• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Научные подразделенияИнститут торговой политикиМеждународный научно-практический конгресс “Современные инструменты экономики. Модернизация. Новые альтернативы”. (г.Вена, Австрия, 20 сентября)

Международный научно-практический конгресс “Современные инструменты экономики. Модернизация. Новые альтернативы”. (г.Вена, Австрия, 20 сентября)

Секция 8. Международная экономика

 

Некоторые тенденции развития механизмов регулирования предпринимательской деятельности в условиях глобальной экономики.

 

 

Глазатова Марина Константиновна,

доцент кафедры Торговой политики НИУ-ВШЭ, к.э.н.

Данильцев Александр Владимирович,

профессор кафедры Управления ВЭД, ГУУ, профессор кафедры Торговой политики НИУ-ВШЭ, д.э.н.

 

 

1. Современная ситуация в сфере предпринимательской деятельности требует относительно устойчивого и стабильного функционирования систем и объектов, притом, что на них воздействует сложная совокупность разноуровневых процессов (собственно рыночные механизмы, глобализация, интеграция национальных экономик, собственно состояние национальной экономики и т.п.). Эволюция практики применения и характера регулирующих мер указывает на то, что по мере развития экономики, институтов рынка и международного экономического обмена, инструментарий регулирования и методы его применения по своей форме все более и более эволюционируют в следующих направлениях: (а) они становятся все более и более сложными по своей структуре и многообразными (а иногда и непредсказуемыми) по своим последствиям; (б) по своей внешней форме они реализуются как административные меры регулирования, а, по сути, обладают существенным экономическим эффектом; (в) экономический эффект административных мер в современных условиях может проявляться в сфере «деятельности» традиционных механизмов рынка; (г) в современных условиях происходит практически слияние и/или переплетение двух основополагающих блоков регулирования – государственного и рыночного; (д) Стираются или становятся подвижными границы целей применения отдельных инструментов регулирования.

2. Эти тенденции проявляются не только на уровне национальной экономики, но и в рамках современной глобальной экономики, когда инструментарий регулирования применяется для повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса на мировом рынке.

3. Важно отметить, что сейчас в условиях глобальной экономики регулирование предпринимательской деятельности в рамках национального рынка (т.е. в рамках суверенной компетенции государства) часто становиться вынужденным ответом на мировые экономические процессы. Следствием этого становится подобие и сходство национальных мер регулирования, которые традиционно носили сугубо внутренний характер и по природе своих целей были направлены на решение задач в рамках внутреннего рынка. Эта тенденция закрепляется в форме разработки и согласования различных многосторонних договоренностей, ряд из которых принимает четкую и юридически обязывающую форму, а часть из них остается на уровне общих деклараций и неформальных договоренностей.

4. Следует отметить, что указанные тенденции проявляются в форме двух явлений – унификации и гармонизации механизмов регулирования, которые, как правило, отражают одну тенденцию, но принципиально различны. Унификация обеспечивает единообразие механизмов, а в наиболее полной форме и практики регулирования. Гармонизация предусматривает применение и построение системы регулирования на основе единых подходов и принципов, тем самым обеспечивая общий порядок, совместимость, соразмерность, а в итоге и слаженность работы национальных рынков в глобальной экономике.

5. Механизмами обеспечения гармонизации и унификации регулирования являются, как правило, многосторонние соглашения в различных областях и могут носить универсальный или специальный характер. Большую роль в реализации таких соглашений и обеспечении процессов гармонизации и унификации регулирования играют международные организации. В последние годы получило бурное развитие еще одно направление этого процесса – региональное сотрудничество, т.е. гармонизация и унификация регулирования в рамках торгово-политических блоков – зон свободной торговли (ЗСТ), таможенных союзов (ТС). Наиболее ярким примером является создание и развитие институтов европейских сообществ.

6. Несмотря на то, что процессы унификации и гармонизации набирают обороты и охватывают практически всех активных участников международного экономического обмена, формы и степень их проявления в каждой стране зависят от проводимой национальной политики.

7. Еще один мощнейший фактор, который влияет на процессы унификации и гармонизации – это состояние мировой экономической конъюнктуры. Давно отмечено, что эти процессы идут довольно легко и гладко, а договоренности достигаются быстро, в периоды устойчивого экономического роста. И, напротив, в периоды спадов, экономических кризисов и депрессии даже самые успешные союзы и договоренности начинают испытывать трудности. Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров являются проблемы валютной интеграции в ЕС, включая единую валюту.

8. Несмотря на активное развитие унификации и гармонизации механизмов регулирования, его уровень и качество, с точки зрения создания благоприятных условий для бизнеса, в отдельных странах резко различается. Разумеется, это сказывается и на конкурентоспособности стран на мировом рынке.

9. Оценка уровня развития и качества регулирования всегда связана со значительными трудностями. Анализ регулирующего воздействия на экономику и условия предпринимательской деятельности - это самостоятельное направление исследований [3]. Для оценки регулирования предпринимательской деятельности в отдельных странах удобно использовать различные обобщенные показатели и индексы, которые публикуются международными организациями. К числу таких показателей относится индекс условий ведения бизнеса, который публикуется Мировым банком (Ease of doing business index). Он является сводным и представляет собой среднее арифметическое ряда частных индексов.  Они отражают: условия создания предприятия (starting business); условия получения разрешений на строительство (dealing with construction permits); условия получения доступа к электросетям  (getting electricity); условия регистрации недвижимости (registering property); доступность кредитов (getting credit); защиту прав собственности (protecting property); условия уплаты налогов (paying taxes); условия осуществления внешнеторговых операций (trading across boarders); обеспечение выполнения договоров (enforcing contracts). В свою очередь каждый из них отражает несколько компонентов соответствующих факторов предпринимательской среды. Например, показатель условий осуществления внешнеторговых операций учитывает в равных долях число документов, необходимых для осуществления экспорта и импорта, время в днях, необходимое для осуществления ввоза и вывоза товара, включая выполнение процедур и обработку внешнеторговых грузов, и стоимость обработки грузов при экспорте и импорте. Наилучшим условиям ведения бизнеса соответствует значение сводного индекса, равное 1 (первое место в рейтинге стран). Рост значения показателя указывает на менее благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности в той или иной стране.

10. Проведенный анализ показывает, что показатель, который характеризует условия ведения бизнеса, как правило, увеличивается по мере роста уровня ВВП на душу населения. В среднем повышение уровня душевого ВВП на 10% ведет к снижению уровня индекса примерно на 5%, что отражает улучшение условий ведения бизнеса. При этом влияние уровня дохода является статистически значимым (значимость на уровне 1%) и его колебания объясняют около 50% колебаний индекса условий ведения бизнеса. Однако если рассматривать отдельные группы стран в зависимости от уровней душевого дохода (по классификации мирового банка), то такая зависимость проявляется только для стран с высоким уровнем дохода. То же характерно и при объедении стран со средним и высоким доходом в одну группу.

11. Можно предположить, что страны с высоким уровнем дохода проводят относительно систематическую работу по совершенствованию механизмов регулирования, придавая ей существенное значение как фактору развития экономики и конкурентоспособности, а повышение качества регулирования может быть в значительной мере связано с дополнительными финансовыми затратами и инвестициями. Напротив, в странах с низким уровнем экономического развития большую роль могут играть факторы, связанные с общей политикой регулирования – качество и характер законодательства, механизмы администрирования и государственного управления, выбор инструментария регулирования и иные общие «политические» факторы.

12. Как уже было отмечено, вероятно, наличие взаимосвязи между условиями ведения бизнеса и международной конкурентоспособностью. В данном случае необходимо отметить, что оценка уровня международной конкурентоспособности сама по себе представляет достаточно сложную задачу. В настоящее время у специалистов нет единства в отношении подходов к ее оценке. Одним из наиболее простых, доступных и часто используемых показателей является индекс относительной конкурентоспособности. Он представляет собой отношение доли товарной группы в экспорте данной страны к доле этой группы в мировом экспорте (аналогичным образом показатель определяется и для импорта). Особенностью данного показателя является то, что он позволяет оценить уровень конкурентоспособности страны в торговле отдельным товаром или группой товаров.

13. Были сделаны оценки относительной конкурентоспособности 103 стран при экспорте высокотехнологичной и технически сложной продукции. Были выбраны следующие товарные группы – фармацевтические товары, продукция машиностроения – оборудование, электротехническая продукция, суда, аэрокосмическая продукция, приборы, включая научное и медицинское оборудование (соответственно группы 30, 84, 85, 88, 89, 90 ТНВЭД). 

Источник: Составлено по: International Trade Center UNCTAD/WTO, World Development Indicators 2011, World Bank

14. Цифрами на графике обозначены значения индекса условий ведения бизнеса: РФ – 120, США – 5, Германия – 22, Бразилия – 126, Индия – 135, Китай – 79, Украина – 146, Казахстан – 67. Две нетипичные точки в правой верхней части графика (высокий уровень конкурентоспособности при низком уровне условий ведения бизнеса) представляют Филиппины и Коста-Рику, что связано, скорее всего, с наличием большого количества сборочных предприятий иностранных компаний. Как видно из рисунка, в целом уровень конкурентоспособности повышается по мере улучшения (снижения уровня индекса) условий ведения бизнеса. Чем левее и выше находится точка, тем хуже условия ведения бизнеса и ниже конкурентоспособность, наоборот, чем точка ниже и левее - тем эти показатели лучше. Наклонная линия показывает среднее соотношение показателей. Страны, которым соответствуют точки, расположенные ниже этой линии имеют  показатели лучше средних, выше – хуже средних для всей совокупности рассмотренных стран.

15. Проведенный анализ показывает, что показатель относительной конкурентоспособности экспорта указанной группы товаров повышается примерно на 6,8% при улучшении (в данном случае снижении абсолютного значения) индекса условий ведения бизнеса на 10% (значимость на уровне 1%). При этом изменения последнего объясняют примерно 23% изменений показателя конкурентоспособности.

Литература

1.      Винокуров Е., Либман А. Тренды региональной интеграции на постсоветском пространстве: результаты количественного анализа //Вопросы экономики, № 7, 2010, стр. 94-107

2.      Мадер Л. Европейский опыт оценки законов – от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на эмпирические доказательства / Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства // под редакцией С.В. Кабышева, Г.В. Минха, О.В. Афанасьевой. – М., 2007. – С. 132-151.

3.      Нельсон Р. Ричард, Сидней Дж.Уинтер Эволюционная теория экономических изменений/ Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.

4.      Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики// лекционное выступление Д. Норта 7 марта 1997 г., http://www.wider.unu.edu

5.      Норт Д. Функционирование экономики во времени// Нобелевская лекция (9 декабря 1993 года), http://www.strana-oz.ru/?numid=21&article=981

6.      Основы торговой политики и правила ВТО., М., 2004

7.      Оценка антикризисных мер по поддержке российской экономики, ГУ-ВШЭ, МАЦ, М., 2009

8.      Ротбард Н. Мюррей. Власть и рынок: государство и экономика, пер. с анг. Б.С.Пинскера под. ред. Гр. Сапова. – Челябинск: Социум, 2010. – XII (Серия: «Австрийская школа». Вып. 22)

9.      Тамбовцев В. Финансовый кризис и перспектива глобального регулирования// Вопросы экономики, № 8, 2011, стр. 97-105

10. Doing Business 2011 reports, Worldbank

11. Ease of doing business index, Worldbank

12. International Financil Statistics, IMF, официальный интернет-сайт: http://www.imf.org/external/data.htm#sc

13. International Trade Center UNCTAD/WTO, официальный интернет-сайт: www.intracen.org

14. OECD. Regulatory Impact Analysis (RIA) Inventory. Note by the Secretariat. Paris, 2004

15. UNCTAD, UNCTADstat, официальный интернет-сайт: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_referer=&sCS_ChosenLang=en

16. World Development Indicators 2011, World Bank

17. World Economic Outlook, September 2011, официальный интернет-сайт: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2011/02/weodata/download.aspx

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!