• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПМЭФ’2019: Ярослав Кузьминов — об экспорте российского образования

Спикеры дискуссии «Российское образование. Глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал», среди которых был ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, обсуждали, что российские вузы могут предложить иностранным студентам, какими должны быть университетские кампусы, чтобы привлекать молодежь, и какую роль в образовании играют онлайн-технологии.

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков напомнил участникам дискуссии, что в первой тысяче мировых университетских рейтингов сейчас представлены около 50 российских вузов. Это значит, что у них потенциально есть образовательные программы «на экспорт», которые могут быть интересны зарубежной аудитории.

Но зачем в принципе нужен экспорт образования? Министр выделил несколько факторов. Во-первых, это внешняя независимая оценка качества образования — если в Россию едут учиться, значит, российские вузы имеют конкурентоспособные образовательные программы и методики. Во-вторых, «обмениваясь» студентами, Россия лучше понимает, какие профессии, знания и навыки будут востребованы в мире в будущем, а это понимание важно для нормального развития рынка труда.

Наконец, университеты (а точнее — интеграция образования, науки и индустрии) являются драйверами развития городских агломераций, через них — всей экономики в целом. Чтобы студенты приезжали в российские города, они должны быть безопасными, комфортными и «умными».

О том, как университет влияет на формирование городской среды, рассказал — на примере Вышки — Ярослав Кузьминов. Район Мясницкой улицы, где находятся главные здания ВШЭ в Москве, за последние годы сильно преобразился, стал привлекательным и для горожан, и для бизнеса. Университет создает вокруг себя рабочие места. По оценке ректора, вокруг Вышки (не только в Москве, но и в трех других кампусах) их появилось «несколько тысяч». То есть образование стало ключевым элементом экономики.


Спикеры дискуссии «Российское образование. Глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал»/ 
© Высшая школа экономики/ Алексей Соболевский

Что нужно от кампуса современного университета, чтобы он привлекал студентов? Доступность: чтобы можно было за полчаса добраться из общежития в аудиторию, из аудитории — в спорткомплекс. По мнению Кузьминова, России нужно выбрать ключевые университеты для экспорта образования и в пешеходной близости от них строить общежития.

Но инвестиции нужны не только в здания. России стоит уделять особое внимание развитию онлайн-образования, считает ректор ВШЭ. При этом не создавая мифов, будто онлайн — это замена традиционному образованию. Никакого конфликта тут нет. Онлайн-курсы не означают отказ от живого общения со студентами — они, наоборот, могут привлекать к профессорам новых слушателей. «Это как книгопечатание, — заметил Ярослав Кузьминов. — Раньше были рукописные книги, их было мало. Университеты создали библиотеки, и студентам открылось большое количество знаний, которыми располагают умные люди в других университетах».

Онлайн-образование может использоваться как на экспорт, так и внутри страны. Например, треть российских студентов учится заочно — от «переключения» их на онлайн-курсы ведущих вузов будет позитивный эффект.

Вышка одной из первых в России стала создавать свои онлайн-курсы и использовать чужие, отметил Ярослав Кузьминов.

Какие курсы использует ВШЭ сегодня

443
онлайн-курса

из них:

111
собственные онлайн-курсы Вышки

300
англоязычных курсов от ведущих мировых университетов

У Вышки есть сетевые договоры на использование курсов российских университетов — МГУ, питерского Политеха, ИТМО, Томского университета, УрФУ. «Мы будем эту практику расширять», — сказал Кузьминов.

В то же время Вышка и сама поставляет свои онлайн-курсы в другие российские вузы — на 44 таких курсах в 27 вузах обучается около 8 тысяч студентов.

Ректор ВШЭ отметил и относительно новое явление: на крупнейших онлайн-платформах появляются не только отдельные курсы, но уже есть и 47 программ full degree, выпускники которых получают полную степень известных университетов. По словам Кузьминова, ВШЭ также начинает запускать такие программы на платформе Coursera.