• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системный эффект или новый телескоп?

18 января состоялось итоговое заседание Наблюдательного совета Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ.

18 января состоялось итоговое заседание Наблюдательного совета Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ.

Инновационная образовательная программа (ИОП) была реализована в Высшей школе экономики в 2006—2007 гг. Напомним, что ГУ-ВШЭ в 2006 году стал одним из 17 победителей первого конкурса инновационных программ вузов, который проводился в рамках приоритетного национального проекта "Образование". ГУ-ВШЭ — единственный социально-экономический вуз среди победителей — получил на реализацию программы 556 млн. рублей из федерального бюджета, софинансирование из средств университета составило 24% этой суммы. Де-юре программа была рассчитана на два года, однако де-факто она была выполнена за полтора: финансирование началось только в июле 2006 года.

Вадим Радаев
Вадим Радаев
Для общественного контроля за реализацией ИОП был создан Наблюдательный совет во главе с президентом РСПП, президентом ГУ-ВШЭ Александром Шохиным. В совет вошли еще 17 человек — сотрудники Вышки, представители бизнеса и государственной власти (в течение полутора лет некоторые из них успели поменять место работы, сохранив высокий статус, — например, председатель думского Комитета по образованию и науке Николай Булаев стал руководителем Рособразования). Впрочем, на этот раз далеко не все члены Наблюдательного совета приехали на заседание в Вышку — как заметил первый проректор, руководитель ИОП Вадим Радаев, участников и исполнителей на подведении итогов оказалось больше, чем наблюдателей.

Вадим Радаев рассказал, что инновационная программа Вышки "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении" с самого начала кардинально отличалась от инновационных программ других вузов-победителей. Акцент был сделан на развитии новых форм образовательной и исследовательской работы. Как правило, 80—90% выделенных денег вузы тратили на закупку оборудования. В ГУ-ВШЭ ситуация оказалась противоположной: в 2006 году на оборудование потратили 21% средств, в 2007 году — всего 1,2%. А на программное и методическое обеспечение было израсходовано в 2006 году — 68%, в 2007 году — 88%, на повышение квалификации преподавателей и сотрудников — 11% и 10,8% соответственно.

Программа была организована на основе конкурсов — внутренних и внешних. "Активность наших коллег оказалась выше, чем мы предполагали, — сказал Вадим Радаев. — Более 500 заявок поступило на разработку учебных пособий, программ, учебно-методических комплексов, более 100 заявок — на организацию конференций и летних школ, более 400 (в том числе коллективных) — на различные формы повышения квалификации. ИОП расшевелила массы, породила ряд хороших инициатив и продуктов. В ней активно участвовали наши филиалы, особенно Нижегородский".

Благодаря ИОП разработано 11 новых магистерских программ, большая часть которых будет запущена с 2008 года. Издана учебная литература, серии препринтов, статистические сборники, поддержаны научные журналы, открыты научно-учебные лаборатории, международные научно-образовательные центры, базовые кафедры, проведены исследовательские проекты. На средства программы закуплено более 150 социологических и статистических баз данных, новые библиотечные ресурсы — более 4,5 тыс. экземпляров научной и учебной литературы, 41 новая лицензионная библиотечная база. Доступ ко всем этим богатствам открыт для всех преподавателей и сотрудников ГУ-ВШЭ. Библиотека ГУ-ВШЭ сейчас является, пожалуй, крупнейшей университетской библиотекой по электронным ресурсам. "Только Владимир Писляков (заместитель директора библиотеки ГУ-ВШЭ по электронным ресурсам — Прим. авт.) точно знает, что у нас есть, — сказал Вадим Радаев. — Живой человек без его помощи в этом разобраться не сможет".

Возникает вопрос: в чем заключается системный результат программы? Перешел ли вуз на новый системный уровень? "Задачу, поставленную в названии программы, за полтора года решить нельзя, — считает Вадим Радаев. — Можно лишь заложить основу для ее решения в ближайшем будущем. Результаты можно будет оценить как минимум через три-четыре года". Несмотря на то, что государственное финансирование ИОП завершено, руководством ГУ-ВШЭ принято решение сохранять и развивать основные элементы, созданные в рамках программы, — в 2008 году из бюджета Школы на это будет выделено более 60 млн. рублей. То есть преемственность и финансовая поддержка обеспечиваются, возможно также привлечение средств из других источников.

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
"Системный эффект в высшем образовании за полтора года достичь невозможно, — сказал ректор Ярослав Кузьминов. — Недостаточно на средства инновационной программы купить телескоп, как это сделали некоторые наши коллеги из технических вузов. Для модификации академического процесса и академических стимулов нужен более длительный период". Тем не менее, по мнению ректора, реализация ИОП для Вышки — это шаг при переходе от состояния престижного вуза и очень успешного рыночного проекта к состоянию настоящего университета в западном понимании этого слова. "Университет — это сообщество людей, готовых заниматься академической работой, вкладываться в репутацию университета, и для них проведение исследований — это нормальное состояние", — считает Ярослав Кузьминов. Отсюда необходимость выстраивания у преподавателей и студентов системы внутренних стимулов к академической работе "как врожденного качества", которое позволит стать частью международного академического профессионального сообщества.

Задача превращения вуза в университет важна и с точки зрения развития экономики страны. "Мы повторяем как заклинание, что займем место в мировой экономике только в том случае, если наша экономика встанет на инновационные рельсы, — сказал ректор ГУ-ВШЭ. — Но если из десяти преподавателей в вузе студента учили только два исследователя, он, конечно, будет потом работать, но не будет готов создавать новое. Университет нужен для того, чтобы создание нового для его выпускников было естественным процессом". Именно поэтому самым важным итогом ИОП Ярослав Кузьминов считает создание новых научно-учебных лабораторий, где студенты ведут исследования на равных с преподавателями. Учебно-научные лаборатории — это ноу-хау Вышки. К 2006 году их было всего две, сегодня их 13.

Еще один итог ИОП — расширение взаимодействия ГУ-ВШЭ с российским академическим сообществом. Вышка с первых лет своей работы много делала для развития экономического образования в вузах и школах по всей стране, переподготовив более 10 тыс. преподавателей экономических и управленческих дисциплин. Теперь же Вышка передает свой опыт реализации ИОП другим учебным заведениям (в 2007 году победителями аналогичного конкурса нацпроекта "Образование" стали еще 40 вузов, на средства нацпроекта созданы два федеральных университета в Красноярске и Ростове, с которыми ГУ-ВШЭ активно сотрудничает).

За полтора года в полтора раза увеличилось число сотрудников Вышки, "которым есть что предъявить для получения академической надбавки". ИОП в очередной раз опровергла распространенное мнение о том, что ГУ-ВШЭ — проект одного лидера. "В управлении этой программой ректор не принимал участия, ею руководил Вадим Радаев, — сказал Ярослав Кузьминов. — Это означает, что наш университет — самоуправляемое сообщество. Конечно, были ошибки, но мы приобрели на порядок больше, чем потеряли из-за этих ошибок".

У членов Наблюдательного совета не возникло сомнений в эффективности реализации ИОП. Предметом дискуссии стала проблема ресурсов для построения настоящего университета.

Валерий Фадеев
Валерий Фадеев
Главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев спросил, сколько времени и денег понадобится Вышке, чтобы "перейти к состоянию университета". Ярослав Кузьминов ответил, что при нынешних темпах развития — не менее 8—10 лет. Необходимо еще 30 млн. долл. ежегодно, то есть еще один бюджет от государства. Эти средства позволили бы создать систему академических стимулов, нанимать больше профессоров со степенью Ph.D. "30 миллионов — это копейки!" — возразил Валерий Фадеев. "Мы уговариваем начальство, а нас называют отраслевыми лоббистами, — ответил Ярослав Кузьминов. — Если не заговорят бизнес и общественность, мы ничего не добьемся. Вышка останется успешным проектом, но это будет не тот проект, ради которого мы здесь собрались".

"На одну Вышку нет смысла тратить деньги, — сказал научный руководитель ГУ-ВШЭ, заместитель председателя Наблюдательного совета Евгений Ясин. — Необходима соответствующая среда. На праздновании 15-летия Вышки ректор МГУ Виктор Садовничий поблагодарил нас за то, что мы не даем Московскому университету остановиться на достигнутом. Сейчас Академия народного хозяйства нам наступает на пятки. Нужен более мощный слой вузов такого уровня".

Лев Любимов
Лев Любимов
Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов сказал, что через 8—10 лет на факультетах Вышки будут преподавать сегодняшние ее студенты, обладающие другим уровнем компетенций, нежели нынешние преподаватели, и им нужно будет платить хотя бы "по нижней планке европейского университета". По его мнению, есть перспективы участия российского бизнеса в финансировании вузов — ведь о необходимости частно-государственного партнерства в развитии образования не раз говорил президент РФ Владимир Путин. Лев Любимов считает, что хотя на сегодняшний день переговоры с представителями бизнеса в Министерстве образования и науки РФ — это всего лишь "бу-бу-бу", со временем поддержка высшей школы наверняка станет для них почетной обязанностью.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ