• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар "Экономика культурных индустрий"

Междисциплинарный семинар, проводимый кафедрой раз в месяц, ориентирован на творческое обсуждение учеными и студентами таких актуальных проблем экономики и социологии современной культуры как:

  • культура и рынок 
  • экономика культурных индустрий
  • культура и Интернет
  • экономика творчества

Докладчики -  известные ученые, бизнесмены, менеджеры, представляющие для обсуждения свои исследовательские и деловые проекты в области экономики культуры.

Цель 

Обсуждение актуальных проблем экономики и социологии современной культуры:

  • культура и рынок;
  • экономика культурных индустрий;
  • культура и интернет;
  • экономика креативности
Первое заседание     Состоялось 24 октября 2007 года


Темы прошедших семинаров 

"Социальные общности и культурные уклады в современной России"

Докладчик: Б.В. Дубин (социолог, руководитель отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), заместитель главного редактора журнала "Вестник общественного мнения", литературовед, переводчик  англоязычной, французской, испанской и латиноамериканской, польской литературы)
Аннотация:
Доклад  Б.В.Дубина базировался  на определениях и понятиях культуры как идеального проекта об обществе и человеке. Но что представляет собой культура в понятии социологии? Это действия и поведение действующих лиц определенного общества.  Докладчик охарактеризовал  типы  современных  сообществ  и на примерах показал пути перехода культуры  директивной к культуре развлекательной, а также указал на  необходимость изучения образцов этой культуры. Определенное  внимание в докладе было отведено роли государства  в культуре общества. Доклад Б.В.Дубина  вызвал множество вопросов  у участников семинара  и активное  его обсуждение. 
Материалы: репортаж
20 мая 2008 года

"Рейтинги и культура

Докладчики: И. Троцук (к.с.н, кафедра социологии РУДН), Д. Рогозин (к.с.н., МВШСЭН),   А. Никулин  (к.э.н., кафедра прагматики культуры ГУ-ВШЭ) 
Аннотация: 
Рейтинги - различные   ранжирования  разнообразных социокультурных феноменов - стали неотъемлемой  частью современной общественной жизни. Но что представляет собой сам феномен рейтинга, каково его историко-культурное  происхождение, методология формирования, политико-экономическое развитие - значение для культуры? На примере нескольких современных социологических проектов в области образования, технологии и культуры докладчики анализируют закономерности и парадоксы рейтингов университетского образования, пользовательских интерфейсов, рейтингов и анти-рейтингов рекомендательного универсального сервиса ИМХОНЕТ.   
Материалы: репортаж 
23 апреля 2008 года

"Креативный город: проектирование модели на примере Франкфурта

Докладчик:  Петер Линднер, профессор, директор Института гуманитарной географии Франкфуртского университета им. Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия) 
Аннотация: 
Креативность в современной жизни и в работе становится решающим фактором экономического успеха 21-го века" - этот тезис книги Ричарда Флорида "Креативный класс" (2002 г.), стремительно распространившись через масс-медиа, оказывает все большее воздействие на развитие социальной политики в городах и регионах. В центре научных и политических дебатов находится обсуждение соотнесения "креативности" с "искусствами" и "культурой" в логике рыночной экономики. На первый взгляд может показаться, что тема не нова, что она уже находила свое отражение в классических социологических исследованиях Адорно, Беньямина, Бурдье, ряда других исследователей. Однако в настоящее время разработку концепта "креативных индустрий" активно перенимают у ученых-теоретиков практики урбанистической экономики, ставящие вопросы качества креативных сфер деятельности, внутренней дифференциации, сетевых отношений. С планово-практической точки зрения до сих пор остаются без ответа такие вопросы, как, например, существуют ли вообще креативные "кластеры", для которых возможно определить специфические факторы развития, или эта сфера состоит из совершенно разных и независимых подразделений и элементов? В докладе Петера Линднера анализируются новые аспекты взаимоотношений между экономикой, искусствами и культурой в городах 21-го века, используются эмпирические примеры из проекта креативных индустрий Франкфурта-на-Майне (Германия). 
Материалы: репортаж 
5 марта 2008 года

"Социальная  картография Интернета. Виртуальный мир  в перспективе его создателей

Докладчик: Рогозин Д.М., профессор ГУ-ВШЭ, декан факультета  социологии МВШСЭН 
Аннотация: 
В октябре этого года Фонд "Общественное мнение" провел серию экспертных интервью с ключевыми деятелями Рунета. В выборку попали основатели и руководители Интернет-ресурсов, директора по маркетингу и развитию, специалисты, реализовавшие не один десяток Интернет-проектов. Разговор шел о прошлом, настоящем и будущем  Рунета, об угрозах и перспективах для его развития. Задача выступления - дать обобщающую характеристику взглядов экспертов на русскоязычный сегмент Интернета. Основной исследовательский вопрос не в том, чтобы представить еще одно описание происходящего, а в реконструкции того, что могло бы или может произойти. 
Материалы: репортаж 
5 декабря 2007 года 

"Универсальный рекомендательный сервис - новейшая экспериментальная площадка для наук о человеке

Докладчик: Долгин А.Б., профессор, зав.кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ. Список работ А.Б. Долгина см. на сайте Фонда научных исследований "Прагматика культуры". 

Аннотация: 
Рекомендательные сервисы на основе коллаборативной фильтрации - это инновационный институт, где сами потребители культуры занимаются экспертизой и сертификацией произведений. Главное - программа подбирает для каждого человека персональный круг рекомендателей. Сервис - управляющий инструментарий, способный консолидировать спрос на произведения, рассчитанные на разные вкусовые вертикали. Эффект сервиса - исследовательский, обладающий  огромной важностью для наук о человеке: сервис визуализирует  предпочтения людей. Происходит накопление информации, пособной привести к серьезным изменениям в социологии и науке о вкусе. 
Материалы: репортаж 
24 октября 2007 года