• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно

Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Предлагаемые изменения оценки работы региональных властей я оцениваю положительно.

ЕГЭ — экзамен с высокими ставками. Почти пятнадцать лет назад он задумывался для того, чтобы заменить школьную аттестацию и вступительные экзамены в вузы единой стандартизованной оценкой. В те годы никто даже не мог предположить, что с помощью ЕГЭ будут оценивать эффективность работы как губернатора, так и муниципалитета, и даже школы. Но эта функция все же была на него возложена, так как других независимых оценок не было.

Использование для оценки деятельности региональных властей результатов ЕГЭ, а точнее, доли получивших неудовлетворительные баллы по русскому и математике, то есть оставшихся без аттестата, — привело к печальным последствиям.

Типичная ситуация — в регионе много двоечников. Что делает губернатор? Вызывает «на ковер» министра образования и требует, чтобы в следующем году «двоечников» не было. Что нужно для этого сделать? Есть сложный путь: улучшить работу школ, то есть организовать повышение квалификации учительского корпуса, проанализировать, по каким учебникам занимаются дети, много еще чего сделать. На это нужно несколько лет, за год не успеть. Поэтому министр выбирает простой путь: сфальсифицировать баллы ЕГЭ. Для этого есть те или иные способы, не будем сейчас их обсуждать, но главное — требование губернатора будет выполнено в срок.

Именно поэтому эксперты всегда возражали против использования ЕГЭ для оценки работы региональных властей. Но на все наши доводы в администрации президента отвечали, что других способов независимой оценки нет.

Сейчас ситуация изменилась. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года, появился пункт о независимой оценке образования с помощью различных мониторинговых исследований. Недавно завершилось экспериментальное мониторинговое исследование соответствия компетенций учащихся начальной школы требованиям нового стандарта, которое проводилось в нескольких десятках регионах под руководством Галины Ковалевой — национального координатора международных сравнительных исследований в образовании. Насколько мне известно, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов дал поручение проводить подобные мониторинги во всей России. Так что вскоре у нас появятся другие инструменты независимой оценки школьного образования.

Но пока этих инструментов нет, нужно как-то оценивать усилия губернаторов по развитию образования. Предложенный альтернативный критерий  доля детей, обучающихся во вторую или третью смену,  по-моему, очень подходит для такой оценки. Известно, что у ребят, которые учатся в школе в первую смену, остается куда больше времени на хобби и прочие занятия. Чем меньше школьников учатся во вторую-третью смену, тем лучше. Этот критерий будет стимулировать региональные власти строить новые школы.

Записала Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.

Реформаторские идеи Эдуарда Днепрова стали частью повседневности

17 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось интеллектуальное наследие Эдуарда Днепрова — первого министра образования постсоветской России, ординарного профессора ВШЭ, скончавшегося 40 дней назад. Среди участников семинара были эксперты и управленцы, вместе с ним начинавшие реформу образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.