• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Серебряный птенец: Анастасия Шалаева

Победительница конкурса «Золотая Вышка» в номинации «Серебряный птенец» Анастасия Шалаева окончила с красным дипломом Санкт-Петербургский государственный университет и еще до поступления в магистратуру факультета истории ВШЭ имела 47 публикаций по проблемам философии и социологии. С ней побеседовал студент ВШЭ Матвей Кармаков, стажер новостной службы портала.

— Анастасия, вы победили в номинации «Серебряный птенец». Каково ваше отношение вообще к конкурсу «Золотая Вышка»?

— На мой взгляд, такой конкурс очень важен для университетского сообщества. Для молодых номинантов это своего рода обратная реакция на то, что они делают, чем занимаются, поддержка старших коллег в начале большого пути. Для более маститых, «взрослых» и состоявшихся номинантов —  знак признания университетским сообществом.

Меня удивила система проведения конкурса. В отличие от  привычного строгого описания достижений, успехов и проделанной работы для других конкурсов, здесь можно было в свободной форме оставлять отзывы о конкурсантах, дополнять в комментариях обоснование выдвижения. Мне кажется, «Золотая Вышка» удачно соединила оценку научных, академических и организаторских достижений с привлечением человеческого фактора (как номинант относится к тому, чем он занимается, насколько он вкладывает в это себя, каким его видят коллеги).  Я увлеченно читала обоснования и комментарии активных и успешных вышкинцев — это удивительное многообразие талантов!

До прихода в НИУ ВШЭ в этом учебном году, я не сталкивалась с подобными конкурсами. Именно потому, что я еще новый и неизвестный университету человек, для меня было большой неожиданностью то, что меня выдвинули и поддержали в номинации «Серебряный птенец». Я считаю, что поддержка, которую я получила от университета, от Ирины Максимовны Савельевой, директора ИГИТИ (Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева) —  это доверие в кредит, и для  его оправдания я готова работать и вкладывать силы.

— Насколько я знаю, вы изучаете мифы, мифологию как дисциплину. Откуда пришла любовь к мифологии и истории?

— С детства всякий человек растет среди мифов, историй о богах и древних временах. Мне было недостаточно простого знакомства с мифами, мне было удивительно и интересно, как миф работает не только в детстве отдельного человека или народа, но и в мышлении и истории, на чем основывается его чудесная сила. Еще со второго курса философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета я начала заниматься философией мифа, мифологическим сознанием и мышлением. Эта проблематика «вросла» не только в мои научные интересы, но и в мое виденье мира, в мои путешествия, в мою жизнь. В СПбГУ я изучала миф с философской точки зрения, в Вышке у меня появилась возможность более внимательно рассмотреть его, а также становление мифологии как дисциплины, с точки зрения истории, чему я очень рада.

— Над чем сейчас работаете?

— На первом курсе междисциплинарной магистерской программы факультета истории «История знания в сравнительной перспективе» я сейчас пишу курсовую работу на тему: «“Символика” Георга Фридриха Крейцера и становление мифологии как дисциплины в конце XVIII — начале XIX веков». Перевожу с немецкого языка программную главу работы Крейцера «Символика и мифология древних народов, в особенности греков» (1810-1812 годы). На фоне этой работы видно пересечение научных, философских, религиозных, политических интересов того периода в постановке и разрешении вопроса о сущности мифологии. В этом же направлении сейчас идет работа научно-учебного семинара Центра истории наук о языке и тексте «Интеллектуальная культура романтизма» под руководством доцента кафедры истории философии Петра Владиславовича Резвых, в которой я также участвую.

Именно Петру Владиславовичу, моему научному руководителю, я обязана интересом к фигуре Георга Крейцера через призму философии и культуры романтизма. В третьем и четверном модуле текущего учебного года у меня появилась возможность попробовать себя в качестве учебного ассистента по курсу «Научно-исследовательский семинар» Алсу Назимовны Бикташевой.

— Как история помогает вам в ваших исследованиях?

— История дает возможность комплексно взглянуть на знание. С одной стороны, история дает мне «общую картину» социальной и эпистемологической действительности, расширяя кругозор, расставляя  по местам, на первый взгляд,  разрозненные представления. А с другой стороны, история дает возможность установить конкретную проблему, практический предмет изучения с точки зрения эмпирических методов источниковедческого анализа, что часто сложно определить в исследовании философском.

— Что вас привело или кто вас привел в Высшую школу экономики?

— Это, быть может, звучит странно, но для меня Вышка — более «взрослое» место, чем СПбГУ, потому что сюда я пришла уже с определенным «багажом» знаний, со своей темой, сложившимся исследовательским интересом. Как я начала учиться здесь — это интересная история. В Вышку меня пригласила Юлия Владимировна Иванова, доцент факультета истории, ведущий научный сотрудник ИГИТИ. Год назад я буквально в последние секунды отправила заявку на участие в Зимней школе 2012, и оказалось, что именно по этой заявке Юлия Владимировна познакомилась со мной. Так одна секунда определила мое вышкинское настоящее, хотя на школу я так и не попала, поскольку уже участвовала в ней за год до этого. Юлия Владимировна очень заинтересовала меня, еще студентку СПбГУ, тем проблемным полем, которое разрабатывается в ИГИТИ, серьезным и дружелюбным исследовательским коллективом, возможностями и перспективами учебы в Вышке. Я поняла, что мне близка эта атмосфера научной и личностной активности, преданности делу, исследовательская среда — это и послужило основным фактором в выборе НИУ ВШЭ и ИГИТИ. Также у меня всегда большой интерес вызывала Москва как особенное место, я стремлюсь познакомиться с этим городом, понять его кипучую жизнь.

— Вы написали большое количество научных статей, участвовали во множестве научных конференций. Как вы все успеваете?

— С радостью и интересом! Мне всегда было интересно учиться, но, с другой стороны, кроме учебы для меня всегда было важно прожить то, чему меня научили. Лично для меня написание научных статей, участие и организация конференций, семинаров, научных школ в России и за рубежом — попытка приблизиться к моим учителям и одновременно к себе самой. Я всегда стараюсь вслушиваться в то, что и как они говорят, пишут, делают — это неповторимый и бесценный опыт.

— И все-таки, в чем секрет вашей успешности?

— Я стараюсь не думать, что пришла к успеху, что успех у меня в руках. Если об этом думать и если признать этот факт, можно остановиться и перестать двигаться. Мне интересно пробовать себя в различных сферах деятельности, в разных направлениях. Скажем, сейчас я завершаю второе высшее образование по профилю «Социально-культурный сервис и туризм».

— Тогда к чему вы стремитесь?

— Аристотель писал, что все вещи стремятся занять свое собственное, по природе им присущее место. Так и я стремлюсь занять свое место, место, которое свойственно мне. Я бы даже сказала, что есть «зов» этого места. Еще не понятно, что это за место и где оно, но этот «зов» есть и он движет мною. Поскольку я учусь и работаю в академической среде, я вижу свою цель в том, чтобы найти свое место в университетской сфере. Мне нравится участвовать в научных конференциях, школах, симпозиумах, организовывать их. Ведь именно на них происходит обмен и обогащение идеями, «исследовательской энергией», можно, наблюдая научный путь и результаты коллег, стремиться к чему-то большему, в эпоху междисциплинарности — объединяться и работать вместе.

— Жалеете ли вы о чем-либо в своей жизни?

— Часто жалею об упущенных возможностях. Например, что не познакомилась в свое время с каким-то интересным для меня ученым, не написала в срок работу на конкурс, не вложила в дело всех без остатка сил — это все об академической жизни, но и в жизни повседневной то же самое. Я стараюсь учиться на своих ошибках и не упускать возможностей, не жалеть сил, чтобы потом не пришлось жалеть о большем.

— Что для вас главное в жизни?

— Семья — первое, что приходит на ум. Затем работа, вовлеченность в дело философии. Но это для меня не первое и не второе, а две разных, но одинаково бесценных ценности, обогащающих друг друга.

— Одна из наиболее любимых книг?

— Томас Манн «Иосиф и его братья». Это роман-миф, мудрый, жизненный, одновременно историчный и мифичный.

— Какое у вас хобби?

— Я очень люблю танцевать и танцую всю жизнь. Начинала с художественной гимнастики, занималась эстрадными, бальными танцами, современной хореографией, аргентинским танго. Со временем танец стал для меня неотъемлемой частью мировоззренческого целого, а затем и академической работы, мысли.

— Хватает ли у вас времени заниматься тем, что вам нравится?

— Время есть всегда. Мне кажется, чем больше нужно сделать, тем проще для этого найти время. Множество и разнообразие дел держит в тонусе. И самое важное — не бросать то, что нравится. Я вот, например, люблю танцевать, заниматься рукоделием, путешествовать, открывая и осваивая мыслящий дух места. Смена мест наносит в равной степени как географические координаты, так и размечает топологию движения мысли, воли, тела.

 

Матвей Кармаков, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

«Я прогулял лекцию по алгебре, потому что поехал на роды»

В спецпроекте, посвященном Дню защиты детей, студенты Вышки рассказывают, как совмещать учебу в университете с рождением и воспитанием ребенка — и не сойти с ума.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Между двумя университетами

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.