• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Советская травма в постсоветскую эпоху

16-18 мая в Высшей школе экономики прошла конференция «Гуманитарные науки: советская травма в постсоветскую эпоху», организованная факультетом философии НИУ ВШЭ. О результатах конференции рассказывает председатель ее организационного комитета Татьяна Левина.

— Татьяна Владимировна, как возникла идея проведения конференции «Гуманитарные науки: советская травма в постсоветскую эпоху»?

— Конференция стала результатом научных мероприятий нашей исследовательской группы по изучению проблемных явлений современного российского гуманитарного сообщества, которые мы вели вместе с коллегами из разных вузов на протяжении последних двух лет. В этом году мы получили грант НИУ ВШЭ на проведение конференции, а с ним и возможность собрать вместе ведущих специалистов, занимающихся историей и теорией российской гуманитарной науки как из России, так и из-за рубежа. Нам хотелось обсудить проблемы различных гуманитарных дисциплин с точки зрения влияния на них советского научного наследия, поэтому конференция задумывалась как междисциплинарная. И мы рады, что нам удалось собрать представителей различных дисциплин: философов, филологов, историков и психологов из России, США, Англии, Австрии.

— Каким образом термин «травма» использовался в контексте разговора о советской и современной российской гуманитаристике?

— Политика советского государства в области гуманитарных наук — лингвистики, литературоведения, истории, философии, богословия — была репрессивна по сути, и катастрофична, травматична по своим последствиям. Репрессивные механизмы были интегрированы в само производство науки, и жизни многих ученых были сломлены под их натиском. В конце 1980-х годов начался новый период развития российской гуманитарной науки. Однако проект «новой гуманитаристики», связанный с освоением ранее запрещенной или закрытой информации, во многом так и остался осваивающим, «переводным» в большинстве гуманитарных дисциплин. Институциональные структуры оказались неспособны преодолеть инерцию советского прошлого и интегрировать «новое» в механизмы воспроизводства научного знания. И как следствие — наблюдаемые сегодня явления: разобщенность дисциплинарных сообществ, страх взаимной критики, ощущение вторичности своей деятельности по отношению к мировой науке, уход в изучение прошлого в ущерб исследованиям настоящего, — все это симптомы (которые можно обозначить как «травматические») общей болезни гуманитарных наук. В каком-то смысле травма — это метафора, которую мы используем для описания традиций и норм научного знания, которые сложились еще в советский период и остаются в современной российской гуманитаристике. И хотя не все коллеги согласны с применением данного термина, на мой взгляд, на конференции нам все же удалось применить его исследовательский потенциал для изучения социальных процессов в российской науке, а также в обсуждении возможных путей возрождения дискуссионной среды в отечественном гуманитарном сообществе и его интеграции в мировую науку.

Политика советского государства в области гуманитарных наук — лингвистики, литературоведения, истории, философии, богословия — была репрессивна по сути, и катастрофична, травматична по своим последствиям. Репрессивные механизмы были интегрированы в само производство науки.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития гуманитарной науки в России?

— Я как преподаватель Вышки вижу много возможностей. Во-первых, в концепции исследовательского университета, которая ориентирует ученых на интеграцию в мировое сообщество, а во-вторых, во внутренней консолидации научного сообщества. И мне кажется, что в последнее время ситуация действительно меняется, меняется научное сообщество, оно становится более солидарным и неравнодушным.

— Но не является ли солидарность научного сообщества ответом на инициированные Министерством образования процессы, которые могут стать «травматичными» для настоящего и будущего российской гуманитаристики?

— Да, в последнее время в обществе происходят события, которые указывают на особую актуальность поднятых на конференции вопросов. Например, признание исследований «Левада-центра» политической деятельностью, прокурорские проверки в «Мемориале», ситуация с закрытием бюджетных мест для бакалавров на философском факультете Российского государственного гуманитарного университета. Это ставит свободу исследовательской деятельности под угрозу, возвращает нас назад в советское прошлое. В связи с этим напрашиваются вопросы: «Так ли сильно отличается постсоветское 20-летие от советского времени? Почему философов лишают возможности учить студентов?». Не потому ли, что два последних десятилетия гуманитарная наука была занята восстановлением своего содержания и идентичности, и лишь в последнее время философы стали заниматься популяризацией философского знания, объяснением того, зачем вообще нужна философия обществу. Возможно, 20 лет — это не так много времени для переустройства системы гуманитарного знания…

 

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

«Свалка истории»: как рождаются крылатые выражения

В розыск объявлены старые смыслы популярных слов, их жизнь, агония, смерть и реинкарнация. Сценарий для детектива в стиле Умберто Эко — в новом лингвистическом бестселлере «Два века в двадцати словах».

Законы тайм-менеджмента по Платону

Алексей Плешков, выпускник первого набора академической аспирантуры ВШЭ, летом 2016 года защитил кандидатскую диссертацию по философии. О том, как спортсмен стал исследователем Платона, чего не хватает российским студентам по сравнению со студентами Оксфорда и что значит быть цельным человеком с точки зрения древнегреческой философии, Алексей рассказал новостной службе ВШЭ.

Философия — школа свободы

В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.

Ученый ВШЭ стал лауреатом Литературной премии имени Александра Пятигорского

Профессор Школы философии НИУ ВШЭ Александр Филиппов стал лауреатом третьего сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского с книгой «Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы».

Декан Алексей Руткевич о преимуществах гуманитарного образования в НИУ ВШЭ

Декан факультета гуманитарных наук Алексей Руткевич о первом месте Вышки в предметном рейтинге российских университетов по гуманитарным наукам, открытии новой магистерской программы двойных дипломов и лидерских качествах гуманитария.

Студенты перескажут философов в театральном формате

27 октября состоится вторая встреча в рамках проекта «Пересказы философии», который стал победителем конкурса «Фабрика идей» Российской государственной библиотеки для молодежи. В роли рассказчиков — аспиранты и магистры Школы философии НИУ ВШЭ. Тема нового пересказа — «Рене Декарт: как он мыслит и как существует».

От античной надписи до блога: взгляд разных дисциплин на эго-тексты

В Вышке прошла Летняя школа по гуманитарным наукам для магистрантов и аспирантов «История от первого лица: от Античности до наших дней», посвященная текстам, написанным или записанным от первого лица, а также различным методам их анализа. О том, что такое эго-тексты, как с ними работают представители разных дисциплин, чем французская методология отличается от российской, рассказывают организаторы и участники школы.

Портрет современного философа

Представления о философах как о странных занудных людях тотально устарели, уверен Александр Павлов — доцент Школы философии НИУ ВШЭ, исследователь массового и культового кинематографа. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал о задачах молодых философов, эросе познания, постыдных удовольствиях и Школе философии ВШЭ.

Философский бакалавриат дает максимальные возможности в будущем

Первый заместитель декана факультета гуманитарных наук Дмитрий Носов рассказывает, почему философское образование — лучшая стартовая площадка для построения практически любой карьеры.