• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие науки и технологий: опыт США

Как взаимодействуют американские ученые, государство и бизнес? Какой будет стратегия научно-технического развития США в ближайшие годы? Об этом 21 мая на встрече в ВШЭ рассказал один из авторов доклада «ARISE 2» (Advancing Research in Science and Engineering), вице-президент Массачусетского технологического института (MIT) Клод Канизарес.

На встречу с профессором Канизаресом собрались не только сотрудники ВШЭ, но и другие российские эксперты, среди них — советник министра экономического развития РФ Григорий Сенченя и один из руководителей Российской венчурной компании Евгений Кузнецов. Клода Канизареса на этой встрече сопровождал другой вице-президент MIT — Ричард Морган, а также представители топ-менеджмента «Сколтеха», с которым MIT сотрудничает.

Столь представительный состав участников семинара объясним: сама Вышка является разработчиком долгосрочного прогноза научно-технологического развития России до 2030 года, а многие из проблем, с которыми сталкивается сектор науки и технологий, общие для разных государств. Опыт США как мирового лидера в сфере инноваций мог бы быть крайне полезен для России.

Доклад «ARISE 2», подготовленный под эгидой Американской академии искусств и наук, был представлен весной 2013 года. В команду его основных разработчиков (так называемый комитет) вошли более тридцати исследователей и управленцев из ведущих американских университетов и корпораций.

Главную идею документа можно сформулировать так: технические науки должны развиваться в тесной связи с естественными, в том числе науками о жизни, взаимно обогащая друг друга. Столь же тесные связи должны существовать между ключевыми сферами их применения — инженерией и медициной.

Технические науки должны развиваться в тесной связи с естественными, в том числе науками о жизни, взаимно обогащая друг друга. Столь же тесные связи должны существовать между ключевыми сферами их применения — инженерией и медициной.

Авторы доклада ориентировались на достижение двух связанных целей. Одна из них — «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Междисциплинарность, по мысли авторов, подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций. Вторая цель — развитие кооперации и усиление синергии между академией в широком смысле слова, государством и частным бизнесом.

Для достижения этих целей разработчики предлагают 11 конкретных рекомендаций, выполнение которых поможет «усилить глобальное лидерство США в сфере науки и инноваций» и успешно ответить на «большие вызовы», прежде всего в таких областях, как здравоохранение, энергетика, экология и сельское хозяйство.

Одна группа рекомендаций связана с развитием и культивированием «массовой сети знаний»: для исследователей из разных областей науки должны быть максимально открыты возможности для совместной работы. Сюда же относится необходимость разработки новых аспирантских и постдокторских программ, построенных на принципах трансдисциплинарности.

Другие рекомендации касаются финансовой стороны трансдисциплинарных исследований. Во-первых, формы их поддержки следует разнообразить — от выплаты грантов небольшим научным коллективам, промышленным лабораториям до финансирования крупных научных центров. Во-вторых, вся система управления в университетах должна быть сфокусирована на поддержке именно трансдисциплинарных исследований. В-третьих, административную политику рекомендуется периодически пересматривать и оптимизировать под углом упрощения научной отчетности, введения новых механизмов финансирования трансдисциплинарных проектов.

Следующая группа рекомендаций направлена, с одной стороны, на объединение усилий государства, академии и бизнеса в преодолении «больших вызовов», с другой — на внедрение новых моделей научно-промышленных альянсов (например, предоставление налоговых льгот предприятиям, финансирующим научные разработки). Авторы предложили и конкретные меры по формированию научно-технической политики для оптимизации диалога между бизнесом и наукой, которые должны быть лучше осведомлены о деятельности друг друга. Так, научным институтам предлагается раскрывать на своих интернет-сайтах информацию о проектах и партнерах, а правительству следует более эффективно координировать работу федеральных агентств и ведомств, занимающихся поддержкой разных областей наук (в настоящий момент они действуют слишком разрозненно и подчас вынуждены конкурировать за бюджетные средства).

Для «максимизации и оптимизации обмена знаниями, ресурсами и людьми» между промышленностью и наукой следует наладить трансфер технологий и совершенствовать подготовку исследовательских кадров (в идеале ученые должны успешно вести разработки как в университетах, так и на базе производств). Авторы доклада обращают внимание на необходимость привлечения в США исследовательских талантов со всего мира, что требует корректировки иммиграционной политики и расширения национальными корпорациями R&D-программ, реализуемых непосредственно на американской территории.

Авторы доклада обращают внимание на необходимость привлечения в США исследовательских талантов со всего мира, что требует корректировки иммиграционной политики и расширения национальными корпорациями R&D-программ, реализуемых непосредственно на американской территории.

После презентации Клода Канизареса развернулась продолжительная дискуссия. Многие из затронутых участниками семинара вопросов касались даже не столько тематики представленного доклада, сколько опыта MIT в области выстраивания образовательного процесса, управления научными проектами, оценки результативности работы преподавателей и ученых, взаимодействия с бизнесом.

Профессор Канизарес рассказал об «экосистеме инноваций», сложившейся в MIT. Модель MIT — «mind and hands» — предполагает участие в многочисленных конкурсах, дизайн-классах (например, по инжинирингу). На них студенты по отдельности и коллективно решают серьезные исследовательские задачи, и именно из таких студенческих проектов зачастую вырастают затем компании. «Иногда наши выпускники уходят в консалтинг, но затем возвращаются обратно в университет, потому что им нравится работать в среде, где они могут открывать, изобретать что-то новое, — заметил Клод Канизарес. — Такую среду необходимо создавать и выращивать, MIT потребовалось для этого около ста лет».

Подводя итог семинара, первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг отметил, что за рекомендациями, предложенными в стратегии «ARISE 2», «стоит сложная система государственных решений и инициатив». В то же время многие из этих рекомендаций «близки российской политической повестке». Но сам механизм подготовки такой стратегии отличен от российских традиций.

«Доклад «ARISE 2» является своего рода попыткой определить направления развития науки «снизу», самим научным сообществом, — сказал Леонид Гохберг. — В России организацию публичных дискуссий по аналогичной тематике, затрагивающей все общество в целом, пока сложно себе представить. В то же время стимулирование такого рода общественных дискуссий, несомненно, было бы полезно для развития отечественной науки».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.

ВШЭ запустила научный кинолекторий вместе с Обществом «Знание», Ленинкой и Госфильмофондом

В столице начал работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.

До кончиков пальцев

Ученые НИУ ВШЭ создали модель декодирования движений пальцев для протезов кисти нового поколения. Она позволит не только брать предметы, но и жестикулировать, используя движения каждого пальца.

Диагностика памяти: ИТ-решения для здоровья ума

Высокие технологии становятся неотъемлемой частью здравоохранения, и без компьютера не обходится уже ни одна область медицины. Ученые Вышки разработали мультиязычное планшетное приложение «Тест Рея» — первый полностью автоматизированный и валидный инструмент для диагностики нарушений слухоречевой памяти.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил первые результаты проекта «Будущее науки»

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые определил направления развития сектора исследований и разработок и его возможной трансформации под влиянием мегатрендов. Промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки» были представлены в день открытия Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», проводимого в составе XIV Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ 13 и 14 апреля 2023 г.

НИУ ВШЭ будет развивать сетевой Центр трансфера технологий

В Минобрнауки России подвели итоги конкурса по поддержке создания и развития центров трансфера технологий (ЦТТ). На конкурс было подано 58 заявок от вузов и НИИ. Поддержку получили 20 проектов, и среди них ЦТТ Высшей школы экономики. Благодаря этому университет планирует стать лидером в реализации кооперационной модели трансфера технологий.

Комплекс РИД ученых МИЭМ НИУ ВШЭ получил бронзовую медаль на международном салоне «Архимед»

В конце марта в конгрессно-выставочном центре «Космос» прошел 26-й Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023». Участниками салона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Были продемонстрированы около 600 инновационных проектов и изобретений, в том числе два экспоната МИЭМ Вышки.

В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО

10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись в Нижнем Новгороде на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.