• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Каждый год приносит новые идеи»

Римма Ахметсафина, заместитель заведующего отделением программной инженерии ВШЭ — один из лучших преподавателей, читавших лекции и проводивших семинарские занятия в 2011 году, по мнению студентов.

― Что вы думаете о конкурсе? Какие студенты, по-вашему, за вас голосовали?

― Это хороший конкурс, и он, безусловно, нужен. Есть преподаватели — блестящие лекторы, прекрасные «семинаристы», которые дают хорошие знания и с уважением относятся к студентам. Студенты понимают, знает преподаватель свой предмет или нет, они чувствуют искренность, их не обмануть. Я признательна студентам, проголосовавшим за меня. Это самая высокая оценка труда преподавателя, теперь надо ей соответствовать. Должна сказать, что многих преподавателей кафедры управления разработкой программного обеспечения студенты назвали лучшими. Мои коллеги — настоящие профессионалы, много времени и внимания уделяют студентам.

― Какие курсы вы читаете?

― В Вышке я работаю второй год, и у меня на первом курсе отделения прикладной математики и информатики есть занятия по программированию на языке С++, на втором курсе отделения программной инженерии и третьем курсе факультета бизнес-информатики веду семинары по разработке алгоритмов. Курс интересный, мы с профессором Михаилом Васильевичем Ульяновым, который читает лекции, поставили его заново, разработали семинары, и они получились интересными, «живыми», меняются год от года. Мне кажется, студентам они интересны. На втором курсе факультета бизнес-информатики веду занятия по объектно-ориентированному программированию на языке Java, а на четвертом курсе — по очень интересной дисциплине — теории информационных технологий и систем. В ней изучаются основы информатики, начиная от классической теории Клода Шеннона.

― Когда голосовали студенты, чем они, на ваш взгляд, руководствовались? Какие качества в преподавателях для них важны?

― Думаю, отношение к студентам, доступность изложения учебного материала, чувство юмора. Важно все — и профессионализм, и личные качества.

― И преподавательский артистизм?

― Конечно, он помогает увлечь аудиторию и удержать ее внимание.

― Вы читаете достаточно сложные в плане понимания и освоения курсы. Для этого, очевидно, нужны специальные методические приемы, чтобы ребят увлечь, суметь объяснить материал?

― Надо хорошо знать и любить предмет и уметь доступно объяснять сложные вещи. За много лет работы в высшем образовании сформировались некоторые преподавательские приемы. Кроме того, мне везло, я всегда попадала в замечательные коллективы единомышленников, ярких, неординарных личностей, у которых многому училась.

Долгое время я занималась вопросами тестирования абитуриентов и студентов. Эти технологии использовала и в своей преподавательской работе. Что интересно, они оказывают обратное влияние на методики преподавания. После тестирования обязательно с ребятами разбираемся, что и почему они сделали неправильно. Только так, на мой взгляд, можно эффективно использовать тестовые технологии.

― В ВШЭ много внимания уделяется научной деятельности и активному вовлечению в эту работу студентов. На отделении программной инженерии как с этим обстоят дела?

― На мой взгляд, очень хорошо это было с самого начала работы отделения, но прошедший учебный год стал знаковым. Руководитель отделения Сергей Михайлович Авдошин полон идей, которые часто кажутся фантастическими. В прошлом году, когда разрабатывались оригинальные стандарты для бакалавриата, он решил, что научные семинары нужно проводить, начиная с первого курса, с первого дня, и все четыре года. Научные семинары были включены в план, и их начали проводить замечательные преподаватели: профессора Ирина Александровна Ломазова и Михаил Васильевич Ульянов и доцент Ефим Михайлович Гринкруг. Первые полгода студенты посещали все три семинара, а после нового года должны были выбрать один. И у них появился интерес, восторг! Когда проходила студенческая конференция в апреле, первые три места заняли первокурсники. Они делали доклады по результатам своей работы на этих научных семинарах. А ведь участвовали в конференции и магистры первого и второго курсов, и нынешние выпускники бакалавриата. Но лучшими стали первокурсники, и тут, мне кажется, именно научные семинары сыграли свою роль. Кроме того, именно семинары дали возможность студентам-первокурсникам участвовать в жестком конкурсном отборе на Летнюю школу по программной инженерии и верификации, которую проводила компания Microsoft совместно с НИУ ВШЭ — и пройти отбор.

― Это показатель того, что подобные семинары нужны.

― Да, это очень нужно. Мы озаботились еще и тем, чтобы у студентов было больше публикаций. Теперь все преподаватели кафедры нацеливают студентов на участие в конференциях, подготовку публикаций, это замечательно. Наши студенты регистрируют свои программные разработки, получают патенты. На последнем заседании кафедры обсуждали результаты защит курсовых работ. Студенты выполняют одну междисциплинарную курсовую в год. В качестве результатов своей работы они обычно представляют документацию на программный продукт. Дополнительно к этому в будущем году студентам необходимо будет представить пояснительную записку, которую они должны написать в формате научной статьи. Причем, мы ориентируемся на международные стандарты IEEE, по которым принимаются материалы на конференции и в журналы. Хорошо, если студенты будут понимать, как уметь кратко объяснить, что они сделали сами, а что было сделано до них. Если они с самого начала обучения знакомятся с требованиями к публикациям, это большой плюс.

― У вас много прикладных разработок, это открывает большие перспективы для сотрудничества подразделения с какими-то коммерческими компаниями…

― В прошлом году четыре студента (они, кстати, в этом году уже поступили в магистратуру http://ma.hse.ru/ ) под руководством доцента Гринкруга участвовали во Всемирном студенческом кубке технологий Imagine Cup, который ежегодно проводит Microsoft. Их проект занял второе место на всероссийском этапе, они получили благодарность от министра связи и телекоммуникаций, участвовали в выставках, публиковали результаты, завоевали «Золотую Вышку». Этот проект предназначен для слепых и слабовидящих людей, чтобы они могли максимально просто выходить в Интернет и общаться, получать информацию. В этом году ребята самостоятельно, без нашего участия, собрали команду студентов младших курсов, передают им опыт и развивают этот проект. Сейчас команда готовит уже «коробочную» версию продукта.

Многие студенты на третьем-четвертом курсах начинают работать. Их выпускные квалификационные работы являются результатом практической деятельности, они актуальны и востребованы. Есть студенты, которые выполняют работы по заказам. К нам довольно часто обращаются с просьбами выполнить небольшую работу, но требующую высокой квалификации. Наши студенты выполняют такие заказы, при этом они приобретают опыт и новые знания.

― Какой вуз вы окончили, как пришли в Высшую школу экономики?

― Я окончила Уфимский нефтяной институт по специальности «Автоматизация химико-технологических процессов». С благодарностью вспоминаю годы учебы, нас очень хорошо учили. Потом я училась в аспирантуре в Ленинградском электротехническом институте имени В.И. Ульянова (Ленина) на кафедре автоматики и процессов управления, защитила кандидатскую диссертацию. После этого работала в Уфимском государственном авиационном техническом университете до 2009 года, а потом мы всей семьей переехали в Москву.

В Высшую школу экономики попала не случайно, это история довольно интересная. С 1998 по 2000 годы коллектив университета, в котором я работала, разрабатывал тесты централизованного абитуриентского тестирования по информатике. Но и после этого у нас были тесные контакты с Федеральным центром тестирования (я руководила региональным центром). Потом тесты стал разрабатывать Сергей Михайлович Авдошин, а меня попросили написать рецензию, что я и сделала. Сергей Михайлович мне ответил, так мы познакомились. И когда встал вопрос о переезде в Москву, я ему позвонила и сказала, что хотела бы работать у него на кафедре. Что, собственно, и произошло.

У этой истории появилось продолжение: в прошлом году издательство «Просвещение» обратилось к нам с предложением написать пособия для подготовки к ЕГЭ и ГИА (государственной итоговой аттестации в 9 классе) по информатике. Работа была очень сложная, новая для нас, но интересная. В авторский коллектив вошла молодой преподаватель кафедры Ольга Максименкова, имеющая опыт работы в школе. Вместе мы с удивлением обнаружили, что при огромном разнообразии материалов для подготовки к ЕГЭ практически отсутствуют материалы для выпускников 9 классов. Книги были написаны в очень сжатые сроки, и теперь именно учебно-справочные материалы для 9-х классов можно увидеть в списках хитов продаж. Обязательно надо сказать о роли наших студентов в этой большой работе. Мы привлекали их в качестве экспертов, что оказалось чрезвычайно полезно как для нас, так и для них. Мы исправляли тексты, написанные слишком сложно, а студенты поняли, какая это непростая задача — разработка тестовых заданий.

― А есть у вас еще какие-то увлечения?

― Совсем нет свободного времени. Я далеко не спортсменка, но очень люблю ходить на лыжах, плавать в бассейне, хотя это пока редко удается. Дома есть собака, мы всей семьей ее очень любим, она — чемпионка России, с ней мы много ездили на выставки. Но самое главное — это мои дети, семья, им я отдаю все силы и время. А отдыхать очень люблю на море.

― В вашем кабинете на доске — магнитики. Вы их сами привозили или коллеги и друзья подарили?

― Эта традиция стихийно сложилась на кафедре. В прошлом году я ездила в командировку и привезла всем маленькие сувениры. А после этого коллеги стали привозить магнитики из тех городов и стран, в которых бывали. Каждый магнит о чем-то напоминает или рассказывает. Вот, к примеру, в Красноярск ездил профессор Ульянов, он там участвует в ежегодных конференциях. Есть магнит из Заполярья, Норильска, — я совсем недавно вернулась оттуда. Есть магниты из Венгрии, Израиля, Болгарии, Кипра… Там проходили конференции, в которых участвовали коллеги. Есть тут и Пермь, и Петербург… А вот особые магниты из Голландии — мы устанавливаем связи с университетом Эйндховена, у нас будет интересная совместная магистерская программа. Первый год студенты будут учиться здесь, а второй — в Голландии, и при этом будут получать стипендию. Коллеги из технологического университета Эйндховена готовы принять 10 человек. Заключать договор туда ездили Сергей Михайлович Авдошин и Ирина Александровна Ломазова, руководители магистерской программы.

Так что наше отделение живет, развивается. С нетерпением ждем начала нового учебного года, новых студентов — и бакалавров, и магистров. Каждый год приносит новые идеи, значимые результаты работы и профессиональные достижения.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.

ФКН проведет для старшеклассников летние школы по анализу данных и программной инженерии

Факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организует летние школы для учащихся 8–11-х классов на бесплатной основе. Первая — по анализу данных — состоится с 26 по 30 июня. Вторая — по программной инженерии — пройдет с 3 по 14 июля. Для участия необходимо зарегистрироваться и пройти отбор.

На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии

В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.

«Когда я научился воплощать свои идеи в программы, понял: вот ради чего стоило поступать в университет»

15–17 февраля 2023 года факультет компьютерных наук ВШЭ проводит зимнюю школу по программной инженерии, направленную на распространение и обмен знаниями о современных инструментах и методах разработки программного обеспечения. Регистрация доступна до 12 февраля. Студенты ФКН рассказали новостной службе «Вышка.Главное» об учебе на образовательной программе «Программная инженерия».

ФКН Вышки провел первую зимнюю школу по программной инженерии

14–18 февраля факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организовал первую международную зимнюю школу по программной инженерии. Мероприятие состоялось при поддержке компании JetBrains, Университета Иннополис и Технологического института Шаффхаузена.

Бакалаврская программа «Программная инженерия» получила престижную международную аккредитацию

Высокое качество подготовки студентов этой программы подтвердили эксперты Совета по аккредитации программ в области техники и технологий со штаб-квартирой в США. ABET более 85 лет занимается аккредитацией образовательных программ в области информатики, прикладных наук, техники и технологий. На сегодняшний день «Программная инженерия» — единственная в России программа, имеющая эту аккредитацию.

Нетипичный программист: как посмотреть мир, разрабатывая мобильные приложения

Вадим Дробинин в прошлом году окончил бакалаврскую программу «Программная инженерия». Сейчас он работает в Лондоне в амбициозном стартапе, который обещает перевернуть современные представления о поиске в интернете. Вопреки стереотипу о программисте-интроверте в растянутом свитере, который «прогает» ночи напролет, Вадим много путешествует, ведет блог с рецептами блюд из разных стран, преподает и участвует в крупных международных конференциях.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.