• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия и Китай в глобальном контексте

С 4 по 11 июля в ВШЭ проходила Третья российско-китайская летняя школа по международным отношениям. О работе школы, а также договоре о сотрудничестве, заключенном между ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом, рассказывает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Тимофей Бордачев.

— В чем заключается специфика летней школы и как возникла идея ее проведения? Почему в качестве партнерской стороны был выбран именно Китай?

— Наша летняя школа является уникальной — нигде в мире не существует российско-китайских школ по международным отношениям. Она проходит на английском языке, это еще одно принципиальное решение, поскольку английский является универсальным языком современной общественной науки и международного общения. Идея такой школы появилась летом 2010 года, когда мне довелось выступать в качестве лектора на летней школе, проводившейся в Шанхае Восточно-Китайским педагогически университетом для студентов китайских вузов. Я обратил внимание, насколько за последние годы в Китае вырос уровень подготовки и квалификации студентов магистратуры по международным отношениям. В это же время мы начали активно отстраивать бакалавриат и магистратуру по международным отношениям на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Мы решили, что было бы очень интересно и новаторски собрать лучших российских и китайских магистрантов вместе и предложить им обсудить вопросы не двусторонних отношений, как это традиционно делается, а вопросы самой широкой международной повестки — как региональные, секторальные, так и структурные вопросы развития международных отношений. Этот эксперимент, на наш взгляд, удался.

— Как формируется программа школы, какие выбираются темы для обсуждения? Насколько быстро у российских и китайских студентов получается сработаться между собой?

— Философия российско-китайских летних школ по международным отношениям состоит в том, что мы никогда не ставим перед собой долгосрочных целей и планов развития. После каждой школы мы обсуждаем те разговоры, лекции, тот формат, который на прошедшей школе был, и решаем, как его можно улучшить на следующий год. То есть мы ориентируемся в первую очередь на нашу практику и из ее оценки исходим при подготовке очередной школы.

Исследования касались, например, таких вопросов, как потенциал и ограничения при использовании «мягкой силы» в международных отношениях, возможности сотрудничества России и Китая в свете новых угроз международной безопасности (кибер-безопасность, энергетическая безопасность, освоение Арктики и так далее), вмешательство во внутренние дела других стран под гуманитарными предлогами

В первой летней школе участвовали по десять студентов с каждой стороны, со второго года — по пятнадцать участников. На школе реализуется уникальный формат совместных рабочих групп. Все участники, по решению соорганизаторов школы Алины Савельевой и Игоря Макарова, делятся на шесть команд по пять человек: два китайца и три россиянина или наоборот. Каждая из этих команд в первый же день выбирает тему совместного исследования, а в последний рабочий день защищает свой доклад. То есть всего за пять дней только что сформированная российско-китайская команда оказывается способной сформулировать научную задачу, гипотезу, собрать материал, проанализировать проблему, подготовить презентацию и выступить с ней. Мы исходим из того, что в профессиональной жизни нынешним студентам придется работать в самых разных командах в разных обстоятельствах и соответствующие навыки они должны получить уже сейчас. И могу сказать, что я поражен тем, насколько быстро российские и китайские студенты переходят от первого знакомства к взаимодействию, это еще один феномен нашей школы.

— Какие проекты были представлены участниками в этом году?

— В этот раз исследования касались, например, таких вопросов, как потенциал и ограничения при использовании «мягкой силы» в международных отношениях, возможности сотрудничества России и Китая в свете новых угроз международной безопасности (кибер-безопасность, энергетическая безопасность, освоение Арктики и так далее), вмешательство во внутренние дела других стран под гуманитарными предлогами. Вообще тематика нынешней летней школы способствовала обсуждению более структурных сюжетов, связанных с ответственностью гражданина и государства в современном мире. Участники скорее смотрели на то, что может сделать индивидуум, а что — государство и где их права и обязанности пересекаются.

Фэн Шаолэй
Фэн Шаолэй
Еще один важный момент: собственно российско-китайские взаимоотношения практически не обсуждаются. Мы делаем попытку двигаться к решению некоторых проблем взаимоотношений Китая и России не через двустороннюю повестку, а через постановку этих проблем в глобальный контекст. Например, такой вопрос, как миграция, вокруг которого в России много предрассудков, опасений и страхов. Мы выясняем, что доля китайской миграции в Россию совершенно ничтожна по сравнению с миграцией в Россию из других стран и даже по сравнению с числом россиян, постоянно проживающих или работающих в Китае. Другой пример: вопросы военно-политических взаимоотношений двух стран могут позитивно решаться именно в контексте сохранения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а не исключительно на двусторонней основе. Снять опасения Китая по поводу интересов России в Средней Азии можно только через создание прозрачных механизмов увеличения международной конкурентоспособности всех стран этого региона. В этом дело, а вовсе не в имперских амбициях России.

В целом подходы, интересы и озабоченности российских и китайских участников совпадают, что вполне естественно, так как важнейшие проблемы международных отношений касаются всех. В центре — проблема мирной трансформации международной системы после экономического, а затем и политического возвышения Китая и отношение к этому факту стран «статус-кво» — США и Западной Европы. Позиция России здесь достаточно сложная. С одной стороны, Россия сама всегда была державой «статус-кво», с другой стороны — у нее сейчас гораздо больше общего в подходах с Китаем, чем с нашими западным друзьями.

— Какие лекции читаются на школе? Кто выступает в качестве лекторов?

— В этом году китайские профессора Юй Наньпин и Пань Синмин прочитали лекции по последствиям мирового экономического кризиса и проблемам международной миграции. С российской стороны лекторами выступили ординарный профессор ВШЭ Леонид Григорьев и доцент нашего факультета, один из ведущих молодых специалистов по европейскому праву Кирилл Энтин. А заключительные занятия провели декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов и декан Школы международных и региональных исследований Восточно-Китайского педагогического университета Фэн Шаолэй.

— Возможно ли проведение аналогичной летней школы в Шанхае?

— Только не летней, потому что летом в Шанхае невозможно находиться физически. Мы сейчас начали обсуждать с китайскими коллегами возможность организации в Шанхае зимней школы, причем с сохранением прежних участников — так, чтобы студенты поработали сначала в России, а затем в том же составе приехали в Китай. Одна из идей состоит в том, чтобы их исследовательские проекты заканчивались совместными публикациями.

— На школе было подписано соглашение о сотрудничестве между ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом. Какие практические последствия оно может иметь?

— Мы исходим из того, что равноправное, долгосрочное и устойчивое партнерство не может быть создано в один день. Оно может сформироваться в ходе длительной совместной работы, «притирки» и понимания на практике интересов друг друга. Поэтому наша долгосрочная задача — создание магистерской программы двойных дипломов по международным отношениям — будет решаться пошагово. Мы начали практику взаимных визитов преподавателей ВШЭ и Восточно-Китайского педагогического университета: российские преподаватели приезжали с лекциями в Шанхай, китайские коллеги проводили открытые лекции в Москве для студентов Вышки.

Со следующего года мы начинаем программу обмена магистрантами. По три российских и китайских магистранта в первой половине года будут иметь возможность поездки в Шанхай и Москву, в первую очередь — для подготовки магистерских диссертаций. Мы также работаем над введением института консультантов магистерских работ из вуза-партнера. Студенты нашей магистратуры смогут получать консультации от китайских профессоров — и наоборот.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

На учебу в Азию — из Высшей школы экономики

Магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» дает студентам возможность изучать азиатские страны не только в теории, но и на практике — благодаря стажировкам в партнерских университетах Китая и других стран. Три студента программы рассказывают о трех аспектах таких стажировок — учебе, общении и еде.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.