Публикации
Статья посвящена вопросам реализации в России регуляторной гильотины, в рамках которой в 2020 году произошла массовая отмена нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и вступивших в силу до 1 января 2020 года. В статье раскрываются понятие и процедура реализации регуляторной гильотины, а также приводятся ее результаты. Целью исследования являлась оценка итогов регуляторной гильотины с точки зрения фактического изменения государственного регулирования. Результаты гильотины выявлялись посредством оценки воздействия регуляторной гильотины на перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках мероприятий по контролю. Два сводных перечня правовых актов, используемых для осуществления контроля по состоянию на февраль 2020 года и на февраль 2021 года, сопоставлялись со списками правовых актов, как отмененных, так и сохраненных при проведении регуляторной гильотины.
Исследование позволило прийти к выводу, что из 11,6 тысяч нормативных правовых актов и документов, отмененных по официальным данным в ходе гильотины, только 1/10 часть фактически проверялась при осуществлении государственного контроля (надзора). Столько низкая эффективность объясняется тем, что среди нормативных актов, составлявших предмет контроля в феврале 2020 года, 70 % актов было исключено из регуляторной гильотины в силу правил самой гильотины, 6 % актов было забыто, 9 % актов включено в «белый список» для сохранения действия и только 15 % актов было отменено.
Исследование выявило ряд проблем реализации регуляторной гильотины, к которым можно отнести следующие: отсутствие надлежащей стадии системного проектирования целевой модели регулирования; ограниченная компетенция рабочих групп по реализации механизма регуляторной гильотины; значительное количество сфер, в отношении которых регуляторная гильотина не применялась; выведение из-под регуляторной гильотины обязательных требований, установленных федеральными законами.
С учетом вышесказанного, авторами предложено продлить проект регуляторной гильотины, сконцентрировав усилия по дерегулированию на отдельных наиболее обременительных для осуществления предпринимательской деятельности сферах.
В представленной книге рассматривается история становления и развития государственной политики регулирования делового климата в Российской Федерации с 1990-х годов и до наших дней, а также роль, которую играло в данном процессе крупнейшее деловое объединение страны — Россий- ский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Рассматривается поэтапная эволюция регулятора и развитие механиз- мов взаимодействия бизнеса и власти по трем наиболее значимым и до- полняющим друг друга направлениям: правила разработки регулирующих нормативно-правовых актов, разрешительная деятельность государства и контрольно-надзорная деятельность.
Книга будет полезна всем интересующимся историей и оценкой текущего состояния реформ системы государственного регулирования в России.
Российский союз промышленников и предпринимателей и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" представляют совместный ежегодный доклад об актуальных тенденциях и проблемах развития разрешительной системы и системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации. Доклад содержит анализ принятого в 2020 году законодательства о контрольно-надзорной деятельности и законодательства об обязательных требованиях. Также в докладе рассмотрены результаты проведения "регуляторной гильотины", особенности осуществления контрольно-надзорной деятельности в период пандемии и происходящие в данной сфере процессы цифровой трансформации.
В докладе представлены основные результаты исследования, посвященного вопросам готовности населения России к внедрению современных цифровых решений. Представлен краткий обзор международных индексов, учитывающих отдельные аспекты цифровой готовности граждан, анализ академической литературы, посвященной изучению вопросов цифровой грамотности и цифрового доверия населения, а также данных федеральных обследований Росстата за 2016–2019 гг. о доле населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Для анализа уровня цифровой готовности населения в марте 2021 г. среди жителей Российской Федерации был проведен онлайн-опрос с использованием запрограммированной формализованной онлайн-анкеты объемом 116 вопросов. Оценка уровня цифровой грамотности проводилась с использованием опросника DigCompSAT, разработанного в 2020 г. Объединенным исследовательским центром (Joint Research Centre, JRC) службы науки и знаний Европейской комиссии (ЕС) для самотестирования. Для оценки цифрового доверия разработаны вопросы, отражающие опыт использования населением цифровых сервисов государственных и частных компаний, отношение к онлайн- и офлайн-взаимодействиям, к ключевым рискам, которые связаны с получением услуг через Интернет. На основе результатов исследования сформулированы предложения по организации и проведению на постоянной основе общероссийского исследования в целях мониторинга целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Аналитический доклад подготовлен в феврале 2021 г. к годовщине объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В нем рассматривается влияние пандемии на социальную сферу, экономику и систему государственного управления в Российской Федерации. Представлены результаты двух масштабных социологических исследований, отражающих динамику отношения населения к пандемии и изменения социального самочувствия, оценку последствий пандемии для отрасли образования, некоммерческого сектора и волонтерства. Оцениваются экономические последствия коронакризиса с точки зрения макроэкономики, изменения структуры отраслей промышленности, развития отрасли цифровых технологий и объемов мировой торговли. Доклад включает анализ действий федеральных и региональных органов власти в период пандемии, а также перспектив трансформации системы государственного управления в России на базе наработанных в процессе противодействия пандемии управленческих практик. Работа предназначена для широкого круга читателей, в том числе исследователей и научных сотрудников, преподавателей и студентов.
Аналитический доклад подготовлен в феврале 2021 г. к годовщине объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В нем рассматривается влияние пандемии на социальную сферу, экономику и систему государственного управления в Российской Федерации. Представлены результаты двух масштабных социологических исследований, отражающих динамику отношения населения к пандемии и изменения социального самочувствия, оценку последствий пандемии для отрасли образования, некоммерческого сектора и волонтерства. Оцениваются экономические последствия коронакризиса с точки зрения макроэкономики, изменения структуры отраслей промышленности, развития отрасли цифровых технологий и объемов мировой торговли. Доклад включает анализ действий федеральных и региональных органов власти в период пандемии, а также перспектив трансформации системы государственного управления в России на базе наработанных в процессе противодействия пандемии управленческих практик. Работа предназначена для широкого круга читателей, в том числе исследователей и научных сотрудников, преподавателей и студентов.
Комитет по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности РСПП представляет ежегодный доклад о развитии системы государственного контроля и надзора в Российской Федерации за 2019 год.
В этом году «отпраздновал юбилей» основной законодательный акт в сфере государственного контроля нашей страны. 10 лет назад, в середине 2009 г., вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно- го контроля (надзора) и муниципального контроля». В первом разделе доклада мы собрали наиболее интересные данные о том, как эволюционировала система государственного контроля и надзора в Российской Федерации за прошедшие 10 лет.
Во втором разделе мы проводим подробный анализ законопроектов, призванных заменить Федеральный закон № 294-ФЗ: законопроекта о государственном и муниципальном контроле и законопроекта об обязательных требованиях. Оцениваем, насколько каждый из них достигает целей реформы с точки зрения предпринимательского сообщества.
Третий раздел доклада посвящен актуальным административным барьерам в сфере регулирования контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. По результатам опроса комитетов и членов РСПП мы отобрали 10 наиболее значимых и показательных проблем регулирования, подлежащих разрешению в рамках реализации проекта «регуляторной гильотины».
Настоящее исследование осуществлено учеными и специалистами ведущих российских университетов и научных центров. Анализируются наиболее актуальные проблемы весны—лета 2020 года, вставшие перед здравоохранением и образованием, социальной и экономической политикой, системой государственного управления в связи пандемией коронавирусной инфекции. Подробно рассматривается система мер, которые предпринимались в России для борьбы с эпидемией. Работа предназначена для исследователей, преподавателей, студентов, аспирантов, а также широкого круга читателей, для которых данная тематика может представлять интерес.
В ноябре 2020 г. Правительство России объявило1 об очередном сокращении численности государственных служащих. До 1 апреля 2021 г. руководители федеральных органов исполнительной власти должны провести организационно-штатные мероприятия, направленные не только на сокращение численности, но и на изменение структуры центральных аппаратов, и до 1 мая 2021 г. представить в Правительство Российской Федерации доклад о результатах проведенной реорганизации. В центральных аппаратах численность должна быть сокращена на 5%, в территориальных органах — на 10%. При текущем уровне вакансий в федеральных органах исполнительной власти (в среднем около 18%) в основном будут сокращены не реальные государственные гражданские служащие, а вакантные позиции. По оценкам НИУ ВШЭ, в центральных аппаратах 52 федеральных органов исполнительной власти можно высвободить до 2267 чел. (из 19 973 чел.) фактической численности, занятых в осуществлении функций и полномочий, или до 6799 чел. (из 24 505 чел.) относительно предельной численности с учетом сокращения вакансий. Важно отметить, что эти изменения будут проходить на фоне цифровой трансформации экономики и государства. Переход к работе с электронными сервисами и большими данными дает возможность значительно — в некоторых случаях на порядок — повысить полноту информации, которой располагают руководители органов государственной власти, оперативность ее получения. Это повышает результативность управленческих решений, делает процесс управления более эффективным и более гибким. Возникает возможность упрощения контроля, демонтажа целых этажей управленческой иерархии. В то же время предприятия и организации могут освободиться от значительной части проверок и надзорных процедур, снизить издержки отчетности (предоставления статистической информации, бухгалтерской отчетности, кадрового делопроизводства и пр.) в результате перехода на цифровые системы, автоматически генерирующие информацию как для собственного руководства, так и для регулирующих и контрольно-надзорных служб.
Материал подготовлен Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с экспертно-аналитическим центром «Интеграция экспертизы» при технической поддержке ООО «Датаграв».
В обзор включены данные по 30 странам по состоянию на 1 мая 2020 г. или позже — это 14 наиболее пострадавших от пандемии стран по числу зафиксированных смертей от новой коронавирусной инфекции и еще 16 стран, чей опыт мы сочли важным для учета. В представленных странах зарегистрировано 83% всех случаев коронавируса в мире (из 3,7 млн) и 93% смертей с коронавирусом (из 258 тыс., по состоянию на 6 мая). Данные по смертям, по единодушному мнению экспертов, более надежны, так как регистрация инфицированных существенным образом зависит от охвата населения тестами и едва ли может считаться вполне достоверной.
В работе использованы источники информации на 14 языках.
Материал подготовлен Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с экспертно-аналитическим центром «Интеграция экспертизы» при технической поддержке ООО «Датаграв».
В обзор включены данные по 30 странам по состоянию на 1 мая 2020 г. или позже — это 14 наиболее пострадавших от пандемии стран по числу зафиксированных смертей от новой коронавирусной инфекции и еще 16 стран, чей опыт мы сочли важным для учета. В представленных странах зарегистрировано 83% всех случаев коронавируса в мире (из 3,7 млн) и 93% смертей с коронавирусом (из 258 тыс., по состоянию на 6 мая). Данные по смертям, по единодушному мнению экспертов, более надежны, так как регистрация инфицированных существенным образом зависит от охвата населения тестами и едва ли может считаться вполне достоверной.
В работе использованы источники информации на 14 языках.
В настоящей публикации описан опыт оценки удобочитаемости законодательных актов Российской Федерации на основе их синтаксического анализа методами компьютерной лингвистики. Для этого разработана методология машинного анализа синтаксической сложности с построением интегрального индекса. Впервые получены всеобъемлющие статистические данные о синтаксисе федерального законодательства. Авторы пришли к выводу, что законодательство с 1991 года стало сложнее на 30%. Также в книге содержится экспертный анализ сложившихся юридико-технических и лингвистических подходов к законотворчеству. Описаны негативные лингвистические практики, затрудняющие восприятие и уяснение положений законов. Представлены предложения по совершенствованию юридической техники вновь принимаемых законодательных актов.
Данная глава посвящена рассмотрению цифрового государственного управления во время пандемии COVID-19 (март — июнь 2020 г.) в двух взаимовлияющих аспектах. Во-первых, рассмотрена роль цифровых технологий в части противодействия и контроля за распространением коронавируса в России и мире. Во-вторых, проанализировано влияние коронавируса на текущее развитие системы цифрового государственного управления. Чтобы исследовать и суммировать опыт использования гражданами Российской Федерации различных цифровых приложений и государственных сервисов во время пандемии коронавирусной инфекции, нами в формате интернет-опроса среди населения России было проведено количественное социологическое исследование с использованием запрограммированной формализованной онлайн-анкеты
Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности на общесистемном уровне реализуется в России с 2015 г. Элементом риск-ориентированного подхода, помимо прочих, является применение индикаторов риска нарушения обязательных требований в качестве основания для проведения внеплановых проверок и иных контрольных мероприятий. Для большинства контролирующих органов индикаторы риска являются абсолютно новым инструментом регулирования. На практике возникает множество вопросов относительно их внедрения: как устанавливать и формулировать индикаторы риска, сколько их должно быть, как их учитывать, каковы должны быть дальнейшие действия после их регистрации, чем они отличаются от иных оснований для проведения внеплановых проверок. В настоящей статье мы попытаемся снять эти проблемы.
Комитет по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей представляет ежегодный доклад об актуальных тенденциях и проблемах развития системы государственного контроля и надзора в Российской Федерации и о произошедших в течение 2018 г. изменениях в данной сфере. Кроме традиционной оценки хода реформы контрольно-надзорной деятельности в докладе центральными темами доклада являются два вопроса, представляющих, с нашей точки зрения, значительный интерес для бизнес-сообщества.
Программа «Цифровая экономика» ставит перед органами государственной власти новые глобальные задачи. Однако не решенные до сих пор пробле мы неэффективности российского госуправления серьезно сокращают возможности для внедрения современных цифровых технологий и усугубляют риски отставания России в цифровой трансформации.
В первом разделе представленного доклада дана краткая характеристика системным проблемам госуправления в России, выделены основные причины неэффективной информатизации госорганов. Во втором разделе описаны мифы цифровой трансформации государственного управления в России и сформулированы ключевые задачи цифровизации госорганов. В третьем разделе предлагается рассмотреть, какие проблемы совершенствования системы госуправления в России и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти могут быть решены с использованием цифровых технологий, какие ограничения имеются, каким образом они могут быть преодолены.
Задачи резкого ускорения экономического роста и эффективного решения многообразных социальных проблем диктуют необходимость глубоких изменений в сложившейся в нашей стране системе государственного управления. В данных обстоятельствах приоритетное внимание целесообразно уделять не кон- статации достижений, многие из которых несомненны, а диаг- ностике назревших проблем, поиску резервов и скорейшей их активизации.
С начала 2000-х годов была реализована серия реформ государственного управления, что принесло положительные результаты в отдельных сферах. Повысились позиции России в рейтингах качества госуправления и регуляторного климата. Однако наша страна пока не стала лидером по показателю качества госуправ- ления даже на постсоветском пространстве, тогда как масштаб и сложность стоящих перед нею задач делают безальтернативной ориентацию на конкуренцию с мировыми лидерами.
Расходы на функционирование системы государственного управления в целом составляют около 4% расходов консолидированного бюджета РФ 2016 г. Общий объем бюджетных ассигнований в 2016 г. для государственных органов и органов местного самоуправления на руководство и управление в сфере установ- ленных функций даже сократился по сравнению с 2015 г. на 2,2% и составил 1273 млрд руб., в том числе на заработную плату управленческого персонала было предусмотрено 792 млрд руб., или 62,2% указанной суммы. Рассматривать эти расходы как источник общей экономии бюджетных средств при одновременном разрастании функционала исполнительной власти нецелесообразно, хотя внутренние резервы безусловно имеются. Более правильно было бы сосредоточиться на поддержке реформ госуправления.
Основные направления этих реформ, с нашей точки зрения, должны быть сконцентрированы в тех областях, где уже имеется немалый задел и может быть относительно быстро получен значимый эффект, созданы необходимые условия устойчивого развития страны и модернизации самого государственного управления. Та- кими сферами являются системы государственного регулирования и стратегического управления, а также кадры госслужбы и новая информационная основа принятия управленческих решений.