Здорова Нина Станиславовна
- Младший научный сотрудник:Центр языка и мозга
- аспирант:Факультет гуманитарных наук / Школа лингвистики
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2020 году.
Полномочия / обязанности
Составление стимульного материала, сбор экспериментальных данных, разметка и скоринг данных
Образование
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Лингвистика», квалификация «Магистр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Стажировки:
2016-2017 Академическая мобильность, Университет им. Фридриха Шиллера (Йена, Германия), направление "Немецкий как иностранный"
Курсы повышения квалификации:
07-21 сентября 2021: Курс «Фактор мультилингвизма в логопедической практике. Билингвальная афазия» (Среднерусская академия современного знания, онлайн)
14-18 июня 2021: Summer School ISOLDE: Infant Studies On Language Development in Europe (Потсдамский университет, онлайн)
13-15 апреля 2021: EMLAR XVII 2021 - Experimental Methods in Language Acquisition Research (Университет Утрехта, онлайн)
05-08 апреля 2021: vTem - Virtual Training in Experimental Methods (Лиссабонский университет, онлайн)
20 - 31 июля 2020: The Virtual New-York - St. Petersburg Institute of Linguistics, Cognition and Culture
30 июня - 30 августа 2020: Moving Research Online (UK, USA)
02 мая 2020: Workshops on Quantitative Linguistics Methods WQLM 2020 (Университет Северной Аризоны, онлайн)
10-14 сентября 2018: "Современные подходы к билингвизму: теория и практика" (ВШЭ Москва)
Достижения и поощрения
Стипендиат Оксфордского Российского Фонда 2018-2019 г.г., 2019-2020 г.г.
Победитель стипендиального конкурса Владимира Потанина 2020 г.
Лауреат конкурса НИРС по направлению "Лингвистика" 2019 г.
Стипендиат программы мобильности Erasmus+ 2016-2017г.г.
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (июнь 2023)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023-2024)
Обучение в аспирантуре
3-й год обучения
Утвержденная тема диссертации: Экспериментальное исследование чтения в различных популяциях
Научный руководитель: Драгой Ольга Викторовна
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Психо- и нейролингвистика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология и нейрофизиология языка и речи (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Практики работы с учетом специфики учащихся (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Психо- и нейролингвистика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология и нейрофизиология языка и речи (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Практики работы с учетом специфики учащихся (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Психо- и нейролингвистика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Arguing in English (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Психо- и нейролингвистика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Публикации17
- Статья Zdorova N., Malyutina S., Laurinavichyute A., Kaprielova A., Anastasia Zuibanova, Lopukhina A. Do we rely on good-enough processing in reading under auditory and visual noise? // Plos One. 2023. Vol. 18. No. 1. Article e0277429. doi
- Статья Zdorova N., Parshina O., Ogly B., Bagirokova I., Krasikova Ekaterina, Ziubanova A., Unarokova S., Makerova S., Dragoy O. Eye movement corpora in Adyghe and Russian: an eye-tracking study of sentence reading in bilinguals // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Article 1212701. doi
- Статья Staroverova V., Lopukhina A., Zdorova N., Ladinskaya N., Vedenina O., Goldina S., Kaprielova A., Bartseva K., Dragoy O. Phonological and orthographic parafoveal processing during silent reading in Russian children and adults // Journal of Experimental Child Psychology. 2023. Vol. 226. Article 105571. doi
- Статья Parshina O., Lopukhina A., Sofya Goldina, Ekaterina Iskra, Serebryakova M., Staroverova V., Zdorova N., Dragoy O. Global reading processes in children with high risk of dyslexia: a scanpath analysis // Annals of Dyslexia. 2022. Vol. 72. No. 3. P. 403-425. doi
- Глава книги Здорова Н. С., Гриднева Е. М., Иваненко А. А., Грабовская М. А., Макарова П. С., Ладинская Н. С. База русских идиом: нормирование психолингвистических параметров (предварительные результаты) // В кн.: Общетеоретические и типологические проблемы языкознания. Материалы VII Международной научной конференции. Бийск : АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2022. С. 56-60.
- Глава книги Гриднева Е. М., Грабовская М. А., Здорова Н. С., Иваненко А. А., Макарова П. С., Ладинская Н. С. Создание базы русских идиом (БРИ) // В кн.: Когнитивные исследования языка. Вып.№4(51). Язык - социальная когниция - коммуникация. Материалы XI Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 2022. Кн. 51: Язык-Социальная когниция-Коммуникация. Вып. 4. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2022. С. 839-842.
- Препринт Zdorova N., Malyutina S., Laurinavichyute A., Kaprielova A., Kromina A., Lopukhina A. Do we rely on good-enough processing in reading under auditory and visual noise? / PsyArxiv. Series - "-". 2021. doi
- Глава книги Zdorova N., Artemova A., Parshina O., Khudyakova M. The influence of Nenets-Russian bilingualism on Russian language development in Yamalo-Nenets primary school students, in: Indigenous languages of Russia in contact with Russian II. 11–13 February, 2021. V. V. Vinogradov Russian Language Institute RAS & Institute of Linguistics, RAS, Moscow: Book of abstracts. , 2021. P. 96-97.
- Глава книги Веденина О. Д., Ладинская Н. С., Лопухина А. А., Барцева К., Гольдина С. М., Здорова Н. С., Каприелова А. В., Староверова В. Н., Драгой О. В. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 92-95.
- Глава книги Каприелова А. В., Лопухина А. А., Барцева К., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Здорова Н. С., Ладинская Н. С., Староверова В. Н., Драгой О. В. ВЛИЯНИЕ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ НА ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ У МЛАДШИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛЬНИКОВ // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 177-182.
- Статья Здорова Н. С., Каприелова А. В., Лопухина А. А., Барцева К., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Староверова В. Н., Драгой О. В. Вклад фонологической и орфографической обработки в развитие скорости чтения у русскоязычных младших школьников // Российский журнал когнитивной науки. 2021. Т. 8. № 1–2. С. 4-13. doi
- Глава книги Староверова В. Н., Лопухина А. А., Здорова Н. С., Ладинская Н. С., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Каприелова А. В., Барцева К., Драгой О. В. ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА В ПАРАФОВЕАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ЧТЕНИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 411-416.
- Глава книги Vladislava Staroverova, Zdorova N., Lopukhina A. DEVELOPMENT OF PHONOLOGICAL AND ORTHOGRAPHIC PARAFOVEAL PROCESSING DURING READING IN RUSSIAN, in: Neurobiology of Speech and Language. Proceedings of the 4th International Conference on Neurobiology of Speech and Language. St. Petersburg : Scifiya-print, 2020. doi P. 17-18.
- Глава книги Zdorova N., Khudyakova M. How do Spanish natives and Spanish learners resolve pronominal anaphora?, in: Neurobiology of Speech and Language. Proceedings of the 4th International Conference on Neurobiology of Speech and Language. St. Petersburg : Scifiya-print, 2020. doi P. 63-64.
- Глава книги Zdorova N., Lopukhina A., Olga Vedenina, Sofya Goldina, Kaprielova A., Staroverova V., Dragoy O., Bartseva K. Phonological and orthographic processing affect reading fluency in Russian children, in: Neurobiology of Speech and Language. Proceedings of the 4th International Conference on Neurobiology of Speech and Language. St. Petersburg : Scifiya-print, 2020. doi P. 29-30.
- Глава книги Zdorova N. YOUTH IN ART MEDIATION, in: Congress Proceedings: 5th INTERNATIONAL STUDENT CONGRESS 2018 “Investing in Youth for a Sustainable Future”. Skopje : International Balkan University, 2020. P. 548-552.
- Глава книги Романова Т. В., Здорова Н. С. Понятия толерантность/политкорректность и манипуляция сознанием (лингвистический аспект) (на материале русскоязычных сми) // В кн.: Сборник материалов IX заочной Международной научно-практической конференции «Cлово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры». Краснодар : Априори, 2015.
Конференции
- 2023XI Международная научная конференции «Корпусная лингвистика 2023» (Санкт-Петербург). Доклад: База Русских Идиом (БРИ): предсказуемость и место распознавания идиомы
- Когнитивная наука в Москве: новые исследования (Москва). Доклад: Паттерны движений глаз при чтении предложений у русскоязычных школьников и взрослых
- The 36th Annual Conference on Human Sentence Processing. Доклад: Global reading patterns in Russian-speaking children and adults: a scanpath analysis
- «Проблемы онтолингвистики – 2023: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы)» (Санкт-Петербург). Доклад: Экспертное заключение учителя как первичный скрининговый инструмент для оценки навыков чтения младших школьников.
- 20229th Summer Neurolinguistics School 2022 "Experimental Studies of Russia’s Ethnic Languages" (Москва). Доклад: Reading in morphologically distinct languages: an eye-tracking study in Russian-Adyghe bilingual children and adults
- VII Международная научная конференция «Общетеоретические и типологические проблемы языкознания» (Бийск). Доклад: База русских идиом: нормирование психологических параметров
XI Международный конгресс по когнитивной лингвистике (Москва). Доклад: Создание базы русских идиом (БРИ)
- 2021
Indigenous languages of Russia in contact with Russian (Москва). Доклад: The influence of Nenets-Russian bilingualism on Russian language development in Yamalo-Nenets primary school students
- SRCD 2021 Biennial Meeting (онлайн). Доклад: The Impact of Phonological and Orthographic Processing on Reading Development in Russian Children
- 2020
Summer Neurolinguistics School 2020 on Child Language Development (Москва). Доклад: The impact of phonological and orthographic processing in Russian children reading development
4th International Neurobiology of Speech and Language Conference (Санкт-Петербург). Доклад: Phonological and orthographic processing affect reading fluency in Russian children
4th International Neurobiology of Speech and Language Conference (Санкт-Петербург). Доклад: How do Spanish natives and Spanish learners resolve pronominal anaphora?
IX Международная конференция по когнитивной науке (Москва). Доклад: The role of phonological and orthographic processing in Russian children reading development
Гранты
2020-2021 – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), № 19-313-51014 "Формирование навыка чтения у русскоговорящих школьников: видеоокулографическое исследование вклада разноуровневой языковой обработки в освоение чтения"; исполнитель.
2018-2021 – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), № 18-012-00640 "Механизм поверхностной обработки языка: исследование влияния возраста и перцептивных условий"; исполнитель.
Опыт работы
- Центр языка и мозга НИУ ВШЭ Москва, стажёр-исследователь
февраль 2020 — наст. вр. - Школа иностранных языков НИУ ВШЭ, тьютор английского языка
сентябрь — декабрь 2020 - НИУ ВШЭ Москва, ассистент преподавателя на курсе Arguing in English
январь — июнь 2020 - НИУ ВШЭ Нижний Новгород, ассистент преподавателя по немецкому языку
январь 2017 — январь 2018 - «Seldon» Нижний Новгород, эксперт-ацессор
июнь — июль 2017
Информация*
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа, посвящённая айтрекингу – методу отслеживания движений глаз человека, который применяется как в фундаментальных исследованиях, так и за пределами научных лабораторий.
Владислава Староверова и Нина Здорова выступили на Международном Воркшопе по чтению и дислексии iWORDD в Испании
Младшие научные сотрудницы Центра языка и мозга представили стендовые доклады на конференции iWORDD - International Workshop on Reading and Developmental Dyslexia
Сотрудники Центра языка и мозга приняли участие в психолингвистической экспедиции в Адыгее
Сотрудники Центра языка совместно с коллегами из Лаборатории экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета провели полевую экспедицию в ауле Джамбечий, Республика Адыгея
«Интерес к национальным языкам, применение необычных для поля методов их исследования повышает престиж языков»
Ученые Центра языка и мозга ВШЭ совместно с сотрудниками Лаборатории экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета проводят беспрецедентную в России экспедицию. В ауле Республики Адыгея они ведут психолингвистические полевые исследования адыгейского языка и русско-адыгейского билингвизма.
Команда Центра языка и мозга приняла участие в конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования»
Сотрудники Центра Языка и Мозга представили свои работы на конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Директор Центра Ольга Драгой выступила на круглом столе «Несомненные достижения когнитивной науки в XXI веке», где она рассказала об успехах нейронауки.
Нина Здорова прочитала лекцию о психо- и нейролингвистике в школе «Летово»
16 марта сотрудник Центра языка и мозга Нина Здорова выступила на весенней образовательной школе по лингвистике для учащихся 7-8 классов на базе школы «Летово».
Исследования чтения в различных популяциях
12 ноября 2021 года состоялась традиционная нейролингвистическая пятница, на которой с докладом «Исследования чтения в различных популяциях» выступила стажер-исследователь Центра языка и мозга Нина Здорова.
Новая статья Центра языка и мозга вышла в Российском журнале когнитивной науки
В Российском журнале когнитивной науки (РЖКН) вышла новая статья Нины Здоровой о формировании навыков чтения вслух у русскоязычных младших школьников.
Экспедиция лингвистов из Центра языка и мозга в Адыгею
В конце сентября – начале октября 2021г. сотрудники из Центра языка и мозга (Ольга Паршина, Ольга Драгой, Нина Здорова и Анастасия Кромина) осуществили экспедицию в г. Майкоп, Республика Адыгея, с целью сбора данных чтения детей.
Некомпозициональные конструкции в эритажном русском
Представляем проектную группу Школы лингвистики, вошедшую в число победителей конкурса проектов студентов и аспирантов ВШЭ 2020-2021 года, тема работы которой — некомпозициональные конструкции в эритажном русском. О проекте рассказали его участники Екатерина Гриднева, Нина Ладинская, Анастасия Иваненко, Мария Грабовская и Нина Здорова.
Нина Здорова выступила с докладом на 2-ой конференции «Языки России в контакте с русским языком» при Институте русского языка РАН
Нина Здорова в соавторстве с коллегами выступила на 2-ой конференции «Языки России в контакте с русским языком».
Сотрудники Центра языка и мозга рассказали о своей работе школьникам из лицея МГИМО
Сотрудники Центра во второй раз провели познавательную экскурсию для школьников и рассказали о научных методах исследований!
Сотрудники Центра языка и мозга Мария Худякова, Екатерина Ступина и Нина Здорова участвуют в воркшопе по проведению экспериментов онлайн
Во время пандемии ученые во всем мире вынуждены менять формат проведения исследований. Для экспериментальной лингвистики ключевым теперь является вопрос возможности проведения экспериментов онлайн. Сотрудники Центра языка и мозга Мария Худякова, Екатерина Ступина и Нина Здорова проходят обучение проведению онлайн-экспериментов на воркшопе Moving Research Online.
Нина Здорова приняла участие в воркшопе по количественным методам исследования в лингвистике
Сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Нина Здорова приняла участие в воркшопе по количественным методам исследования в лингвистике.