• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Благодаря научной работе меня взяли на стажировку в ООН»

Новостная служба портала уже рассказывала о состоявшейся в декабре торжественной церемонии награждения победителей Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ 2012 года. Наш корреспондент встретился с некоторыми из победителей соревнования и их научными руководителями.

 

София Афанасьева, победитель конкурса в номинации «Лучшая работа магистра по юриспруденции» (тема: «Институт Eminent Domain в конституционном праве Соединенных Штатов Америки», научный руководитель — заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ Михаил Краснов):

— В моем исследовании изучается опыт США по урегулированию института изъятия земельных участков из частной собственности в публичных целях. По сути же рассматривается вопрос о соотношении публичных и частных интересов, о том, как это влияет на статус конституционного права частной собственности.

Мои успехи в научной деятельности в значительной степени повлияли на то, что меня приняли на стажировку в ООН.

Я считаю, что проблема весьма актуальна для нас, так как непосредственно затрагивает каждого собственника — при отсутствии надлежащего регулирования базовых элементов института публичных изъятий (например, понятия публичной нужды), частная собственность будет отчуждаться органами власти практически беспрепятственно. Примером в России может служить строительство спортивного комплекса в Сочи для проведения зимней Олимпиады, в связи с чем было принудительно выкуплено огромное количество земельных участков у частных лиц.

Если говорить о самом конкурсе НИРС, участие в нем — это серьезный опыт самостоятельной аналитической работы. Он дает возможность глубоко погрузиться в тему, но при этом учит строго придерживаться тематики, отсортировывать информацию, подмечать нюансы и выстраивать логические цепочки. Написание такой работы можно сравнить с решением головоломки. К тому же НИРС дает прекрасную возможность поработать с уже зарекомендовавшими себя исследователями и учеными, в первую очередь, это, конечно, научные руководители. Их помощь, поддержка и советы значительно повлияли на тематику и содержание моего исследования. В некотором смысле участие в конкурсе становится стилем жизни — для меня научная деятельность служит главным источником и стимулом к саморазвитию. Наконец, победа в НИРС выгодно выделяет резюме у тех работодателей, кто заинтересован в сотруднике-аналитике. Могу сказать, что мои успехи в научной деятельности в значительной степени повлияли на то, что меня приняли на стажировку в ООН.

Сейчас я учусь в аспирантуре НИУ ВШЭ и в ближайших моих планах — защитить диссертацию по уже начатой проблеме. Но теперь я изучаю опыт не только США, но и России. В идеале хотелось бы на основе сравнительного анализа выработать рекомендации для законодательного реформирования института публичных изъятий в нашей стране.

 

Михаил Краснов, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ:

— Лично я к конкурсам (как и к рейтингам) отношусь неоднозначно, потому что практически в любом из них есть весьма большая доля субъективности. Но, с другой стороны, конкурс НИРС добавляет мотивации начинающим исследователям, для молодого человека любое признание его работы очень ценно.

Мои студенты принимают участие в конкурсах не только в рамках Вышки, некоторые, например, Антон Лебедев, Павел Блохин, Саша Горский, Соня Афанасьева и другие получали призы на конкурсах Центризбиркома, Конституционного суда, а также имеют публикации во вполне «взрослых» журналах. Но, честно говоря, специально я никого из них для этого не готовлю. Свою задачу вижу лишь в том, чтобы побудить к творчеству.

Я объясняю своим студентам, что в учебных материалах излагается только мнение авторов, ребята должны понять, что есть и другие точки зрения, и их можно оспаривать. Я предлагаю им и свою точку зрения, с которой тоже можно спорить.

Я веду лекции по конституционному праву на первом курсе и, возможно, поступаю методически неправильно, когда приучаю «вчерашних школьников» думать своей головой, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Ведь многих ребят в школе уверили, что в учебниках дается «истина в последней инстанции», а это далеко не так. Я объясняю своим студентам, что в учебных материалах излагается только мнение авторов, ребята должны понять, что есть и другие точки зрения, и их можно оспаривать. Я предлагаю им и свою точку зрения, с которой тоже можно спорить, главное, чтобы диалог был конструктивным.

Другой «прием» — тематика курсовых работ. В программе наравне с традиционно сформулированными темами есть и заведомо творческие, например, разработка какого-то законопроекта или хотя бы его концепции. Несколько лет назад я вместе с доцентом Светланой Васильевой создал клуб «Призма», цель которого обсуждение значимых публичных событий с точки зрения конституционного права. Именно в рамках этого клуба зародилась идея разработки проекта новой Конституции России, а фонд «Либеральная миссия» организовал обсуждение проекта и издал отдельную книжку.

Трудно сказать, почему одни становятся исследователями, а другие, скажем так, исполнителями. Что-то внутри у человека заложено. Причем, скорее всего, это целый веер мотивов, а не какой-то один. Здесь и стремление доказать что-то себе, и желание быть признанным, и видение своей карьеры юриста как ученого, и мысль о том, что научный фундамент повышает личную «капитализацию». Я, например, довольно случайно вступил на научную, а затем научно-педагогическую стезю и очень этим доволен. Сегодня я не мыслю себя вне научного творчества, а уж насколько оно у меня удачно, не мне судить.

 

Александр Махов, победитель конкурса в номинации «Лучшая работа магистра по истории» (тема: «Анализ повседневного исторического знания: содержание, структура, характеристики (на материалах екатеринбургского веб-форума)», научный руководитель — директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Ирина Савельева):

— Моя работа была посвящена изучению повседневного или массового знания о прошлом. Цель исследования — с одной стороны, определить характеристики и черты такого знания, а с другой, выяснить, как медиум (посредник), в качестве которого выступает интернет-площадка, влияет на свойства и репрезентацию обыденных исторических представлений. В значительной мере мое исследование — это попытка найти объяснительные модели для понимания природы повседневного знания о прошлом, а также инструменты для работы с интернет-источником.

Я думаю, что участие в НИРС дает полезный опыт научной работы, знакомит с одним из жанров учебно-академического письма, его спецификой. А что касается моего будущего, надеюсь продолжить изучение вопросов, связанных с различными формами неакадемического знания о прошлом.

 

Ирина Савельева, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева:

— В этом году факультет истории второй раз принимал участие в конкурсе НИРС, впервые участвовали магистранты открытой в прошлом году магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе», причем почти все. Я считаю, что конкурс — это хорошая стартовая площадка, да и поездка в Париж или Берлин — награда, ради которой стоит постараться.

В академическом мире на конкурсной основе происходит очень многое: получение грантов, отбор заявок на конференции и летние школы, утверждение проектов и прочее. Поэтому, с одной стороны, важно понять, что для победы от тебя требуется максимальная отдача, а с другой — что все твои усилия и заслуги не гарантируют стопроцентного успеха.

На мой взгляд, важны и уроки таких конкурсов. В академическом мире на конкурсной основе происходит очень многое: получение грантов, отбор заявок на конференции и летние школы, утверждение проектов и прочее. Поэтому, с одной стороны, важно понять, что для победы от тебя требуется максимальная отдача, а с другой — что все твои усилия и заслуги не гарантируют стопроцентного успеха. Механизмы всех конкурсных процедур содержат элемент случайности (к таковым, в частности, относятся субъективные предпочтения экспертов) и реалистическое отношение к конкурсам лучше выработать как можно раньше.

Конечно, я очень рада, что среди победителей и мой студент Саша Махов. Его работа «Анализ повседневного исторического знания: содержание, структура, характеристики (на материалах екатеринбургского веб-форума)» обладает двумя качествами, которые редко сочетаются в одном исследовании: серьезным теоретическим обоснованием и богатым эмпирическим материалом, который проанализирован на основе точно выбранной теории. Интересно, что когда Саша высказал желание изучать историю в интернете, я была против. Во-первых, потому что такое исследование требует не столько исторических, сколько серьезных социологических знаний и навыков (ведь изучаются, по существу, массовые представления). А во-вторых, таких исследований практически никто не делал, нет методик или результатов, которые можно использовать. Но когда Саша принес первые тексты с обоснованием теоретической рамки и эмпирической выборки, я в его идею поверила.

Роль научного руководителя с разными студентами различна, но самым главным я считаю максимально реализовать их способности к научной работе, у многих такие способности еще в латентном состоянии. В случае Саши высота планки была задана им самим.

 

Андрей Пащенко, победитель конкурса в номинации «Лучшая работа магистра по юриспруденции» (тема: «Правовой статус участников отношений по уплате таможенных пошлин в Таможенном Союзе в рамках ЕВРАЗЭС», научный руководитель — заведующий кафедрой финансового права ВШЭ Александр Козырин):

— Что дает студенту участие в НИРС? Ну, прежде всего, позволяет улучшить исследовательскую работу, поднять ее на новый уровень. Ведь перед подачей на конкурс смотришь на выполненное исследование в целом, актуализируешь, оцениваешь концептуально, даешь просмотреть коллегам и друзьям, получаешь обоснованные замечания, благодаря чему затем происходит корректировка и шлифовка работы.

Требования к конкурсным работам вполне преодолимы, они достаточно формализованы, поэтому технически подготовить работу для участия в конкурсе несложно. А вот по поводу итогов конкурса — я имею в виду не формальные, а сущностные итоги, — думаю, что для участников было бы полезно узнать какую-нибудь информацию об оценке работы. Например, в виде краткой рецензии, в которой были бы отражены основные преимущества и, что важнее, недостатки исследования. Это позволило бы участникам своевременно скорректировать ошибки в своем исследовании еще на старте карьеры.

Студенту, да, наверно, и не только студенту, написать научную работу высокого уровня в одиночку невозможно. Поэтому рассчитывать на победу в конкурсе можно только при тесном взаимодействии научного руководителя, исполнителя, друзей, помощников.

Студенту, да, наверно, и не только студенту, написать научную работу высокого уровня в одиночку невозможно. Поэтому рассчитывать на победу в конкурсе можно только при тесном взаимодействии научного руководителя, исполнителя, друзей, помощников. Победа в НИРС — это, прежде всего, победа научного коллектива — вот главный «секрет моего успеха». Сейчас я продолжаю реализовывать план научных исследований, разработанный Александром Николаевичем Козыриным еще несколько лет назад, он не потерял своей актуальности. Осмысление и разрешение проблем правового регулирования, которые появились в связи с созданием Таможенного союза ЕврАзЭС, дает материал для работы лет на пять-десять, если подходить к делу серьезно.

 

Александр Козырин, заведующий кафедрой финансового права ВШЭ:

— В этом году третий раз подряд второе место в номинации «Лучшая работа магистра по юриспруденции» занимает Андрей Пащенко. Это, конечно, уникальный случай. Вообще, я считаю, что Андрей обладает незаурядными качествами, огромными трудовыми ресурсами и очень хорошей мотивацией. Это человек, который уже состоялся в другой области — он является кандидатом медицинских наук. Он пришел в магистрату ВШЭ через подготовительные курсы, которые проходил в течение года, и первая же курсовая легла в основу исследования, которое принесло ему победу в НИРС в 2010 году.

Очень важно, что Андрей работает на стыке двух направлений. Не так давно у него состоялся дебют в качестве преподавателя на кафедре управления и экономики здравоохранения ВШЭ. Я считаю, это стало возможным благодаря тому, что наша кафедра уделяет действительно большое внимание исследовательской работе, для нас это главное. Те, кто приходит к нам учиться, знают заранее: чтобы успешно закончить обучение, необходимо написать научную работу на достойном уровне. Поэтому у всех наших студентов хорошая мотивация.

 

Анастасия Чумак, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

«Конкурс позволяет почувствовать себя ученым еще на студенческой скамье»

5 февраля состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) — 2023. Конкурс, на который поступило 1730 работ учащихся вузов со всей России, был проведен по 25 направлениям.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.

«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон

На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.

Объявлены итоги конкурса от HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione

В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было придумать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. По итогам победителями стали семь студентов, работы которых будут представлены в офлайн-магазинах брендов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.

Пятый сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN стартовал

Школа дизайна ВШЭ запускает пятый сезон международного онлайн-конкурса HSE CREATIVE OPEN. Заявки принимаются в номинациях: «3D-персонаж», «Анимация», «Дизайн интерьера», «Дизайн книги», «Упаковка» и «Фотография». К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения. Цель конкурса — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии.