Поэтому в ближайшем будущем нам предстоит создать альтернативную независимую систему оценки качества образования — свои национальные мониторинги.

Александр Лейбович, первый заместитель директора Федерального института развития образования, подчеркнул, что СОК существовала и в советские годы. Но в отличие от старой, современная СОК является публичной. Даже слишком. И в этом плане было бы интересно посмотреть, какими вредными последствиями чревата публичность объективности оценки, особенно при принятии управленческих решений.

Директор Института развития образования Ирина Абанкина заметила: «ЕГЭ оценил отношение к честности в нашем обществе. Общество не готово к честности ни в каком виде… Система оценки качества образования дает возможность вскрыть серьезные культурные основания нашей жизни, связанные, в том числе, с прозрачностью и публичностью. И мы все еще остаемся обществом с закрытыми глазами».

 

Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

Проверка знаний: лингвисты готовят плакаты, а дизайнеры проводят модный показ

Уже не первый год в Вышке экзамены и защита курсовых на некоторых программах проходят в разных необычных форматах. Расскажем о нескольких таких примерах.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.

Независимая оценка качества выпускников должна появиться и в высшем образовании

3 ноября в НИУ ВШЭ состоялось расширенное заседание комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) по независимой оценке качества образовательных программ высшего образования с участием руководителей Минобрнауки России, Рособрнадзора и представителей профессиональных ассоциаций. Обсуждалось создание системы независимой оценки образовательных результатов выпускников программ высшего образования по экономике и управлению и другим направлениям.

53%

подростков, проживающих в селах, хотят уйти из школы после 9-го класса.

12918

управленцев, исследователей и педагогов из регионов России, стран Восточной Европы и Центральной Азии приняли участие в обучающих мероприятиях Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ за четыре года его существования.

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.

Валерий Зусман: В чем ценность точек роста

Корреспондент еженедельника «Биржа» Игорь Становов поговорил с директором филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, доктором филологических наук Валерием Зусманом о целях сегодняшней системы образования и ее ценностях.