• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статус школы не говорит о ней ничего

4 октября в Высшей школе экономики прошел очередной семинар, организованный экспертной группой №8 «Новая школа» по доработке Стратегии-2020 и Институтом развития образования ВШЭ. С докладом «Сравнительный анализ школ повышенного уровня: первые результаты» выступил директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович.

В своем докладе Марк Агранович представил основные результаты исследования, подготовленного совместно РИА Новости и Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования (МАМСО) в рамках проекта РИА Новости «Социальный Навигатор». Лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением различных предметов трех регионов (Московская, Новосибирская и Самарская области) оценивались по четырем параметрам.

Первый параметр — результаты обучения: учитывались результаты ЕГЭ по русскому и математике, а также дисперсия итогов ЕГЭ внутри школы. Здесь Марк Агранович специально пояснил, что первоначально исследователи хотели учитывать другие параметры — например, участие школьников в олимпиадах, но впоследствии от этой идеи пришлось отказаться, поскольку директора школ были не в состоянии указать действительный уровень олимпиад, где принимали участие их ученики, и точное количество своих «олимпиадников»: «По словам школьного руководства, получалось, что 450% школьников принимают участие в региональных олимпиадах, а 150% в них побеждали».

Вторым параметром оценки стала доступность обучения. Сюда входила платность образования, возможность для детей из других территорий «попасть» в эту школу, социальная поддержка учеников из неблагополучных семей, а также открытость школы — наличие у нее на сайте разносторонней и достоверной информации.

Третий параметр — условия обучения — включал в себя доступ в Интернет во внеучебное время, образование родителей и безопасность. Последняя оценивалась по количеству несчастных случаев, произошедших с детьми за определенный отрезок времени.

Наконец, четвертый параметр — это возможности для индивидуального развития, то есть наличие индивидуальных программ и детей, обучающихся по ним.

Марк Агранович отметил, что цель данного рейтинга — дать родителям из трех регионов возможность получить обобщенную и объективную информацию о школах, куда они могут отдать своего ребенка. Результаты этого исследования должны стать своего рода навигатором в образовательной реальности трех областей. Тем не менее, исследователи образования также могут сделать некоторые выводы из этого рейтинга.

Фиктивные статусы

Один из интересных результатов исследования связан с тем, что результаты ЕГЭ по русскому и математике никак не зависят от гуманитарного или естественнонаучного профиля школы. Если дети хорошо сдают математику, они и русский тоже сдают, как правило, хорошо. Таким образом, можно скорее говорить о «хороших» и «плохих» школах вообще, чем о влиянии профиля на качество образования по тому или иному направлению. Еще один интересный результат — связь между наличием в школе кружков и секций и образовательными достижениями учащихся. Даже если есть только хор, сдавать ЕГЭ в этой школе, скорее всего, будут лучше, чем там, где нет даже его. То, что школы, где учатся дети родителей с высшим образованием, оказываются в целом лучше, также подтверждается этим исследованием.

Марк Агранович особо подчеркнул, что конкуренция положительно влияет на качество образования. Учебные заведения, работающие в высоко конкурентной среде, оказываются в целом лучше, нежели «монополисты» — «единственные нормальные школы в районе».

Бурную дискуссию вызвало замечание Марка Аграновича о том, что статус образовательного учреждения никак не влияет на результаты образования. Среди школ, попавших в поле зрения исследователей, есть заведения с углубленным изучением математики, чьи выпускники сдают ЕГЭ по этому предмету в среднем на 50 баллов. А есть и физико-математические школы, где математика сдается на 30 баллов. В целом, статус лицея или гимназии далеко не всегда обозначает сколько-то приличный уровень образования. По этому поводу профессор НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак отметил, что повышенное финансирование для лицеев и гимназий приводит к тому, что школы, не соответствующие этому статусу, стремятся его получить по чисто экономическим причинам. Поэтому сама модель финансирования «за статус» порочна.

Сходного мнения придерживался и директор Института социологии образования Российской академии образования (РАО) Владимир Собкин, сообщивший, что еще в середине 1990-х, когда только ввели повышенное финансирование «за статус», в один год число лицеев и гимназий в Москве выросло более чем в два раза. В то же время Собкин предостерег от «экономической логики» в образовании — нельзя смотреть на школу как на учреждение, которое должно эффективно расходовать деньги. Такой подход противоречит функциям, которые образование выполняет в обществе.

С ними не согласился выступавший в качестве дискуссанта директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский, сообщивший, что хотя подобная практика имеет место, хорошей школе дополнительные финансовые средства только на пользу. Учителя, преподающие в «продвинутых» школах, должны получать более высокую зарплату — если предполагается, что отбор на такие позиции более жесткий, а требования предъявляются более серьезные. Кроме того, Михаил Мокринский отметил, что индивидуализация обучения в настоящее время часто находится под угрозой, так как «школы очень хорошо освоили все, что касается подготовки к ЕГЭ» и бывают склонны исключать то, что в эту подготовку не входит.

В связи с тем, что статус школы зачастую не говорит о ней ничего, участники дискуссии предложили Марку Аграновичу в дальнейшем не ограничивать список «продвинутых» школ теми, кто имеет формальный статус лицея или гимназии, и дополнить его авторскими школами, широко известными в педагогической среде.

Что интересно родителям

Заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Государственной думы РФ Алексей Майоров отметил, что подготовленный РИА Новости рейтинг будет чрезвычайно полезен для родителей. Нужно понимать, что все родители разные и стремятся к различным целям в образовании своих детей. Из-за этого сейчас зачастую получается, что когда дети трех родителей оказываются в одной школе, двое из трех будут скорее всего недовольны. Подобные рейтинги могут помочь родителям лучше ориентироваться в образовательной ситуации их регионов, считает Алексей Майоров.

С ним согласилась директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. По ее мнению, такого рода рейтинги ценны тем, что дают родителям обобщенную информацию, которую те не могут получить иным способом. Разумеется, прежде чем определиться с выбором школы, им все равно придется прочитать публичный доклад директора, посмотреть сайт школы, встретиться с учителями, но этот рейтинг способен показать, на какие школы следует обратить внимание в первую очередь. Более того, он дает ту обобщенную объективистскую информацию, которую получить труднее всего. Татьяна Абанкина отметила, что очень хотела бы познакомиться с всероссийским исследованием такого рода.

Анатолий Каспржак заявил, что такие рейтинги имеют два положительных эффекта. Первый — они действительно предоставляют некую объективистскую информацию о школе, которую не получить из личного общения с ее сотрудниками. И второй — они оказывают дисциплинирующее воздействие на школьную администрацию, способствуют росту конкуренции и, соответственно, качества образования. Анатолий Каспржак в связи с этим вспомнил британский опыт: публикация рейтинга школ, подготовленного журналом "TIME", становится крупным событием в жизни каждого директора.

По мнению профессора Московского института открытого образования (МИОО) Марка Мусарского, проведенное РИА Новости и МАМСО исследование школ полезно в первую очередь родителям будущих школьников. Уровень его использования — региональный или даже муниципальный, и именно в этом заключается особая ценность рейтинга: «Люди, переезжающие в другие города, часто у меня спрашивают, не могу ли я подсказать хорошую школу, например, в Нижнем Новгороде. Теперь я знаю, куда обратиться и что им самим посоветовать посмотреть».

Многие выступавшие отмечали, что ценность рейтинга заключается в том, что он позволяет оценить школу по многим параметрам, то есть проблема «однобокости» и непрозрачности оценки, с которой часто сталкиваются при рейтинговании, в данном случае не стоит. Также звучали предложения разбить школы на различные группы — например, «действующие в конкурентной среде», «монополисты», или по другим признакам, — чтобы родителям было удобнее с ним работать. В то же время Марк Агранович и Анатолий Каспржак заметили, что, хотя можно было бы дополнить это исследование другими параметрами, важно перед тем, как это делать, узнать, что было бы интересно родителям, которые являются его целевой аудиторией.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Самое правильное в кризис — дать людям возможность учиться»

В интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о проблемах российской экономики, «Стратегии-2030», состоянии сферы высшего образования и том, в каком направлении ее следовало бы развивать.

Каким должно стать школьное образование к 2020 году?

22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.

Дмитрий Медведев обсудил с экспертами ВШЭ новые вызовы социально-экономической политики

2 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в работе круглого стола «Инновация и социальная политика в новых условиях» в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества».

Как обеспечить рост экономики

Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».

«Наверняка вы видите то, чего не видим мы»

1 марта в РИА Новости состоялось обсуждение промежуточных результатов работы исследовательской группы «Молодежная стратегия — 2020», общественного проекта, в рамках которого представители молодого поколения предлагают идеи развития страны в дополнение к Стратегии-2020.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов указом Президента РФ награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

«Прививка» против неравенства

18 июня в Общественной палате РФ состоялись организованные Комиссией по развитию образования общественные слушания на тему «Выравнивание шансов детей на качественное образование». В докладе экспертов ВШЭ был предложен комплекс мер для улучшения ситуации в сфере школьного образования.

Уровень и качество жизни

Работа экспертных групп по совершенствованию Стратегии-2020 перешла в стадию самоорганизации. На заседании экспертов, состоявшемся 5 июня в Высшей школе экономики, начато формирование экспертной группы по направлению «Уровень и качество жизни».

Награды Правительства экспертам Стратегии-2020

За заслуги в работе по подготовке предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года ряд экспертов ВШЭ удостоены правительственных наград.

Медведев наградил экспертов Стратегии-2020

За организацию работы экспертных групп по подготовке предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года и большой личный вклад в экспертно-аналитическую работу Президент России наградил в числе других экспертов ученых Высшей школы экономики.