• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Cеминар «Альтернативные модели организации железнодорожного транспорта»

Во вторник 26 сентября в Высшей школе экономики прошло третье заседание регулярного открытого семинара "Экономика железнодорожного транспорта", который организован Экспертным институтом НИУ ВШЭ  и Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий.

На семинаре с основным докладом «Альтернативные модели организации железнодорожного транспорта» выступил кандидат экономических наук Фарид Хусаинов. В докладе были рассмотрены особенности различных моделей организации железнодорожной отрасли (американская модель, европейская модель, модель с доступом третьей стороны), показаны историко-экономические причины формирования различных моделей, их плюсы и минусы; на примере американской модели показано, каким образом политическая культура и институциональные особенности страны влияют на выбор модели и регуляторных решений.    

Оппонентами/содокладчиками выступили: заведующий кафедрой Российского университета транспорта (РУТ-МИИТ), Первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», доктор экономических наук, профессор, Дмитрий Мачерет,  научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев, и директор юридической компании ООО «Конструктор решений», LL.M (магистр права, Фрайбургский университет) Ольга Коваленко.

Первый оппонент/содокладчик - Дмитрий Мачерет, акцентировал внимание участников на "американской" части доклада, в данном случае выступая не столько оппонентом, сколько содокладчиком, который во многом согласен с частью тезисов, но смотрит на проблему несколько более широким панорамным взглядом. В своей презентации он, в частности покритиковал Междуштатную коммерческую комиссию, которая была много лет главным регулятором железнодорожной отрасли в США и выступил в защиту меньшей роли государства в вопросах регулирования рынков.

Второй  оппонент/содокладчик – Андрей Дементьев сформулировал принципиальные расхождения с Хусаиновым по вопросу о роли государственного регулирования. Дементьев считает, что правильное, тонкое и грамотное регулирование, с помощью которого регуляторы должны создавать стимулы для участников рынка, это более правильный путь. «Да, регуляторы неэффективны, неквалифицированы, коррумпированы и далее по списку, но, тем не менее, их решения это лучше, чем рынок с отсутствием регулирования». Он так же отметил, что и в Европе и в США роль регуляторов сейчас возрастает.

Третий оппонент/содокладчик - Ольга Коваленко рассказала об опыте Германии, отметив, что одной из главных причин реформ там было то, что общественность считала недопустимым расходы из бюджета на поддержание железных дорог.

Всего в семинаре приняли участие более 60 человек – представители как научных институтов, так и транспортного бизнеса. Зал очень активно участвовал в дискуссии. Взгляды и точки зрения, которые были высказаны, были очень разными и все обогатили друг друга новыми мыслями и новыми знаниями.

Один из выступавших – директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин сказал, что «Тема настолько интересна, что если начать её обсуждать с утра, то и до вечера никто не будет расходиться».

В конце семинара, по традиции трём самым активным участникам в подарок была вручена книга Милтона Фридмена «Капитализм и свобода». Книгу получили два преподавателя Российского университета транспорта (МИИТ) и один студент МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

Материалы семинара:

Презентации содокладчиков:

1.  Презентация основного докладчика Ф.И. Хусаинова

2.  Презентация Д.А. Мачерета

2.  Презентация А.В. Дементьева

3.  Презентация О.С. КоваленкоВидеозапись семинара: