• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

1.9. Соглашение по правилам происхождения


Необходимость применения правил происхождения

Правила происхождения используются с целью определения страны, в которой была произведена импортируемая продукция. Практически ни одна категория товаров, оказывающаяся на рынках в наши дни, – от текстиля и косметики до продукции машиностроения и высокотехнологичных изделий – не производится в одной стране. Например, волокно для текстильных товаров может быть произведено в одной стране, ткань из этого волокна – в другой, раскройка и пошив одежды из этой ткани – в третьей, а уже готовая продукция может экспортироваться в другие страны. И таможенным органам этих стран необходимо понимать, по каким ставкам таможенного тарифа – ставкам режима наибольшего благоприятствования или преференциальным – должны взиматься импортные пошлины. В подобных случаях на помощь приходят правила происхождения.

Определение происхождения товаров необходимо по трем причинам. Во-первых, при осуществлении торговых операций между странами-членами преференциальных торговых соглашений импортирующие страны должны применять к товарам, поступающим из стран-партнеров, более низкие преференциальные ставки таможенного тарифа. Для этого им требуются доказательства того, что импортируемый товар, если и не был полностью произведен, то, по крайней мере, был существенно обработан именно в стране, получающей тарифные преференции.

Во-вторых, для товаров, к которым применяются ставки таможенного тарифа по режиму наибольшего благоприятствования, определение страны происхождения обычно не столь существенно, поскольку пошлины РНБ взимаются на недискриминационной основе с товаров, импортируемых из всех источников. Однако в тех случаях, когда торговые меры, применяемые на границе, требуют учета страны происхождения, определение происхождения становится исключительно важным. Это относится, в частности, к таким мерам, как взимание антидемпинговых и компенсационных пошлин, администрирование тарифных квот или требования к маркировке, которые неизбежно требуют определения страны происхождения товара.

Наконец, определение стран происхождения также необходимо для сбора и ведения торговой статистики.

Основные методы, на которых основываются системы определения страны происхождения

Применяемые в настоящее время национальные системы определения страны происхождения достаточно разнообразны. Все они, несмотря на национальные различия, основываются на критерии «достаточной переработки», который определяется одним из трех методов.

Первый метод состоит в установлении требований к величине стоимости, добавленной в процессе производства или дальнейшей обработки (переработки). В системах, использующих данный метод, товар будет считаться произведенным в той стране, в которой добавленная стоимость не меньше, чем заранее определенная величина (например, не менее 40 или 50%) от стоимости товара, полученного в результате переработки.

По второму методу страна происхождения определяется на основе изменения кода тарифной классификации. Для взимания таможенных пошлин и сбора торговой статистики страны-члены ВТО используют товарные номенклатуры, основанные на так называемой Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Эта система была разработана в 1988 году в рамках Совета таможенного сотрудничества, позже преобразованного во Всемирную таможенную организацию. Гармонизированная система состоит из 97 глав, внутри каждой из которых товары классифицированы в соответствии со степенью их обработки, от сырьевых товаров и полуфабрикатов и заканчивая готовыми изделиями. При использовании данного метода страной происхождения товара считается та страна, в которой в результате обработки происходит изменение кода тарифной классификации товара по Гармонизированной системе.

Наконец, в качестве метода может быть использован установленный перечень производственных и технологических операций. Такие операции, хотя и не ведут в результате переработки товара к изменению его стоимости соответственно правилу адвалорной доли или его классификационного кода, однако признаются достаточными для определения страны происхождения (например, проведение работ по обогащению исходного сырья и его размельчению). Кроме того, для определения происхождения странами могут использоваться и комбинации всех трех методов.

Соглашение ВТО по правилам происхождения было заключено с целью устранения различий в национальных системах определения происхождения товаров.

Сфера применения и цели Соглашения

Статья 1.1

Основной целью Соглашения является выработка и принятие странами единого свода гармонизированных правил для определения страны происхождения товаров, импортируемых на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Соответственно, правила данного Соглашения распространяются только на законы, нормативные акты и решения административных органов, которые используются членами ВТО для определения страны происхождения товаров, импортируемых на основе РНБ. В Соглашении особо оговаривается, что его содержательные положения не применяются к импортным товарам, ввозимым в рамках преференциальных соглашений. Поскольку при принятии Соглашения страны-члены исходили из того, что техническая работа по гармонизации правил происхождения займет определенное время, в нем содержатся два набора правил.

В первом разделе изложены правила, которых страны-члены должны придерживаться в течение переходного периода, то есть до вступления в силу новых унифицированных правил происхождения. Техническая работа по гармонизации этих правил ведется в рамках Технического комитета Всемирной таможенной организации под руководством Комитета ВТО по правилам происхождения. Второй набор правил вступает в силу после завершения переходного периода.

Правила, применяемые в течение переходного периода

Статья 2

В течение переходного периода, то есть до вступления в силу новых гармонизированных правил происхождения, страны имеют право применять различные системы определения происхождения товаров при условии, что используемые в них соответствующие критерии будут четко сформулированы. В частности:

(а) в случаях, когда применяется критерий изменения кода тарифной классификации, должны четко указываться коды, подразделы или разделы тарифной номенклатуры, на которые ссылается данное правило;

(б) в случаях, когда используется критерий адвалорной доли, в правилах происхождения должен также указываться метод, применяемый для расчета этой адвалорной доли;

(в) в случаях, когда происхождение товара определяется на основе операции по производству или частичной переработке, в правилах должна быть точно указана операция, которая используется в качестве критерия происхождения данного товара.

Кроме того, Соглашение устанавливает, в частности, что правила происхождения:

·    не должны использоваться в качестве торгово-политического инструмента;

·    не должны оказывать ограничительное или искажающее влияние на международную торговлю;

·    должны применяться на недискриминационной основе;

·    должны применяться единообразно и беспристрастно;

·    законы и административные правила, касающиеся правил происхождения, должны публиковаться в соответствии со Статьей X ГАТТ 1994.

Правила, применяемые по завершении переходного периода

Статьи 3(b) и 9.2(c)

В Соглашении указывается, что после завершения переходного периода страной происхождения товара является либо страна, где товар изготовлен полностью, либо, если в производстве данного товара участвует более, чем одна страна, страна, в которой была осуществлена последняя значительная переработка. Для этой цели Техническому комитету поручается провести необходимую подготовительную работу, включая подготовку толкования и заключений относительно таких категорий, как, в частности, «товары, полностью, полученные в стране», «минимальные операции или переработка», «существенная переработка», «изменение кода тарифной классификации».

Нынешнее состояние работы ВТО по гармонизации правил происхождения

Техническая работа по гармонизации правил происхождения должна была быть закончена еще в 1998 году. Однако исключительно сложный характер этой работы, а также наличие разногласий между странами относительно конкретных критериев определения страны происхождения не позволили Техническому комитету завершить работу в срок. Более того, она не завершена до сих пор, и пока не просматриваются перспективы ее завершения. Как указано в отчете Комитета ВТО по правилам происхождения Совету ВТО по торговле товарами за 2015 год, «несмотря на значительный прогресс в выработке конкретных правил происхождения для тысяч тарифных линий, в 2007 году переговоры были практически прекращены из-за расхождений по ряду основополагающих вопросов и с тех пор утратили поступательное движение. Члены придерживаются разных взглядов относительно необходимости завершения этой работы»[1].

Иными словами, основная цель Соглашения ВТО по правилам происхождения не достигнута, и страны-члены ВТО практически свободны в своих действиях в отношении использования содержательной стороны правил происхождения при условии их применения на недискриминационной основе. В отсутствие консенсуса в отношении дальнейшей работы в соответствии с мандатом, содержащимся в Соглашении, деятельность Комитета ВТО по правилам происхождения по существу свелась к рутинному обмену информацией о правилах происхождения, применяемых его членами.

Преференциальные правила происхождения

Приложение II

Гармонизированные правила происхождения, ради выработки которых было заключено Соглашение, не должны применяться в отношении товаров, импортируемых в рамках региональных торговых соглашений или Общей системы преференций. Тем не менее, Соглашение устанавливает, что при применении и администрировании преференциальных правил происхождения страны-члены должны придерживаться общих принципов, перечисленных в Статье 2, а именно обеспечивать их применение на недискриминационной основе, применять беспристрастно и не использовать их в качестве барьера в торговле.

Опыт выполнения Соглашения

За период с 1995 года в ВТО было возбуждено 7 споров, в которых нарушение Соглашения по правилам происхождения указывалось истцами в качестве одной из причин запроса на проведение консультаций. Три спора были разрешены на стадии консультаций, в остальных случаях для их рассмотрения были образованы третейские суды (“panels”). Последний спор, в котором содержались ссылки на данное Соглашение, был возбужден в 2008 году.

Причиной подачи жалоб в связи с Соглашением по правилам происхождения истцы называли нарушение Статьи 2 («Обязательства в течение переходного периода»). При этом практически во всех случаях в качестве основных указывались нарушения, связанные с невыполнением ответчиками положений других соглашений - Соглашения по техническим барьерам в торговле, Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам, Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения по связанным с торговлей инвестиционным мерам.

Только один раз Соглашение по правилам происхождения послужило основной причиной возбуждения процедуры спора. Это была жалоба Индии на нарушение США Статей 2(b) и 2(с) в связи с выполнением Соглашения по текстилю и одежде[2]. Индия пыталась доказать, что при определении происхождения товаров США использовали свои правила таким образом, что они оказывали негативное влияние на индийский экспорт текстильных товаров. Однако после рассмотрения обстоятельств дела третейский суд пришел к выводу, что Индия не сумела представить убедительные доказательства обоснованности своей жалобы, и ее претензии были отвергнуты.

Соответствующие нормы и практика ЕАЭС

Основные правила ЕАЭС, касающиеся страны происхождения товаров, изложены в Разделе 1 (Глава 7) Таможенного кодекса Таможенного союза. Как указано в Статье 58.1 этого документа, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Евразийского экономического союза.

В отношении товаров, происходящих из третьих стран, которые не имеют соглашений о свободной торговле с ЕАЭС и на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, на единой таможенной территории государств-членов Евразийского экономического союза применяются Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г. В Приложении к данному Соглашению указано, в частности, что страной происхождения товаров является та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.

Под товарами, полностью произведенными в данной стране, понимаются, в частности, такие товары, как минеральное сырье, добытое из недр данной страны; овощная продукция и животные, выращенные на территории данной страны; продукция из них; товары, добытые охотой на ее территории или рыболовством за пределами ее территориальных вод, но ее рыболовными судами; а также товары, произведенные исключительно из вышеперечисленного сырья.

К критериям «достаточной переработки» относятся: (1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место; и (2) изменение стоимости товаров, при котором процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (так называемое правило адвалорной доли).

Иными словами, правила происхождения, изложенные в Соглашении от 25 января 2008 г. и применяемые ЕАЭС в его непреференциальных торговых отношениях с третьими странами, основаны на тех же принципах, которые существуют в международной практике. В то же время, как было показано выше, говорить о соответствии правил ЕАЭС положениям Соглашения ВТО по правилам происхождения не приходится из-за фактического отсутствия согласованных многосторонних правил в этой сфере международных торговых отношений.  

 


[1] WTO, Report (2015) of the Committee on Rules of Origin to the Council for Trade in Goods, G/L/1127, 21 October 2015.

[2] “United States – Rules of Origin for Textiles and Apparel Products”, DS243. Запрос Индии о проведении консультаций с США был направлен 11 января 2002 г., доклад третейского суда принят Органом ВТО по процедурам разрешения споров 20 июня 2003 г.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.