Черненко Юлия Александровна
- Приглашенный преподаватель:Факультет креативных индустрий / Институт медиа
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2023 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Полномочия / обязанности
Как преподаватель:
- Проведение семинаров по предметам согласно учебному плану;
- Руководство КР и ВКР студентов бакалавриата и магистратуры.
Как эксперт ПУЛ медиакоммуникаций в образовании:
- взаимодействие со студентами в рамках проектов лаборатории;
- проведение исследований, в том числе формирование проектно-учебных групп студентов для участия в исследованиях лаборатории и партнерских исследованиях с другими организациями.
Образование, учёные степени
- 2017Кандидат филологических наук
- 2017
Специалитет: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, специальность «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», квалификация «Исследователь, преподаватель-исследователь»
- 2014
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Журналистика», квалификация «Магистр»
- 2012
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Журналистика», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2018: 4th ECPR Teaching and learning summer school (4я школа для молодых преподавателей социальных наук от European Consortium for Political Research)
Достижения и поощрения
- Благодарность факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ (июль 2020)
- Лучший преподаватель – 2020

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2019-2020)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Russian Media System (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Russian Media System (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Russian Media System (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Media Theories and Student's Individual trajectory" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Исследования медиакоммуникаций в образовании (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
- История и теория медиа (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.04.02. Журналистика", направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- History and Theory of Media (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Critical and Cultural Theories of Media (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Исследования медиакоммуникаций в образовании (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.04.02. Журналистика", направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Critical and Cultural Theories of Media (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Культурные и креативные индустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Медиакоммуникации в образовании (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Анализ аудитории (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.02. Журналистика", направление "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- History and Theory of Media (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Культурные и креативные индустрии (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология и методы медиаисследований" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Разработка сценариев кино и видеоигры (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Анализ аудитории (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
- Анализ медиарынков и медийных организаций (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.04.02. Журналистика", направление "42.04.05. Медиакоммуникации", направление "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Cultural and Creative Industries (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Методы исследований медиатекстов (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология и методы медиаисследований" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Публикации9
- Статья Черненко Ю. А. Влияние культуры на визуальную репрезентацию медиабренда: на материале выпусков Vogue 2018 в шести странах // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 1. С. 159-178. (в печати)
- Статья Черненко Ю. А. Карточный домик политической реальности // Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 1. С. 184-210. doi
- Статья Черненко Ю. А., Сапрыкина Д. И. Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 136-150.
- Статья Chernenko Y. Political Storytelling in Digital Culture: a Tool for Post-Truth Politics? // Communications. Media. Design. 2017. Vol. 2. No. 1. P. 77-88.
- Статья Черненко Ю. А. Политический сторителлинг в условиях новой экологии медиа // Медиаальманах. 2017. № 2. С. 12-19.
- Статья Черненко Ю. А. "Блуждающий сюжет" как инструмент взаимодействия с избирателем (на материалах предвыборной гонки в США в 2015-2016 году) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4. С. 235-243.
- Статья Черненко Ю. А. "Блуждающий сюжет" как инструмент сторителлинга в политическом пиар // Медиаальманах. 2016. № 3. С. 34-41.
- Книга Кронгауз М. А., Пиперски А. Ч., Сомин А. А., Черненко Ю. А., Мерзлякова В. Н., Литвин Е. А. Словарь языка Интернета.RU / Рук.: М. А. Кронгауз; под общ. ред.: М. А. Кронгауз. М. : АСТ-Пресс Книга, 2016.
- Статья Черненко Ю. А. Сторителлинг в политическом пиар и журналистике: механизмы и эффекты блуждающей сюжетики // Медиаальманах. 2016. № 4. С. 21-30.
Конференции
- 2018
XXV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва). Доклад: Shared narratives as a tool for modern strategic communication in political sphere
- European Communication Conference 2018 (Лугано). Доклад: Theories in a shadow: shedding light upon Russian approach to storytelling
- 2017III Межвузовская научно-практическая конференция для бакалавров, магистрантов и аспирантов «Исследования медиа и коммуникаций: теории, практики, исследовательские перспективы» (Москва). Доклад: Political Storytelling as a Tool of Mediatisation of Politics in Digital Culture
- Всероссийская научная конференция "Волшебство экранов" (Москва). Доклад: Карточный домик политической реальности
XXIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва). Доклад: Блуждающий сюжет как инстумент PR в предвыборной гонке (на примере президентских выборов 2016 года в США)
- 2015Вторая Международная научно-практическая конференция «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего» (Москва). Доклад: Блуждающие сюжеты культуры как инструмент манипуляции общественным сознанием
XII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2015» (Москва). Доклад: "Бродячие сюжеты" культуры в политической PR-коммуникации
Информация*
- Общий стаж: 4 года
- Научно-педагогический стаж: 4 года
- Преподавательский стаж: 4 года
Результаты совместной экспедиции Лаборатории и РГБ в виде методического пособия
В мае 2022 года Лаборатория медиакоммуникаций в образовании совместно с Российской государственной библиотекой отправилась в Архангельскую область, чтобы изучить роль библиотек в развитии креативных индустрий в регионах. Эта полуторанедельная экспедиция прошла под эгидой нового проекта Министерства культуры и Российской государственной библиотеки «Гений места», направленного на создание и развитие точек концентрации талантов на базе библиотек.
Эксперты лаборатории и Российской государственной библиотеки провели совместный вебинар о модернизации библиотек
Вебинар был посвящен презентации результатов совместного исследования модернизации библиотек, которая проходит в рамках Национального проекта "Культура"
Научно-исследовательский семинар "Исследования медиакоммуникаций в образовании" получил признание от студентов
Студенты высоко оценили полезность курса для расширения своего кругозора и разностороннего развития.
Совместные исследования НИУ ВШЭ и Российской государственной библиотеки представлены на форуме "Библиотекарь будущего"
Организаторами форума стали Российская государственная библиотека и Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. Модераторами выступили представители библиотек-организаторов: директор департамента модельных библиотек Анастасия Дятловская и директор Молчановки Лариса Сулейманова.
Форум был приурочен к празднованию Общероссийского дня библиотек, где гостей мероприятия - региональных министров и сотрудников библиотек со всей страны поздравила заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова.
Лаборатория разработала образовательную игру для команд школ, развивающую навыки противодействия негативу
«Вова, опять?!» — это игровой модуль на 60 минут, разработанный на основе реальных школьных скандалов, которые попадали в СМИ за последние 5 лет. Игра направлена на отработку навыков противодействия негативной информации, которые необходимы педагогическому коллективу и администрации школ для эффективного урегулирования внутренних конфликтов до того, как они попадут в публичное пространство СМИ и социальных сетей. В центре игрового сюжета — вымышленный ученик, который не учится сам и не дает учиться другим. По легенде, события происходят в майские праздники, когда виновник происходящего находится в деревне у бабушки без связи. Родители в школьных чатах взбунтовались из-за недопустимого поведения ученика, а мама Вовы отрицает все обвинения и защищает сына.
Очные интенсивы "Академии журналистики" в Республике Саха - Якутия
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании провела три интенсива для участников проекта социального воздействия "Улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса". Академия журналистики вернулась в Якутию в очном режиме с новой программой для юнкоров впервые с декабря 2019 года.
Межрегиональный семинар «Буллинг как феномен группового действия»
26 февраля заместитель заведующего лабораторией медиакоммуникаций в образовании Дарья Сапрыкина и эксперт лаборатории Юлия Черненко приняли участие в межрегиональном семинаре «Антропология детства и образования». Организатор встречи – Институт педагогики и психологии образования МГПУ, тема – обсуждение результатов исследования буллинга в школах.
Завершен первый этап масштабного проекта лаборатории медиакоммуникаций в образовании совместно с Российской государственной библиотекой
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании и Российская государственная библиотека проводят совместное исследование, которое направлено на выработку методики оценки результатов модернизации библиотек по модельному стандарту в рамках нацпроекта «Культура».
«Медиакоммуникации в образовании: генератор или провокатор?»
Под таким названием провели совместный онлайн семинар проектно-учебная лаборатория (ПУЛ) медиакоммуникаций в образовании, которая 26 июня отмечает свое трехлетие, и Институт образования НИУ ВШЭ. В онлайн-дискуссии приняли участие не только эксперты: задать свои вопросы смогли журналисты и педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Сургута, Донецка, Самары, Йошкар-Олы, Нур-Султана и других городов.
Приглашаем молодых исследователей на тематическую сессию "Медиакоммуникации в образовании"!
20-21 марта пройдет межвузовская научно-практическая конференция бакалавров, магистрантов и аспирантов "Исследования медиа и коммуникаций: теории, практики, исследовательские перспективы". Наша лаборатория приглашает исследователей медиакоммуникаций в образовании подать заявку на тематическую сессию!
Выход из зоны комфорта: в Якутии прошло первое занятие «Академии журналистики»
Институт образования НИУ ВШЭ и лаборатория медиакоммуникаций в образовании дали старт «Академии журналистики» — проекту, нацеленному на информационную поддержку социальных изменений, которые происходят в Хангаласском улусе.
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании и РГБ провели конкурс «Pro.Чтение: поменяй мир»
19 декабря 2019 года в Российской государственной библиотеке прошел финал конкурса для школьников «Pro.Чтение: поменяй мир». Ученики 7–11 классов представили проекты, которые помогут увлечь чтением сверстников.
Лекторы ВШЭ научат вести конструктивный диалог и критически мыслить
Летний сезон лектория Вышки на ВДНХ завершится в августе циклом лекций «Мыслить критически». Из него слушатели узнают, почему современному человеку необходимо критическое мышление, как выстраивать общение с пользой для себя и собеседников и каким образом fake news и постправда влияют на нашу жизнь.
Студенты ВШЭ выступили на крупной конференции по будущему образования
Международная конференция The Future of Education, прошедшая во Флоренции в девятый раз, собрала более 200 теоретиков и практиков образования из 48 стран. Единственными студентами бакалавриата, выступившими с докладом на конференции, стали студенты Вышки.
Studying Grief in the Phenomenology of Darkness: An International Artistic Research Project
Sound artist Robert Elias Stokowy of Berlin and Yulia Chernenko,lecturer at the HSE Faculty of Communications, Media, and Design, have initiated a joint German-Russian artistic research project entitled, ‘Phenomenology of Darkness’.
Классовая борьба
Как работает буллинг учеников против преподавателей
Вестник МГОУ опубликовал рецензию на «Словарь языка интернета.ru», составленный в Лаборатории лингвистической конфликтологии НИУ ВШЭ
Автор рецензии высоко оценила издание и отметила его высокий научный уровень
Антон Сомин принял участие в выпускном Школы рабочей молодёжи в клубе-ресторане «Петрович»
Младший научный сотрудник лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик провёл игру на знание терминов школьного курса русского языка.
Майнор приглашает друзей
В рамках майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам» 17 мая прошла гостевая лекция Юлии Черненко , медиаисследователя, аспирантки ИМПЭ им. А.С. Грибоедова и одного из авторов "Словаря языка интернета.RU" под редакцией Максима Кронгауза.
Максим Кронгауз, Антон Сомин и другие авторы «Словаря языка интернета.ru» приняли участие в Библионочи в Библиотеке им. И.С. Тургенева
Научный перформанс назывался «Скованные одной сетью»