• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поддерживать стремление к саморазвитию

15 мая в рамках магистерской программы ВШЭ «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» состоялся мастер-класс «Диалог двух лидеров» с участием вице-президента Сбербанка Дениса Бугрова и управляющего партнера московского офиса McKinsey & Company Ермолая Солженицына.

На мастер-классе шла речь о том, кто такой развивающийся лидер, какими качествами он обладает и какие задачи ставит перед собой. Ермолай Солженицын и Денис Бугров рассказали о собственном опыте руководства и выразили свое мнение о специфике лидерства в России. Модератором дискуссии выступил руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» Андрей Россохин.

Как отметил Ермолай Солженицын, эффективный менеджмент в компании играет огромную роль: разница между успешной и не очень успешной компаниями во многом зависит от первого лица. Но в то же время лидеру крайне важно не сделать себя «ненужным»: компания, способная какое-то время эффективно функционировать без лидера, «по инерции», рано или поздно столкнется с серьезными трудностями.

Говоря о своем опыте в составе руководства «Сбербанка», Денис Бугров подчеркнул, что одной из основных задач он считает оставить после себя что-то, что будет работать и впоследствии. К сожалению, институт преемственности на руководящих должностях компаний в России еще недостаточно развит.

Одной из главных тем разговора стал вопрос поиска «золотой середины» между энергией лидера, его стремлением менять что-то к лучшему, и системностью его действий. По словам Ермолая Солженицына, лидер должен обладать обоими этими качествами, и они не создают внутренний конфликт, а дополняют друг друга. Лидер должен хотеть и уметь совершать преобразования и вести за собой коллектив — это и есть две составляющие успеха. «Хочу» обуславливается энергией лидера, а «могу» — его умениями и системностью действий. В идеале сочетание этих двух качеств должно быть у каждого сотрудника компании, и лидер в какой-то степени ответственен за их наличие. В частности, он должен уметь поддерживать стремление сотрудников к саморазвитию.

Для этого необходимо, чтобы сотрудники понимали цель своей работы и имели возможность коммуникации с руководителем, чего не хватает многим российским компаниям. Отношение к персоналу как к основному капиталу компании, а не инструментарию для достижения определенных целей — залог успеха. Поэтому так важен диалог. В качестве примера Андрей Россохин вспомнил опыт компании «Pixar», где центр рабочего пространства предназначен для общения всех сотрудников, обмена идеям и мнениями.

В качестве важной составляющей общего успеха любой компании Денис Бугров выделил инициативность и личную ответственность каждого работника. Он привел показательный пример: переполненный контейнер для чеков в одном из отделений «Сбербанка». Перед членом руководства в этом случае стоит выбор: указать руководителю отделения на недосмотр или дождаться, пока он по собственной инициативе установит дополнительный контейнер. Именно так проявляется ответственность и самостоятельность руководителя — качества, способные впоследствии вывести его на более высокий уровень.

 

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

ВШЭ усилит прикладные исследования в области человеческого капитала

Для этого на должность проректора, курирующего прикладные исследования, связанные с развитием человеческого капитала, назначена Лилия Овчарова — известный ученый, эксперт по вопросам социальной политики. Исследования, связанные с развитием человеческого капитала, — приоритет для университета.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Контрасты социального

Россияне стали терпимее к неуплате налогов, взяткам, безбилетному проезду и противоправному получению государственных пособий. За последние 30 лет количество осуждающих такие действия сократилось почти на треть, выяснили Анна Алмакаева и Олеся Волченко.

Заработать на себе

Уровень зарплат в Москве традиционно выше, чем в регионах. Это подталкивает россиян не совершенствовать свое развитие, а мигрировать в столицу, жители которой проигрывают регионалам в жажде знаний и меньше инвестируют в образование. Диспропорции отечественной образованности и выгоду от вложений в человеческий капитал изучил доцент факультета экономических наук Василий Аникин.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Презентация «Человеческий капитал 2.0» на ПМЭФ-2018. Видео

Согласно классической теории Гэри Беккера и Теодора Шульца, появившейся в 1960-х годах, человеческий капитал — это компетенции и знания, которые можно продать на рынке труда и которые им определяются. Однако за последние десятилетия характер труда в современном обществе кардинально изменился, а значит, теорию человеческого капитала следует обсуждать. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал, как меняются тренды на рынке труда, что такое общий и специфический человеческий капитал и зачем переносить фокус с teaching на learning. О стратегиях самостоятельного обучения и о том, как они реализуются в Высшей школе экономики, рассказал проректор по научной и внеучебной работе Игорь Чириков.

У России есть ресурсы для бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и соцзащиты

Вопросы изменений, назревших в ключевых социальных сферах, обсуждались на пленарном заседании «Человеческий капитал и социальная политика» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Что дает экономике человеческий капитал

10 ноября в МИЭФ НИУ ВШЭ выступил лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Лондонской школы экономики Кристофер Писсаридес. Его лекция, посвященная человеческому капиталу и его влиянию на экономический рост, была приурочена к 20-летию МИЭФ.