• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Думать, а не зубрить учебники»

В этом году более 700 победителей и призеров Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» стали студентами ВШЭ. Об участии в олимпиаде и первых месяцах учебы рассказывает студент 1 курса факультета прикладной политологии Константин Щербинин.

— Константин, чем запомнились прошедшие месяцы учебы? Каковы первые впечатления от университета, преподавателей, однокурсников?

— Самое первое впечатление о Вышке я получил еще до начала обучения, когда в июле мне позвонил заместитель декана факультета прикладной политологии Михаил Григорьевич Миронюк, и сообщил, что меня ждут на факультете как победителя Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по истории. Честно, я был польщен и удивлен этим звонком. Через пару дней привез аттестат в приемную комиссию и, практически не сомневаясь, выбрал факультет прикладной политологии. О чем сейчас не жалею, хотя иногда возникает такое чувство, что жизнь проходит под ницшеанским девизом: «Что меня не убивает, то делает сильнее».

— Что ты имеешь в виду?

— На лекциях дают большой объем информации, много письменных домашних заданий, в конце модуля и особенно на зачетной неделе спал очень мало. Ребята, с которыми я общаюсь в общежитии, говорят, это нормальная ситуация для первокурсника любого факультета. Но, несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники. Именно так я и представлял себе обучение политолога — много информации, разнообразие источников, а ты должен научиться видеть главное, делать собственные выводы. Хотя пока с выводами сложно, особенно по насущным политическим вопросам, но я уверен, что через некоторое время я смогу достаточно профессионально их оценивать.

Общаюсь я не только с однокурсниками, но и с теми, с кем участвовал в олимпиаде, а также с ребятами старших курсов, с которыми познакомился на летней гуманитарной школе ВШЭ.

— Как ты попал в число участников этой школы?

— Я учился в экономико-правом лицее Кирова, который сотрудничает с ВШЭ, и наши учителя постоянно нам что-то рассказывали о Вышке, в том числе о школах для школьников. В конце 10 класса мой преподаватель по истории предложил мне заполнить заявку на летнюю школу ВШЭ для школьников, что я и сделал. В итоге меня отобрали, и я провел одну неделю августа в Подмосковье в компании сотни ребят из разных городов и регионов России. Кстати, рассказы моих вожатых и преподавателей о факультете прикладной политологии, в частности Андрея Гречко и Ольги Валентиновны Афанасьевой, сыграли значительную роль в том, что я выбрал именно этот факультет.

Несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о своем участии в Межрегиональной олимпиаде по истории «Высшая проба». Это была твоя первая олимпиада?

— В олимпиадах по истории я начал участвовать еще в пятом классе. Сначала это были школьные и городские олимпиады, в 10 классе принимал участие в Межрегиональной олимпиаде по истории «Татищев», которая проводилась Уральским федеральным университетом при участии ВШЭ. В 11 классе был в числе победителей нескольких вузовских олимпиад, в том числе олимпиады «Высшая проба».

— Ты как-то специально готовился к олимпиаде?

— За неделю до олимпиады я устроил себе марафон по истории России, прочитал около двух тысяч страниц из разных пособий, учебников и материалов по историографии, смотрел тексты Соловьева, Ключевского, Карамзина. Я старался не только освежить в памяти даты и имена, но и выстроить логику ответов в соответствии с критериями, которые ценятся на олимпиадах. Мне кажется, наивысшие баллы получают те, кто кроме знания фактического материала демонстрируют умение работать с информацией, грамотно аргументируют свою точку зрения, привлекая различные источники.

— На твой взгляд, отличается ли олимпиада «Высшая проба» от других интеллектуальных состязаний по истории?

— Заключительный этап олимпиады ВШЭ по истории состоит из трех заданий, в двух из них необходимо дать развернутые ответы, а в третьем — написать эссе, причем на все ответы дается 90 минут. На мой взгляд, необходимость написать развернутые ответы за столь короткое время — одно из самых интересных отличий олимпиады ВШЭ. Здесь, чем быстрее ты соображаешь, тем лучше. И, в конечном счете, так честнее — за это время не успеешь списать.

--------------------------

Регистрация на олимпиаду «Высшая проба» продлится до 10 декабря включительно.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию

Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.

Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.

16243

регистрации на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига» зафиксировано в этом учебном году. По сравнению с прошлым учебным годом это число выросло почти вдвое.

26073

участника приглашены на второй (заключительный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба».

Олимпиада «Высшая лига» для студентов и выпускников: 76 профилей и онлайн-состязания

До 20 января включительно продлится регистрация на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига», дипломанты которой получат льготы при поступлении в магистратуру НИУ ВШЭ. Участвовать в олимпиаде могут студенты бакалавриата и специалитета любых вузов, а также обладатели дипломов о высшем образовании с любым гражданством.

На что вы способны в Data Science: Вышка приглашает на IDAO 2020

До 15 января открыта регистрация на совместную олимпиаду факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и компании Яндекс — International Data Analysis Olympiad. Одна из целей международной олимпиады по анализу данных — заинтересовать молодых разработчиков и аналитиков актуальными проблемами в Data Science.

«Источник исследовательских талантов»: Вышка открыла регистрацию на олимпиаду «Ступени»

До 15 декабря продлится регистрация на отборочный онлайн-этап исследовательской олимпиады для школьников «Ступени». Победители и призеры финального этапа получат дополнительные баллы при поступлении в Лицей НИУ ВШЭ и на ряд бакалаврских программ Вышки.

«Если хочется выучить русский язык, лучше заниматься с утра до ночи»

Как за два года заговорить на русском? Сложно ли привыкнуть к сибирским зимам? Может ли иностранец преподавать русский язык? Личным опытом поделился с новостной службой портала Андрес Куэльяр, студент магистерской программы «Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур».

500 000

заявок подали российские студенты на олимпиаду «Я – профессионал», которая проводится уже третий год подряд.

58907

школьников зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду «Высшая проба» в этом учебном году. Представлены все 85 субъектов Федерации, включая Чукотский автономный округ.