• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год победы советского образования

18 июня прошел заключительный в этом учебном году семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. Темой встречи, посвященной памяти Анатолия Пинского, по уже сложившейся традиции стали «Итоги года в образовании».

Как обычно, накануне семинара был проведен опрос экспертов, какие события они считают ключевыми для образовательного «ландшафта» нашей страны. Было выделено четыре сюжета: диссертационный скандал, оценка эффективности вузов, решения о развитии дошкольного образования и создание движения «За советскую школу».

Первые три сюжета имеют скорее позитивный оттенок: выявлены некие проблемы, и государство вместе с профессиональным сообществом пытается их решить.

Диссертационный скандал, начавшийся с выявления фальсификаций, привел к дискуссиям о том, как наводить порядок, — сделать защиты как можно более прозрачными, публиковать «черные списки», сформировать новые требования к членам диссертационных и экспертных советов, восстанавливать почти утраченное в нашей стране понятие репутационного риска. В январе будущего года диссоветы ждет массовый «апгрейд».

Поскольку при оценке деятельности вузов, по словам директора Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, эксперты не имели нормативно определенного понятия «эффективность», они ставили задачу «отсечь» очевидно неэффективные вузы. По результатам мониторинга 22 вуза, подведомственных Минобрнауки, подлежат реорганизации, будут ликвидированы 111 филиалов. А в следующем учебном году мониторинг будет проведен по-новому — для каждой из шести групп вузов (военные, медицинские, сельскохозяйственные, спортивные, творческие и транспортные) предложены свои критерии, добавится показатель трудоустройства выпускников (количество выпускников, не зарегистрированных на бирже труда в первый год после окончания).

По мнению директора Института развития образования Ирины Абанкиной, общество пришло к пониманию, что дошкольное образование — это социальная норма. Удалось организовать диалог в профессиональном образовании и разработать проект стандарта дошкольного образования. Проблемы есть с созданием комфортных условий — банально не хватает площадей, а использование жилого фонда для нужд детских садов запрещено законодательством.

В прошлое или в будущее: куда движется российская школа?

Весной этого года в Ульяновске педагоги-ветераны создали движение «За советскую школу», их поддержал губернатор региона. Они требуют остановить «провальную» реформу и вернуться к традициям советского образования. В том же русле — предложения президента страны о едином учебнике истории и школьной форме. «Этот год можно охарактеризовать как год победы советского образования», — отметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Нужно решить проблемы, связанные с воспитанием или изучением истории, но это нам не удается. Стоит ли искать новые и трудные решения? Или лучше использовать проверенные временем приемы советской школы? Сможет ли российская педагогическая мысль решать сложные проблемы, не впадая в единообразие? Это вызов нашей системе образования.

Мы оглядываемся назад в попытках что-нибудь вернуть, — например, прежнее содержание образования, понимаемое как объем запоминаемой информации. Мы противимся излишней формализации образовательных стандартов, но и оставлять их размытыми тоже не хочется…

В свое время Анатолий Пинский говорил, что все сценарии трансформации российского образования зависят от того, придет ли рынок в школьный сектор. С тех пор минуло 10 лет. По словам заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко, с тех пор изменились механизмы финансирования школ, произошли перемены в аттестации учителей, кардинально улучшилась ситуация с материальным обеспечением школ. Не осталось ни одной школы, где нет проекторов, по всей стране было закуплено около 30 тысяч школьных автобусов, пополнены фонды школьных библиотек, появляются возможности дистанционного обучения.

Но можно ли рассматривать эти изменения в координатах «рынок — не рынок»? Скорее всего, нет. В школьном образовании возникли не рыночные, а конкурсные отношения: например, на основе конкурса регионы в 2007-2009 годах получали средства на проведение модернизации.

Мы оглядываемся назад в попытках что-нибудь вернуть, — например, прежнее содержание образования, понимаемое как объем запоминаемой информации. Мы противимся излишней формализации образовательных стандартов, но и оставлять их размытыми тоже не хочется…

Цикличность образования: что нас ждет дальше?

Директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий предположил, что образование имеет циклическую природу. И сейчас мы находимся на стадии, когда инновации в образовании пошли на спад: с 1997 по 2007 год сократилась с 22 до 8 процентов доля родителей, которые при выборе детсада считают важным наличие в нем инновационных и экспериментальных программ. По данным другого исследования, более 60 процентов опрошенных родителей выступают против введения в школах индивидуального выбора комбинаций экзаменов. И все же к цикличности образования стоит относиться спокойнее — возможно, впереди нас ждет новый интересный цикл.

Ведущий научный сотрудник Департамента исследований и разработок Института образования ВШЭ Татьяна Ковалева считает, что все разговоры о многообразии в нашем образовании — иллюзия. Говорить о многообразии как тренде можно только в том случае, если он реализован на трех уровнях: бытовом, в среде профессионалов и на уровне управления. Родители пытаются что-то выбирать, педагоги в школах стремятся создавать кружки и факультативы. Но на уровне управления установки на многообразие нет — от советской школы мы ушли недалеко.

По мнению секретаря ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимира Лившица, для развития российского образования нужно сначала изменить нашу ментальность. Но сделать это непросто, потому что мы — мастера имитации. Будь то экономика, образование или другая сфера — в нашей стране есть разве что островки, где реально что-то делается. Возможно, мы хотим слишком быстрых перемен, потому что ментальность и вправду не быстро меняется…


Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Разумейка», «Жажда знаний», «Я не вернусь»: кому достался приз зрительских симпатий КИвО

Завершилась Летняя школа «Инновации в образовании — 2019», организованная для полуфиналистов Конкурса инноваций в образовании (КИвО — 2019). Команды представили свои проекты экспертам и получили рекомендации по их совершенствованию.

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

601

заявка из 15 стран и 151 города поступила на Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2019 года. Это на 20% больше, чем в прошлом году. Наиболее популярными оказались три темы: дополнительное образование и воспитание (238 заявок), школьное образование (218 заявок), игровые и интерактивные технологии (126).

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

На Конкурсе инноваций в образовании появились 12 номинаций

До 19 мая принимаются заявки на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. На сегодняшний день поступило около 250 заявок из 17 регионов России (представлена в основном европейская часть) и четырех зарубежных стран.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Заявки на конкурс инноваций в образовании принимаются до 19 мая

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) в шестой раз проводится Высшей школой экономики и «Рыбаков фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Победитель получит грант на поездку в любую страну мира, чтобы представить свой проект потенциальным партнерам и инвесторам.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.