• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар № 6 Опыт реализации крупной государственной программы (на примере Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта)

27 февраля 2018 г. прошло очередное, шестое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». На семинаре «Экономика железнодорожного транспорта» обсудили – почему полноценное реформирование железнодорожного транспорта так и не состоялось?

На семинаре с основным докладом выступил доктор экономических наук, президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации» Георгий Ефимович Давыдов.

Тема доклада: «Опыт реализации крупной государственной программы (на примере Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта)»

В докладе рассматриваются проблемы выполнения «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте», утверждённой Постановлением Правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 г. и проведён анализ причин того, почему многие мероприятия Программы так и не были реализованы.

В докладе были проанализированы все мероприятия, предусмотренные Программой структурной реформы и показано, что если на первых двух этапах была реализована большая часть мероприятий, но на третьем этапе, и, особенно на дополнительном, четвёртом ситуация была другой - количество выполненных мероприятий было существенно меньше тех, которые не были выполнены. Например, на 4 этапе была выполнено примерно треть от запланированных мероприятий.

Докладчик, в частности отметил: «При таком значительном количестве невыполненных мероприятий интересно выяснить, какие из мероприятий занимают среди них основное место.

Как и следовало ожидать систематически не выполнялись те мероприятия, которые были должны решать задачи развития конкуренции в перевозочной деятельности и привлечения частных инвестиций:

  1. Обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к перевозочной деятельности на не принадлежащей им инфраструктуре. Развитие конкуренции перевозчиков грузов железнодорожным транспортом.
  2. Создание компаний-перевозчиков в структуре ОАО «РЖД» с их последующим обособлением
  3. Создание необходимых условий для оказания услуги локомотивной тяги в качестве самостоятельной услуги в грузовом движении. Обеспечение условий для привлечения частных инвестиций в локомотивную тягу, и создание условий для доступа частных локомотивов на инфраструктуру РЖД».

Анализируя ход выполнения реформ, Г.Е. Давыдов приходит к следующему выводу: «Если сопоставить выполнение запланированных (Правительством РФ) мероприятий по структурной реформе за весь рассматриваемый период (2001 – 2016 г.г.), то видна четкая закономерность, - в начале реализации Программы, когда надо было создавать РЖД и заниматься приватизацией активов, все выполнялось (пусть и не всегда в установленные сроки), а по мере того, как на повестку дня стали выходить вопросы создания институтов рынка, обеспечения условий для инвестирования отрасли за счет частных капиталов, так активность стала затухать и постепенно сошла на нет.»

Итоги реформы, согласно Г.Е. Давыдову следующие:

  • недискриминационного доступа к инфраструктуре нет. То есть, Правила есть, и мы их при данном анализе зачли как выполненное мероприятие, но пользоваться-то ими невозможно;
  • перевозчики грузов на инфраструктуре РЖД не работают. То есть, в законах они прописаны, Правила для них Правительством утверждены, Тарифы на услуги инфраструктуры имеются, и мы при данном анализе зачли соответствующие мероприятия как выполненные, но никакие правила, тарифы и нормы закона не работают;
  • нельзя считать законченным и разделение государственных и хозяйственных функций в отрасли. Минтранс, ФАС, Росжелдор и Ространснадзор получили некоторые регуляторные полномочия, но они не могут выполнять свои функции без помощи ОАО «РЖД», так как у них нет своей информационно-аналитической и научной базы по железнодорожному транспорту;

Итоговый вывод проессора Г.Е. Давыдова звучал так: «реформа имела правильную направленность, но полноценной реализации она не получила».

Материалы доклада в ближайшее время будут опубликованы отдельной статьёй в журнале «Бюллетень транспортной информации».

В качестве оппонентов выступили председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта П.А. Иванкин и исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» А.А. Дружинин.

Оппоненты согласились с докладчикам по стратегическому вопросу - о том, что реформа безусловна была необходима, но разошлись во мнениях относительно тактических решений РЖД и регуляторов.

В частности, П.А. Иванкин  в своём докладе отметил следующее: «Железнодорожный транспорт является отражением экономики страны. В советское время преобладала экономика дефицита, и МПС СССР естественным образом эту экономику копировало. Вагонов не хватало и таким образом, МПС СССР создало ресурс, который необходимо было выбивать, инвентарный вагон. Распределение порожних вагонов МПС под погрузку в условиях планово-централизованной экономики превращалось в бизнес для тех, кто этот ресурс распределял».

В результате реформы вагонов стало много, этот ресурс перестал быть дефицитным. Работники РЖД привыкли работать в условиях дефицита и поэтому сегодня они стараются этот дефицит найти и начать им управлять. Сегодня таким дефицитом стали ёмкость инфраструктуры и локомотивы.

В настоящее время - отметил Иванкин - «железнодорожники учли ошибки, которые привели к полной либерализации вагонного парка и потере управления ресурсом. Нехватка локомотивов сегодня активно маскируется. Поэтому любые обсуждения о либерализации тягового подвижного состава пресекаются уже на стадии научной дискуссии.

Подробнее с этими тезисами можно познакомиться в презентации П.А. Иванкина, которая публикуется ниже.
Давыдов Г.Е. Опыт реализации крупной государственной программы (на примере Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта .pdf
Иванкин П.А. Реформа отрасли.pdf

В семинаре приняло участие более 20 человек, как представителей транспортной науки, так и бизнеса.

По итогам семинара, по сложившейся традиции, трое участников, задавшие самые интересные вопросы получили в подарок книги А.И. Гурьева «Железные дорожники о себе и реформах».

Также дополнительные материалы семинара доступны по ссылке.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.