Федерякин Денис Александрович
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
Полномочия / обязанности
Участие в научных проектах; Сбор и обработка количественных данных; Участие в научных семинарах.
Образование
- 2017
Магистр: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2015
Специалитет: Смоленский государственный университет, факультет: Психолого-педагогический, специальность «Педагогика и психология», квалификация «Педагог-психолог»
- 2015
Специалитет: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Смоленский государственный университет, специальность «Педагог-психолог»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Аспирантская стажировка в Университете Калифорнии в г. Беркли, Институт образования, США - 2020.
VI Международная Летняя школа «Теория и практика разработки тестов: прикладная психометрика в психологии и образовании» - 2019.
V Международная Летняя школа «Теория и практика разработки тестов: прикладная психометрика в психологии и образовании» - 2018.
Special Practical and Theoretical Issues in Educational and Psychological Testing - CITO, Арнем, Нидерланды - 2018.
Item Response Theory and Computerized Adaptive Testing using Concerto Platform - Кембриджский университет, Кембриджская бизнес-школа Джаджа, Психометрический центр - 2017.
IV Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании» - 2017.
III Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании» - 2016.
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Лучший преподаватель – 2020
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021-2022)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Introduction to R and Python (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 1 модуль)Анг
- Психометрические теории и анализ тестовых заданий (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Психометрические теории и анализ тестовых заданий (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Психометрические теории и анализ тестовых заданий (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Углубленные методы в психометрике и основы вычислительной психометрики (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Психологический практикум: Психодиагностика и основы психометрики (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психологический практикум: Психодиагностика и основы психометрики (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Публикации16
- Статья Federiakin D., Zlatkin-Troitschanskaia O., Kardanova E., Kühling-Thees C., Reichert-Schlax J., Koreshnikova Y. Cross-national structure of economic competence: Insights from a German and Russian assessment // Research in Comparative and International Education. 2022. P. 1-21. doi
- Статья Dremova O., Maloshonok N., Terentev E., Federiakin D. Criticism and justification of undergraduate academic dishonesty: development and validation of the domestic, market and industrial orders of worth scales // European Journal of Higher Education. 2021. P. 1-18. doi
- Статья Loyalka P., Liu O. L., Li G., Kardanova E., Chirikov I., Hu S., Yu N., Ma L., Guo F., Beteille T., Tognatta N., Gu L., Ling G., Federiakin D., Wang H., Khanna S., Bhuradia A., Shi Z., Li Y. Skill levels and gains in university STEM education in China, India, Russia and the United States // Nature Human Behaviour. 2021. Vol. 5. P. 892-904. doi
- Глава книги Иванова А. Е., Антипкина И. В., Федерякин Д. А. Декомпозиция читательских действий в инструменте измерения навыка чтения // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 1. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2021. Гл. 38. С. 189-193.
- Статья Федерякин Д. А., Ларина Г. С., Карданова Е. Ю. Измерение базовой математической грамотности в начальной школе // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 199-226. doi
- Глава книги Федерякин Д. А. Классификация бифакторных моделей // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 2. Сибирский федеральный университет, 2021. Гл. 66. С. 350-358.
- Статья Федерякин Д. А., Угланова И. Л., Скрябин М. А. Новые источники информации в компьютерном тестировании // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 465. С. 179-187. doi
- Статья Federiakin D. Calibrating the Test of Relational Reasoning: New Information from Oblique Bifactor Models // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1-10. doi
- Препринт Federiakin D. Investigating the Cross-national Comparability of Testing Using Response Times / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2020. No. 57.
- Статья Kanonire T., Federiakin D., Uglanova I. Multicomponent framework for students' subjective well-being in elementary school // School Psychology. 2020. Vol. 35. No. 5. P. 321-331. doi
- Глава книги Federiakin D., Kardanova E. Psychometrical Modeling of Components of Composite Constructs: Recycling Data Can Be Useful, in: Proceedings of the 4th International Conference on Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education (IEELM-DTE 2020) / Ed. by M. Noskov, A. Semenov, S. Grigoriev. Vol. 2770: Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education-2020. Krasnoyarsk : CEUR Workshop Proceedings, 2020. Ch. 20. P. 157-171.
- Глава книги Федерякин Д. А. Время ответа в компьютерном адаптивном тестировании // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. Гл. 45. С. 249-255.
- Статья Федерякин Д. А. Межстрановая сопоставимость результатов тестирования в международных сравнительных исследованиях высшего образования // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 37-59. doi
- Глава книги Федерякин Д. А., Карданова Е. Ю. Психометрическое моделирование сложных конструкторов // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. Гл. 44. С. 242-248.
- Статья Канонир Т., Угланова И. Л., Федерякин Д. А. Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 64-74. doi
- Препринт Federiakin D., Alexandrova E. INVESTIGATING THE DIMENSIONALITY OF TORR: A REPLICATION STUDY / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2017. No. 87.
Конференции
- 2021International Objective Measurement Workshop (Berkeley). Доклад: Rasch modelling of learning patterns: getting more from repeated measure
- International Meeting of Psychometric Society (Maryland). Доклад: On the Critique of the Oblique Bifactor Models: Conditions for Identification and Problems in Interpretation
- 22nd Annual Meeting of the Association for Educational Assessment – Europe (Dublin). Доклад: Decomposition of the Composite:Relating Students' Abilities from Item Response and Cognitive Diagnostic Models
V Международная научная конференция «Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании» (Красноярск). Доклад: Декомпозиция читательских действий в инструменте измерения навыка чтения
V Международная научная конференция «Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании» (Красноярск). Доклад: Классификация бифакторных моделей
- XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: What Cognitive Diagnostic Models Can Provide for the Monitoring of Competencies in Higher Education?
- X международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) (Москва). Доклад: Применение моделей когнитивной диагностики в мониторинговых исследованиях школьного образования
- 2020
International Meeting of Psychometric Society (Maryland). Доклад: Rasch Model with Time Parameters for Tests with Speediness-Items and Achievement-Items
IV Международная научная конференция «Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании» (Красноярск). Доклад: Время ответа в компьютерном адаптивном тестировании
IV Международная научная конференция «Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании» (Красноярск). Доклад: Психометрическое моделирование сложных конструкторов
- 2018Seventh International Conference on Probabilistic Models for Measurement (Perth). Доклад: Systematically Providing Cross-National Comparability for International Assessment
- 19th Annual Conference of the Association for Educational Assessment - Europe (Неймеген). Доклад: Investigation of Composite Constructs Structure: Opportunities from Bi-Factor IRT Models
- International Junior Faculty Reserach Conference of the KoKoHs Program (Берлин). Доклад: Configural Comparability of Composite Constructs: a Case of Relational Reasoning
- 2017
18th Annual Conference of the Association for Educational Assessment - Europe (Прага). Доклад: Providing Validity Evidence for the Engineering Students Professional Competences Test (evidence from Russia and China)
- 18th Annual Conference of the Association for Educational Assessment - Europe (Прага). Доклад: Providing Validity Evidence for the Engineering Students Professional Competences Test (evidence from Russia and China)
- 2016
Association for Educational Assessment – Europe (Лимассол). Доклад: Providing Cross-national Comparability of Test Results for International Assessment in Higher Education
Информация*
Членство в научных ассоциациях
Член Европейской Ассоциации Образовательного Оценивания с 2016 года.
Член Психометрического общества с 2017 года.
Ученые проверили прогресс студентов по математике, физике и критическому мышлению
Группа ученых из четырех стран подвела итоги «Супертеста» – масштабного исследования прогресса студентов-инженеров в России, Китае, Индии и США. Исследование впервые позволило отследить, как меняются компетенции в области физики, математики и навыки критического мышления студентов компьютерных наук и электронной инженерии на протяжении учебы, и сопоставить данные четырех стран.
Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый
Вторничный семинар Института образования был посвящен проблеме субъективного благополучия детей в школе. Психометрики озвучили результаты исследований — как меняются самочувствие и переживания школьников в разном возрасте, и представили инструмент, с помощью которого можно делать такие измерения. Возможно, новые данные позволят поставить вопрос о другой логике деления школы на начальную и основную.
SUPERtest в Берлине
5-8 декабря в Берлинском университет имени Гумбольдта прошла Международная конференция молодых исследователей, в которой приняли участие сотрудники Центра социологии высшего образования Евгения Шмелева и Центра мониторинга качества образования Денис Федерякин.
Building bridges to future educational assessment: сотрудники ЦМКО на международной конференций Европейской Ассоциации образовательного оценивания AEA-Europe
C 7 по 11 ноября в сразу в двух городах Голландии, Арнеме и Неймегене, прошла 19ая конференция Association for Educational Assessment – Europe. Конференция обединяет исследователей и практиков в области образовательного оценивания. Сотрудники Центра мониторинга качества образования выступили с докладами и познакомились с последними тенденции психометрики в образовании.
Сотрудники Центра мониторинга качества образования выступили на внутреннем семинаре Института образования с докладом "Разработка и валидизация опросника субъективного благополучия в школе для учащихся начальной школы"
На традиционном семинаре Института Образования сотрудниками Центра были представлены результаты валидизационного исследования опросника субъективного благополучия в школе для учащихся начальной школы: в докладе освещались теоретическая рамка и психометрические характеристики опросника.
Стажировка преподавателей в Нидерландах
Преподаватели магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» вернулись из CITO (Нидерланды) – крупнейшего центра по разработке инструментов оценивания и измерения в образовании в Европе. На протяжении стажировки они глубже познакомились с такими темами, как компьютерное адаптивное тестирование, новый подход в измерениях evidence-centered design и совершенно революционный подход к исследованию межгрупповой сопоставимости.
Поздравляем наших выпусников с поступлением в аспирантскую Школу по образованию!
Четверо выпускников нашей магистерской программы начали обучение в аспирантуре Института образования.