Первые итоги ЕГЭ 26 января 2004 года (по итогам зимней сессии)

Подведены основные итоги зимней сессии, и настало время вернуться к вопросу, который чуть не раскалил форум в июле-августе прошлого года: москвичи против ЕГЭшников. Это тем более интересно, поскольку в Москве опять начались шараханья по поводу ЕГЭ в этом году.

Пожалуй, Вышка - единственный московский вуз, в котором участники ЕГЭ представлены, с одной стороны, достаточно широко, а с другой - не составляют большинства студентов. Поэтому у нас есть возможность сравнить две категории студентов (поделенных по принципу поступления в ГУ-ВШЭ) между собой.

Итак, попробуем объективно посмотреть первые результаты. Начнем с факультета прикладной политологии, который провел анализ раньше других. В 2003 году на факультет поступило 98 человек, из них 35 - иногородние и 22, в свою очередь, зачислены по результатам ЕГЭ. Никто из иногородних не отчислен по результатам сессии. Забегая вперед, сразу отметим, что и среди ЕГЭшников пока нет ни одного отчисленного. В первой тройке по рейтингу - только иногородние, 2 из них - ЕГЭшники, в первой десятке - 7 иногородних, 5 ЕГЭшников, в первой двадцатке - 13 иногородних, 9 ЕГЭшников.

Если посмотреть на более крупное разделение, то окажется, что в первой половине рейтинга провинциалы составляют 43%, во второй половине - 29%; 26% первой половины рейтинга составляют студенты-участники ЕГЭ, а во второй половине рейтинга их только 19%. "Худший" по рейтингу провинциал (он же ЕГЭшник) занял 86 место. Думаю, цифры достаточно красноречивы.

На самые крупные факультеты -экономики и менеджмента - была принята относительно малая доля ЕГЭшников. На факультете экономики из 241 студента, только 42 участники ЕГЭ. Среди них также нет отчисленных, при этом лучший из них идет седьмым по результатам, а худший - 224-м. В первую половину рейтинга попало 62% участников ЕГЭ, во второй половине их только 38%. В первые 20% рейтинга (8% от всей численности) попало 7% участников ЕГЭ, а во вторые 20% - 10% . Видно, что в целом, ЕГЭшники более равномерно распределены по всему составу студентов, но также немного "сдвинуты" в верхнюю часть рейтинга.

На факультете менеджмента доля участников ЕГЭ еще меньше - 48 человек из 292 (16,4%). Среди ЕГЭшников также нет отчисленных, а занимаемые ими в рейтинге месте расположены от 8-го до 280-го. Распределение между двумя половинами рейтинга очень близко к распределению на факультете экономики: 62,5 и 37,5% соответственно. Среди первых двадцати студентов участники ЕГЭ составляют 30%, среди вторых двадцати - 15%, среди третьей двадцатки - 20%, что выше средней доли.

На факультете права доля участников ЕГЭ одна из самых маленьких - 5,6%. Это связано с тем, что профильный экзамен этого факультета - история отечества - значительно реже сдавался в рамках ЕГЭ, чем математика. При отсутствии отчисленных, участники ЕГЭ занимают места в диапазоне от 7-го до 214-го. В первой половине рейтинга находится 8 ЕГЭшников (7,4% рейтинга) из них пятеро - в первой четверти. Ясно, что ЕГЭшники не ухудшили уровень студентов, но, ввиду их малочисленности, пока не стоит делать дальнейшие выводы.

Совсем другую картину мы находим на факультете бизнес-информатики: из 169 студентов 66 участники ЕГЭ (39%). Здесь ЕГЭшники "завоевали" как первое, так и последнее место в рейтинге, но, в первой половине рейтинга 40 ЕГЭшников, в первой двадцатке их 11, во второй - 12. Из первой пятерки рейтинга трое поступили по результатам ЕГЭ. На факультете подсчитали, что средний рейтинг участников ЕГЭ составил 195,7 при среднеквадратичном отклонении 32,67, а средний рейтинг остальных студентов - 173,3 при среднеквадратичном отклонении 48,83. ЕГЭшники, в среднем, учились лучше и однороднее. Достаточно неожиданной оказалась средняя оценка этих групп студентов по каждому из предметов. Так, по матанализу ЕГЭшники показали в среднем 6,89, в то время как остальные - 5,92; по информатике и программированию - 7,5 и 6,8 соответственно. Самое удивительное, что ЕГЭшники показали лучшие результаты по микроэкономике - 6,86 против 6,02 и по английскому языку - 6,91 против 6,19. Думаю, что факультет бизнес-информатики, как и факультет прикладной политологии, безусловно, получили значительно более сильный состав студентов благодаря ЕГЭ.

Самая высокая доля участников ЕГЭ (50,5%) на факультете социологии (57 из 113). И здесь рейтинг возглавляет участник ЕГЭ. Из 57, поступивших по результатам ЕГЭ, 44 "пробрались" в верхнюю половину рейтинга и "оккупировали" 17 мест в первой двадцатке (в прочем, во второй двадцатке они заняли почти столько же - 16 мест). В первой десятке "замаскировался" только один неЕГЭшник. Без ЕГЭ мы имели бы качественно другой факультет.

На факультете мировой экономики из 108 человек 28 - участники ЕГЭ (26%). Диапазон мест в рейтинге, занятых ЕГЭшниками, со 2 места по 105. в первой половине рейтинга 19 ЕГЭшников, во второй - 9; в первой двадцатке 8 ЕГЭшников, во второй - 7.

Невысока доля ЕГЭшников (около 15%) и на факультете государственного и муниципального управления (17 из 111). Первое место в рейтинге ЕГЭшники "отдали", но второе осталось за ними. На этом факультете распределение ЕГЭшников по списку более однородное: в первой половине рейтинга 8 ЕГЭшников, во второй - 9; в первой двадцатке ровно 15% участников ЕГЭ (3 человека). И здесь ЕГЭшники каши не испортили, хотя, пожалуй, и не улучшили.

Из 74 человек, обучающихся на факультете психологии, 19 - участники ЕГЭ. Их места в рейтинге - с 1 по 69. На этом факультете число ЕГЭшников во второй половине рейтинга (12) больше, чем в первой (7), хотя в первую четверть попало 5 ЕГЭшников. Пожалуй, здесь ЕГЭшники разделились на две группы: "сильнее среднего" и "слабее среднего".

На отделении деловой и политической журналистики всего 4 ЕГЭшника, которые заняли соответственно 4, 5, 48 и 51 места в рейтинге из 64. Но на основании этих показателей вряд ли можно сделать какие-то общие выводы.

На двух факультетах (бизнес-информатики и Международном институте экономики и финансов) была проанализирована зависимость места в рейтинге от результатов вступительных экзаменов и от типа сдаваемого экзамена (ЕГЭ - не ЕГЭ). Для МИЭФ тип сдаваемого экзамена не оказывает влияния на место в рейтинге, а на факультете бизнес-информатики при одинаковых результатах по математике студенты, сдававшие традиционный экзамен, заняли значимо лучшие места по рейтингу при прочих равных условиях. По всей видимости, "виновата" в этом более льготная шкала пересчета оценок по математике для факультета бизнес-информатики.

Пожалуй, можно подвести первые итоги. Уже экспресс-результаты приема позволили сделать вывод, что признание результатов ЕГЭ сделало Вышку более доступным вузом для студентов всей России. Повышение доступности не сказалось отрицательно на уровне набранных студентов ни на одном факультете. Несколько факультетов, прежде всего, социологии, бизнес-информатики и прикладной политологии, благодаря ЕГЭ сумели набрать значительно более сильный состав студентов. Результаты первой сессии косвенно показывают, что Единый госэкзамен, по крайней мере, не хуже оценивает уровень абитуриента, чем традиционная экзаменационная процедура. Разумеется, данный вывод относится только к верхней части спектра оценок ЕГЭ: абитуриенты со средними и низкими результатами ЕГЭ в ГУ-ВШЭ не поступили.

Мы, конечно, продолжим углубленный анализ итогов сессии. Для нас это важно и для выработки стратегии приема, и для выстраивания объективной шкалы пересчета оценок ЕГЭ в "наши" оценки. Но, уже сейчас совершенно ясно, что стратегия признания ЕГЭ и активная работа в регионах (дополнительные к ЕГЭ экзамены и региональные олимпиады) позволили привлечь в Вышку способных ребят из провинции. Я уже не говорю о преимуществах, которые получили сами эти ребята: не выезжая из своего города, не сдавая лишний раз экзамены, они смогли в объективном соревновании победить в конкурсе в один из лучших российских вузов. Пожалуй, успеху набора способствовала "страусиная" позиция многих вузов Москвы: фактически она позволила нам снять сливки. Чем больше будет продолжаться непризнание ЕГЭ в Москве, тем выше будут конкурентные преимущества ГУ-ВШЭ. А поскольку в образовании последствия принятых решений сказываются в течение 5-6 лет (как минимум), то опоздавший рискует отстать навсегда.