Минина Елена Владимировна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 23 года.
Образование, учёные степени
- 2013PhD: Оксфордский университет
- 2000
Специалитет: Петрозаводский государственный университет им. О.В. Куусинена, специальность «русский и английский языки и литература»
Елена Минина - доцент Института Образования ВШЭ и специалист по сравнительному образованию и образовательной политике. Елена получила магистерскую степень (2008) и докторскую степень (DPhil, 2014) в области сравнительного международного образования в Оксфордском университете. Научные интересы Елены включают неолиберальную образовательную политику в России и за рубежом, образовательное неравенство, пост-советские исследования и роль культурных нарративов в образовательном выборе. Елена руководит научно-исследовательским семинаром Института Образования и исполняет обязанности главного редактора (совместно с И. Праховым) англоязычного препринта фундаментальных исследований ВШЭ в серии "Образование".
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Елена соруководит научно-исследовательским семинаром Института Образования и читает курс "Качественные методы в исследованиях образования" в аспирантской школе Института Образования.
- Качественные методы исследований в образовании (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Методология исследования и базовая статистика (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Дизайн и методы научного исследования в образовании (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 2 семестр)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Дизайн и методы научного исследования в образовании (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Конференции
Публикации5
Minina, E. (2018). ‘Money versus the soul: Neoliberal economics in the education modernisation reform of post-Soviet Russia.’ Journal of Globalisation, Societies and Education, DOI: 10.1080/14767724.2018.1456322
Minina, E. (2016). ‘Quality revolution in post-Soviet education in Russia: From control to assurance?’ Journal of Education Policy, 31 (6), pp. 1-22
Minina, E., Piattoeva, N., Centeno, V., Xingguo, Helena Dobrochinski Candido (forthcoming in 2018). ‘Transnational policy borrowing and national interpretations of educational quality in Russia, China and Brazil’ In Silova, I. & Chankseliani, M. (Eds.) Comparing Post-Socialist Transformations: Education in Eastern Europe and Former Soviet Union. Oxford Studies in Comparative Education.
Minina, E. (2016). ‘Post-socialist neoliberal? Education reform in Russia as a socially interpreted process.’ In Mustajoki, A., & Lehtinsaari, K. (Eds.) Russian Modernisation: Philosophical and Cultural Interpretations. Abingdon, UK: Routledge, 102-117
Minina, E. (2014) ‘Why doesn’t the telephone ring? Reform of educational standards in Russia.’ InterDisciplines: Journal of History and Sociology, 5(2), pp. 1-44
Minina, E. (2010) ‘The Unified National Test for student admission to higher education in Russia: A pillar of modernisation?’ In Johnson, D. (Ed.) Politics, Modernisation and Educational Reform in Russia: from Past to Present. Oxford: Oxford Studies in Comparative Education, 100-121
Minina, E. (2014) ‘Why do Russians support intervention in Ukraine?’ Al Jazeera Op-Ed, March 29, 2014. www.aljazeera.com/indepth/opinion/2014/03/why-do-russians-support-interv-2014328174257483544.html
Minina, E. & Repnikova, M. (2014) ‘Sochi 2014: Celebrating authoritarianism.’ Al Jazeera Op-Ed, 8 February, 2014. www.aljazeera.com/indepth/opinion/2014/02/sochi-2014-celebrating-authorit-201427143648244901.html
E. Minina, Repnikova, M. (2013) ‘The Putin-Khodorkovsky dichotomy: The media got it all wrong.’ Al Jazeera Op-Ed, 29 December, 2013. www.aljazeera.com/indepth/opinion/2013/12/putin-khodorkovsky-dichotomy-media-got-it-all-wrong-2013122884912569341.html
- Статья Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. Educational choice of Russian high school students in grade nine // International Studies in Sociology of Education. 2020. Vol. 29. No. 4. P. 326-343. doi
- Препринт Minina E. ‘Formalizing the unformalizable’: Discursive resistance to Unified State Examination by the teacher community / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2019.
- Статья Minina E. Money versus the soul: neoliberal economics in the education modernisation reform in post-soviet Russia // Globalisation, Societies and Education. 2018. P. 1-18. doi
- Статья Dahler-Larsen P., Abma T., Bustelo M., Irimia R., Kosunen S., Kravchuk I., Minina E., Segerholm C., Shiroma E., Stame N., Tshali C. Evaluation, Language, and Untranslatables // American Journal of Evaluation. 2017. Vol. 38. No. 1. P. 114-125. doi
- Статья Minina E. Quality revolution in post-Soviet education in Russia: From control to assurance? // Journal of Education Policy. 2017. Vol. 32. No. 2. P. 176-197. doi
Опыт работы
Елена Минина - выпускница докторской программы Оксфордского университета. Ее докторское исследование было посвящено реформе образования в постсоветской России в контексте неолиберальной модернизации. В последние 10 лет Елена работала и проводила научные исследования в ряде всемирно известных университетов, включая Оксфордский университет, Калифорнийский университет в Беркли и Александровский Институт в Хельсинки.
Кроме того, Елена занималась полевой работой в различных кросс-культурных контекстах, включая Россию, США, Скандинавию и Африку к югу от Сахары. До начала академической карьеры Елена работала советником по вопросам образования в Американских Советах по международному образованию, а также администрировала академические программы Гос. департамента США в России.
Приглашаем аспирантов в Лабораторию культурсоциологии и антропологии образования
Лаборатория Культурсоциологии и антропологии образования Института образования Высшей школы экономики приглашает в аспирантуру (PhD in Education) выпускников факультетов социальных наук и смежных дисциплин.
«Меченый атом» помог раскрыть карьерный выбор девятиклассников
Остаться в школе после девятого класса или поступать в колледж? Как школьники делают выбор? Исследователи назвали это «не решением», потому что подростки чаще всего действуют по предписаниям их социального класса.
World Experts Discuss Education for Sustainability at CIES 2019
San Francisco, the U.S. has recently welcomed a superb cohort of international researchers, institutional leaders and policymakers to engage in multi-prism discussions on the role of education in the Global Sustainability Agenda as part of the 63rd annual Comparative and International Education Society (CIES) Conference. A team of 16 experts from IOE representing the Institute’s various R&D units and dimensions of expertise traveled to San Francisco this year to speak at CIES 2019.
Сотрудники департамента психологии приняли участие в юбилейной XX Международной Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ
Две сессии в рамках конференции организовали сотрудники Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований
Парадоксы «народной» педагогики объяснили научно
У родителей, активно вовлеченных в процесс обучения детей, существует своя педагогическая система, зачастую не совпадающая с профессиональными концепциями. Знание о различных теориях воспитания и обучения и насыщенность научными терминами («норма», «психика», «травма»), которые наполняются собственным смыслом, сочетаются у родителей с противоречивостью и неполнотой аргументов. К такому выводу пришла аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Яна Михайлова, которая защитила диссертацию «Структура и содержание обыденных педагогических представлений матерей (на примере Москвы)». Комитет по диссертации единогласно проголосовал за присвоение ей научной степени кандидата наук об образовании ВШЭ (PhD HSE).
Свежие публикации
Вышла статья в сборнике Comparing Post-Socialist Transformations: Purposes, Policies and Practices, где главным соавтором выступает сотрудница ЦКСАО, Елена Минина. Статья посвящена сравнительному анализу политики в области качества образования.
IOE Welcomes First International Summer School ‘Inequality of Educational Opportunities’
In July 2017, the HSE Institute of Education welcomed its first international summer school Inequality of Educational Opportunities. Organized by the IOE International Laboratory for Education Policy Analysis, this venue aimed to promote best-practice approaches to inequality research through multi-dimensional academic debate and learning about today’s advanced methodology in social data analysis.
Конференция CIES 2017 в Атланте
В начале марта сотрудники Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе международной конференции «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017», проходившей в Атланте. С докладами выступили Исак Фрумин, Олег Лешуков, Елена Минина, Павел Сорокин, Зумрад Катаева, а также ряд сотрудников Международной лаборатории анализа образовательной политики: Мартин Карной, Татьяна Хавенсон, Андрей Захаров.
Наша новая зарубежная публикация
В индексируемом базой Scopus журнале «Journal of Education Policy», выходящем под эгидой крупнейшего международного академического издательства Francis&Taylor, опубликована новая статья доцента Института образования Елены Мининой.
На конференции в Вильнюсе обсудили динамику трансформации школы в постсоветских странах
В конференции "Образовательная Политика и Культура: Устойчивые и Радикальные Трансформации" приняла участие с докладом доцент Института образования Елена Минина.
Наша новая зарубежная публикация
В коллективной монографии крупнейшего британского научного издательского дома «Routledge» опубликована глава, написанная доцентом Департамента образовательных программ Института образования Еленой Мининой. Работа представляет собой критический обзор современных англосаксонских научных исследований трансформации образования в постсоветской России.
О советском наследии в образовательных системах стран Центральной Азии, и не только
В рамках цикла семинаров по советскому и постсоветскому образованию в Институте образования прошло второе заседание серии «Высшее образование в Средней Азии».