• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Без молодежи науку не поднять, модернизацию не осилить

Беседа с Карповой Н.С., директором Института международного бизнеса, о роли научной молодежи в процессах модернизации России, о перспективах научно-исследовательской работы студентов

<!--[if Данный XML-элемент]>

Наталия Станиславовна, в связи с Посланием Президента РФ Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию и его статьей «Россия, вперед!» много говорят и спорят о термине модернизация. Что это, по-вашему?

Н. С. Карпова:Модернизация - процесс изменений к лучшему. Это всегда творчество, созидание нового. Однако, это не работа «с чистого листа», а последовательное преобразование, основанное на глубоком понимании изменяемых объектов. Модернизация в бизнесе всегда идет под воздействием НТР, с одной стороны, и конкуренции - с другой. Тоже происходит и в других сферах. Однако, если влияние этих факторов, недостаточно сильное, модернизация идет вяло. Вот и размышляйте.

Что может означать призыв Президента к модернизации для молодежи, которая интересуется наукой?

Процесс модернизации только тогда идет в заданном направлении, когда он предполагает в качестве стартовой точки серьезный анализ, выявление и классификацию проблем, и только потом - поиск новых решений. А это значит, что молодым исследователям есть, чем заняться. Модернизация - хорошая тема для исследований и тема «по жизни».

Вам близки идеи модернизации?

Безусловно, процессы изменений к лучшему - ключевая проблема наших исследований и ежедневной работы.

Насколько искренней Вам представляется «убеждённость в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы»Президента Дмитрия Медведева?

Думаю, что в искренность позиции Президента верит большинство людей в России и за рубежом. Прямо скажу, что разделяю высказанное Президентом США Бараком Обамой мнение о нашем Президенте после сегодняшней встречи с ним на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС):«откровенен, вдумчив, конструктивен». Однако, путь к лучшему всегда крайне тернист. Да, проблема выбора стоит очень остро.

 Будет ли этим заниматься Ваш Студенческий научно-исследовательский центр международного бизнеса проблемами модернизации?

Темы студенческих исследований очень тесно связаны с проблемами модернизации, они непосредственно касаются ее основных направлений и возможностей. Здесь и привлечение иностранных инвестиций, и мировой опыт развития инноваций, и инструменты эффективного бизнеса, и обновление экспортного потенциала России, и проблемы института деловой культуры, ответственного лидерства, государства и многое другое.

А давно ли студенты проявляют интерес к научным исследованиям? Какова история Центра?

Студенческий научно-исследовательский центр уже имеет определенную историю. Хотя говорить об истории в отношении совсем молодых людей рано. Но их целеустремленность, высокая работоспособность, а главное, увлеченность научной работой уже проверены временем. Все, кто сегодня возглавили лаборатории и участвуют в их работе, начиная с первого курса, проявляли большую творческую активность:выступали с докладами на студенческих конференциях, были организаторами проблемных семинаров и круглых столов, в том числе межвузовских. Они всегда хотели быть лучшими (http://www.hse.ru/data/150/318/1234/upravlenie_Proectom_Luchshij_Facultet.pdf). Безусловно, эти молодые исследователи принадлежат к плеяде талантливых и высоко мотивированных людей, работать с которыми интересно и приятно. О первых шагах студенческой научной работы можно прочитать на http://www.hse.ru/org/hse/wec/science. Еще в 2005 г. при поддержке студентов мы делали попытку создать Парк знаний- Knowledge-Park.

А что это за проект?

Проекту Парк знаний мы со студентами посвятили немало времени. Об этом даже сохранился материал на сайте «вышки». Вот цитата из моего интервью уже далекого 2005 г.: 

«Обычно, когда говорят о парках знаний, то имеют в виду особые зоны, где существуют благоприятные условия для развития научных исследований, реализации наукоемких проектов, формирования навыков исследовательской работы. Парки знаний в отличие от их технологических «родственников», как правило, не требуют специальных площадей, необходимых для организации материальных объектов - лабораторий, производственных цехов и даже офисов. Парки знаний, как явление новой экономики, предполагают наличие, прежде всего, талантливых людей, современных информационно-коммуникационных технологий и стимулов для их творческой самореализации. Радует, что предпосылки для создания таких парков стали складываться в России, в том числе и в сфере образования. Руководство ГУ-ВШЭ поставило задачи трансформации школы в исследовательский университет. Это очень своевременно. Процессы создания нового знания и его передачи должны идти во взаимосвязи. Представляется, что факультет должен двигаться в том же направлении. И у нас для этого хорошие возможности.

... Мы всегда знали, что к нам поступают целеустремленные, талантливые и амбициозные молодые люди, которые готовы не только изучать то, что им предлагает университетская наука, но и способны участвовать в создании нового знания. Не забывайте, они одни из лучших в стране, приехали со всей России и соседних государств.

... Пока речь идет о трех площадках или центрах. Центр научных исследований и разработок объединит научно-исследовательские проекты, лаборатории, а в дальнейшем и институты. Центр международного сотрудничества будет включать отделы сотрудничества со странами и регионами, изучением которых мы занимаемся. Центр социального лидерства предполагает поддержку проектов, ориентированных на создание хороших условий для студентов и преподавателей, а также для тех, кому нужна наша помощь. Будущие лидеры должны чувствовать ответственность за состояние дел в своих организациях, решать задачи разного (не только академического) плана. Сейчас для наших студентов факультет - «своя»организация. Пусть учатся быть ответственными лидерами. Именно в таких руководителях нуждается бизнес, страна, мир. Вот такой план. Без молодых голов и рук  паре не парк не поднять. ... »(http://www.hse.ru/data/654/322/1234/интервью_Парк_Знаний-Карпова.doc). В этом направлении и двигались.

А сейчас Вы поменяли свои взгляды?

Взгляды, как и ценности, если они есть, меняются крайне редко. Подпишусь, пожалуй, под каждым словом. Без молодежи науку не поднять, модернизацию не осилить.

А какие сейчас возможности и перспективы для научной молодежи?

Думаю, что они очень расширятся. Ведь Школа 2 ноября получила статус Национального исследовательского университета (http://www.hse.ru/org/hse/niu/index.html), что прямо указывает на наличие четкой стратегии поддержки и развития научных исследований. Совсем недавно в категорию кадрового резерва внесены молодые исследователи.

А что это значит?

Думаю, что поддержка им точно придет.

Студенты младших курсов спрашивают, как начать работу в Студенческом научно-исследовательском центре международного бизнеса?

Очень просто:1) ознакомиться с сайтом Института и самого Центра (http://www.hse.ru/org/hse/sci/ibiz/stud_center/strykt);2) подумать над тематикой международного бизнеса;3) сформулировать осознанное предложение и направить по адресам, данным на сайте Центра. Если же осознание своего научного интереса «запаздывает», то рекомендую посещать мероприятия Центра, многочисленные научные мероприятия «вышки», общаться с теми, кто несет «заряд»интереса к науке, преуспел в исследованиях. При всем моем уважении и даже любви к информационно-коммуникационым технологиям наука, как часть культуры, требует вдохновения и передается только от человека к человеку. Иного не дано.

 

Беседу вела Елизавета Рылова

15 ноября 2009 г.