• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские проекты

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

Идентичность и межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве: опыт России и стран бывшего СССР (ТЗ 47_2016)

Руководители проекта

Лебедева Н.М., ординарный профессор НИУ ВШЭ
Джон Берри, профессор Queen's University (Канада)

Описание проекта

В формирование поликультурности современной России вносит вклад не только внутреннее этническое многообразие, но и активная внешняя иммиграция. Общероссийская культура постепенно изменяется, и у населения России формируется общегражданская (национальная) идентичность. Однако формирование национальной идентичности на групповом и индивидуальном уровнях далеко не всегда протекает гладко. Низкий уровень национальной (общегражданской) идентичности при высокой значимости этнической и религиозной идентичности у представителей различных этнокультурных групп в составе поликультурного государства создает угрозу для его целостности и может приводить к межгрупповым, межличностным и внутриличностным конфликтам (например, между этнической/религиозной и национальной/гражданской идентичностью). В этой связи возникает потребность в выявлении социально-психологических детерминант достижения баланса (на индивидуальном и групповом уровнях) между сохранением этнической культуры и ее неизбежным изменением в процессе взаимной аккультурации различных этнических групп в составе единого поликультурного государства.

Для понимания механизмов и результатов интеграции мигрантов в принимающее общество крайне важно, изучать, в том числе, и психологические факторы, способствующие достижению в процессе аккультурации определённого социально-экономического положения, позволяющего мигрантам полноценно участвовать в социальной и экономической жизни общества принимающей страны.

Авторами проекта планируется реализация комплексного подхода к анализу факторов, влияющих на сохранение и изменение взаимодействующих культур: национальной культуры (культура доминирующего большинства) и этнических культур (культуры этнических меньшинств). Изучение социально-психологических факторов, влияющих на взаимодействие этнического и национального на индивидуальном и групповом уровнях, является чрезвычайно актуальным для современной России и сопредельных постсоветских стран.

В России проживают более 200 этнических групп, которые говорят более чем на 130 языках. Миграция, этничность и язык являются ключевыми компонентами культурных изменений. Тем не менее, влияние этих факторов на образовательные достижения детей в современной России мало изучено.

Цель данного исследования

Выявление социально-психологических факторов (идентичность, межэтнические установки, социальные представления, ценности), способствующих достижению интеграции между этническими меньшинствами и этническим большинством на постсоветском пространстве.

Вовлеченные сотрудники

Дж. Берри, В.Н. Галяпина, Д.С. Григорьев, Л.К. Григорян, М.В.Дробовцева, М.В.Клясс, М.В.Котова, Н.М. Лебедева, З.Х.Лепшокова, А.С. Липатова, О.В.Полуэктова, Т.А.Рябиченко, А.Н. Татарко, Э.Д.Товар-Гарсиа, И.Ю. Резванова.

 

Лаборатория исследования проблем инфляции и экономического роста

RU-KLEMS 

Выявление источников роста производительности [1] экономики является одной из основных задач, решение которой необходимо для формирования экономической политики. Возможный подход к ее решению - межстрановые сопоставления и анализ причин, по которым производительность в разных странах различается. Однако из-за неоднородности в росте выпуска и производительности между отдельными отраслями внутри национальных экономик, межстрановые сопоставления на макроуровне часто оказываются недостаточно информативными. В этой связи внутри Европейского Союза возник интерес к межстрановым сопоставлениям на уровне отдельных отраслей.

В 2003 г. был создан консорциум из 16 научно-исследовательских, аналитических и статистических организаций из различных стран ЕС, поддерживаемый Европейской Комиссией, ОЭСР и Евростатом [2]. Проект получил название EU-KLEMS [3]. Задачи консорциума EU-KLEMS - создание базы данных сопоставимых статистических показателей на отраслевом уровне и проведение серии исследований взаимосвязей между ростом квалификации рабочей силы, технологическим прогрессом и инновациями с одной стороны, и производительностью - с другой. Сбалансированный учет в рамках проекта EU-KLEMS интересов экономической науки, задач экономической политики и статистики обеспечивается участием в консорциуме ведущих научно-исследовательских и аналитических организаций мира при поддержке Евростата, государственных статистических служб стран ЕС, а также ОЭСР.

В рамках проекта создается база данных различных показателей экономического роста, производительности, процессов формирования рабочих мест, инвестиций в основной капитал и инноваций на уровне 63 отраслей для 25 стран-членов ЕС, а также США, Японии и Канады. Рассматриваемый временной период - с 1970 г., а для новых членов ЕС - с 1990 г. На сегодняшний день в проект вовлекаются и ряд стран Азии и Латинской Америки.

Более подробно с содержанием проекта можно ознакомиться в разделе Основная информация о проекте EU-KLEMS и на сайте www.euklems.org.

KLEMS в России: российский проект RU-KLEMS как часть проекта EU-KLEMS

Подключение ведущих отечественных научно-исследовательских и аналитических организаций (на данном этапе - ГУ-ВШЭ и ИЭПП) к проекту EU-KLEMS при направляющем и координирующем участии Федеральной службы государственной статистики позволит:

  • довести российскую систему статистических показателей выпуска и факторов производства в разрезе видов деятельности [4] до мировых стандартов в условиях заинтересованного сотрудничества со стороны ведущих статистических служб мира [5];
  • исследовать причины различий в производительности российской экономики по сравнению с экономиками других стран - участников проекта на уровне отдельных видов деятельности с использованием системы показателей высокого уровня сопоставимости;
  • изучать тенденции внутри российской экономики на основе системы показателей, построенных по методологии, являющейся, фактически, международным стандартом.

31 марта 2008 г. в рамках IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация» состоялся рабочий семинар "RU-KLEMS: производительность и экономический рост российской экономики на уровне отдельных видов деятельности". Семинар стал началом активной работы в направлении участия России в проекте EU-KLEMS.

На сегодняшний день проект реализуется в рамках Лаборатории исследований проблем инфляции и экономического роста ГУ-ВШЭ (зав. лабораторией - акад. РАН Р.М. Энтов) в сотрудничестве с Росстатом и финансируется за счет средств Фонда Фундаментальных Исследований ГУ-ВШЭ.

О текущем состоянии проекта RU-KLEMS смотрите в соответствущем разделе.

 


[1] Под производительностью здесь и далее следует понимать выпуск на единицу затрат факторов производства. В самом простом случае это производительность труда. Более общий показатель - совокупная факторная производительность, вычисленная с учетом затрат труда и услуг капитала.

[2] См. список участников здесь.

[3] Полное официальное название проекта - The EU KLEMS Growth and Productivity Accounts. KLEMS - сокращение от английских слов капитал (K), труд (L), энергия (E), сырье (M), услуги (S). Официальный сайт в Интернете - www.euklems.org. Возможное русское название - Счета экономического роста и производительности (СЭРП).

[4] Об отраслевой классификации, используемой в проекте EU-KLEMS см. Отраслевая классификация проекта EU-KLEMS.

[5] Эта работа может оказаться также важным подготовительным этапом, который облегчит многие интеграционные процессы на европейском пространстве, в том числе гармонизацию российской статистики в случае вступления России в ОЭСР.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!