• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Думать, а не зубрить учебники»

В этом году более 700 победителей и призеров Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» стали студентами ВШЭ. Об участии в олимпиаде и первых месяцах учебы рассказывает студент 1 курса факультета прикладной политологии Константин Щербинин.

— Константин, чем запомнились прошедшие месяцы учебы? Каковы первые впечатления от университета, преподавателей, однокурсников?

— Самое первое впечатление о Вышке я получил еще до начала обучения, когда в июле мне позвонил заместитель декана факультета прикладной политологии Михаил Григорьевич Миронюк, и сообщил, что меня ждут на факультете как победителя Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по истории. Честно, я был польщен и удивлен этим звонком. Через пару дней привез аттестат в приемную комиссию и, практически не сомневаясь, выбрал факультет прикладной политологии. О чем сейчас не жалею, хотя иногда возникает такое чувство, что жизнь проходит под ницшеанским девизом: «Что меня не убивает, то делает сильнее».

— Что ты имеешь в виду?

— На лекциях дают большой объем информации, много письменных домашних заданий, в конце модуля и особенно на зачетной неделе спал очень мало. Ребята, с которыми я общаюсь в общежитии, говорят, это нормальная ситуация для первокурсника любого факультета. Но, несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники. Именно так я и представлял себе обучение политолога — много информации, разнообразие источников, а ты должен научиться видеть главное, делать собственные выводы. Хотя пока с выводами сложно, особенно по насущным политическим вопросам, но я уверен, что через некоторое время я смогу достаточно профессионально их оценивать.

Общаюсь я не только с однокурсниками, но и с теми, с кем участвовал в олимпиаде, а также с ребятами старших курсов, с которыми познакомился на летней гуманитарной школе ВШЭ.

— Как ты попал в число участников этой школы?

— Я учился в экономико-правом лицее Кирова, который сотрудничает с ВШЭ, и наши учителя постоянно нам что-то рассказывали о Вышке, в том числе о школах для школьников. В конце 10 класса мой преподаватель по истории предложил мне заполнить заявку на летнюю школу ВШЭ для школьников, что я и сделал. В итоге меня отобрали, и я провел одну неделю августа в Подмосковье в компании сотни ребят из разных городов и регионов России. Кстати, рассказы моих вожатых и преподавателей о факультете прикладной политологии, в частности Андрея Гречко и Ольги Валентиновны Афанасьевой, сыграли значительную роль в том, что я выбрал именно этот факультет.

Несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о своем участии в Межрегиональной олимпиаде по истории «Высшая проба». Это была твоя первая олимпиада?

— В олимпиадах по истории я начал участвовать еще в пятом классе. Сначала это были школьные и городские олимпиады, в 10 классе принимал участие в Межрегиональной олимпиаде по истории «Татищев», которая проводилась Уральским федеральным университетом при участии ВШЭ. В 11 классе был в числе победителей нескольких вузовских олимпиад, в том числе олимпиады «Высшая проба».

— Ты как-то специально готовился к олимпиаде?

— За неделю до олимпиады я устроил себе марафон по истории России, прочитал около двух тысяч страниц из разных пособий, учебников и материалов по историографии, смотрел тексты Соловьева, Ключевского, Карамзина. Я старался не только освежить в памяти даты и имена, но и выстроить логику ответов в соответствии с критериями, которые ценятся на олимпиадах. Мне кажется, наивысшие баллы получают те, кто кроме знания фактического материала демонстрируют умение работать с информацией, грамотно аргументируют свою точку зрения, привлекая различные источники.

— На твой взгляд, отличается ли олимпиада «Высшая проба» от других интеллектуальных состязаний по истории?

— Заключительный этап олимпиады ВШЭ по истории состоит из трех заданий, в двух из них необходимо дать развернутые ответы, а в третьем — написать эссе, причем на все ответы дается 90 минут. На мой взгляд, необходимость написать развернутые ответы за столь короткое время — одно из самых интересных отличий олимпиады ВШЭ. Здесь, чем быстрее ты соображаешь, тем лучше. И, в конечном счете, так честнее — за это время не успеешь списать.

--------------------------

Регистрация на олимпиаду «Высшая проба» продлится до 10 декабря включительно.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA

В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Я — профессионал»: как пройти стажировку на олимпиаде

Стартовала стажерская программа Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». Участие в программе дает возможность учащимся вузов разных направлений попробовать свои силы и на три месяца стать частью команды интеллектуальных состязаний. «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

Определены победители финала НТО по профилю «Искусственный интеллект»

Названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Искусственный интеллект», который уже второй год оказывается самым популярным по количеству регистраций из 41 направления НТО. В этом сезоне участниками соревнований стали более 6300 человек из 84 регионов России, а также Казахстана, Молдовы и Узбекистана. В финал вышли 104 школьника из 28 регионов России. Среди субъектов РФ по числу финалистов лидируют Москва (26 человек), Санкт-Петербург (16 человек) и Новосибирская область (13 человек).

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.