• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рабочие и крестьянские села различаются медиапотреблением

Хотя советские ценности и схемы потребления долго сохраняются в сельском сознании, новые медиа в некоторых селах могут повышать интерес к политической и социальной жизни. Лаборатория медиаисследований ВШЭ провела вторую исследовательскую экспедицию в российской провинции.

Большинство исследований медиапотребления в России касаются в первую очередь городских жителей, село же обычно остается в стороне. «Но в связи с расширением выбора каналов, переходом на цифровое телевидение в ближайшие годы нас ждет массовая экспансия новых технологий и многоканального ТВ в деревню и село», — считает Илья Кирия, заведующий Лабораторией медиаисследований Центра фундаментальных исследований ВШЭ.

В связи с расширением выбора каналов, переходом на цифровое телевидение в ближайшие годы нас ждет массовая экспансия новых технологий и многоканального ТВ в деревню и село.

Летом 2012 года сотрудники лаборатории провели полевую экспедицию в Мантуровском районе Костромской области. В опросах тогда приняли участие 106 человек из более 30 домохозяйств. В ходе исследования домохозяйства были поделены на три категории в соответствии с их социокультурным статусом. Однако результаты исследования показали, что различий в восприятии телевидения между представителями трех групп практически не было. Новые медиа (спутниковое телевидение, интернет) кардинально не влияли ни на сознание, ни на быт сельчан. Например, интернет они использовали не как альтернативный источник информации, а скорее как справочник и средство общения.

Новое исследование

На сей раз студенты и преподаватели НИУ ВШЭ отправились в Ростовскую область. Совместно с коллегами с факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий Донского государственного технического университета (ДГТУ) с 23 июня по 4 июля они опрашивали жителей поселка Коксовый Белокалитвенского района. Этот поселок достаточно большой, в нем проживает около девяти тысяч жителей, однако по статусу он является сельским поселением, так же как и изученное год назад поселение Угоры в Костромской области, где население примерно в двадцать раз меньше.

Как рассказал руководитель полевого исследования, заместитель декана факультета медиакоммуникаций ВШЭ Сергей Давыдов, в ходе экспедиции было собрано более 60 глубинных интервью с жителями поселка. Половина из этих интервью была посвящена потреблению спутникового телевидения и восприятию ценностей, транслируемых через него, а другая — пользованию интернетом. Помимо этого каждое интервью предполагало небольшой блок вопросов о пользовании мобильным телефоном. Основные количественные характеристики проведенного исследования представлены в   презентации.

В сравнении с исследованием прошлого года эта экспедиция показала, что люди в Коксовом, во-первых, находятся и ощущают себя в ином социальном статусе: они не крестьяне, а все-таки рабочие. ...у них более высокий уровень проникновения новых медиа, особенно интернета.

Интервью выявили несколько особенностей восприятия сельскими жителями окружающей действительности. «Сейчас наблюдается некий социокультурный кризис, начало которого положила перестройка, — отмечает профессор факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анна Новикова, куратор этого блока экспедиции. — Некоторые базовые ценности были утеряны, часть сохранилась, а часть заменили совершенно новые. Самым ярким впечатлением стало открытие того, что респонденты из Коксового, относящиеся к рабочему классу (в советское время здесь добывали коксующийся уголь), понимают окружающий мир ничуть не хуже и не менее глубоко, чем горожане и люди интеллектуального труда».

Чем ростовское село отличается от костромского

В сравнении с исследованием прошлого года эта экспедиция показала, что люди в Коксовом, во-первых, находятся и ощущают себя в ином социальном статусе: они не крестьяне, а все-таки рабочие, — поясняет Илья Кирия. — Отсюда — меньшее внимание работам на огороде, большее стремление к эстетизации приусадебного участка и жилища: у них растут цветы, декоративные изгороди, они более системно подходят к отделке и ремонту жилых помещений. Во-вторых, у них более высокий уровень проникновения новых медиа, особенно интернета. При этом, в отличие от Костромской области, здесь интернетом пользуются в том числе люди среднего возраста, а не только молодежь. Также наблюдается другое отношение к категории «приватного» — респонденты часто не пускали интервьюеров в свои дома, хотя при этом предлагали угощения и всячески проявляли симпатию. Мы ожидаем, что это будет иметь определенное отражение в медиапотреблении в части разделения на индивидуальное и коллективное медиапотребление».

Если под Костромой телезрители воспринимали федеральные новости как «новости из другой жизни», оторванной от них, то в ростовском селе «в целом население имеет более четкую инклюзивную политическую и гражданскую позицию».

Наконец, иной социальный статус респондентов сказывается на их отношении к общественно-политической жизни в целом в стране. Если под Костромой телезрители воспринимали федеральные новости как «новости из другой жизни», оторванной от них, то в ростовском селе «в целом население имеет более четкую инклюзивную политическую и гражданскую позицию».

Эксперимент на будущее

Помимо уже проверенного метода глубинных интервью, в этом году исследователи опробовали метод включенного наблюдения, который предполагал заселение студентов к респондентам на два дня. В течение этого времени они должны были «погрузиться» в быт семьи, чтобы более подробно изучить особенности их медиапотребления. Финальной частью заселения был совместный просмотр документального фильма о протестах в крупных городах России «Зима, уходи!» и его последующее обсуждение с респондентами.

«Проникнуть» в местные семьи удалось всего четырем участникам экспедиции. Однако куратор эксперимента Илья Кирия полагает, что этот опыт очень полезен, потому что «дает возможность судить о медиапотреблении в домохозяйствах разных категорий не на основе вербальных реакций респондентов, а на основе их непосредственного поведения, а затем полученные выводы экстраполировать на сходные домохозяйства. А кроме того мы, по сути, опробовали новый метод, теперь мы понимаем, каким образом в будущем такие наблюдения можно проводить». 

Елена Пронкина, Варвара Чумакова, специально для новостной службы портала ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

Вышка стала официальной площадкой презентации доклада ЮНЕСКО о свободе СМИ в мире

В Высшей школе экономики прошла презентация доклада ЮНЕСКО «Глобальные тенденции в области свободы выражения мнений и развития СМИ». Она стала поводом обсудить ситуацию с журналистикой, а также увеличивающийся разрыв между традиционными регуляторами и современными потребителями медиаресурсов.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

7 причин прийти на Telling Stories Fest

С 23 по 25 апреля легенды и восходящие звезды мировой креативной индустрии соберутся в Москве на Telling Stories Fest — фестивале факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Рассказываем, почему это событие нельзя пропустить.

Микролидеры Instagram

Личная привлекательность, качественные фотографии, интересные тексты, вовлеченность в коммуникации с аудиторией и компетентность — главные составляющие успеха микролидеров Instagram. Это подтвердилось в ходе исследования, посвященного влиянию популярных пользователей социальной сети на решения потребителей о покупке товаров и услуг.

Информационная перегрузка

Варвара Чумакова о том, как выжить в современной медиасреде.

Студенты ВШЭ превращают книги и музеи в трансмедийные истории

Два года подряд студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в тесном сотрудничестве с экспертами издательского и музейного дела, а также преподавателями департамента медиа НИУ ВШЭ переосмысливают роль печатной книги и традиционные задачи российских музеев. Некоторые из их книжных проектов были представлены на ярмарке Non-fiction в этом году, а музейные проекты будут реализованы в публичной сфере.