• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Серебряный птенец: Анастасия Шалаева

Победительница конкурса «Золотая Вышка» в номинации «Серебряный птенец» Анастасия Шалаева окончила с красным дипломом Санкт-Петербургский государственный университет и еще до поступления в магистратуру факультета истории ВШЭ имела 47 публикаций по проблемам философии и социологии. С ней побеседовал студент ВШЭ Матвей Кармаков, стажер новостной службы портала.

— Анастасия, вы победили в номинации «Серебряный птенец». Каково ваше отношение вообще к конкурсу «Золотая Вышка»?

— На мой взгляд, такой конкурс очень важен для университетского сообщества. Для молодых номинантов это своего рода обратная реакция на то, что они делают, чем занимаются, поддержка старших коллег в начале большого пути. Для более маститых, «взрослых» и состоявшихся номинантов —  знак признания университетским сообществом.

Меня удивила система проведения конкурса. В отличие от  привычного строгого описания достижений, успехов и проделанной работы для других конкурсов, здесь можно было в свободной форме оставлять отзывы о конкурсантах, дополнять в комментариях обоснование выдвижения. Мне кажется, «Золотая Вышка» удачно соединила оценку научных, академических и организаторских достижений с привлечением человеческого фактора (как номинант относится к тому, чем он занимается, насколько он вкладывает в это себя, каким его видят коллеги).  Я увлеченно читала обоснования и комментарии активных и успешных вышкинцев — это удивительное многообразие талантов!

До прихода в НИУ ВШЭ в этом учебном году, я не сталкивалась с подобными конкурсами. Именно потому, что я еще новый и неизвестный университету человек, для меня было большой неожиданностью то, что меня выдвинули и поддержали в номинации «Серебряный птенец». Я считаю, что поддержка, которую я получила от университета, от Ирины Максимовны Савельевой, директора ИГИТИ (Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева) —  это доверие в кредит, и для  его оправдания я готова работать и вкладывать силы.

— Насколько я знаю, вы изучаете мифы, мифологию как дисциплину. Откуда пришла любовь к мифологии и истории?

— С детства всякий человек растет среди мифов, историй о богах и древних временах. Мне было недостаточно простого знакомства с мифами, мне было удивительно и интересно, как миф работает не только в детстве отдельного человека или народа, но и в мышлении и истории, на чем основывается его чудесная сила. Еще со второго курса философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета я начала заниматься философией мифа, мифологическим сознанием и мышлением. Эта проблематика «вросла» не только в мои научные интересы, но и в мое виденье мира, в мои путешествия, в мою жизнь. В СПбГУ я изучала миф с философской точки зрения, в Вышке у меня появилась возможность более внимательно рассмотреть его, а также становление мифологии как дисциплины, с точки зрения истории, чему я очень рада.

— Над чем сейчас работаете?

— На первом курсе междисциплинарной магистерской программы факультета истории «История знания в сравнительной перспективе» я сейчас пишу курсовую работу на тему: «“Символика” Георга Фридриха Крейцера и становление мифологии как дисциплины в конце XVIII — начале XIX веков». Перевожу с немецкого языка программную главу работы Крейцера «Символика и мифология древних народов, в особенности греков» (1810-1812 годы). На фоне этой работы видно пересечение научных, философских, религиозных, политических интересов того периода в постановке и разрешении вопроса о сущности мифологии. В этом же направлении сейчас идет работа научно-учебного семинара Центра истории наук о языке и тексте «Интеллектуальная культура романтизма» под руководством доцента кафедры истории философии Петра Владиславовича Резвых, в которой я также участвую.

Именно Петру Владиславовичу, моему научному руководителю, я обязана интересом к фигуре Георга Крейцера через призму философии и культуры романтизма. В третьем и четверном модуле текущего учебного года у меня появилась возможность попробовать себя в качестве учебного ассистента по курсу «Научно-исследовательский семинар» Алсу Назимовны Бикташевой.

— Как история помогает вам в ваших исследованиях?

— История дает возможность комплексно взглянуть на знание. С одной стороны, история дает мне «общую картину» социальной и эпистемологической действительности, расширяя кругозор, расставляя  по местам, на первый взгляд,  разрозненные представления. А с другой стороны, история дает возможность установить конкретную проблему, практический предмет изучения с точки зрения эмпирических методов источниковедческого анализа, что часто сложно определить в исследовании философском.

— Что вас привело или кто вас привел в Высшую школу экономики?

— Это, быть может, звучит странно, но для меня Вышка — более «взрослое» место, чем СПбГУ, потому что сюда я пришла уже с определенным «багажом» знаний, со своей темой, сложившимся исследовательским интересом. Как я начала учиться здесь — это интересная история. В Вышку меня пригласила Юлия Владимировна Иванова, доцент факультета истории, ведущий научный сотрудник ИГИТИ. Год назад я буквально в последние секунды отправила заявку на участие в Зимней школе 2012, и оказалось, что именно по этой заявке Юлия Владимировна познакомилась со мной. Так одна секунда определила мое вышкинское настоящее, хотя на школу я так и не попала, поскольку уже участвовала в ней за год до этого. Юлия Владимировна очень заинтересовала меня, еще студентку СПбГУ, тем проблемным полем, которое разрабатывается в ИГИТИ, серьезным и дружелюбным исследовательским коллективом, возможностями и перспективами учебы в Вышке. Я поняла, что мне близка эта атмосфера научной и личностной активности, преданности делу, исследовательская среда — это и послужило основным фактором в выборе НИУ ВШЭ и ИГИТИ. Также у меня всегда большой интерес вызывала Москва как особенное место, я стремлюсь познакомиться с этим городом, понять его кипучую жизнь.

— Вы написали большое количество научных статей, участвовали во множестве научных конференций. Как вы все успеваете?

— С радостью и интересом! Мне всегда было интересно учиться, но, с другой стороны, кроме учебы для меня всегда было важно прожить то, чему меня научили. Лично для меня написание научных статей, участие и организация конференций, семинаров, научных школ в России и за рубежом — попытка приблизиться к моим учителям и одновременно к себе самой. Я всегда стараюсь вслушиваться в то, что и как они говорят, пишут, делают — это неповторимый и бесценный опыт.

— И все-таки, в чем секрет вашей успешности?

— Я стараюсь не думать, что пришла к успеху, что успех у меня в руках. Если об этом думать и если признать этот факт, можно остановиться и перестать двигаться. Мне интересно пробовать себя в различных сферах деятельности, в разных направлениях. Скажем, сейчас я завершаю второе высшее образование по профилю «Социально-культурный сервис и туризм».

— Тогда к чему вы стремитесь?

— Аристотель писал, что все вещи стремятся занять свое собственное, по природе им присущее место. Так и я стремлюсь занять свое место, место, которое свойственно мне. Я бы даже сказала, что есть «зов» этого места. Еще не понятно, что это за место и где оно, но этот «зов» есть и он движет мною. Поскольку я учусь и работаю в академической среде, я вижу свою цель в том, чтобы найти свое место в университетской сфере. Мне нравится участвовать в научных конференциях, школах, симпозиумах, организовывать их. Ведь именно на них происходит обмен и обогащение идеями, «исследовательской энергией», можно, наблюдая научный путь и результаты коллег, стремиться к чему-то большему, в эпоху междисциплинарности — объединяться и работать вместе.

— Жалеете ли вы о чем-либо в своей жизни?

— Часто жалею об упущенных возможностях. Например, что не познакомилась в свое время с каким-то интересным для меня ученым, не написала в срок работу на конкурс, не вложила в дело всех без остатка сил — это все об академической жизни, но и в жизни повседневной то же самое. Я стараюсь учиться на своих ошибках и не упускать возможностей, не жалеть сил, чтобы потом не пришлось жалеть о большем.

— Что для вас главное в жизни?

— Семья — первое, что приходит на ум. Затем работа, вовлеченность в дело философии. Но это для меня не первое и не второе, а две разных, но одинаково бесценных ценности, обогащающих друг друга.

— Одна из наиболее любимых книг?

— Томас Манн «Иосиф и его братья». Это роман-миф, мудрый, жизненный, одновременно историчный и мифичный.

— Какое у вас хобби?

— Я очень люблю танцевать и танцую всю жизнь. Начинала с художественной гимнастики, занималась эстрадными, бальными танцами, современной хореографией, аргентинским танго. Со временем танец стал для меня неотъемлемой частью мировоззренческого целого, а затем и академической работы, мысли.

— Хватает ли у вас времени заниматься тем, что вам нравится?

— Время есть всегда. Мне кажется, чем больше нужно сделать, тем проще для этого найти время. Множество и разнообразие дел держит в тонусе. И самое важное — не бросать то, что нравится. Я вот, например, люблю танцевать, заниматься рукоделием, путешествовать, открывая и осваивая мыслящий дух места. Смена мест наносит в равной степени как географические координаты, так и размечает топологию движения мысли, воли, тела.

 

Матвей Кармаков, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Названы победители «Золотой Вышки» — 2018

Ими стали 16 человек в семи «золотых» номинациях и 21 человек в номинации «Серебряный птенец». Также уже традиционно были объявлены лауреаты премии «Золотая ссылка», которая присуждается самому высокоцитируемому вышкинскому ученому. Награждение победителей прошло 27 ноября, в день рождения университета.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000). 

Определены номинанты на «Золотую Вышку-2018»

Члены жюри назвали номинантов на премию «Золотая Вышка». Теперь слово за Комиссией конкурса — она выберет победителей, имена которых мы узнаем 27 ноября на церемонии награждения.

Боль, ребра и немного науки

24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы». 

Определены члены жюри «Золотой Вышки». И они советуют не затягивать с выдвижением претендентов

Обновление: срок приема заявок продлен до 1 ноября включительно.
В жюри вошли представители всех факультетов, кампусов и Лицея НИУ ВШЭ. Они назовут номинантов в каждой номинации (шорт-лист), из которых затем Комиссия конкурса выберет победителей. Также жюри в один тур определит лауреатов в номинации «Серебряный птенец».

Началось выдвижение кандидатов на «Золотую Вышку»-2018

Напоминаем тем, кто забыл, и рассказываем тем, кто еще не знает: «Золотая Вышка» — это главная университетская премия, кандидатов на получение которой выдвигают сами сотрудники университета из числа своих коллег. Победителей также выбирают сами вышкинцы – в составе специально созданных Жюри и Комиссии. Вот что нужно сделать, если вы хотите, чтобы ваш коллега или ученик получил эту премию.

Тезисы: референтное время

В истории любого народа есть свой Золотой век, прекрасное утраченное время, с которым, как с началом координат, сверяются события настоящего. Люди мысленно возвращаются к этой «эталонной» эпохе, чтобы понять, как улучшить настоящее и будущее. Михаил Бойцов на международной научной конференции в НИУ ВШЭ предложил концепцию референтного времени. IQ.HSE приводит основные тезисы его доклада.