Баранова Влада Вячеславовна
- Доцент:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения / Департамент социологии
- Старший научный сотрудник:Центр фундаментальных исследований / Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 15 лет.
Образование, учёные степени
- 2006Кандидат исторических наук: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, специальность 07.00.07 «Этнография, этнология, антропология», тема диссертации: Греки Приазовья: этническое самосознание и язык
- 2002
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Филология», квалификация «Филолог, преподаватель»
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2017)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (сентябрь 2013)
- Лучший преподаватель – 2019
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2014-2016, 2011-2013)
Надбавка за академическую работу (2018-2019, 2017-2018, 2016-2017, 2013-2014, 2010-2011, 2009-2010)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021-2022, 2020-2021)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2021

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2009-2010)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социолингвистика российского города" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Социолингвистика (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Теоретические подходы и направления современной лингвистики (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Language and Society (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Языковая политика (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Вариативность языка в неоднородной среде" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Социолингвистика российского города" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социолингвистика (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Теоретические подходы к языку (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Language and Society (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Диахронические изменения в грамматике" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Социолингвистика российского города" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социолингвистика (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Теоретические подходы к языку (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Языковая политика (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Городская лингвистика и проблемы этнокультурного разнообразия (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Социолингвистика российского города" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Язык и общество (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Введение в языкознание (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Грамматика русских городских диалектов" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория аргументации и академическое письмо (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Публикации45
- Статья Baranova V. V., Fedotov M., Oskolskaya S. Expressing absence in the Turkic languages of the Volga-Kama Sprachbund: Chuvash and Bashkir // Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology. 2021. Vol. 4. No. 34. P. 9-31. doi
- Статья Баранова В. В. «Какая речь может идти об акценте, если речь идет о сохранении языка?»: отношение к неполной языковой компетенции // Антропологический форум. 2021. Т. 49. С. 11-29. doi
- Статья Баранова В. В. Конструкции с отрицательными элементами ни капли и ни разу в русском языке // Вопросы языкознания. 2021. Т. 5. С. 93-105. doi
- Книга Баранова В. В. Языковая политика без политиков: Языковой активизм и миноритарные языки в России. Издательский дом НИУ ВШЭ, [б.г.]. (в печати)
- Статья Baranova V. V., Федорова К. С. Overcoming aggressive monolingualism: prejudices and linguistic diversity in Russian megalopolises // Open Linguistics. 2020. Vol. 6. No. 1. P. 672-689. doi
- Статья Баранова В. В. Адаптация глагольных заимствований в монгольских языках // Урало-алтайские исследования. 2020. Т. 38. № 3. С. 7-18. doi
- Статья Баранова В. В., Федорова К. С. Видимо-невидимо: миграция и трансформация языкового ландшафта Санкт-Петербурга // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2020. Т. 12. № 1. С. 48-80. doi
- Статья Баранова В. В. Показатель отрицания mar в чувашском языке // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2020. Т. 4. № 30. С. 9-17. doi
- Статья Баранова В. В., Федорова К. С. Регулирование языкового ландшафта в российских городах: многоязычие и неравенство // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 4. С. 625-640. doi
- Статья Баранова В. В. Рецензия на Laura Assmuth, Marina Hakkarainen, Aija Lulle, and Pihla Maria Siim, eds. Translocal Childhoods and Family Mobility in East and North Europe. London: Palgrave Macmillan, 2018 // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2020. Т. 12. № 1. С. 195-198. doi
- Статья Baranova V. V. The preverbal Negation Particle esə in Kalmyk: Historical Development and Typological Context of Negators in Subordinate clause // International Journal of Eurasian Linguistics. 2019. Vol. 1. No. 1. P. 21-45. doi
- Статья Baranova V. V., Fedorova K. ‘Invisible minorities’ and ‘hidden diversity’ in Saint-Petersburg's linguistic landscape // Language and Communication. 2019. Vol. 68. P. 17-27. doi
- Глава книги Федорова К. С., Baranova V. V. Moscow: Diversity in disguise, in: Urban Sociolinguistics: The City as a Linguistic Process and Experience. L., NY : Routledge, 2018. Ch. 14. P. 220-236. doi
- Статья Баранова В. В. Как возникают новые формы отрицания в калмыцком языке // Урало-алтайские исследования. 2018. Т. 2. № 29. С. 7-17.
- Статья Баранова В. В., Федорова К. С. Многоязычие в городе: языковая политика, дискурсы и практика // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2018. Т. XIV. № 3. С. 38-56. doi
- Статья Баранова В. В., Федорова К. С. (Не)видимость и (вне)находимость: Трудовые мигранты и языковой ландшафт Санкт-Петербурга // Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 1. С. 103-121.
- Статья Baranova V. V. Local language planners in the context of Early Soviet language policy: Case of Mariupol Greeks // Revue des etudes slaves. 2017. Vol. LXXXVIII. No. 1-2. P. 97-112.
- Статья Баранова В. В., Маслинский К. А. Идентичность учителей: выбор профессии и адаптация к школе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 90 (2). С. 104-119.
- Статья Баранова В. В., Маслинский К. А. Стратегии трудоустройства учителей в мегаполисе и дифференциация школ // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 281-296. doi
- Статья Баранова В. В. Конструкции со счетными словами и семантическая одушевленность в русском языке // Русский язык в научном освещении. 2016. Т. 31. № 1. С. 84-100.
- Статья Баранова В. В. Невидимая миграция: путешествие из Калмыкии в Москву // Oriental Studies. 2016. Т. 24. № 2. С. 89-97.
- Статья Baranova V. V. Grammaticalization paths of the verb gi- ‘say’ in Kalmyk // Mongolica Pragensia. Linguistics, Ethnolinguistics, Religion and Culture. 2015. Vol. 8. No. 2. P. 57-76.
- Препринт Baranova V. V. Negation markers in Kalmyk / NRU HSE. Series WP BRP "Linguistics". 2015. No. 24.
- Статья Баранова В. В. Переключение кодов и заимствования как чужая речь: маркирование русских элементов в калмыцком языке // Урало-алтайские исследования. 2015. Т. 3(18). С. 7-17.
- Статья Baranova V. V. The Linguistic Socialisation of Migrant Children in Russia / Пер. с рус. // Forum for Anthropology and Culture. 2014. No. 10. P. 206-221.
- Статья Баранова В. В. Поди знай, что это значит: конструкция трудновыполнимого действия поди VIMPER // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2014. Т. X. № 2. С. 99-120.
- Статья Баранова В. В. Составление словаря и рождение нового языка // Антропологический форум. 2014. № 21. С. 27-36.
- Статья Baranova V. V. Grammaticalization and Semantics of Complex Predicates in Kalmyk // Journal de la Société Finno-Ougrienne. 2013. Vol. 94. P. 9-35.
- Статья Baranova V. V. La Kalmoukie à l’école (fin 1950-2000) // Cahiers de l'Institut de linguistique et des sciences du langage. 2013. No. 35. P. 75-99.
- Препринт Alexandrov D. A., Baranova V. V., Ivaniushina V. A. Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012. No. 1.
- Глава книги Баранова В. В., Федорова К. С. Выбор языка образования // В кн.: Язык, общество и школа. М. : Новое литературное обозрение, 2012. Гл. 1. С. 17-98.
- Статья Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176-199.
- Книга Баранова В. В., Гаврилова Т. О., Панова Е. А., Федорова К. С. Язык, общество и школа. М. : Новое литературное обозрение, 2012.
- Статья Баранова В. В. Языковая социализация детей мигрантов // Антропологический форум. 2012. № 17. С. 157-172.
- Книга Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. Предварительные данные. СПб. : Издательство Политехнического университета, 2011.
- Глава книги Баранова В. В. Каждый калмык должен знать родной язык? Языковая лояльность сообщества в диахронии // В кн.: Nomen est omen: Сборник статей к 60-летию Николая Борисовича Вахтина (от непослушных учеников) / Отв. ред.: А. Байбурин, Е. Головко. Вып. 7. СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2010. С. 15-23.
- Книга Баранова В. В. Язык и этническая идентичность. Урумы и румеи Приазовья. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. doi
- Книга Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. V. Ч. II: Исследования по грамматике калмыцкого языка / Отв. ред.: Н. Казанский; науч. ред.: С. С. Сай, В. В. Баранова, Н. В. Сердобольская. Т. 5: Исследования по грамматике калмыцкого языка. Ч. 2. СПб. : Наука, 2009.
- Глава книги Baranova V. V. Deportation and Language Identity in Kalmykia, in: Endangered Languages and History: Proceedings of the Conference FEL XIII, 24-26 September 2009, Khorog, Tajikistan (Proceedings of the Foundation for Endangered Languages) / Ed. by H. Elnazarov, N. Ostler. Issue 13. L. : Foundation for Endangered Languages, 2009. P. 66-71.
- Глава книги Баранова В. В. Сложные глаголы в калмыцком языке // В кн.: Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. V. Ч. II: Исследования по грамматике калмыцкого языка / Отв. ред.: Н. Казанский; науч. ред.: С. С. Сай, В. В. Баранова, Н. В. Сердобольская. Т. 5: Исследования по грамматике калмыцкого языка. Ч. 2. СПб. : Наука, 2009. С. 255-309.
- Глава книги Баранова В. В. Языковая ситуация в Калмыкии: социолингвистический очерк // В кн.: Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. V. Ч. II: Исследования по грамматике калмыцкого языка / Отв. ред.: Н. Казанский; науч. ред.: С. С. Сай, В. В. Баранова, Н. В. Сердобольская. Т. 5: Исследования по грамматике калмыцкого языка. Ч. 2. СПб. : Наука, 2009. С. 22-41.
- Статья Baranova V. V. "Оно должно вот так продолжаться и продолжаться…» (О функциях школьного преподавания родного языка) // Forum for Anthropology and Culture. 2008. No. 9. P. 185-203.
- Глава книги Баранова В. В. Кто и как меняет язык? (Дискуссии о языковом планировании в Калмыкии) // В кн.: Учебный текст в советской школе / Сост.: С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. М. : Институт логики, когнитологии и развития личности, 2008. С. 417-424.
- Глава книги Баранова В. В. Уроки «родного языка» в греческих селах Приазовья в 1920-1930-е годы // В кн.: Учебный текст в советской школе / Сост.: С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. М. : Институт логики, когнитологии и развития личности, 2008. С. 321-335.
- Глава книги Баранова В. В., Маслинский К. А. Язык и языковая ситуация // В кн.: История и культура нивхов : историко-этнографические очерки / Отв. ред.: В. Тураев. СПб. : Наука, 2008. С. 148-158.
Гранты
Индивидуальный грант НИУ ВШЭ «Многоязычие и миноритарные языки РФ в контексте языковой политики на микроуровне: языковой активизм онлайн и офлайн», 20-01-073
Коллективный грант РФФИ "Типология механизмов взаимодействия русского языка с языками малочисленных народов России" при поддержке РФФИ, грант 17-29-09097 (руководитель Е.В. Головко).
2018 - ‘Subordinate clauses in Kalmyk: grammaticalization of clausal linking devices and inventory of morphological forms’, scholarship for Altaic studies by foundation of G. J. Ramstedt.
Индивидуальный исследовательский проект «Множественная грамматикализация глагола речи в калмыцком языке» (при поддержке Научного фонда НИУ ВШЭ, грант №15-01-0123
Конференции
- 2021Multilingual Urban Space: Policy, Identity, Education (XXII April International Academic Conference on Economic and Social Development at the HSE). Доклад: Multilingual Сovid-19 communication on social media: The case of Kalmyk
- International Conference on New Issues in Language Contact (Л'Акуила (l’Aquila)/online). Доклад: Contact-induced changes in Kalmyk and in local Russian
- Crossroads of languages and cultures 6 (Cyprus/online). Доклад: Writing in migrant’ languages in Russian web-space as new literacy practices: who, for whom, and how (co-authored with Kapitolina Fedorova)
- Лингвистический форум 2021: Языковая политика и сохранение языков (Москва (онлайн)). Доклад: Языковые активисты, сообщество и официальная языковая политика: взаимодействие или параллельные миры?
Международная конференция ИЯ РАН «Лингвистический форум 2021: Языковая политика и сохранение языков» (Москва). Доклад: Говорят ли о медицине на татарском? Распределение языков в медицинской коммуникации
- 2020Caritive constructions in the languages of the world (Санкт-Петербург). Доклад: Caritive marker -SƏr and other means of expressing absence in Chuvash
- 2019The International Conference on Language Variation in Europe (ICLaVE 10) (Leeuwarden). Доклад: Migration and Multilingualism in computer-mediated communication: practices of language choice and code-switching
- Multilingual Urban Space: policy, identity, education (XX International Academic Conference on Economic and Social Development at the HSE) (Москва). Доклад: Russian as ethnolect and the Russian segment of Internet
- Workshop on Reported Discourse across Languages and Cultures (Париж). Доклад: Participial forms of non-canonical SAY in clausal complements of nouns in Mongolic and their methodological challenges
- 2018Multilingual Landscapes: Planning, Policy, and Contact Linguistic Perspectives (Манчестер). Доклад: Underrepresented or Mistreated? Interethnic Communication Patterns and Linguistic Landscape in Russian Cities
- Multilingualism and Language Attitudes in the Post-Soviet Area (Эдинбург). Доклад: Multilingualism in computer-mediated communication: examining a hybridized linguistic form among Uzbek and Kyrgyz in Russia
- Globalising Sociolinguistics: Communicating in the City (GloSoc2) (Лейден). Доклад: Minority languages in Russian cities: Mapping the linguistic landscape of St. Petersburg via mobile application
- Языки народов России в контакте с русским языком: явления морфосинтаксической и семантической интерференции (Москва). Доклад: Интерференционные модели в речи двуязычных калмыков
- 2017Language, Mobility and Belonging (Оксфорд). Доклад: Invisible Minorities and Hidden Diversity: The Linguistic Landscape of Saint-Petersburg and Discourses about Migrants in Language Planning (в соавторстве с К. Федорова)
- Endangered Mongolian Varieties (Будапешт). Доклад: Negation in embedded clauses: The development of the negative preverbal particle esǝ in Kalmyk
- Workshop on the Negative existential cycle in historical-comparative perspective (Стокгольм). Доклад: The Negative Existential Cycle in Kalmyk and Bashkir (with Daria Mishenko)
- 2016LINGUAPAX ASIA International Symposium ‘MIGRATION, MIGRANTS AND LANGUAGE’ (Осака). Доклад: Migration from Central Asia to Russia: Central Asian Variety of Russian as an Ethnolect
- 2015
Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства (Москва). Доклад: К вопросу о стратификации учительской профессии: Векторы профессиональной идентичности и сегрегация школ
- 2014Системные изменения в языках России (Санкт-Петербург). Доклад: Отрицание в калмыцком языке: изменение системы и распределение форм
Опыт работы
С 2006 по наст. время сотрудничает с Отделом языков народов России ИЛИ РАН (по договору, затем совместитель на 0,25 ставки, занимается исследованием грамматики калмыцкого языка).
Информация*
- Общий стаж: 15 лет
- Научно-педагогический стаж: 15 лет
- Преподавательский стаж: 15 лет
Научная конвергенция в Кривцово
12-13 марта состоялся третий выездной семинар Общества полевых лингвистов, организованный совместно сотрудниками Международной лабораторией языковой конвергенции и ИЛИ РАН. Программа семинара включала доклады, круглые столы и мастер-классы.
Студенты и преподаватели "Языковой политики" рассказали о своих исследованиях на Лингвистическом форуме РАН
Международная конференция "Лингвистический форум 2021: Языковая политика и сохранение языков", в которой приняли участие магистранты и преподаватели программы "Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия", проходила с 11 по 13 ноября. Все выступления проводились в онлайн-формате.
Межкампусная экспедиция в Чувашию
В июле 2021 года состоялась очередная лингвистическая экспедиция в Чувашию. Лингвисты из питерской и московской Вышки изучали чувашский язык в деревне Малое Карачкино.
Объявлены лауреаты Конкурса русскоязычных научных и научно-популярных работ
7 июня 2021 г. в 18:00 состоялась церемония объявления победителей Конкурса на лучшую научную и научно-популярную работу на русском языке. Конкурс проводится по двум номинациям: лучшая научная публикация на русском языке (по гуманитарным, социальным и естественным наукам) и лучший научно-популярный проект на русском языке (книги, лекции, видео-каналы, подкасты, онлайн-проекты и др.).
Конференция — питательная среда для ученого
Мнения участников о конференции Multilingual Urban Space: policy, identity, education .
В новой магистратуре Вышки будут готовить специалистов по языковой политике
В 2018 году состоится первый набор на новую магистерскую программу, выпускники которой смогут заниматься вопросами языковой политики. О том, чему будут учить магистрантов, как урбанизация связана с языковой политикой и какие языки называют убийцами, новостной службе ВШЭ рассказал руководитель программы «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия» Денис Зубалов.
Состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма»
15 мая в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма», организованный Департаментом востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ. Данное мероприятие прошло в рамках конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС», в которой приняли участие ведущие иностранные и отечественные эксперты в области образования.
Мигранты старательней аборигенов
Эксперты Лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала ВШЭ впервые сосчитали и обследовали детей мигрантов в городе. Оказалось, что в школах русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив, стараются учиться хорошо и этим завоевывают любовь учителей.
Этничность с различных точек зрения
29 октября в Петербургском филиале Высшей школы экономики состоялся семинар «Междисциплинарные исследования этничности», который был организован в рамках грантовой поддержки Дирекции академического развития ГУ-ВШЭ.