• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Взаимосвязь межпоколенной трансмиссии ценностей и психологического благополучия русских подростков в Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Азербайджане и Латвии

27 марта в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Галяпина В. Н. (к.психол.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований, НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Взаимосвязь межпоколенной трансмиссии ценностей и психологического благополучия русских подростков в Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Азербайджане и Латвии".

В ранее проведенных исследованиях выявлено, что психологическое благополучие обусловлено как межпоколенным сходством, трансмиссией ценностей (Hadjar et al., 2012; Demđrutku, 2007), так и различиями в ценностях родителей и детей (Bengtson, Kuypers, 1971, Grusec, Goodnow, 1994). Также установлено, что межпоколенная трансмиссия ценностей может иметь различное значение для психологического благополучия подростков - представителей этнического меньшинства и большинства. Данное исследование было направлено на выявление взаимосвязи межпоколенной трансмиссии ценностей и психологического благополучия русских подростков, являющихся этническим меньшинством в четырех социокультурных контекстах: двух республиках РФ (Республика Северная Осетия-Алания (РСО-А) и Кабардино-Балкарская Республика (KБР), Азербайджане и Латвии. В выборку вошли триады, включающие представителя старшего поколения (бабушку или дедушку), родителя и ребенка из одной семьи: в РСО-А N = 327, в КБР N = 309, в Азербайджане N = 315 и в Латвии N = 336. Была использована методика PVQ-R Ш. Шварца, обработка данных проведена с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM). Результаты мультигруппового анализа не показали структурной инвариантности для всех моделей, что позволило заключить, что взаимосвязи межпоколенной трансмиссии ценностей с психологическим благополучием русских подростков различаются в четырех исследуемых социокультурных контекстах.