• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

1. Текущее состояние и результаты развития университета с 2010 по 2020 г. Целевая модель и ее ключевые характеристики

1.1. Ключевые результаты развития в предыдущий период и имеющиеся заделы

НИУ ВШЭ создан в 1992 г. как стартап (greenfield) и первым в России начал соответствующую общемировым тенденциям подготовку специалистов по целому ряду профессий, востребованных в рыночной экономике (экономистов, социологов, корпоративных финансистов, маркетологов, корпоративных юристов и менеджеров, бизнес-информатиков и т.д.). 

В условиях быстрых изменений странам-лидерам нужны флагманские университеты, которые играют роль катализаторов инновационной деятельности и выполняют функцию институтов развития (в США — Массачусетский технологический университет, в Китае — университет Цинхуа, в Англии — Университет Уорик), обеспечивают технологическое и социально-экономическое прогнозирование, необходимое для развития государства и бизнеса, предлагают соответствующие решения. Такие университеты создают новые направления исследований и разработок и новые профессии. Для России в 1990-е годы, когда отсутствовали десятки профессий новой экономики, это было особенно важно. С первых лет создания НИУ ВШЭ отрабатывает на себе новые методы и содержание обучения, управленческие технологии и организационные механизмы. При этом НИУ ВШЭ не повторяет чужие инновационные практики, а создает принципиально новые решения, отражающие исторические особенности и цели развития России. Начиная с 1999 г. уникальной характеристикой университета является его непосредственное участие в разработке национальных социально-экономических программ, ключевых изменений государственной политики.

Реализацию программы развития до 2020 г. НИУ ВШЭ завершил досрочно в 2018 г., превысив значения абсолютного большинства целевых показателей, успешно реализовал программу развития национального исследовательского университета, в 2020 г. завершил программу повышения глобальной конкурентоспособности (Проект 5-100). В ходе реализации Проекта 5-100 НИУ ВШЭ каждый год сохранял лидерство и получал высшую оценку Международного совета программы. Участие в национальных проектах по развитию позволило НИУ ВШЭ стать одним из самых крупных российских университетов, конкурентоспособным не только на национальном, но и на глобальном рынке. 

В 2010–2020 гг. НИУ ВШЭ окончательно сложился как современный многопрофильный университет, один из крупнейших в России, объединяющий социально-экономические, гуманитарные, точные и естественные науки, прикладные искусства и инженерное дело. За последние 10 лет созданы такие направления, как физика, химия, биология и биотехнологии, география, электроника и средства связи, информатика и вычислительная техника, программная инженерия, компьютерная и информационная безопасность, медиа, коммуникации, лингвистика, когнитивные науки, образование, дизайн. По большинству этих направлений НИУ ВШЭ не просто находится в числе национальных лидеров, но и занимает высокие позиции в международных рейтингах. При структурном развитии университета закладывались не только многопрофильность, но и принцип межпредметного взаимодействия. Все образовательные программы НИУ ВШЭ имеют значительное межпредметное наполнение в виде адаптированных к их задачам специальных предметов (включая работу с большими данными, экономику, право, «мягкие» компетенции), майноров (в обязательном порядке выбираемых студентами двухгодичных дополнительных специализаций вне основного предметного поля) и предметов по выбору. Треть выпускников бакалавриата выбирают магистерские программы нового для себя профиля. Почти 40% научных проектов НИУ ВШЭ имеют межпредметные коллективы.

За 2010–2020 гг. НИУ ВШЭ завершил свое формирование как глобальный исследовательский университет и получил международное признание, обеспечив на текущий момент присутствие в топ-листах 40 глобальных предметных и отраслевых рейтингов QS, THE, ARWU (в том числе в топ-100 лучших университетов мира по 10 предметам), из которых по 22 предметам — единственный российский университет в рейтинговых топ-листах. НИУ ВШЭ занимает 31-е место в глобальном рейтинге молодых университетов (до 50 лет) QS Top 50 Under 50 и 57-ю позицию в рейтинге THE Young University Rankings. НИУ ВШЭ — единственный университет, представляющий Россию, который входит в топ-10 участников глобальной платформы онлайн-образования Coursera как по числу курсов, так и по количеству слушателей.

За время своего существования НИУ ВШЭ сформировал значительный задел по всем направлениям деятельности (подробно текущий задел представлен в соответствующих подразделах раздела 2).

1.2. Миссия и стратегическая цель

Миссия НИУ ВШЭ — обеспечивать глобальную конкурентоспособность российской науки и образования по широкому спектру направлений своей деятельности; создавать и распространять новые интеллектуальные и образовательные продукты и технологии, обеспечивающие рост и устойчивость России в постоянно меняющемся мире; создавать пространство для реализации и развития талантов нового поколения.

Миссия НИУ ВШЭ реализуется с учетом положений «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.», государственных программ Российской Федерации «Развитие образования», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Информационное общество», национальной программы «Цифровая экономика», национальных проектов «Наука и университеты», «Демография», «Здравоохранение», «Экология», «Культура», «Жилье и городская среда» и других национальных программных документов.

Стратегическая и внутренняя цели НИУ ВШЭ

Стратегической целью НИУ ВШЭ является усиление позиций России в обострившейся глобальной конкуренции за интеллектуальный капитал, научно-технологические результаты, эффективность и устойчивость экономики и общества. 

Для этого университету необходимо выйти на качественно новый уровень сотрудничества с международными партнерами при обеспечении лидерства НИУ ВШЭ на новых рынках образования и научных исследований, включая Азиатско-тихоокеанский регион, Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку, что предполагает:

  • опережающее развитие принципиально новых решений в области организации науки и образования (в том числе на основе накопленного потенциала научно-технологического и социально-экономического прогнозирования), развитие и продвижение собственных стандартов образования, позволяющих опередить более богатые зарубежные университеты, инвестировавшие свои ресурсы в традиционные инструменты и направления; 
  • внедрение методических и цифровых инструментов, обеспечивающих полноту обратной связи с каждым обучающимся, повышение успешности освоения образовательных программ до 80–85%; 
  • формирование новых сетей академического обмена и центров академического притяжения, новых научных журналов и конференций совместно с партнерами из дружественных стран – Большого Евразийского партнерства, включая страны СНГ и ЕЭАС, БРИКС, ШОС, стран Азиатско-тихоокеанского региона, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки; 
  • продвижение российского образования, русского языка и культуры за рубежом;
  • максимальное использование потенциала цифровых технологий и решений удаленного доступа, с учетом требований по обеспечению информационной безопасности и импортозамещению; 
  • участие в наиболее значимых международных коллаборациях;

  • инициативное инвестирование в сопоставительные исследования в области социальных и экономических наук, в том числе на базе решенных прикладных задач; 
  • расширение кадрового потенциала НИУ ВШЭ через новые механизмы привлечения практиков, научной молодежи, с одной стороны, и выдающихся молодых исследователей с глобального рынка — с другой (отработка форм международных конкурсов, зимних и летних школ, посевных кадровых технологий). 

Внутренней целью НИУ ВШЭ является его развитие из исследовательского университета в глобальный проектно-исследовательский, что предполагает: 

  • переход к преимущественно проектной организации обучения студентов, высокую индивидуализацию их образовательных треков;
  • интеграцию в университет современных прикладных проектных подходов и их носителей — выдающихся практиков в «неакадемических» сферах (бизнес, менеджмент, государственное управление, инжиниринг, разработка цифровых решений и ресурсов, дизайн, коммуникации и медиа, прикладное искусство, социальные НКО);
  • системный рост результативности фундаментальных и поисковых исследований, увеличение в их составе доли трансформационных работ (отодвигают горизонт и приводят к новым направлениям) и трансляционных исследований (быстрый трансфер в коммерческое применение или другие формы социального присвоения результатов);
  • формирование комплексных научно-технических программ и «больших проектов», нацеленных на получение результатов, капитализируемых или значимых для обоснования и разработки государственной и корпоративной политики, образовательных моделей; на разработку мирового «общественного достояния ученых»: научного инструментария в виде оригинальной приборной базы, новых методов исследования, баз знаний и данных, цифровых библиотек;
  • «бесшовное» соединение научной, образовательной, просветительской, проектной и консалтинговой деятельности; активную политику формирования образовательных и консалтинговых рынков, опережающего платежеспособный спрос («инвестиции в рынки» через бесплатное и субсидируемое предложение новых продуктов и инструментов);
  • реализацию моделей трансферта социальных и гуманитарных технологий в экономику, политику и общественную жизнь, новых форм их коммерциализации и социального присвоения, в том числе на базе цифровых решений. 

На новом этапе НИУ ВШЭ нацелен на развитие университета как единого распределенного кампуса через реализацию сети географически распределенных центров академического превосходства (лидерства), характеризующихся значительным заделом в виде уже реализованных исследований международного уровня, наличием широкого спектра партнерств с зарубежными и российскими научно-образовательными центрами, объединенных единой культурой и стандартами кадрового развития, исследований, образования, экспертно-аналитической и проектной работы для обеспечения значительного вклада университета в инновационное развитие территорий и глобальную конкурентоспособность России.

Многие из перечисленных задач будут выполняться впервые в истории не только отечественного, но и мирового высшего образования. На пути к этой цели НИУ ВШЭ окончательно переходит от догоняющего к лидерскому развитию, внося ощутимый вклад в научно-технологическое развитие и глобальную конкурентоспособность России.

1.3. Ключевые характеристики целевой модели развития НИУ ВШЭ, сопоставительный анализ на основе эталонных показателей с целевой моделью университета

НИУ ВШЭ — динамично развивающийся молодой университет, занимающий лидерские позиции в российском высшем образовании, по ряду предметных направлений входящий в группу лучших университетов мира и ориентированный на исследовательское лидерство и продвижение в мировом пространстве высшего образования. На новом этапе развития НИУ ВШЭ сопоставляет себя с глобальными университетами-лидерами, которые по своим характеристикам и инструментам развития отвечают целевой модели НИУ ВШЭ и пониманию собственной траектории развития. Выбранные для ориентира университеты и их характеристики представлены на рис. 1.

Рис. 1. Глобальные университеты, характеристики и инструменты развития которых могут быть полезными ориентирами для целевой модели развития НИУ ВШЭ

При этом НИУ ВШЭ не может ориентироваться исключительно на внешние примеры. Модель его развития должна быть оригинальной не только с точки зрения особых задач России, но в первую очередь с позиций собственного инновационного потенциала.

Как мы видим, университеты — глобальные лидеры развивают те направления, которые или составляют ключевые особенности НИУ ВШЭ, или формулируются сегодня как важнейшие направления его развития.

Прямое копирование их опыта и институтов было бы попыткой повторения успешной политики прошлого десятилетия, но в новом десятилетии — с учетом разницы в ресурсах и институтах. Чтобы догнать и перегнать лидеров, НИУ ВШЭ будет изучать их опыт и разрабатывать собственные, оригинальные решения и механизмы.

Новые условия для развития университета — видение 2030

К 2030 г. университет будет работать в принципиально новых условиях.

В общественных и государственных приоритетах на первый план выйдет обеспечение экологической, экономической (ресурсное ограничение) и социальной (ограничение напряжения) устойчивости. Это не просто задаст новые ограничения экономического роста, но и выдвинет совершенно новые параметры (направления) желаемых изменений.

Цифровая культура и культура «мягких навыков», а также базовые экономические и правовые знания станут обязательным элементом любого образования и обязательным требованием рынков труда; рынок труда для абсолютного большинства профессионалов высокой квалификации (соответствующей высшему образованию) станет глобальным, что сформирует кадровый дефицит в странах, отстающих по доходам и качеству жизни.

Для России в значительной мере будут исчерпаны традиционные источники экспортных доходов и в полном объеме встанет задача «выращивания роста» во всех секторах экономики без каких-либо приоритетов и исключений.

Почти полностью будут исчерпаны возможности бюджетного стимулирования (софинансирования) экономики, в связи с чем встанет задача новой организации рынков, в частности, их демонополизации, а также защиты собственности и бизнеса. Производство и рынок труда будут в большей степени переориентированы на частный спрос; спрос на инновации переместится из государственного в частный сектор.

Социальная политика вынужденно приобретет строго таргетированный характер, будут частично свернуты программы демографического стимулирования и «всеобщей» социальной поддержки.

Государственная система высшего образования в значительной степени будет ослаблена конкуренцией со стороны как коммерческих провайдеров конкретных квалификаций и коротких программ, так и со стороны глобальных университетов, предлагающих эффективные онлайн-программы высшего образования.

В результате прогресса машинного перевода барьер иностранных языков будет полностью снят в образовании и в профессиональной деятельности. Это приведет к широкой экспансии крупных зарубежных провайдеров на национальные рынки образования («эффект Microsoft 90-х») и вытеснению наиболее слабых участников отечественного образовательного рынка. Усилия государства с большой вероятностью сосредоточатся на защите национальной модели основной общеобразовательной школы и отечественной культурной традиции. Не только высшее и среднее профессиональное образование, но даже старшая школа будут подвергаться сильному давлению конкурентных предложений (как правило, в форме онлайн-программ).

В результате цифровой революции значительно повысится эффективность общего образования. Образовательная успешность увеличится с 75 до 85–90%, что может снизить демографический дефицит молодежи на рынке труда и приведет к существенному росту спроса на образовательные программы.

Можно предвидеть быстрое развитие смешанного образования, включающего значительные элементы онлайн- и цифрового обучения, практической и проектной деятельности на реальных площадках (практик); развитие «составных» образовательных степеней и сетевых форм получения образования. Образовательные рынки ведущих университетов будут включать большое количество онлайн-программ и отдельных курсов, при этом они будут как провайдерами, так и реципиентами таких продуктов. Произойдет диффузия университетов (наряду с коммерческими провайдерами) в старшую школу, где они возьмут на себя профильное и предпрофессиональное обучение.

На образовательных рынках появятся новые цифровые сервисы образовательного коучинга и консалтинга, инжиниринга образовательных программ, персонального проектирования образовательных траекторий, независимой оценки аналитических и профессиональных компетенций. Сам рынок образования взрослых получит значительный прирост за счет увеличения доли обучающихся 25–45-летних до 65%, а 45–65-летних — до 30% (по сравнению с имеющимся российским уровнем 20%). Еще один новый сегмент — программы обучения узким профессиональным квалификациям («микростепени») — будут как дополнять основные образовательные программы, так и включаться в них в качестве элементов.

Исследовательская и проектная работа будет опережающим образом развиваться в крупных компаниях, менее интенсивно — в университетах. При этом государственная система финансирования науки (не говоря уже о частной) с большой вероятностью будет нацелена на наиболее перспективные направления с трансформационным и трансляционным потенциалом; для их определения будет создана система научно-технической информации и прогнозирования. В силу прогрессирующего удорожания экспериментальной науки и опытного производства будут быстро развиваться международные коллаборации, обеспечение доступа национальной науки к которым станет новой задачей внешней политики государства. В то же время будет ускоренно формироваться компьютерное моделирование экспериментов и опытных моделей, что вызовет «гонку суперкомпьютеров».

Можно видеть тенденцию более быстрого развития межпредметных направлений исследований, в том числе включающих социальные и гуманитарные исследования и арт-проекты, транслирующиеся в комплексные технологии, нацеленные на быструю коммерциализацию.

В то же время применительно к конкретным технологиям и профессиям определенный прогноз будет релевантным только на 5-летнем горизонте, в перспективе 10 лет (как показал опыт 2010–2020 гг.) появляется высокая вероятность ошибок.

Ключевые характеристики целевой модели НИУ ВШЭ

Достаточно высокая неопределенность развития в 10-летнем периоде задает ориентацию на фундаментальные и поисковые исследования с хорошим трансформационным или трансляционным потенциалом, глубокую аналитическую подготовку студентов и формирование гибкой системы организации науки и образования, способной быстро перестраивать свою структуру.

НИУ ВШЭ сконцентрирует усилия и ресурсы на реализации опережающей междисциплинарной исследовательской повестки в контексте глобальных вызовов и национальных интересов в соответствии с национальными целями развития страны, приоритетами «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

НИУ ВШЭ будет использовать свои стратегические преимущества в области научно-технического анализа и прогнозирования, не только развивая этот блок, но и достроив к 2025 г. возможности прогноза для экологических, экономических и социальных процессов в интересах как государства, так и корпораций и общества в широком смысле. Будут созданы эффективные инструменты научно-технологической политики, экологического и социально-экономического прогнозирования на основе искусственного интеллекта и качественного (семантического) анализа баз данных и баз знаний. В свою очередь, анализ и прогноз предметного поля станут обязательным элементом всех новых научных и образовательных проектов НИУ ВШЭ.

Стратегические и институциональные проекты НИУ ВШЭ будут реализовывать его сравнительные преимущества: исключительно высокий кадровый потенциал, междисциплинарность, связь с экономической практикой и политикой, возможность концентрации ресурсов (инвестирование собственных доходов).

В стратегических проектах университет сосредоточит усилия на развитии тех действующих «точек роста», где, во-первых, НИУ ВШЭ имеет наибольший в России научный задел, во-вторых, его научные разработки востребованы государством и бизнесом и, в-третьих, в наибольшей степени отвечают повестке глобальных научно-технологических фронтиров. Кроме собственно прогнозирования, это будут такие направления, как:

  • моделирование устойчивого роста и инклюзивного (основанного на включении большинства граждан) развития и основанная на этом социальная политика;
  • развитие и создание нейрокогнитивных технологий адаптации, обучения, расширения возможностей и реабилитации человека;
  • «укрепление» человека, развитие его персональных возможностей и талантов на базе цифровых, когнитивных, биологических, медицинских, инженерных, культурных и образовательных технологий;
  • ключевые цифровые технологии (AI, IoT, CPS, CV), их технологические, социальные, экономические и экологические эффекты и исследование эффективности соответствующих инвестиций.

Основной прирост результатов в рамках стратегических проектов будет достигнут за счет работы на стыках наук, «бесшовной» трансляции результатов в образовательные программы, стартапы, экономические и социальные практики.

По нескольким направлениям, включая стратпроекты, НИУ ВШЭ будут созданы глобальные «центры превосходства» — инфраструктура концентрации выдающихся ученых, самых сильных международных аспирантов и постдоков, регулярных научных олимпиад и научных школ для талантливых студентов разных стран. Особенностью «центров превосходства» является создание условий для пребывания выдающихся исследователей, которые в этой среде просто общаются друг с другом. Первый такой «центр превосходства» будет создан на базе факультета математики НИУ ВШЭ в Москве (подробнее см. в приложении №9 «Создание международных центров превосходства НИУ ВШЭ (на примере факультета математики)».

За пределами стратпроектов в научных исследованиях НИУ ВШЭ продолжится начатое в 2020 г. формирование «больших проектов», реализуемых на межпредметной (межфакультетской) основе и решающих важные для внеуниверситетских акторов социально-экономические и технологические задачи. Значительная часть «больших проектов» будет ориентирована на создание нового научного инструментария в виде оригинальной приборной базы, новых методов исследования, баз знаний и баз данных, цифровых библиотек, открытых для использования исследователями из других организаций. Особенностью «больших проектов» НИУ ВШЭ будет «бесшовное» включение их результатов в образовательный процесс через проектную работу студентов и разработку специальных учебных курсов. 

Укрепление позиций на рынке исследований и разработок и увеличение доходов от этой деятельности будут происходить в том числе за счет развития проектов полного цикла от фундаментальных идей до создания востребованных продуктов и услуг (включая обоснование и разработку государственной, региональной и корпоративной политики). К 2030 г. объем НИОКР увеличится практически в 2 раза по сравнению с 2020 г. — до 10 млрд руб.

Повышение трансформационного и трансляционного потенциала научных разработок ученых НИУ ВШЭ приведет к росту их глобального признания. К 2030 г. количество публикаций, индексируемых в I и II квартилях Scopus и WoS, составит 2 тыс. ед., а доля научно-педагогических работников НИУ ВШЭ (далее — НПР), имеющих такие публикации, вплотную приблизится к доле имеющих любые публикации в этих международных базах в 2020 г. (60% и 65% — соответственно).

Результатом станет рост включенности НИУ ВШЭ в решение вопросов глобальной исследовательской повестки в партнерстве с ведущими мировыми и российскими университетами и научными центрами. Особую роль будет играть вхождение университета в глобальные и региональные (межстрановые) научные коллаборации, в том числе инициирование таких коллабораций самим НИУ ВШЭ.

Особое место в трансляционной политике университета будут занимать развитие наукоемкого и социального предпринимательства, расширение масштабов коммерциализации и социального присвоения результатов инновационной деятельности во всех областях исследований и разработок университета. К 2030 г. только прямые коммерческие доходы НИУ ВШЭ от традиционных результатов интеллектуальной деятельности в инженерных и естественных науках составят как минимум 100 млн руб. При этом в новых отраслях, таких, как компьютерные и когнитивные технологии, результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД) в традиционной форме не оформляются в силу короткого срока жизни технологических решений, а социальные и гуманитарные технологии имеют, как правило, альтернативную коммерциализации форму социального присвоения. НИУ ВШЭ разработает и внедрит в практику бизнес-модели, в рамках которых для продуктов и услуг, создаваемых на основе результатов научных, образовательный или креативных проектов в сфере социальных и гуманитарных наук, будет применяться лицензионная модель передачи прав на РИД.

Исследовательское сообщество НИУ ВШЭ относительно немного (на 20–25%) увеличится в своем «ядре» (корпус НПР на постоянных позициях), но прирастет более чем в 3 раза за счет: во-первых, магистрантов исследовательского трека и аспирантов; во-вторых, зарубежных и российских коллег и партнерских лабораторий в российских университетах и научных организациях.

Образовательная модель НИУ ВШЭ в наибольшей степени изменится к 2030 г. Главным драйвером ее изменения будет цифровая революция, радикально меняющая как рынок труда (по крайней мере, его верхние сегменты, на которые ориентирован НИУ ВШЭ) и привязанное к нему содержание программ полного среднего, высшего образования и дополнительного профессионального образования (далее — ДПО), так и образовательные ресурсы и методы обучения.

Рис. 2. Динамика изменения контингента обучающихся НИУ ВШЭ в 2020–2030 гг.

НИУ ВШЭ не заинтересован в быстром расширении численности обучающихся на основных образовательных программах (см. рис. 2) в силу кадровых и инфраструктурных ограничений, а также чтобы не снижать достигнутый уровень качества приема (для бакалавриата в Москве и Санкт-Петербурге это 95 из 100 баллов по бюджетному приему и 85 из 100 баллов по платному приему). Рост контингента обучающихся будет осуществляться за счет: (а) программ дополнительного образования; (б) сетевых программ, в том числе программ микростепеней НИУ ВШЭ с другими российскими и зарубежными вузами; (в) студентов онлайн-программ по всему миру. Такая политика сохранит от «размывания» бренд НИУ ВШЭ, усилит образовательное влияние университета и увеличит его доходы.

Особенностью целевой модели университета является формирование единого распределенного кампуса, что обеспечит единство образовательных продуктов и сервисов, доступных во всех географических локациях НИУ ВШЭ, при сохранении «собственного лица» каждой локации за счет разрабатываемых специализаций и складывающихся научных коллективов.

Ключевым приоритетом политики в области открытых данных НИУ ВШЭ является единое открытое образовательное и научное пространство, равнодоступное всем потенциальным целевым аудиториям и предполагающее предоставление всем участникам цифровой экосистемы университета ресурсов и сервисов цифровой инфраструктуры, открытых данных и открытых интерфейсов. НИУ ВШЭ сформирует единый портал открытых данных на сайте университета на основе принятых университетом стандартов с учетом международной практики.

Ключевыми приоритетами НИУ ВШЭ в развитии финансовой модели университета являются:

  • сохранение университета в нише наиболее качественного образования, экспертизы и консалтинга с высокой маржинальностью продуктов; сохранение «репутационного ограничения» (прием обучающихся сохраняет высокую селективность по качеству);
  • переход к капитализации накопленного интеллектуального капитала университета через выход на новые рынки образования, науки и технологий, создание высокомаржинальных образовательных и консалтинговых продуктов;
  • сохранение модели распределения доходов, обеспечивающей концентрацию не менее чем 25% совокупного дохода НИУ ВШЭ на реализацию проектов развития; при этом перераспределение доходов зарабатывающим подразделениям будет регулироваться их способностью инвестировать в свое развитие;
  • повышение внутренней продуктивности и эффективности, включая оптимизацию портфеля образовательных программ, модернизацию административных процессов на основе информационных технологий, новую модель проживания иностранных и иногородних студентов и др.

Доходы университета будут более быстро прирастать за счет цифровых продуктов и сервисов, в том числе на глобальном рынке, и новых типов программ дополнительного образования, реализуемых в пакете с консалтингом. Университет рассмотрит возможность реализации платных программ старшей школы лицейского типа, учитывая их очень высокую доходность. При этом нельзя с уверенностью прогнозировать устойчивый рост доходов от экспорта высшего образования в традиционной форме.

К 2030 г. совокупный прирост годовых доходов университета (без учета капвложений) должен составить не менее 80%; на реализацию проектов развития университет будет направлять ежегодно не менее 25% совокупных доходов.

1.4. Уникальные характеристики стратегического позиционирования и направлений развития университета

Межпредметное взаимодействие. На новом этапе НИУ ВШЭ будет развиваться как университет широкого профиля с высоким уровнем межпредметного взаимодействия, в котором, обогащая и дополняя друг друга, развиваются социальные и гуманитарные науки, естественные науки и инженерия, математика и компьютерные науки. Приоритетом является реализация проектов на стыках наук и наличие обязательных «выходов за рамки профессии» в образовательных программах.

Сохраняя лидерство в качестве национального научно-методологического центра разработки мер экономической и социальной политики, НИУ ВШЭ будет расширять аналитический инструментарий за счет компьютерных и естественных наук, когнитивистики, гуманитарных и арт-исследований. В то же время университет будет инвестировать в сопоставительные исследования политики, социологические и статистические международные коллаборации.

Глобальная включенность НИУ ВШЭ, представляющего Россию в 40 международных предметных рейтингах, позволяет университету опережающим образом привлекать иностранных студентов высокого качества, аспирантов и постдоков, в том числе из стран с развитыми университетами.

Будучи одним из мировых лидеров онлайн-образования, НИУ ВШЭ создает потенциал для качественного расширения образовательных возможностей каждого преподавателя и студента. В результате университет будет открытым образовательным пространством, благодаря чему станут доступными большинство образовательных продуктов и сервисов НИУ ВШЭ более широкой аудитории за пределами пространства университета.

Притяжение университета. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося НИУ ВШЭ не ограничивается студенческим временем. Момент «входа» студента в университет не привязан к его жизненной траектории жестко, а «выход» из университета с учетом программ дополнительного образования и вовлечения выпускников в исследовательскую, проектную и образовательную деятельность может быть отсрочен на долгий промежуток времени.

НИУ ВШЭ, имея значительный потенциал как исследовательский и проектный университет, будет реализовывать принципиально новую образовательную модель, опирающуюся на быстрорастущие возможности цифровых технологий (где университет сейчас является одним из лидеров) и на имеющийся потенциал социально-экономических направлений, тесно связанных с практикой. Глобальная конкурентоспособность и репутация университета позволят ему быстро продвигаться на региональных и мировых рынках высшего образования, открывая новые образовательные продукты и формы. Сетевые образовательные продукты НИУ ВШЭ в партнерстве с региональными университетами будут способствовать ликвидации разрыва в качестве образования в столицах и в регионах, формированию общего образовательного пространства России высокого качества.

Опираясь на накопленный потенциал и сохраняя хорошо зарекомендовавшие себя инструменты выявления и развития талантов — олимпиады, предметные школы, лектории для абитуриентов бакалавриата и магистратуры, образовательные программы Лицея НИУ ВШЭ, — университет будет развивать их, расширяя географию своего присутствия за счет партнерских школ в большинстве российских регионов и за рубежом, гибких подходов к отбору и привлечению абитуриентов, прежде всего используя разнообразие форм интеллектуальных соревнований, внедрение онлайн- и смешанных форм коммуникации со школьниками и абитуриентами. Повышению уровня подготовки иностранных абитуриентов будет способствовать укрепление взаимодействия с профессиональными сообществами учителей-предметников и увеличение количества центров выявления талантов за рубежом.

Привлекая наиболее сильных и мотивированных студентов, НИУ ВШЭ ориентирован на создание условий для успешности каждого из них, воспитание профессиональной и гражданской этики, понимание и поддержку общенациональных и корпоративных интересов и ценностей, взаимопомощи. Университет будет создавать условия для вовлечения студентов в научные, образовательные и внеучебные проекты, развивать систему наставничества и студенческого добровольчества; расширять возможности участия выпускников в жизни университета, в программах наставничества и лояльности.

Предложив ряд новых для российской системы высшего образования апробированных инструментов кадровой политики, НИУ ВШЭ готов к разработке и внедрению новых форм и механизмов организации и развития сотрудников, включая переход на дифференцированную и гибкую систему профессиональных траекторий для НПР, к повышению профессиональных требований к сотрудникам с предоставлением новых возможностей для развития их компетенций, к повышению социальной ответственности университета как работодателя и улучшению социального обеспечения работников.

НИУ ВШЭ оказывает системную поддержку региональных университетов за счет реализации широкого спектра инструментов; его инновационные подходы открыты для региональных систем образования. Проект «Университетское партнерство», стартовавший в 2020 г., включает мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала университетов-партнеров, стажировки для преподавателей, исследователей и администраторов, программы российских постдоков, зеркальных исследовательских лабораторий, совместных научных проектов, поддержки публикационной активности, сетевых образовательных программ. Наличие устойчивых партнерских связей позволит НИУ ВШЭ развивать эти инструменты и разрабатывать новые, сокращая тем самым существующий разрыв в качестве образования в столице и регионах.

1.5. Основные ограничения и вызовы

На данном этапе развития университет сталкивается с рядом внутренних и внешних вызовов, к которым можно отнести следующие:

  • попытки ряда западных стран изолировать Россию на международной арене, когда политическая нестабильность и неопределенность в мире ведут к фрагментации и политизации сферы образования и науки, а также к нарушению сложившейся системы академических партнерств;

  • рост конкуренции за лучших исследователей на национальном и глобальном академическом рынке за счет спроса со стороны ведущих российских университетов и целенаправленной политики ряда государств по созданию университетов мирового класса;
  • неопределенность в формировании и развитии научных коллективов мирового уровня и в обеспечении присутствия университета в топ-листах международных рейтингов в условиях неустойчивой геополитической ситуации;
  • сложившиеся на академическом рынке ограничения инструментов трансфера знаний и технологий и связанные с этим проблемы трансляционного потенциала исследований (в первую очередь в гуманитарных и частично в социальных науках, но также в компьютерных технологиях);
  • высокая затратность приборной базы и суперкомпьютерных кластеров для обеспечения глобальной конкурентоспособности, феномен постоянного морального устаревания ИТ-инфраструктуры по отношению к актуальным уровням цифровых сервисов;
  • значительные ограничения имущественной инфраструктуры университета (практически 50% от средней обеспеченности российских вузов по учебно-лабораторным площадям и общежитиям), создающие препятствия для развития программ дополнительного образования и привлечения иностранных студентов. Оценочно в 2020 г. недополученные доходы НИУ ВШЭ по этим двум направлениям составили около 3 млрд руб., при экстраполяции ограничений на 2030 г. они составят уже 7–8 млрд руб. в год;
  • значительная неопределенность, создаваемая пандемией COVID-19 на мировом рынке образования, резкое ограничение образовательной миграции, которые подрывают возможности университетов, ориентированных на глобальный рынок студентов (выходящий за рамки русскоязычного), в том числе НИУ ВШЭ. Этот фактор будет действовать, как минимум, до 2023 г., в связи с чем университет планирует значительное снижение показателей традиционного экспорта высшего образования по сравнению с базой 2019 г.;
  • ускоренное импортозамещение в связи с беспрецедентным санкционным давлением и прекращением деятельности на российском рынке ряда зарубежных компаний;

  • необходимость экстренного обеспечения РФ технологиями, критически важными для устойчивости экономики и общества, за счет внутренних ресурсов.

Программа развития «Приоритет 2030»

1. Текущее состояние и результаты развития университета с 2010 по 2020 г. Целевая модель и ее ключевые характеристики
1.1. Ключевые результаты развития в предыдущий период и имеющиеся заделы
1.2. Миссия и стратегическая цель
1.3. Ключевые характеристики целевой модели развития НИУ ВШЭ, сопоставительный анализ на основе эталонных показателей с целевой моделью университета
1.4. Уникальные характеристики стратегического позиционирования и направлений развития университета
1.5. Основные ограничения и вызовы

2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности
2.1. Образовательная политика
2.2. Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок
2.3. Молодежная политика
2.4. Политика управления человеческим капиталом
2.5. Кампусная и инфраструктурная политика
2.6. Система управления университетом
2.7. Финансовая модель университета
2.8. Политика в области цифровой трансформации
2.9. Политика в области открытых данных
2.10. Дополнительные направления развития

3. Стратегические проекты, направленные на достижение целевой модели
3.1. «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире»
3.2. «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
3.3. «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования»
3.4. «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»
3.5. «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде»

4. Ключевые характеристики межинституционального сетевого взаимодействия и кооперации
4.1. Структура ключевых партнерств
4.2. Описание консорциумов, созданных (планируемых к созданию) в рамках реализации программы развития