Потребитель должен делать информированный выбор, основанный на исследованиях

Потребитель должен делать информированный выбор, основанный на исследованиях

© Петербургский международный экономический форум

Участники дискуссии «Умное регулирование потребительского рынка» обсудили, как создать честный и безопасный потребительский рынок, насколько важна профессиональная экспертиза при принятии законов и как системный подход в регулировании может стать источником экономического роста в стране.

Говоря об умном регулировании и способах его осуществления, важно не забывать о балансе, считает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков. Например, сейчас соблюдение всех необходимых экологических норм и сбор многочисленных документов, подтверждающих это, зачастую тормозит процесс и несет временные задержки, а, значит, мешает развиваться бизнесу. Решить эту проблему можно с помощью введения технологических способов регулирования — то есть замены разных инстанций службой «одного окна».

О сложностях в связи с соблюдением требуемых санитарно-эпидемиологических норм рассказал и Марк Карена, генеральный директор, McDonald’s в России. «Сейчас бизнес и власть работают довольно тесно, мы стараемся вырабатывать новые нормы СанПиН, чтобы они были более разумными и более простыми», — рассказал он.

 «На мой взгляд, есть два пути, чтобы рынок стал честным и безопасным, — отметил руководитель Роскачества Максим Протасов, — Первое — должны быть прозрачные правила игры, корректность рыночных условий и добросовестность самих участников. И второе — это просвещенный, умный и осведомленный потребитель».

Формирование умного потребителя — одна из важнейших задач, для выполнения которой сейчас ведется системная работа. Но, говоря о табачной и алкогольной продукции, нельзя забывать об особенностях ее потребления и связанных с этим сложностей регулирования, отметила Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения ВШЭ. «Самое сложное в регулировании — даже не санитарные нормы, правила и технический регламент, а регулирование поведения. Нет ничего более тонкого, чем регулирование поведения, и особенно поведения, которое изменено физиологически из-за аддикции и привыкания», — считает она. Запрет и ужесточение законов не всегда приводят к умному регулированию. Важно, чтобы потребитель без принуждения делал информированный выбор, основанный на научных исследованиях, и принимал решение самостоятельно.

По мнению экспертов, участвующих в дискуссии, для того, чтобы регулирование было умным по-настоящему, необходимо выполнить несколько условий. Оно должно быть адаптивным, то есть гибким для разных сценариев. Кроме того, необходимо обеспечить хорошую координацию между различным игроками рынка.

Один из самых главных аспектов умного регулирования — консультация заинтересованных лиц и всех участников процесса при принятии законов, а также возможность саморегулирования в тех профессиональных областях, которые уже достигли определенного уровня развития.