• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Рассказываю студентам о том, что мне самому интересно»

Научный руководитель факультета экономики ВШЭ, член-корреспондент Российской академии наук Владимир Автономов в 2012 году по итогам голосования был признан студентами одним из лучших лекторов факультета.

— Владимир Сергеевич, для начала самые банальные вопросы. В чем ваш секрет успеха как преподавателя? Каким вообще должен быть хороший преподаватель?

— Для меня это трудные вопросы, потому что хорошим преподавателем я стал, наверное, совсем недавно. Но к этому я шел долгое время. И если можно говорить об успехе, мой секрет в том, что я пытаюсь рассказывать студентам то, что мне самому интересно, что меня волнует. Конечно, у меня есть программа курса, но я не пытаюсь на лекциях изложить ее досконально. И ребята меня очень внимательно слушают, воспринимают и хорошо усваивают материал.

Популярен тот преподаватель, который замечает студентов, — говорит не про себя, не в «воздух», а обращаясь к аудитории. Я студентам всегда сочувствую (у меня дети недавно вышли из этого возраста), и они, по-моему, это ценят. Если преподаватель выходит за пределы программы, это тоже студентам нравится. Например, если речь идет об австрийской экономической школе, я им рассказываю, что представляла собой Австрия в то время.

Во многом я полагаюсь на самостоятельную работу студентов. Если что-то можно прочесть в учебнике или первоисточнике, пусть они это сделают. А преподаватель пусть излагает то, что его увлекает больше, главное — чтобы это было в русле курса.

— Как вы оцениваете КПД самостоятельной работы студентов? Все-таки в российском высшем образовании эта традиция развита довольно слабо.

— К сожалению, в российском высшем образовании такой традиции вообще нет. Студенты не понимают, что нужно работать самому, что нужно много читать, а потом приходить к преподавателю и задавать вопросы. Да, мы пытаемся строить учебный план по западному образцу, но пока это получается плохо. И выход — это семинары. По моему курсу «История экономических учений» проводятся семинары, и там наши преподаватели спрашивают студентов, что они прочли в первоисточниках. Приходится контролировать работу таким образом.

— Ваш курс не является практико-ориентированным, и, наверное, кому-то из студентов кажется, что будущим экономистам в профессиональном развитии можно обойтись и без него?

— Мне приходилось такое слышать, и я готов признать, что это предмет, важность которого неочевидна. Поэтому моя задача — объяснить студентам, почему он необходим. Свою первую лекцию я начинаю с того, что история нашей науки более важна, чем история математики или физики, привожу примеры того, как многие идеи в истории экономических учений забывались, а потом открывались заново (скажем, роль редкости при определении ценности блага). Например, Кейнс показал, что Мальтус был в чем-то прав, а его признанный современниками оппонент Рикардо — ошибался. История экономической науки — это история заблуждений. Она приучает относиться к учебнику не как к некоему священному писанию — мол, если написано так-то, то по-другому и быть не может. И, по большому счету, мы изучаем не только историю науки, но и историю сознания, историю хозяйственной жизни человека.

— Вы требовательный преподаватель?

— Тоже трудный вопрос. Я себя точно не отношу к придирчивым преподавателям, и, наверное, я не такой требовательный, как многие коллеги. Дело в том, что наш предмет важен для мировоззрения человека, и я не требую, чтобы студент знал, в каком году тот или иной экономист написал ту или иную работу. Гораздо важнее общее представление о предмете.

Поэтому завершающий экзамен у нас устный, на нем видно, что студент понимает, проверяется компетенция речи на заданную тему. Это ведь очень важно: по речи тебя будут встречать, оценивать, а наши студенты далеко не всегда ею владеют — нарисовать на бумаге правильную диаграмму они могут, а навыка аргументированной речи нет. Кроме того, устный экзамен позволяет свести к минимуму списывание. Если видишь, что человек при подготовке уткнулся носом в текст, всегда можно задать вопрос, чтобы понять, сам он это писал или ему кто-то помог.

— Вы специально готовитесь к каждой лекции или уже преподаете «по накатанной»?

— Я готовлюсь к каждой лекции, пишу ее план, просматриваю свои более ранние планы и обязательно вношу какие-то изменения. Во время лекции случаются и экспромты, к плану я обращаюсь редко, но совсем без него тяжело.

— Считается, что хороший преподаватель должен быть исследователем, и вы здесь можете служить примером для подражания…

— Быть исследователем для преподавателя очень важно, поскольку из исследований рождается интерес. Но бывает и наоборот — интерес может возникнуть и в ходе систематического чтения курса, когда преподаватель видит, что в его изложении не все сходится, и начинает копать глубже. Прекрасно, когда у вас есть аргументированная авторская точка зрения на многие вопросы вашего курса, и тяжело быть хорошим преподавателем без нее.

— Чтобы быть преподавателем, нужна специальная подготовка? Вот вы где научились работать со студентами?

— Меня никто не учил преподавать, этот путь я прошел самостоятельно. Наверное, есть какой-то способ научить человека держать внимание аудитории, рассчитывать время и прочее. Но я уж как-нибудь сам справлюсь… Хотя, например, в МИЭФ есть специальные курсы для преподавателей. Говорят, что они очень полезны для всех, так что тут возможны разные точки зрения.

Впервые я начал преподавать, когда был студентом — в Экономико-математической школе при экономическом факультете МГУ. Студенты преподавали там школьникам то, что хотели. Я долго работал как исследователь в Институте мировой экономики и международных отношений РАН, писал статьи, книги, одно время читал в МГУ спецкурс на кафедре истории экономических учений. Год или два преподавал в Государственном университете гуманитарных наук, куда меня позвал Лев Любимов. А потом по приглашению Олега Ананьина, с которым мы встретились на семинаре по экономическому образованию школьников, начал читать в Вышке. Мне очень понравилось.

— У вас есть опыт работы со студентами бакалавриата и магистратуры, с аспирантами. С кем преподавателю работать сложнее? Бывает так, что в этом году вы довольны, например, первым курсом, а в следующем — нет?

— Большая разница есть между студентами двух первых курсов бакалавриата и всеми прочими. Первокурсники все старательно слушают, а те, кто постарше, начинают пропускать занятия, просить друзей записать, высчитывают, какие предметы более трудоемки, а потом еще работать начинают. Интерес возвращается уже в аспирантуре, когда люди смотрят на предмет как будущие исследователи. И между этими двумя пиками — провал, там у преподавателя возникает проблема с контактом. Восстановить его можно, но только если преподавателю самому интересно.

Иногда попадается курс веселый, активный и вместе с тем старательный, а иногда все сидят, записывают и ничего не понимают. От чего это зависит, не знаю, объяснить это могут разве что китайские гороскопы. Явная тенденция, общая для всех, только одна — студенты перестают читать, и преподавателю все сложнее заставить их это делать.

— Если студенты не посещают занятия, вы обижаетесь?

— Конечно, мне не нравится, если студенты не приходят. Очень досадно бывает: читаешь лекцию, а народу мало. Но я понимаю, чем это вызвано — силы ограничены, учебные планы напряженные. Мы пытаемся с этим бороться. Ректор много усилий прилагает к тому, чтобы одновременно у студентов было не так много предметов. И я пытаюсь объяснять студентам, почему важна та или иная лекция, какие из них являются узловыми.

К слову, в аспирантуре бывает наоборот. Есть аспиранты, окончившие Вышку, и им необязательно ходить на занятия, которые рассчитаны на выпускников технических и других вузов, где вообще не изучалась экономическая теория. Но для «наших» я пытаюсь найти другой угол зрения. И это удается — многие ходят, слушают внимательно.

— От каких ошибок вы могли бы предостеречь молодых преподавателей?

— От попыток рассказать обо всем. Это всем поначалу свойственно, я тоже через это прошел, когда только начинал читать лекции, но от этого нужно избавляться — выделять важное и сосредотачиваться на нем. Если этого не делать, студенты ничего не усвоят.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ

Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3

6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.