• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
(495) 709 65 67
Электронная почта:
Адрес: Волгоградский пр-т, д. 46Б, к. 310, 322
SPIN РИНЦ: 1624-0892
Scopus AuthorID: 8548922600
Google Scholar
Часы работы
9.30-18.00
Руководитель
Уточкин И. С.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Фаликман Мария Вячеславовна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.

Образование, учёные степени

  • 2002

    Кандидат психологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов

  • 2001
    Аспирантура: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • 1998

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»

Профессиональные интересы

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; программа "Психология"; 4-й курс, 4 модуль)

Публикации36

Публикации

Монографии, учебники, учебные пособия

  • Общая психология: Внимание. Учебник для ВУЗов. (Рекомендован МО РФ) 1-е изд. М.: Academia, 2006. 2-е изд. М.: Academia, 2010.– 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. – 752 с. М.: АСТ, Астрель, 2010. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Психология мышления (Серия: Хрестоматия по психологии). Ред.-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Ред.-сост. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

 

Статьи и научные сообщения в сборниках и рецензируемых журналах

  • Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. С.87-91. (Соавт. А.Г. Шмелев)
  • Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1. С.89-90.
  • Внимание как проявление активности субъекта в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”. // Психология созидания. Ежегодник РПО. Том 7. Выпуск 2. Казань: 2000. С.22-24. (Соавт. Е.В. Печенкова, Р.С. Шилко)
  • Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. с.99-103. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Стратегия как метасредство решения перцептивной задачи в условиях быстрой смены информации и повышенной “умственной загрузки”. // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во МГСУ, 2002. Ч.2. С.98-106. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Проблема анализа микроструктуры перцептивной деятельности в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции. // Психология как система направлений. Ежегодник РПО. Том 9, выпуск 5. М.: АНО «Инсайт», 2002. С.179-180. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Москва, 2002. С.365-376.
  • Что такое когнитивная наука. // Материалы Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке / Под редакцией А.Н. Гусева, В.Д. Соловьева. М.: УМК “Психология”, 2004. С.5-8.
  • Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4, с.81-90. (Соавт. А.Я. Койфман)
  • Внимание и деятельность: двадцать лет спустя. // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы Пятых чтений памяти Л.С. Выготского / Под ред. Кравцовой Е.Е., Спиридонова В.Ф., Кравченко Ю.Е. М.: РГГУ, 2005. С.327-334.
  • Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3. С.42-48. (Соавт. И.С. Уточкин)
  • Торможение возврата внимания. Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. С.50-58. (Соавт. И.С. Уточкин)
  • Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С.444-461. (Соавт. Е.В.  Печенкова)
  • Взаимосвязь когнитивного и двигательного развития в детском возрасте: сравнительный анализ синдрома дефицита внимания/гиперактивности и синдрома нарушения координации. // Аутизм и нарушения развития. 2006. №1. С.29-41.
  • Современные исследования взаимосвязи становления когнитивных и двигательных функций: предпосылки успешного освоения письма. // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  • Ограничения нисходящих влияний на обработку зрительной информации в условиях «слепоты, вызванной движением // Вопросы психологии. 2009. №2. С.128-134. (Соавт. Д.В. Девятко)
  • Наследие П.И. Зинченко и когнитивная психология с человеческим лицом. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.38-41.
  • Исследование припоминания знаний о предметной области. // Культурно-историческая психология. 2009. №2. С.68-76. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Эффекты превосходства слова в зрительном восприятии и внимании. // Психологический журнал. 2009. №6. С.68-76.
  • Принцип кольцевой регуляции в современной когнитивной психологии восприятия и внимания и проблема единиц перцептивной деятельности // Актуальные проблемы когнитивной науки. Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 2010. С.62-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Решение перцептивной задачи как взаимодействие между восходящими и нисходящими процессами переработки зрительной информации. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Том 3. №3. С.52-65. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Когнитивная наука в Восточной Европе: опыт Нового Болгарского Университета // Методология и история психологии. 2010. Том 5. №2. С.57-64. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Эффект превосходства слова в условиях «мигания внимания» // Вопросы психологии. 2011. №2. C.149-157. (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Contemporary Research on Learning, Remembering, and Forgetting: The Scientif Legacy of P.I. Zinchenko Today // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. С.3-10. (With A. Yasnitsky)
  • Knowledge retrieval strategies: Evidence from an artificial domain. // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49. №3. P.55-67. (With M. Minakova)

 

 

Тезисы докладов

  • Исследование феномена “мигания внимания”. // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Секция “Психология”. М.: 1998. С.107-108.
  • Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: эффект мигания внимания. // Материалы Первой Московской конференции студентов и аспирантов “Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы”. Часть I. М.: СГУ, 1999. С.199-200.
  • Роль процессов группировки в возникновении эффекта мигания внимания. // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Выпуск 5. М.: Изд-во МГУ, 2000. С.319-320.
  • Проблема средств решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции. // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Секция “Психология”. М.: РПО, 2000. С. 156-159. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Влияние семантической группировки стимулов на эффект “мигания” внимания. // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции / Под ред. А.А. Крылова. С-Пб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С.38-40.
  • Влияние индуцированных стратегий на эффект мигания внимания. // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Ломоносов”. Выпуск 6. М.: МГУ, 2001. C.312-313.
  • Эффект преимущества слова и динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции (RSVP). // Психология, педагогика и социология чтения. Материалы V Международной научно-практической конференции 26-28 марта 2001 г. В 2 частях. Ч.II. / Ред.-сост. И.В. Усачева. М.: НИЦ ИНЛОККС, 2002. С.39-40.
  • Динамика внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов: от методологии к методике исследования. // Современная психология: состояние и перспективы. / Под ред. А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. С.233-235. (Соавт. Г.В. Курячий)
  • Возможности и ограничения принципа кольцевой регуляции в моделях решения перцептивной задачи // Материалы Вторых Международных психологических чтений молодых ученых-психологов «Инновации в психологии». Бийск, 2002. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Нейрокогнитивный подход как катализатор психологического исследования динамики зрительного внимания. // Сборник трудов Международной конференции «А.Р. Лурия и психология XXI века». / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. Москва, 2002. С.142.
  • Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand? // 43. Kongress der Deutschen Gesellschaft fuer Psychologie. / E. Van der Meer etc. (Hrsg.) Lengerich: Pabst Science Publishers, 2002. S.324.
  • Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы. // Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.196-198. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа. // Первая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С.237-239. (Соавт. Е.В. Печенкова)
  • “Units” of spatial and temporal attention and visual awareness. // Workshop on Cognitive Science and Neurophilosophy. Abstracts. Tehran: Iranian Institute of Philosophy, 2005. P.5-6.
  • Проблема «центральных ограничений переработки информации» в психологии внимания: возможные решения // Вторая Российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, СПбГУ: 2006. Т.2. С.641-643.
  • On the generality of word superiority effects under various masked presentation conditions. // Visual masking and the dynamics of vision and consciousness. / Eds.: U. Ansorge, G. Francis, M. Herzog, H. Ogmen. Delmenhorst, Germany, 2006. P.13.
  • Прикладные аспекты современной когнитивной науки. // Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006. С.83-88.
  • Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2006. С.71-73.
  • Гуманитарный поворот в когнитивных науках. // Гуманитарные чтения РГГУ-2008. Сборник материалов. М., РГГУ, 2008. с. 137-139.
  • Эффект превосходства слова и интегративные психические процессы. //  Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов. / Отв. ред. М.А. Холодная, М.В. Осорина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. С.192-194.
  • Оценка эффективности извлечения знаний из памяти. // Материалы международной конференции молодых ученых "Психология - наука будущего" под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М: ИПРАН, 2008. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Диагностика индивидуальных особенностей извлечения знаний из памяти. // Сборник материалов 2-й всероссийской конференции "Психология индивидуальности". М., 2008. (Соавт. М.А. Хирова)
  • Would letters forming a word survive motion-induced blindness? // Journal of Vision, 2008, 8(6):1017, 1017a (With D. Devyatko)
  • Is there word superiority in visual search? // Third International Conference on Cognitive Science. Abstracts. Moscow, June 20-25, 2008. Vol.1. P.124-125. (With Pantyushkov A., Horowitz T.S.)
  • On the linguistic mediation of visual attention. // ISCAR 2008. Ecologies of diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms. Book of Abstracts. San Diego, September 8-13, 2008. P. 62.
  • Эффект превосходства слова в условиях невнимания // Материалы научной конференции "Ананьевские чтения - 2009", Выпуск 2. Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии / Под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2009. С. 144-146 (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Нисходящие влияния на обработку зрительной информации в условиях быстрой смены стимулов (на примере эффекта мигания внимания) // Материалы III международной конференции молодых учёных "Психология - наука будущего" / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. С. 152-154. // (Соавт. Е.С. Горбунова)
  • Эффекты превосходства слова в перцептивных задачах и проблема оперативных единиц перцептивной деятельности. // Четвёртая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Томск: Томский государственный университет, 2010. Т.2. С.558-560. (Соавт. Е.В. Печенкова, В.Ю. Степанов, Д.В. Девятко, М.В. Синицына, Е.С. Горбунова)
  • Word superiority within the attentional blink. // Journal of Vision. 2010. Vol.10.  No.7  P.203 (With E. Gorbunova)
  • Методологические проблемы использования функциональной магнитно-резонансной томографии: опыт организации фМРТ-лаборатории в России  // Материалы конференции «В.М. Бехтерев и современная психология». Казань, 2010. (Соавт. Е.В. Печенкова, Р.М. Власова, М.В. Синицына, Е.А. Мершина)
  • Word Superiority Effect and Attention. // B. Kokinov, A. Karmiloff-Smith, N.J. Nersessian (Eds.), European Perspectives on Cognitive Science. Sofia: New Bulgarian University Press, 2011.
  • Эффект превосходства слова при разных формах индуцированного невнимания. // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: БукиВеди, 2011. С.75-80. (соавт. Е.С. Горбунова)
  • Латерализация восприятия речи и музыки у людей с разным профилем функциональной асимметрии: фМРТ-исследование. // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: БукиВеди, 2011. С.197-202. (соавт. Е.В. Печенкова, Р.М. Власова, М.В. Синицына)
  • Эффект превосходства слова в условиях полного и отвлеченного внимания. // Психология и современный мир. Архангельск, 2011. (соавт. Е.С. Горбунова)
  • Temporal processing units relocate the attentional blink // Vision Sciences Society 11th Annual Meeting. Abstracts. Naples, FL, 2011. P.30. (With V. Stepanov)

 

Словарные статьи

  •  Большой Психологический Словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. СПб: Прайм-Еврознак, 2009. Свыше 30 статей, всего ок. 1 п.л.
  • Большая Российская Энциклопедия. Свыше 10 статей.

 

Предисловия

 

  • Предисловие // Фомин А.Е. «Ум практика: от проблемы к плану, от плана к действию». Калуга: КГПУ, 2007. С.3-5.
  • От организаторов // «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Тезисы конференции. М.: БукиВеди, 2011. С.3-4.

Проекты и гранты

Руководитель научных проектов, выполненных по грантам:

  • Индивидуальный грант РФФИ для молодых ученых-2001 (№ 01-06-06002).
  • Индивидуальный грант РФФИ для молодых ученых-2002 (№ 02-06-06009).
  • Грант программы COBASE (Collaboration for Basic Science and Engineering), 2004, соруководитель Тодд С. Хоровитц (Гарвардский университет, США) – совместный проект "Interactions between the word superiority effect and attention" с лабораторией зрительного внимания медицинского факультета Гарвардского университета.
  • «Нисходящие влияния на обработку зрительной информации человеком», 2008-2010, грант РФФИ №08-06-00171a.

 

Исполнитель научных проектов, финансируемых по грантам:

  • «Исследование динамики внимания человека в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”», грант РФФИ № 00-06-80115,
  • «Нисходящие влияния предметных значений и индивидуальных стратегий на процесс построения перцептивного образа», грант РФФИ № 03-06-80191,
  • «Исследование сравнительной эффективности ассоциативной, концептуальной и конструктивной моделей компьютеризированного обучения», грант РФФИ № 97-06-80365,
  • «Формирование письма: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней», грант РФФИ № 04-06-80236,
  • «Эффекты внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции», грант программы «Университеты России – фундаментальные исследования» № 991010.
  • «Функциональное магнитно-резонансное картирование головного мозга человека: разработка методик и создание банка обучающих изображений», грант РФФИ № 10-07-00670-а

Опыт работы

В НИУ ВШЭ с 2011 года

Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Общая психология, преподавание психологии» (диплом с отличием, 1998), аспирантура факультета психологии МГУ (2001).

Кандидат психологических наук (2001). Специальность: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии. Тема диссертации: «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов», научный руководитель – доц. В.Я. Романов. Диссертация защищена на Ученом совете факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Область научных интересов

Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Моделирование познания и искусственный интеллект. Когнитивная лингвистика. Психология и нейронаука. Проблемы и методология междисциплинарного взаимодействия. Исследование внимания, восприятия и памяти человека. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены и краткого предъявления стимулов, эффекты неосознаваемой преднастройки (прайминг-эффекты), структура и уровни организации перцептивной деятельности, ошибки зрительного внимания.

Научные премии и стипендии

Первая премия конкурса молодых ученых к 100-летию А.Р. Лурия за лучшую научную работу (2003).
Персональная стипендия ректора Московского университета «Для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности» (2003).
Ряд премий за доклады на конференциях молодых ученых (1999-2001).
Ряд персональных стипендий для участия в международных научных школах и семинарах (1999-2006).


Дополнительные сведения

Участие в организации конференций

  • Член оргкомитета Первой Российской конференции по когнитивной науке (Казань, 2004), секретарь программного комитета международной конференции «А.Н. Леонтьев и современная психология» (Москва, МГУ, 2003), организатор и руководитель секции по проблемам междисциплинарного взаимодействия на международной конференции Cognitive Modeling in Linguistics (Варна, Болгария, 2005), член программного комитета European Conference in Cognitive Science – 2011; член оргкомитета и программного комитета конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования» (Москва, 2011).
  • Председатель секций на Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке (2003), на ряде международных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 2002, 2003, 2006), на II Московской конференции молодых ученых “Психология в XXI веке: методология, теория и практика” (МПГУ, 2002), на V Международных чтениях памяти Выготского (РГГУ, 2004), на международном семинаре по нейрофилософии сознания и когнитивной науке (Иранский институт философии, Тегеран, 2005).

 

Организатор и научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке (с 2002 г. по наст. вр.) – межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

РЕДАКТИРОВАНИЕ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

Рецензирование для журналов:

  • Психологический журнал РАН
  • Культурно-историческая психология
  • Attention, Perception & Psychophysics
  • Spanish Journal of Psychology

 

Приглашенный редактор:

  • Journal of Russian and East European Psychology

Мария Фаликман на ПостНауке расскывает о познавательных процессах

Какие непосредственно познавательные процессы выделяют психологи? Как можно определить мышление? Что такое ось психологического времени? Об этом на ПостНауке рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Мария Фаликман.