• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь межкультурной компетентности и аккультурационных установок с креативностью российских студентов

18 декабря в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Бульцева М.А. (стажер-исследователь, аспирант МНУЛ СКИ, НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Взаимосвязь межкультурной компетентности и аккультурационных установок с креативностью российских студентов".

Креативность является одной из ключевых компетенций современного человека. И повышение её уровня важно и значимо не только на индивидуальном уровне, но и для успешного функционирования общества в целом. Поэтому в настоящее время перед высшими учебными заведениями, помимо образовательных целей, стоит также задача развития креативности своих студентов. Но какими способами можно выполнить эту задачу? Одним из важных факторов развития креативности является получение межкультурного опыта, например, при прохождении зарубежной стажировки или при обучении по программам международного обмена. Однако, и студенты, обучающиеся в России, могут при определенных условиях извлечь выгоды из так называемой “домашней интернационализации”. В основе презентуемого исследования лежала идея о том, что сам мультикультурный контекст образовательной среды способен внести позитивный вклад в решение этой задачи. Результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке русских студентов (N = 272) показали, что важную, хотя и неоднозначную роль для креативности имеют формирующиеся у русского студента аккультурационные ожидания о том, как должны вести себя иностранные студенты (мультикультурализм способствует более высоким уровням креативности, в то время как плавильный котел и исключение препятствуют), а также межкультурные компетенции (позитивные установки по отношению к представителям других культур связаны положительно с креативностью, а адаптированность коммуникативных навыков - отрицательно). Результаты обсуждались в связи с особенностями российского образовательного контекста.