• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта



Научно-практический семинар 
 
«Экономика железнодорожного транспорта»

 

28 ноября 2017 г. состоялось четвёртое заседание регулярного научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который проводится под эгидой Экспертного института НИУ ВШЭ и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий. В рамках семинара с докладом выступила Екатерина Шеремет – известный эксперт в области железнодорожных тарифов, директор консалтинговой компании A.T. Kearney.


Тема доклада: «Проблемы и перспективы железнодорожных грузовых тарифов в России в контексте мирового опыта».

Презентация Екатерины Шеремет для семинара ЭЖТ в ВШЭ 28 11 2017.pdf

В докладе были рассмотрены следующие вопросы:

  • Почему Прейскурант № 10-01 и принципы, на которых он построен, устарели?
  • Какие изменения необходимо внести в действующую тарифную систему?
  • Какие из принципов построения железнодорожных грузовых тарифов необходимо сохранить, от каких – отказаться?
  • Какие задачи должна решать новая версия Прейскуранта № 10-01?
  • Какие элементы зарубежного опыта построения и регулирования/дерегулирования тарифов можно (и нужно) использовать при формировании тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в России?

В дискуссии в качестве содокладчиков/оппонентов приняли участие: генеральный директор ООО «Институт развития транспортных систем», в недавнем прошлом – зам. начальника Управления Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Александр Синёв и  известный эксперт в сфере железнодорожных грузовых тарифов канд. экон. наук Алексей Тюфаев.

С развернутыми замечаниями к докладам всех трёх выступавших, а практически – с самостоятельным дополнительным докладом выступил доктор экон. наук Леонид Мазо. Модератор и руководитель семинара А.Дементьев так же участвовал в дискуссии. Всего в семинаре приняли участие около 60 человек – представители как научных институтов, так и транспортного бизнеса и экспертного сообщества.

В дискуссии приняли участие представители НИУ ВШЭ, РУТ-МИИТ, ВНИИЖТ, ГУУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Объединённого учёного совета ОАО «РЖД». Так же в работе семинара принимали участие представители транспортного бизнеса и общественных ассоциаций, в частности, РЖД, Федеральной грузовой компании, Первой грузовой компании, «Восток 1520», «Мечел», «Газпромбанка», «Fesco», «Евросиб-СПб»,  Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), ГП Союз грузовладельцев и др.

По сложившейся традиции, в конце семинара участникам дарили книги. Троим слушателям, которые задали самые интересные вопросы к докладчику, были подарены экземпляры книги Бориса Лапидуса «Железнодорожный бизнес: как встать на главный путь».  Кроме того, по окончании семинара Фарид Хусаинов от имени программного комитета семинара вручил докладчику Е.Шеремет книгу А.В. Крейнина «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России».

 

 




26 сентября 2017
 cостоялось третье заседание регулярного открытого семинара "Экономика железнодорожного транспорта". Тема  «Альтернативные модели организации железнодорожного транспорта»

На семинаре с основным докладом «Альтернативные модели организации железнодорожного транспорта» выступил кандидат экономических наук Фарид Хусаинов. В докладе были рассмотрены особенности различных моделей организации железнодорожной отрасли (американская модель, европейская модель, модель с доступом третьей стороны), показаны историко-экономические причины формирования различных моделей, их плюсы и минусы; на примере американской модели показано, каким образом политическая культура и институциональные особенности страны влияют на выбор модели и регуляторных решений.  

Оппонентами/содокладчиками выступили: заведующий кафедрой Российского университета транспорта (РУТ-МИИТ), Первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», доктор экономических наук, профессор, Дмитрий Мачерет,  научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев, и директор юридической компании ООО «Конструктор решений», LL.M (магистр права, Фрайбургский университет) Ольга Коваленко.

Первый оппонент/содокладчик - Дмитрий Мачерет, акцентировал внимание участников на "американской" части доклада, в данном случае выступая не столько оппонентом, сколько содокладчиком, который во многом согласен с частью тезисов, но смотрит на проблему несколько более широким панорамным взглядом. В своей презентации он, в частности покритиковал Междуштатную коммерческую комиссию, которая была много лет главным регулятором железнодорожной отрасли в США и выступил в защиту меньшей роли государства в вопросах регулирования рынков.

Второй  оппонент/содокладчик – Андрей Дементьев сформулировал принципиальные расхождения с Хусаиновым по вопросу о роли государственного регулирования. Дементьев считает, что правильное, тонкое и грамотное регулирование, с помощью которого регуляторы должны создавать стимулы для участников рынка, это более правильный путь. «Да, регуляторы неэффективны, неквалифицированы, коррумпированы и далее по списку, но, тем не менее, их решения это лучше, чем рынок с отсутствием регулирования». Он так же отметил, что и в Европе и в США роль регуляторов сейчас возрастает.

Третий оппонент/содокладчик - Ольга Коваленко рассказала об опыте Германии, отметив, что одной из главных причин реформ там было то, что общественность считала недопустимым расходы из бюджета на поддержание железных дорог.

Всего в семинаре приняли участие более 60 человек – представители как научных институтов, так и транспортного бизнеса. Зал очень активно участвовал в дискуссии. Взгляды и точки зрения, которые были высказаны, были очень разными и все обогатили друг друга новыми мыслями и новыми знаниями.

Один из выступавших – директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин сказал, что «Тема настолько интересна, что если начать её обсуждать с утра, то и до вечера никто не будет расходиться».

В конце семинара, по традиции трём самым активным участникам в подарок была вручена книга Милтона Фридмена «Капитализм и свобода». Книгу получили два преподавателя Российского университета транспорта (МИИТ) и один студент МГУ им. М.В.Ломоносова.

Материалы семинара:

Презентации содокладчиков:
1.  Презентация основного докладчика Ф.И. Хусаинова2.  Презентация Д.А. Мачерета2.  Презентация А.В. Дементьева3.   Презентация О.С. КоваленкоВидеозапись семинара: 


 


 

Семинар «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)»

23 мая состоялось первое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».


В рамках научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта» выступил Дмитрий Мачерет, д.э.н., профессор, зав. кафедрой МГУПС-МИИТ, первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД».

Тема доклада: «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)».

 

В докладе были представлены результаты экономического развития отечественных и американских железных дорог в условиях рыночной и централизованно планируемой экономики, полученные на основе анализа динамики ключевых показателей, освещены вопросы реформирования железнодорожного транспорта и значения дерегулирования его деятельности.  Также на примере железнодорожного транспорта были представлены некоторые общеэкономические вопросы дискуссионного характера.

Презентация доклада «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)»
Доклад « Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)».

В качестве содокладчика/оппонента выступил Юрий Соколов, д.э.н., профессор, зав. кафедрой МГУПС-МИИТ.
Презентация доклада

К участию были приглашены представители научной и экспертной среды, органов власти, общественных и бизнес-организаций.

 

Видеозапись семинара:


Подробнее о семинаре:

Открытый научно-практический семинар «Экономика железнодорожного транспорта» организуется на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  и проводится при поддержке Экспертного института  и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий 

Основная цель семинара – создание постоянно действующей «площадки» для обсуждения дискуссионных тем экономики железнодорожного транспорта и диалога представителей различных школ и направлений экономической мысли с представителями транспортного сообщества.

К участию в семинаре приглашаются известные российские учёные и эксперты, руководители органов власти и бизнес-структур.

Семинар является открытым для участия всех заинтересованных коллег.

 

Руководитель и модератор семинара: Дементьев Андрей Викторович 

Формат семинара:

30 минут – выступление основного докладчика.

По 10 минут – вопросы и выступления каждого из оппонентов/содокладчиков.

Всё остальное время – вопросы, ответы и открытая дискуссия с выступлениями всех желающих.

Место проведения: г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

 

 


Научно-практический семинар «Независимые перевозчики грузов на инфраструктуре РЖД: с чего начать?» 

27 июня 2017 г. состоялось второе заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который проводится в НИУ ВШЭ при поддержке Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий.

В рамках семинара выступил известный учёный-транспортник Георгий Давыдов - д.э.н., Президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации», член Президиума Научно-технического совета Минтранса России, член Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта, член Экспертного совета ФАС по железнодорожному транспорту, член Комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты РФ.

В дискуссии в качестве содокладчиков/оппонентов выступили:

- Анатолий Николаевич Голомолзин, кандидат технических наук, заместитель руководителя ФАС России и

- Павел Анатольевич Иванкин, генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).

Модерировал мероприятие руководитель семинара  А.В. Дементьев (Экспертный институт НИУ ВШЭ).

 

Доклад Г.Е. Давыдова был построен по следующей схеме: сначала докладчик обрисовал правовые рамки, существующие в ныне действующем законодательстве, в рамках которых должны работать независимые перевозчики, затем разобрал два основных возражения (или опасения) против выхода независимых перевозчиков на инфраструктуру РЖД и затем, на примере отдельных сегментов (таких как организация регулярных грузовых поездов в сфере контейнерных перевозок и в сфере перевозок нефтеналивных грузов) показал, как будет происходить взаимодействие между собственником инфраструктуры и перевозчиками.
Презентация доклада.pptx

Первый содокладчик/оппонент – заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин подчеркнул, что единственное позитивное, что произошло за все годы реформ на железнодорожном транспорте – это появление множества частных компаний-операторов подвижного состава. Но этим реформы и ограничились и следующих шагов сделано не было.

Второй содокладчик/оппонент – генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, отметил, что он не против развития частной тяги, но сначала необходимо всё многократно взвесить и посчитать, смоделировать финансовую модель работы РЖД и лишь после подробного анализа двигаться в направлении дальнейших реформ.

В дискуссии приняли участие представители как транспортного бизнеса, так и научного сообщества. В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ, МГУПС-МИИТ, ВНИИЖТ, ГУУ, МГУ им. М.В. Ломоносова. Так же в работе семинара принимали участие представители транспортного бизнеса - Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), РЖД, Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО, Федеральной грузовой компании, ряда частных операторских компаний

Самым активным участникам семинара, задавшим самые интересные вопросы, были подарены книги. На этот раз, это была книга А.А. Головачёва «История железнодорожного дела в России», выпущенная издательством «Дело» под эгидой РАНХиГС. Докладчик выбрал трёх участников, задавших самые интересные вопросы. Ими оказались - проф. МГУПС-МИИТ Д.А.Мачерет, научный сотрудник ВНИИЖТ Г.А.Грановская и В.А.Вознесенский (автор научных статей об аукционах по продаже «ниток графика» и ёмкостей инфраструктуры).

В завершении семинара, по сложившейся традиции, доцент РОАТ МИИТ Ф.И. Хусаинов, от имени программного комитета и организаторов семинара вручил докладчику подарок – книгу Алексея Вульфова «История железных дорог российской империи».

По окончании семинара участники отметили высокий профессиональный уровень дискуссии, интеллектуальную насыщенность полемики и многообразие высказанных точек зрения.

Видеозапись семинара:

 



 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!