• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто становится CEO?

18 декабря состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) на тему: "Российские CEO: путь наверх". С докладом выступил научный сотрудник ЛИРТ и Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Сергей Солнцев.

Сергей Солнцев
Сергей Солнцев

18 декабря состоялся семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) на тему: "Российские CEO: путь наверх". С докладом выступил научный сотрудник ЛИРТ и Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Сергей Солнцев.

Представленное исследование является одним из этапов работы по проекту ЛИРТ "Рынки труда топ-менеджеров". Докладчик опирался на первые результаты анализа оригинальной базы данных по перемещениям российских топ-менеджеров за 1999—2007 гг., которая сформирована и поддерживается сотрудниками ЛИРТ.

Сергей Солнцев говорил об особенностях рынка труда CEO (Chief Executive Officer) или, иными словами, рынка труда генеральных директоров. Этот рынок привлекает к себе повышенное внимание исследователей и специалистов, так как непосредственно влияет на эффективность корпоративного управления и работы предприятий. В предыдущих работах по рынку труда топ-менеджеров, сделанных на основе данных за 1999—2004 гг., отдельно рынок труда СЕО не анализировался. Дополнение базы данных информацией за 2005—2007 гг. позволило выделить достаточно большую подвыборку CEO (до более 800 наблюдений).

Сергей Солнцев привел основные характеристики генеральных директоров на российском рынке. Как оказалось, среди CEO всего 6% женщин, тогда как среди всех топ-менеджеров доля женщин в два раза выше. Также было отмечено, что большинство экспатов, работающих на российском рынке, прибыло из стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия). Рассматривая образование как один из способов накопления человеческого капитала, докладчик говорил о тенденции к увеличению доли CEO с двумя и более высшими образованиями за 2000-е гг. и высокой доле СЕО с техническим образованием (41%).

Елена Кобзарь и Инна Мальцева
Елена Кобзарь и Инна Мальцева

Основное внимание Сергей Солнцев уделил анализу мобильности CEO на российском рынке труда. Он сказал о трех предполагаемых моделях рынка труда CEO: "рынке работников", "рынке работодателей", "краткосрочных контрактах". Рассматривая различные стратегии поведения топ-менеджеров, которые вступают на должность генерального директора, необходимо отметить, что почти в 72% случаев наблюдается карьерный рост, то есть генеральным директором становится топ-менеджер, занимавший до этого другую (более низкую) должность. И только 28% новых назначений на пост генерального директора — это переход бывших CEO. Несмотря на высокий показатель внутрифирменного карьерного роста (47%), явно прослеживается тенденция роста доли межфирменного карьерного роста и доли внешнего найма уже состоявшихся генеральных директоров. Одно из прозвучавших предположений, объясняющих эту тенденцию, было о сокращении ассиметрии информации на данном рынке и совершенствовании институтов защиты прав собственности. Доля внутрифирменных назначений составляет от 40% (в рекламной и страховой отрасли) до 100% (в газовой отрасли).

На вопрос "Куда уходят CEO?" ответить оказалось непросто. Возможно, из-за меньшего числа наблюдений или из-за того, что нельзя проследить переход СЕО в госорганы и их выход на пенсию. Остающиеся на рынке генеральные директора в основном переходят на аналогичные позиции. Однако оказалось, что есть и те, кто переходит на более низкие должности.

Подводя итоги, Солнцев заметил что, скорее всего, модель "рынка работников" пока еще не подходит к нынешнему российскому рынку CEO. По оценкам докладчика, рынок CEO не сильно замкнут в отличие от рынка всех топ-менеджеров, так как меньше трети генеральных директоров ранее занимали аналогичную позицию, а остальным удалось подняться по карьерной лестнице.

Сергей Рощин
Сергей Рощин

После выступления Сергея Солнцева началось обсуждение его доклада. Говорилось о смещенности данных, в том числе из-за слабой представленности региональных компаний и компаний с закрытой структурой. Так же обсуждался вопрос "Кто становится CEO?". Инна Мальцева предложила учесть роль специфического капитала при перемещении топ-менеджера. Сергей Рощин уточнил, что на рынке СЕО, скорее всего, существует влияние не узкоспециализированного человеческого капитала, а относительно специализированных и, соответственно, относительно переносимых активов. Значение имеет не специфический капитал, формируемый в рамках компании, а специфический капитал, формируемый в рамках отрасли.

презентация к докладу (файл PDF)

Павел Травкин, студент ГУ-ВШЭ, сотрудник ЛИРТ

Фотографии Ивана Морякова

Контакты: ssolntsev@hse.ru, (495) 624-84-39.

Ссылки: