• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта



Научно-практический семинар 
 

«Экономика железнодорожного транспорта»

Доклад «Формирование и развитие железных дорог в России в XIX веке: стимулы и институты»

27 ноября прошло очередное, десятое заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». На семинаре с докладом «Формирование и развитие железных дорог в России в XIX веке: стимулы и институты» выступил кандидат экономических наук Фарид Иосифович Хусаинов

В докладе были рассмотрены проблемные вопросы экономического развития железнодорожного транспорта России в период формирования и развития сети железных дорог в 19 веке. В докладе Ф.И.Хусаинова процесс создания и развития железнодорожного транспорта в России рассматривался не сам по себе, а в более широком экономическом контексте. Была показана роль, которую сыграли,  с одной стороны,  стимулы, создаваемые особенностями государственного регулирования отрасли, а с другой стороны, институты, сформированные в результате этого регулирования.

Рассмотрены, в частности механизмы привлечения капитала в железнодорожную отрасль (5 %-ная гарантия, предложенная правительством и министром финансов Рейтерном), и результаты этого инвестиционного механизма: с одной стороны бурное развитие железнодорожной сети, но с другой убыточность железных дорог, вследствие возможности получения субсидий из бюджета. Подробно на материале как мемуаров руководителей российского правительства, железнодорожного ведомства и представителей предпринимательства (С.Ю. Витте, А.И. Дельвига, Д.А. Милютина, П.П. Мельникова, Н.А. Варенцова и др.), так и на основе работ историков, изучавших экономическое развитие России в XIXвеке (Б.В.Ананьича, Р.Ш.Ганелина, В.В. Поликарпова, Л.М.Ляшенко, А.М. Соловьёвой, Е.Пивовара, Р.Пайпса и др.), показано как связаны возможность доступа к бюджету с развитием коррупции в сфере железнодорожного транспорта, железнодорожного строительства. 

В докладе был сделан краткий обзор источников по развитию капитализма и, в частности, было отмечено, что «В работе И.Ф. Гиндина содержался важный тезис:"…капитализм в пореформенной России не принял до конца тех типичных для капитализма свободной конкуренции форм, в каких он сложился после промышленного переворота в странах, где капиталистический способ производства утвердился после буржуазных революций"». Ф.И.Хусаинов, рассмотрев ситуацию в сфере железных дорог и показав, что схожие явления наблюдались и в других отраслях, развивая тезис И.Ф.Гиндина поставил более радикальный вопрос: «А был ли в России капитализм?». Ответ предложенный в докладе заключался в том, что российский капитализм был системой, в которой фигура предпринимателя была зачастую тесно сросшейся с государственной властью и поэтому многие предприятия функционировани за счёт бюджетной поддержки, а конкурентоспособность многих производств базировалась не на экономической эффективности, а на близости к «административному ресурсу». В частности, Ф.И. Хусаинов отметил: «Коррупция изменила всю систему стимулов: вам не нужно стараться понравиться потребителю, вам нужно «понравиться» чиновнику. Именно близость к чиновнику, близость к «вертикали власти» становится в подобной экономике главным конкурентным преимуществом». 

Доклад Ф.И. Хусаинова базировался на опубликованной в прошлом месяце статье в журнале «Бюллетень транспортной информации», с разрешения главного редактора «БТИ» ниже публикуется полный текст статьи в PDF.

Оппонентами/содокладчиками выступили– доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) Дмитрий Александрович Мачерет и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Элла Отаровна Сагинадзе.

В докладе Д.А.Мачерета, посвящённом взаимосвязи развития железнодорожного транспорта и институтов не только на примере России, но и на основе межстрановых сравнений, отмечалось, следующее: «формирование и развитие железных дорог в разных странах существенно зависело от  характера институтов. В странах с экстрактивными институтами отставание с началом строительства железных дорог было существенным. В Мексике железные дороги появились на 25 лет позже, чем в Великобритании, в Бразилии – на 29 лет, в Османской империи – на 35 лет, в Китае – на 46 лет, в Персии (Иране) – на 63 года. Экономическими и институциональными лидерами были Великобритания и США. Великобритания – родина железных дорог, а США проницательно  были названы фон Герстнером еще в 1835 году «настоящей родиной железных дорог».

По итогам своего доклада проф. Д.А. Мачерент сделал следующий вывод: «Реализация инфраструктурных проектов сама по себе оказывает положительное влияние на рост экономики, но без соответствующей институциональной поддержки экономика не будет развиваться динамично, а эффекты от инфраструктурного развития будут ограничены из-за низкого качества институтов».

В выступлении Э.О.Сагинадзе было отмечено, что несмотря на отмеченные в докладе Ф.И. Хусаинова особенности российского капитализма XIXвека, тем не менее, развитие России было динамичным и в целом, даже такая модернизация смогла обеспечить бурный рост промышленного развития и строительства железных дорог. Так же Э.О.Сагинадзе затронула вопрос строительства железных дорог на Юге Росии, отметив, что именно железнодорожное строительство стало залогом экономического и промышленного роста.

  

В дискуссии приняли участие представители научной среды, транспортного сообщества, включая представителей РУТ (МИИТ), НИУ ВШЭ, ТПП, МГУ, ОАО «РЖД», аспиранты и студенты вузов.

По традиции, участники, задавшие самые интересные вопросы, получили в подарок от организаторов семинара книги по истории железнодорожного транспорта (книги А.А. Головачёва «История железнодорожного дела в России» и К.Волмара «Транссибирская магистраль. История создания железнодорожной сети России»).

 

 

Материалы семинара:

1.     Презентация к докладу Ф.И. Хусаинова

2.     Статья Ф.И. Хусаинова 

3.     Презентация Д.А. Мачерета

4.     Тезисы выступления Д.А. Мачерета 


 

16 октября 2018 г. прошло очередное, девятое заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».

Тема семинара: «Проблема оценки и обеспечения экономической эффективности эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта». На семинаре выступили доктор экономических наук, профессор РУТ (МИИТ) Дмитрий Мачерет и кандидат экономических наук, доцент РУТ (МИИТ) Надир Валеев.

Сначала со вступительным словом выступил Д.А. Мачерет, затем передал слово для первого доклада Н.А.Валееву. 

Доклад Н.А.Валеева, который назывался «Управление эксплуатационными затратами железнодорожных компаний, нацеленное на рост эффективности» был посвящён оценке экономической эффективности эксплуатационной деятельности, для чего докладчиком было предложено использовать такой показатель, как коэффициент эксплуатационных издержек транспортной компании. 


«Коэффициент эксплуатационных издержек – отметил Н.А.Валеев - представляет собой отношение эксплуатационных затрат к величине доходов от перевозки. Он показывает ту долю доходных поступлений компании, которая направляется на обеспечение ее текущего функционирования». 

Далее докладчик показал - в чём особенность этого показателя и почему стремление к его минимизации может оказаться пагубным в долгосрочной перспективе? 

В докладе, в частности, было отмечено: «Коэффициент эксплуатационных издержек (называвшийся также коэффициентом эксплуатации) для железных дорог и железнодорожных систем традиционно использовался в отечественной и мировой экономической науке и управленческой практике. В последние годы интерес к использованию этого показателя возрождается. 

На первый взгляд, нужно стремиться к минимизации коэффициента эксплуатационных издержек. Однако чрезмерное его сокращение (например, при неоправданном снижении объемов или качества ремонта технических средств, необеспечении должной мотивации работников) может нарушить устойчивость работы (из-за ухудшения состояния основных фондов, роста текучести и потери квалифицированных кадров и т.д.), то есть приведет к снижению долговременной эффективности железнодорожного транспорта. Другими словами, чрезмерное сокращение коэффициента эксплуатационных издержек в текущем периоде может вызвать его резкий рост в перспективе, так что долгосрочный экономический результат окажется отрицательным». 

Затем выступил Д.А. Мачерет с докладом «Вес и скорость движения поездов – ключевые факторы экономической эффективности эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта» 

В докладе Д.А.Мачерета отмечалось, следующее: 

 «наивысшие темпы роста производительности поезда были достигнуты в период «первых пятилеток» (1928 – 1940 годы), однако эффективность поездной работы при этом не росла, а даже несколько снизилась. Это еще раз подтверждает вывод о затратности и неэффективности реализованного в тот период «мобилизационного» варианта экономического развития. 

Почти столь же высокими темпы роста производительности поезда были в 1950-х – первой половине 1960-х годов, в период реализации на железнодорожном транспорте целого ряда значимых инноваций и некоторого раскрепощения творческих сил людей. В этот период была обеспечена и наиболее высокая динамика эффективности эксплуатационной работы. 

Во второй половине 1960-х и 1970-х годах, когда началось общее замедление развития отечественных железных дорог, а грузо- и пассажиронапряженность существенно возросли, произошло кардинальное падение темпов роста производительности поезда, а эффективность поездной работы существенно снизилась. Впрочем, в последующее десятилетие, благодаря системным мерам по интенсификации использования подвижного состава, удалось существенно улучшить динамику показателей качества и эффективности поездной работы. 

Их значимое повышение было продолжено в период проведения структурных реформ в экономике страны и на железнодорожном транспорте». 

Оппонентом/содокладчиком выступила  руководитель направления Корпоративного университета ОАО "РЖД", канд. экон. наук, доцент А.В. Сорокина. 

В своём выступлении она, в частности, отметила, что теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что заложены основы для дальнейших исследований в данном направлении. Вместе с тем, она отметила, что «за рамками данной работы осталась проблема определения оптимального соотношения скорости перевозки и веса поезда», хотя очевидно, что есть пределы одновременного повышения скорости и развития тяжеловесного движения. В частности, она отметила, что «играет важную роль такой момент для того, чтобы увеличить скорость доставки груза не обязательно повышать скорость движения поезда. Можно сократить время, в течение которого вагон (груз) не перемещается, а производятся технические действия - ожидание, формирование состава и т.п». 

В дискуссии приняли участие представители научной среды, транспортного бизнеса, включая представителей ОАО «РЖД», «ФГК», ИЭРТ, РУТ (МИИТ), ВНИИЖТ, ВШЭ, ТПП, ИИЖТ, операторских компаний, аспиранты и студенты вузов.  

Так же участники семинара получили в подарок коллективную монографю «Управление экономической эффективностью эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта...", написанной группой авторов в составе Д.А. Мачерета, А.В. Рышкова, Н.А. Валеева, А.В. Кудрявцевой (ранее-Измайковой), В.И. Титовой. (под ред. Д.А. Мачерета и А.В.Рышкова, М.: Риор, 2018, 212 с.). 

Монография доступна в электронном виде по ссылке. 

Материалы семинара: 

Мачерет Д.А. Презентация Семинар НИУ ВШЭ 16.10.2018-converted.pdf
Монография под ред_Мачерета и Рышкова2018.pdf
Валеев Н.А. презентация семинар 16.10.18_НИУ ВШЭ.pdf 

Текст: Фарид Хусаинов

 


6 октября в 18:30  состоится очередное, девятое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». 

Тема семинара: «Проблема оценки и обеспечения экономической эффективности эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта».

На семинаре выступят доктор экономических наук, профессор Дмитрий Мачерет и кандидат экономических наук Надир Валеев.

 

В докладах будут представлены предложения по подходам к оценке экономической эффективности эксплуатационной деятельности железных дорог, показаны влияющие на нее факторы и направления повышения.

При этом внимание будет сфокусировано на факторах, влияющих на себестоимость грузовых железнодорожных перевозок, и, прежде всего, на комплексном повышении веса и скорости грузовых поездов. Будут раскрыты возможности использования для оценки эффективности эксплуатационной работы новых показателей, таких как среднечасовая производительность поезда и коэффициент полезного использования поездной работы.

 

О докладчиках:

Мачерет Дмитрий Александрович – доктор экономических наук, профессор РУТ (МИИТ). С ноября 2003 г. по сентябрь 2007 года – начальник Департамента анализа конъюнктуры рынка, затем, до апреля 2010 года – начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД». Один из разработчиков Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Валеев Надир Абдулхамитович –кандидат экономических наук, доцент РУТ (МИИТ).

1)   Презентация д.э.н. Мачерета Д.А.
2)   Презентация к.э.н. Валеева Н.А.

Оппонентом/содокладчик выступит:

- Сорокина Анастасия Владимировна,руководитель направления Корпоративного университета ОАО "РЖД", канд. экон. наук, доцент.

К участию приглашаются представители научной и экспертной среды, органов власти, общественных и бизнес-организаций.

Начало семинара в 18:30

Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, 20, ауд.101

 

Для заказа пропуска в здание НИУ ВШЭ необходимо прислать ФИО на адрес: sderiabina@hse.ru или сообщить по телефону +7(495)772-95-90 доб. 22401 (Дерябина Светлана Николаевна)

Страница семинара на сайте НИУ ВШЭ: https://www.hse.ru/org/hse/expert/s_zd






Доклад «Анализ ситуации с пригородным пассажирским железнодорожным транспортом в России».

19 июня состоялось очередное, восьмое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». На семинаре выступил Илья Алексеевич Долматов с докладом «Анализ ситуации с пригородным пассажирским железнодорожным транспортом в России».

В 2015 году железнодорожная отрасль испытала довольно существенные потрясения: в результате несогласованности федеральных и региональных решений произошла отмена большого количества поездов и одновременный рост тарифов. Ситуация вызвала волну общественного возмущения и потребовала вмешательства Президента. Принятые оперативные меры позволили урегулировать конфликты, однако для «полного оздоровления» требуется решение системных проблем, приведших к обострению ситуации.

С момента обострения прошло 3 года.

Можно ли сегодня говорить о том, что в решении этих проблем намечны позитивные сдвиги? Каких результатов удалось достичь за истекший период? И какого развития событий следует ожидать в среднесрочной перспективе? Эти вопросы были рассмотрены в рамках доклада. Ключевыми направлениями анализа, выполненного автором, стали ситуация с субсидиями, оптимизация расходов перевозчиков, совершенствование модели управления отраслью и тарифного регулирования.

 

О докладчике:

Долматов И.А. – кандидат экономических наук, директор Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, заместитель директора дирекции научных исследований и разработок, член учёного совета НИУ ВШЭ.

 

Оппонентами/содокладчиками выступили:

- Янков Кирилл Вадимович, кандидат экономических наук, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, председатель Межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», эксперт Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ при Правительственной комиссии по транспорту, член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.

- Дементьев Андрей Викторович - научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ, старший преподаватель Факультета экономических наук, член Международной ассоциации экономики транспорта.

 



Доклад "Проблемы эффективности инвестиций в железнодорожную инфраструктуру"

29 мая 2018 г. состоялось очередное, седьмое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который организуется Экспертным институтом и Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ. На семинаре выступила Милана Борисовна Челпанова с докладом «Проблемы эффективности инвестиций в железнодорожную инфраструктуру».

 

Автор фото: Фарид Хусаинова

Милана Челпанова в прошлом экономический и транспортный обозреватель «Ведомостей», сейчас она работает в операторской компании «Спецэнерготранс» и является экспертом инвестиционного комитета Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" и его ДЗО.

В её докладе были проанализированы подходы к формированию инвестиционной программы РЖД и выбору источников финансирования инвестиционных проектов отрасли с 2005 по 2017 г. и в перспективе на 2018-2020 гг. Анализ показал, что эффективность инвестиций РЖД снижается, за счет рост доли инвестиций в развитие инфраструктуры для грузов 1 тарифного класса (развитие инфраструктуры, закупка тяги и др) и сокращение софинансирования за счет средств государства.

Докладчица рассказала о принятой в РЖД системе ранжирования инвестиционных проектов на 4 категории:

- к первой категории отнесены проекты, связанные с обновлением и поддержанием железнодорожной инфраструктуры; их РЖД финансирует за счет собственного денежного потока и амортизации;

- ко второй категории - проекты, окупаемость которых достигается на горизонте 10–15 лет и которые РЖД готово профинансировать за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки;

- к третьей категории отнесены проекты, срок окупаемости которых составляет 15–30 лет; эти проекты не могут быть в настоящее время профинансированы РЖД за счет заемных источников, так как на рынке отсутствуют рыночные источники заимствований такой срочности; такие проекты финансируются за счет выпуска инфраструктурных облигаций;

- к четвёртой категории отнесены неокупаемые проекты и проекты с окупаемостью более 30 лет (без возможности долгового финансирования); подобные проекты можно финансировать только за счет бюджетных источников.

Анализ ключевых инвестиционных проектов РЖД, реализуемых до 2020 г., к которым относятся проекты по развитию инфраструктуры Восточного полигона, подходов к портам Северо-Запада и Юга, развитие инфраструктуры Московского транспортного узла, показывает, что большая часть инвестиций приходится на проекты четвёртой категории. На проекты с окупаемостью более 30 лет компания тратит 1,15 трлн руб. (25% от всех вложенных в инфраструктуру средств ОАО «РЖД» в 2005-2020 гг.)

В частности, М.Челпанова отметила: «Среди неэффективных для РЖД проектов выделяется проект развития инфраструктуры Восточного полигона (Байкало-Амурская и Транссибирская магистраль), направленный на развитие экспортных перевозок угля (низкодоходного для ОАО «РЖД» груза). В 2014 г. Распоряжением Правительства РФ были утверждены источники финансирования проекта развития БАМа и Транссиба до 2020 г., предполагающие инвестиции Федерального бюджета в размере 110 млрд руб. и Фонда национального благосостояния (250 млрд руб.) Но заявленная господдержка для проекта отчасти осталась на бумаге. Из 110 млрд руб. из Федерального бюджета было выделено только 30 млрд руб. Сложности были и с финансированием проекта из ФНБ: в 2017 г. Минэкономразвития РФ разработало, а Правительство РФ утвердило новые правила инвестирования средств ФНБ и механизмы мониторинга их использования (Распоряжение №1008), которые фактически стали запретительными для получения средств ФНБ для проектов, связанных со строительством инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба. В итоге в начале 2018 г. вышло Распоряжение, выводящее проекты ОАО «РЖД» из-под действия Распоряжения №1008».

В результате проведённого анализа М.Челпанова сделала вывод, что самый эффективный для РЖД проект из рассмотреных (см. слайды) – развитие подходов к портам Северо-Запада.).

Презентация к докладу.

Оппонентами/содокладчиками выступили:

     - Вениамин Наумович Лившиц, доктор экономических наук, заведующий лабораторией Анализа эффективности инвестиционных проектов ЦЭМИ РАН, заведующий лабораторией «Системный анализ эффективности отраслей естественной монополии» ИСА РАН, заведующий кафедрой «Оценка эффективности инвестиционных проектов» ФИВТ МФТИ;

     - Мария Анатольевна Никитина, кандидат экономических наук, директор по развитию компании ООО «Стройдормаш». (В прошлом- директор департамента в компании «РУСАЛ», занимающаяся вопросами транспорта, логистики и взаимодействия с РЖД).

    

В дискуссии приняли участие представители научной среды, транспортного бизнеса, включая представителей ОАО «РЖД», «ФГК», ИЭРТ, РУТ (МИИТ), ВНИИЖТ, ВШЭ, операторских компаний, аспиранты и студенты вузов.

По итогам дискуссии, по сложившейся традиции, трём самым активным участникам были вручены экземпляры книги К.Волмара «Транссибирская магистраль. История создания железнодорожной сети России».

Текст Фарида Хусаинова

Видеозапись семинара:




Доклад «Опыт реализации крупной государственной программы (на примере Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта)»

27 февраля 2018 г. прошло очередное, шестое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». На семинаре «Экономика железнодорожного транспорта» обсудили – почему полноценное реформирование железнодорожного транспорта так и не состоялось?

На семинаре с основным докладом выступил доктор экономических наук, президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации» Георгий Ефимович Давыдов.

Тема доклада: «Опыт реализации крупной государственной программы (на примере Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта)»

В докладе рассматриваются проблемы выполнения «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте», утверждённой Постановлением Правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 г. и проведён анализ причин того, почему многие мероприятия Программы так и не были реализованы.

В докладе были проанализированы все мероприятия, предусмотренные Программой структурной реформы и показано, что если на первых двух этапах была реализована большая часть мероприятий, но на третьем этапе, и, особенно на дополнительном, четвёртом ситуация была другой - количество выполненных мероприятий было существенно меньше тех, которые не были выполнены. Например, на 4 этапе была выполнено примерно треть от запланированных мероприятий.

Докладчик, в частности отметил: «При таком значительном количестве невыполненных мероприятий интересно выяснить, какие из мероприятий занимают среди них основное место.

Как и следовало ожидать систематически не выполнялись те мероприятия, которые были должны решать задачи развития конкуренции в перевозочной деятельности и привлечения частных инвестиций:

а) Обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к перевозочной деятельности на не принадлежащей им инфраструктуре. Развитие конкуренции перевозчиков грузов железнодорожным транспортом.

б) Создание компаний-перевозчиков в структуре ОАО «РЖД» с их последующим обособлением

в) Создание необходимых условий для оказания услуги локомотивной тяги в качестве самостоятельной услуги в грузовом движении. Обеспечение условий для привлечения частных инвестиций в локомотивную тягу, и создание условий для доступа частных локомотивов на инфраструктуру РЖД».

Анализируя ход выполнения реформ, Г.Е. Давыдов приходит к следующему выводу: «Если сопоставить выполнение запланированных (Правительством РФ) мероприятий по структурной реформе за весь рассматриваемый период (2001 – 2016 г.г.), то видна четкая закономерность, - в начале реализации Программы, когда надо было создавать РЖД и заниматься приватизацией активов, все выполнялось (пусть и не всегда в установленные сроки), а по мере того, как на повестку дня стали выходить вопросы создания институтов рынка, обеспечения условий для инвестирования отрасли за счет частных капиталов, так активность стала затухать и постепенно сошла на нет.»

Итоги реформы, согласно Г.Е. Давыдову следующие:

- недискриминационного доступа к инфраструктуре нет. То есть, Правила есть, и мы их при данном анализе зачли как выполненное мероприятие, но пользоваться-то ими невозможно;

- перевозчики грузов на инфраструктуре РЖД не работают. То есть, в законах они прописаны, Правила для них Правительством утверждены, Тарифы на услуги инфраструктуры имеются, и мы при данном анализе зачли соответствующие мероприятия как выполненные, но никакие правила, тарифы и нормы закона не работают;

- нельзя считать законченным и разделение государственных и хозяйственных функций в отрасли. Минтранс, ФАС, Росжелдор и Ространснадзор получили некоторые регуляторные полномочия, но они не могут выполнять свои функции без помощи ОАО «РЖД», так как у них нет своей информационно-аналитической и научной базы по железнодорожному транспорту;

Итоговый вывод проессора Г.Е. Давыдова звучал так: «реформа имела правильную направленность, но полноценной реализации она не получила».

Материалы доклада в ближайшее время будут опубликованы отдельной статьёй в журнале «Бюллетень транспортной информации».

 

В качестве оппонентов выступили председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта П.А. Иванкин и исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» А.А. Дружинин.

Оппоненты согласились с докладчикам по стратегическому вопросу - о том, что реформа безусловна была необходима, но разошлись во мнениях относительно тактических решений РЖД и регуляторов.

В частности, П.А. Иванкин  в своём докладе отметил следующее: «Железнодорожный транспорт является отражением экономики страны. В советское время преобладала экономика дефицита, и МПС СССР естественным образом эту экономику копировало. Вагонов не хватало и таким образом, МПС СССР создало ресурс, который необходимо было выбивать, инвентарный вагон. Распределение порожних вагонов МПС под погрузку в условиях планово-централизованной экономики превращалось в бизнес для тех, кто этот ресурс распределял».

В результате реформы вагонов стало много, этот ресурс перестал быть дефицитным. Работники РЖД привыкли работать в условиях дефицита и поэтому сегодня они стараются этот дефицит найти и начать им управлять. Сегодня таким дефицитом стали ёмкость инфраструктуры и локомотивы.

В настоящее время - отметил Иванкин - «железнодорожники учли ошибки, которые привели к полной либерализации вагонного парка и потере управления ресурсом. Нехватка локомотивов сегодня активно маскируется. Поэтому любые обсуждения о либерализации тягового подвижного состава пресекаются уже на стадии научной дискуссии.

Подробнее с этими тезисами можно познакомиться в презентации П.А. Иванкина, которая публикуется ниже.
Давыдов Г.Е. Опыт реализации крупной государственной программы (на примере Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта .pdf
Иванкин П.А. Реформа отрасли.pdf

В семинаре приняло участие более 20 человек, как представителей транспортной науки, так и бизнеса.

По итогам семинара, по сложившейся традиции, трое участников, задавшие самые интересные вопросы получили в подарок книги А.И. Гурьева «Железные дорожники о себе и реформах».

Видеозапись семинара:

 



Доклад «Об одном методе управления тарифами на транспорте»

30 января 2018 г. cостоялось пятое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», на котором обсуждался новый метод формирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки.

 

С докладом: «Об одном методе управления тарифами на транспорте» выступил начальник отдела тарифного регулирования железнодорожного транспорта Управления регулирования транспорта ФАС России Николай Вячеславович Шаров.

В докладе были рассмотрены цели, задачи и проблемы управления тарифами на пассажирском транспорте общего пользования. Докладчиком предложен оптимизационный метод тарифообразования, реализованный в Москве для городского

общественного транспорта, и рассмотрено его применение в расчётном проекте реформирования тарифной политики в пригородном железнодорожном сообщении.

 Презентация доклада.pdf

Главной целью управления тарифной системой, по мнению докладчика является «Формирование положительного восприятия тарифов на транспорте и их эволюции как неотъемлемой части мер по привлечению пассажиров с индивидуальными целями поездки на удобный, качественный, быстрый, безопасный, социально доступный, эффективный и развивающийся транспорт общего пользования, встроенный в единую комфортную интерактивную городскую среду». Для достижения этой цели автором предложена концепция и математическая модель динамической управляемой тарифной системы.

Подробнее с тезисами доклада можно ознакомиться в презентации, которая опубликована ниже.

В качестве оппонентов выступили председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин и научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев.

В семинаре приняли участие более 20 человек - представители НИУ ВШЭ, РУТ-МИИТ, ВНИИЖТ, ИИЖТ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ОАО «РЖД», ФАС России.

По сложившейся традиции, в конце семинара участникам дарили книги. Троим слушателям, которые задали самые интересные воп

 росы к докладчику, были подарены экземпляры книги Ф.Шенка «Поезд в современность. Мобильность и социальное пространство России в век железных дорог».  Кроме того, по окончании семинара Фарид Хусаинов от имени программного комитета семинара вручил докладчику Н.Шарову книгу Милтона Фридмена «Капитализм и свобода».

  


 

28 ноября 2017 г. состоялось четвёртое заседание регулярного научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который проводится под эгидой Экспертного института НИУ ВШЭ и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий. В рамках семинара с докладом выступила Екатерина Шеремет – известный эксперт в области железнодорожных тарифов, директор консалтинговой компании A.T. Kearney.


Тема доклада: «Проблемы и перспективы железнодорожных грузовых тарифов в России в контексте мирового опыта».

Презентация Екатерины Шеремет для семинара ЭЖТ в ВШЭ 28 11 2017.pdf

В докладе были рассмотрены следующие вопросы:

  • Почему Прейскурант № 10-01 и принципы, на которых он построен, устарели?
  • Какие изменения необходимо внести в действующую тарифную систему?
  • Какие из принципов построения железнодорожных грузовых тарифов необходимо сохранить, от каких – отказаться?
  • Какие задачи должна решать новая версия Прейскуранта № 10-01?
  • Какие элементы зарубежного опыта построения и регулирования/дерегулирования тарифов можно (и нужно) использовать при формировании тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в России?

В дискуссии в качестве содокладчиков/оппонентов приняли участие: генеральный директор ООО «Институт развития транспортных систем», в недавнем прошлом – зам. начальника Управления Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Александр Синёв и  известный эксперт в сфере железнодорожных грузовых тарифов канд. экон. наук Алексей Тюфаев.

С развернутыми замечаниями к докладам всех трёх выступавших, а практически – с самостоятельным дополнительным докладом выступил доктор экон. наук Леонид Мазо. Модератор и руководитель семинара А.Дементьев так же участвовал в дискуссии. Всего в семинаре приняли участие около 60 человек – представители как научных институтов, так и транспортного бизнеса и экспертного сообщества.

В дискуссии приняли участие представители НИУ ВШЭ, РУТ-МИИТ, ВНИИЖТ, ГУУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». Так же в работе семинара принимали участие представители транспортного бизнеса и общественных ассоциаций, в частности, РЖД, Федеральной грузовой компании, Первой грузовой компании, «Восток 1520», «Мечел», «Газпромбанка», «Fesco», «Евросиб-СПб»,  Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), ГП Союз грузовладельцев и др.

По сложившейся традиции, в конце семинара участникам дарили книги. Троим слушателям, которые задали самые интересные вопросы к докладчику, были подарены экземпляры книги Бориса Лапидуса «Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь».  Кроме того, по окончании семинара Фарид Хусаинов от имени программного комитета семинара вручил докладчику Е.Шеремет книгу А.В. Крейнина «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России».

 

 




26 сентября 2017
 cостоялось третье заседание регулярного открытого семинара "Экономика железнодорожного транспорта". Тема  «Альтернативные модели организации железнодорожного транспорта»

На семинаре с основным докладом «Альтернативные модели организации железнодорожного транспорта» выступил кандидат экономических наук Фарид Хусаинов. В докладе были рассмотрены особенности различных моделей организации железнодорожной отрасли (американская модель, европейская модель, модель с доступом третьей стороны), показаны историко-экономические причины формирования различных моделей, их плюсы и минусы; на примере американской модели показано, каким образом политическая культура и институциональные особенности страны влияют на выбор модели и регуляторных решений.  

Оппонентами/содокладчиками выступили: заведующий кафедрой Российского университета транспорта (РУТ-МИИТ), Первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», доктор экономических наук, профессор, Дмитрий Мачерет,  научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев, и директор юридической компании ООО «Конструктор решений», LL.M (магистр права, Фрайбургский университет) Ольга Коваленко.

Первый оппонент/содокладчик - Дмитрий Мачерет, акцентировал внимание участников на "американской" части доклада, в данном случае выступая не столько оппонентом, сколько содокладчиком, который во многом согласен с частью тезисов, но смотрит на проблему несколько более широким панорамным взглядом. В своей презентации он, в частности покритиковал Междуштатную коммерческую комиссию, которая была много лет главным регулятором железнодорожной отрасли в США и выступил в защиту меньшей роли государства в вопросах регулирования рынков.

Второй  оппонент/содокладчик – Андрей Дементьев сформулировал принципиальные расхождения с Хусаиновым по вопросу о роли государственного регулирования. Дементьев считает, что правильное, тонкое и грамотное регулирование, с помощью которого регуляторы должны создавать стимулы для участников рынка, это более правильный путь. «Да, регуляторы неэффективны, неквалифицированы, коррумпированы и далее по списку, но, тем не менее, их решения это лучше, чем рынок с отсутствием регулирования». Он так же отметил, что и в Европе и в США роль регуляторов сейчас возрастает.

Третий оппонент/содокладчик - Ольга Коваленко рассказала об опыте Германии, отметив, что одной из главных причин реформ там было то, что общественность считала недопустимым расходы из бюджета на поддержание железных дорог.

Всего в семинаре приняли участие более 60 человек – представители как научных институтов, так и транспортного бизнеса. Зал очень активно участвовал в дискуссии. Взгляды и точки зрения, которые были высказаны, были очень разными и все обогатили друг друга новыми мыслями и новыми знаниями.

Один из выступавших – директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин сказал, что «Тема настолько интересна, что если начать её обсуждать с утра, то и до вечера никто не будет расходиться».

В конце семинара, по традиции трём самым активным участникам в подарок была вручена книга Милтона Фридмена «Капитализм и свобода». Книгу получили два преподавателя Российского университета транспорта (МИИТ) и один студент МГУ им. М.В.Ломоносова.

Материалы семинара:

Презентации содокладчиков:
1.   Презентация основного докладчика Ф.И. Хусаинова
2.   Презентация Д.А. Мачерета
2.   Презентация А.В. Дементьева
3.    Презентация О.С. Коваленко

Видеозапись семинара: 


 


 

Семинар «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)»

23 мая состоялось первое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».


В рамках научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта» выступил Дмитрий Мачерет, д.э.н., профессор, зав. кафедрой МГУПС-МИИТ, первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД».

Тема доклада: «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)».

 

В докладе были представлены результаты экономического развития отечественных и американских железных дорог в условиях рыночной и централизованно планируемой экономики, полученные на основе анализа динамики ключевых показателей, освещены вопросы реформирования железнодорожного транспорта и значения дерегулирования его деятельности.  Также на примере железнодорожного транспорта были представлены некоторые общеэкономические вопросы дискуссионного характера.

 Презентация доклада «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)»
 Доклад « Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)».

В качестве содокладчика/оппонента выступил Юрий Соколов, д.э.н., профессор, зав. кафедрой МГУПС-МИИТ.
 Презентация доклада

К участию были приглашены представители научной и экспертной среды, органов власти, общественных и бизнес-организаций.

 

Видеозапись семинара:


Подробнее о семинаре:

Открытый научно-практический семинар «Экономика железнодорожного транспорта» организуется на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  и проводится при поддержке Экспертного института  и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий 

Основная цель семинара – создание постоянно действующей «площадки» для обсуждения дискуссионных тем экономики железнодорожного транспорта и диалога представителей различных школ и направлений экономической мысли с представителями транспортного сообщества.

К участию в семинаре приглашаются известные российские учёные и эксперты, руководители органов власти и бизнес-структур.

Семинар является открытым для участия всех заинтересованных коллег.

 

Руководитель и модератор семинара: Дементьев Андрей Викторович 

Формат семинара:

30 минут – выступление основного докладчика.

По 10 минут – вопросы и выступления каждого из оппонентов/содокладчиков.

Всё остальное время – вопросы, ответы и открытая дискуссия с выступлениями всех желающих.

Место проведения: г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

 

 


Научно-практический семинар «Независимые перевозчики грузов на инфраструктуре РЖД: с чего начать?» 

27 июня 2017 г. состоялось второе заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который проводится в НИУ ВШЭ при поддержке Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий.

В рамках семинара выступил известный учёный-транспортник Георгий Давыдов - д.э.н., Президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации», член Президиума Научно-технического совета Минтранса России, член Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта, член Экспертного совета ФАС по железнодорожному транспорту, член Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ.

В дискуссии в качестве содокладчиков/оппонентов выступили:

- Анатолий Николаевич Голомолзин, кандидат технических наук, заместитель руководителя ФАС России и

- Павел Анатольевич Иванкин, генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).

Модерировал мероприятие руководитель семинара  А.В. Дементьев (Экспертный институт НИУ ВШЭ).

 

Доклад Г.Е. Давыдова был построен по следующей схеме: сначала докладчик обрисовал правовые рамки, существующие в ныне действующем законодательстве, в рамках которых должны работать независимые перевозчики, затем разобрал два основных возражения (или опасения) против выхода независимых перевозчиков на инфраструктуру РЖД и затем, на примере отдельных сегментов (таких как организация регулярных грузовых поездов в сфере контейнерных перевозок и в сфере перевозок нефтеналивных грузов) показал, как будет происходить взаимодействие между собственником инфраструктуры и перевозчиками.
 Презентация доклада.pptx

Первый содокладчик/оппонент – заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин подчеркнул, что единственное позитивное, что произошло за все годы реформ на железнодорожном транспорте – это появление множества частных компаний-операторов подвижного состава. Но этим реформы и ограничились и следующих шагов сделано не было.

Второй содокладчик/оппонент – генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, отметил, что он не против развития частной тяги, но сначала необходимо всё многократно взвесить и посчитать, смоделировать финансовую модель работы РЖД и лишь после подробного анализа двигаться в направлении дальнейших реформ.

В дискуссии приняли участие представители как транспортного бизнеса, так и научного сообщества. В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ, МГУПС-МИИТ, ВНИИЖТ, ГУУ, МГУ им. М.В. Ломоносова. Так же в работе семинара принимали участие представители транспортного бизнеса - Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), РЖД, Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО, Федеральной грузовой компании, ряда частных операторских компаний

Самым активным участникам семинара, задавшим самые интересные вопросы, были подарены книги. На этот раз, это была книга А.А. Головачёва «История железнодорожного дела в России», выпущенная издательством «Дело» под эгидой РАНХиГС. Докладчик выбрал трёх участников, задавших самые интересные вопросы. Ими оказались - проф. МГУПС-МИИТ Д.А.Мачерет, научный сотрудник ВНИИЖТ Г.А.Грановская и В.А.Вознесенский (автор научных статей об аукционах по продаже «ниток графика» и ёмкостей инфраструктуры).

В завершении семинара, по сложившейся традиции, доцент РОАТ МИИТ Ф.И. Хусаинов, от имени программного комитета и организаторов семинара вручил докладчику подарок – книгу Алексея Вульфова «История железных дорог российской империи».

По окончании семинара участники отметили высокий профессиональный уровень дискуссии, интеллектуальную насыщенность полемики и многообразие высказанных точек зрения.

Видеозапись семинара:

 






Программный комитет:

Председатель программного комитета:
Ясин Евгений Григорьевич - д.э.н., профессор, научный руководитель НИУ ВШЭ, научный руководитель Экспертного института.

Члены программного комитета:
- Давыдов Георгий Ефимович – д.э.н., Президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации», член Экспертного совета по железнодорожному транспорту при ФАС России, действительный член Международной и Российской академий транспорта;
- Дементьев Андрей Викторович, научный сотрудник Экспертного института НИУ «Высшая школа экономики», руководитель семинара;
- Долматов Илья Алексеевич – к.э.н., директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ Высшая школа экономики;
- Мачерет Дмитрий Александрович – д.э.н., профессор, зав. кафедрой Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ));
- Сапунова Елена Михайловна – начальник Отдела стратегических исследований в инфраструктурных отраслях Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ Высшая школа экономики;
- Хусаинов Фарид Иосифович – к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (РОАТ РУТ (МИИТ)), член Экспертного совета по железнодорожному транспорту при ФАС России;
- Янков Кирилл Вадимович – к.э.н., заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, председатель Межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров", заместителя председателя Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ при Правительственной комиссии по транспорту. 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.