Кузьмина Юлия Владимировна
- Старший научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Образование, учёные степени
- 2021Кандидат психологических наук: Психологический институт Российской академии образования, специальность психология, тема диссертации: Когнитивные механизмы несимволической репрезентации количества
- 1996
Специалитет: Красноярский государственный университет, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2022 Программа повышения квалификации "Машинное обучение", 114 часов, НИУ ВШЭ
2021 Программа повышения квалификации "Математика для анализа данных", 114 часов, НИУ ВШЭ
2019 VI International Summer School ‘Applied Psychometrics in Education and Psychology’, "Vertical scaling and growth modeling"
2018 LCSR Summer School "Bayesian Approach in Social Science"
2018 V International Summer School "Applied Psychometrics in Psychology and Education", "Ananlyzing Rating Data and Multilevel Rater Modelling Approaches"
2012 Программа повышения квалификации «Причинные модели и структурные уравнения» (100 часов) . Организатор – ФГАОУ ВПО «НИУ ВШЭ»
2010 IERI Весенняя Академия. Анализ данных международных исследований (Hamburg)
2010 KSI Research International. Тренинг по теме "Многоуровневый анализ данных в образовании" (Genoa, 2010)
2008 Программа повышения квалификации по курсу «Теория нейропсихологии детского возраста и нейропсихологическая диагностика детей».(МПСИ) Руководитель: профессор, д.псих.наук Цветкова Л.С., 25.03-25.11.2008
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2022)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2018)
- Лучший преподаватель – 2022
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023)
Полномочия / обязанности
Ведущий аналитик Центра психометрики и измерений в образовании
Сбор и анализ данных психологических и образовательных исследований. Написание статей и аналитических материалов.
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Психометрика в когнитивной психологии (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Углубленная статистика (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленная статистика (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
Psychometrics and Statistics II (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Psychometrics and Statistics II (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Тестирование в когнитивной сфере (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Углубленная статистика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленные методы анализа данных в социальных науках: многоуровневый регрессионный анализ и структурное моделирование (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Тестирование в когнитивной сфере (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Углубленная статистика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленные методы анализа данных в социальных науках: многоуровневый регрессионный анализ и структурное моделирование (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Углубленная статистика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленные методы анализа данных в социальных науках: многоуровневый регрессионный анализ и структурное моделирование (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Cognitive Assessment (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 4 модуль)Анг
Конференции
- 2015XVI Апрельская международная научная конференция (Москва). Доклад: Эффект Большой Лягушки в Маленьком пруду: академическая самооценка и достижения
- 2013XIV Апрельская Конференция НИУ-ВШЭ (Москва). Доклад: Стало ли российское образование эффективнее за 8 лет? (На данных международного исследования PISA)
- The European Conference on Educational Research ECER 2013 (Стамбул). Доклад: The Dynamics of Effect of School Year on PISA Achievement over 10 Years in East European Countries
- The European Conference on Educational Research ECER 2013 (Стамбул). Доклад: The Dynamics of Effect of School Year on PISA Achievement over 10 Years in East European Countries
- 201256th annual Conference of the Comparative and International Education (San Juan). Доклад: School year effect on student achievement in PISA
- XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Что дает год обучения российскому школьнику? По данным анализа результатов PISA-2009
- XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Кто поступает в вузы Москвы? Типологизация первокурсников через двухшаговый кластерный анализ
- The European Conference on Educational Research ECER (Cadiz). Доклад: The Effect of Schooling on Math Performance in PISA2009
Публикации43
- Статья Kuzmina Y., Ivanova A., Ilya Denisov. Academic Achievement of First Graders with Inattentiveness and Hyperactivity in Classes with Various Academic Compositions // Elementary School Journal. 2023. Vol. 123. No. 4. P. 538-562. doi (в печати)
- Препринт Kuzmina Y., Юсупова Э. М. The Numerical Ratio Effect for Digits and Number Words: the Lack of Individual Differences / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2023.
- Статья Kuzmina Y., Antipkina I. The Association between Approximate Number Sense (ANS) and Math Achievement Depends on the Format of the ANS Test // Journal of Cognition and Development. 2022. Vol. 23. No. 4. P. 545-570. doi
- Статья Kanonire T., Lubenko J., Kuzmina Y. The Effects of Intrinsic and Extrinsic Reading Motivation on Reading Performance in Primary School // Journal of Research in Childhood Education. 2022. Vol. 36. No. 1. P. 1-13. doi
- Статья Kuzmina Y., Malykh S. The effect of visual parameters on nonsymbolic numerosity estimation varies depending on the format of stimulus presentation // Journal of Experimental Child Psychology. 2022. No. 224. Article 105514. doi
- Глава книги Tyumeneva Y. A., Kuzmina Y., Chirkina T. Can the Components of Grit Predict the Long-Term Educational Outcomes?, in: Multidisciplinary Perspectives on Grit: Contemporary Theories, Assessments, Applications and Critiques. Springer, 2021. P. 193-218. doi
- Статья Malykh S., Kuzmina Y., Tikhomirova T. Developmental Changes in ANS Precision Across Grades 1–9: Different Patterns of Accuracy and Reaction Time // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article 589305. doi
- Статья Kuzmina Y., Ivanova A., Georgijs K. Inattention, hyperactivity/impulsivity, and mathematics: Exploring gender differences in a nonclinical sample // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 119. Article 104107. doi
- Статья Kuzmina Y., Tikhomirova T., Lysenkova I., Malykh S. Domain-general cognitive functions fully explained growth in nonsymbolic magnitude representation but not in symbolic representation in elementary school children // Plos One. 2020. Vol. 15. No. 2 doi
- Препринт Larina G., Kuzmina Y., Georgijs K. The Precision of Symbolic Numerical Representation in Verbal Format Has an Indirect Effect on Math Performance in First Grade / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2020. No. 120.
- Статья Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross-cultural Longitudinal Study // Developmental Science. 2019. Vol. 22. No. 4 doi
- Статья Tyumeneva Y. A., Kardanova E., Kuzmina Y. Grit: Two Related but Independent Constructs Instead of One. Evidence From Item Response Theory // European Journal of Psychological Assessment. 2019. Vol. 35. No. 4. P. 469-478. doi
- Статья Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence // Frontiers in Psychology. 2019 doi
- Статья Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D. The effect of phonological processing on mathematics performance in elementary school varies for boys and girls: Fixed‐effects longitudinal analysis // British educational research journal. 2019. Vol. 45. No. 3. P. 640-661. doi
- Препринт Ilyushina N., Kuzmina Y., Kaiky D. the Deficit of Phonological Processing Associated with both Maths and Reading Difficulties Rather than Separate Maths or Reading Difficulties / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2019. No. 107.
- Статья Loyalka P., Kuzmina Y., Zakharov A. Catching the Big Fish in the Little Pond (Effect): Causal Evidence from 33 Countries and Regions // Comparative Education Review. 2018. Vol. 62. No. 4. P. 542-564. doi
- Препринт Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D. The effect of phonological ability on math is modulated by socioeconomic status in elementary school / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2018.
- Статья Kuzmina Y., Ivanova A. The effects of academic class composition on academic progress in elementary school for students with different levels of initial academic abilities // Learning and Individual Differences. 2018. No. 64. P. 43-53. doi
- Статья Лебедева Н. В., Кузьмина Ю. В. Самооценка как возможный предиктор карьеры в области STEM: адаптация опросника для измерения пяти факторов самооценки // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 53-63. doi
- Статья Кузьмина Ю. В., Корешникова Ю. Н., Енчикова Е. С. Связь установок и стажа учителей с образовательными достижениями учащихся в начальной школе // Педагогика и психология образования. 2018. № 1. С. 18-31.
- Препринт Kuzmina Y., Ivanova A., Antipkina I. DIRECT AND INDIRECT EFFECTS OF PHONOLOGICAL ABILITY AND VOCABULARY KNOWLEDGE ON MATH PERFORMANCE IN ELEMENTARY SCHOOL / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2017.
- Глава книги Likhanov M., Zaharov I. M., Kuzmina Y., Budakova A., Vasin G., Malykh S., Kovas Y. Maths anxiety does not moderate the link between spatial and maths ability, in: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Issue XXXIII: CPE 2017 International Conference on Psychology and Education, 08-09 June 2017. Nicosia : Future Academy, 2017. doi P. 212-226. doi
- Глава книги Иванова А. Е., Антипкина И. В., Кузьмина Ю. В. Фиксация неравенства в начальных классах: обучение в «обычных» и «престижных» школах // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 2.2. С. 82-104.
- Препринт Kuzmina Y. CAN TEACHER PRACTICES REDUCE THE GENDER GAP IN MATHEMATICS INTEREST FOR STUDENTS WITH DIFFERENT ACHIEVEMENTS? / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2016.
- Статья Kuzmina Y., Carnoy M. The effectiveness of vocational versus general secondary education: evidence from the PISA 2012 for countries with early tracking // International Journal of Manpower. 2016. Vol. 37. No. 1. P. 2-24. doi
- Статья Тихомирова Т., Мисожникова Е., Кузьмина Ю. В., Малых С. Взаимосвязь невербального интеллекта и успешности в математике в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 6-22.
- Статья Кузьмина Ю. В. Эффект «большой лягушки в маленьком пруду»: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 4. С. 712-740.
- Препринт Carnoy M., Kuzmina Y. THE EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL VERSUS GENERAL SECONDARY EDUCATION: EVIDENCE FROM PISA 2012 FOR The Effectiveness of Vocational versus General Secondary Education: Evidence from the PISA 2012 for Countries with Early Tracking / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2015.
- Статья Tyumeneva Y. A., Kuzmina Y. The Difference That One Year of Schooling Makes for Russian Schoolchildren Based on PISA 2009: Reading / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2015. Vol. 57. No. 4. P. 214-253.
- Статья Попов Д. С., Кузьмина Ю. В. Системное неравенство в образовании: сравнительная оценка грамотности в России и странах ОЭСР // Журнал исследований социальной политики. 2015. № 4. С. 515-532.
- Статья Попов Д. С., Кузьмина Ю. В. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48-57.
- Препринт Tyumeneva Y. A., Kuzmina Y., Kardanova E. IRT Analysis And Validation Of The Grit Scale: A Russian Investigation / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2014. No. WP BRP 24/PSY/2014.
- Препринт Popov D., Kuzmina Y. The Problem of Social Inclusion and Evaluation of Adult Literacy in Russia / Leibniz Institute for the Social Sciences (GESIS). Series ssoar-405412 "Sociology of Education". 2014.
- Статья Кузьмина Ю. В. Метод разрывной регрессии и метод отбора подобного по вероятности для оценки эффекта одного года обучения: опыт применения на примере данных PISA 2009 // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 7-37.
- Глава книги Ларина Г. С., Кузьмина Ю. В. Стало ли российское образование эффективнее за восемь лет? (на данных международного исследования PISA) // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 565-574.
- Статья Кузьмина Ю. В. Выбор специальности обучения: прямой и непрямой эффект семейных факторов // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 133-140.
- Статья Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Типологизация первокурсников Москвы: кто поступает в столичные вузы? // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 205-231.
- Статья Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Что дает год обучения российскому школьнику. На материалах PISA-2009: грамотность чтения // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 107-135.
- Препринт Popov D., Kuzmina Y., Tyumeneva Y. A. Pathways to Life. The Monitoring Of School and University Graduates' Educational and Work Trajectories. / University of Leeds. Series "Education-Line". 2012.
- Препринт Tyumeneva Y. A., Kuzmina Y. The Effect of One Extra Year of Schooling on Pisa Results: a Case of Countries with Different Tracking Systems / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2012. No. 08.
- Статья Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. 2012. Т. 334. № 2. С. 135-142.
- Статья Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Читательская грамотность 15 летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик (по данным российской выборки PISA-2009) // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 164-191.
- Статья Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Индивидуально-психологические предикторы в лонгитюдных исследованиях образовательных и профессиональных карьер // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 30-53.
Опыт работы
Сентярь 2017 - н.в. ФГБНУ "Психологический институт РАО", лаборатория возрастной психогенетики, научный сотрудник
По совместительству: НИУ ВШЭ, Институт образования НИУ ВШЭ, Центр психометрики и измерений в образовании, научный сотрудник
Январь 2016 – сентябрь 2017 научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ
Январь 2014 – январь 2017 – научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Сентябрь 2012 – н.в. Старший преподаватель Института образования НИУ ВШЭ. Курс «Углубленные методы анализа данных в социальных науках: многоуровневое моделирование и моделирование структурными уравнениями» (для магистров программы «Измерения в психологии и образовании»)
Апрель 2009 – январь 2014 – аналитик Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ (ГУ) Высшая школа экономики
Информация*
- Общий стаж: 26 лет
- Научно-педагогический стаж: 10 лет
- Преподавательский стаж: 2 года
Inattentiveness in Girls Has a More Serious Impact on Mathematical Achievement than in Boys
Scientists from the Institute of Education at HSE University have shown that children with high levels of inattentiveness demonstrate lower performance in mathematics in primary school, and that this underachievement is more pronounced in girls than in boys. A similar correlation was not observed in the case of hyperactivity.
Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике
Ученые Института образования НИУ ВШЭ показали, что дети с высоким уровнем невнимательности демонстрируют более низкие достижения в математике в начальной школе, и это отставание больше выражено у девочек, чем у мальчиков. Для гиперактивности такой закономерности не обнаружено.
How Child’s Phonological Ability Impacts Their Aptitude in Math
A recent study by IOE experts Alina Ivanova, Diana Kaiky and Yulia Kuzmina finds a link between the phonological ability of school starters (e.g., sensitivity to the sound composition of speech, the ability to identify individual sounds and syllables, etc.) and their capacity in math. The socio-economic status of the child’s family turns out to be an important modulator in the phonology–math relationship, the study suggests.
The Relationship Between Phonology and Mathematics
What Determines a First Grader’s Success
Связь фонологии и математики
От чего зависят успехи первоклассника
IOE Academics Recognized for High-impact Research
A cross-country benchmarking of student achievement gains in vocational versus general secondary tracks, which was published by IOE experts Julia Kuzmina and Martin Carnoy in 2016, has received a 2017 Highly Commended Award from Emerald’s International Journal of Manpower.
Why High-performing Peer Groups Can Undermine Student Success
Being part of a very capable class at school can undermine some students' self-esteem and academic achievement.
Почему плохо учиться в сильном классе
Обучение в классе с очень способными детьми может снижать самооценку и успеваемость школьника.
В Институте образования состоялась Международная конференция "Траектории и образовательный выбор"
Учёные из Высшей школы экономики и зарубежные партнёры проекта, работающие с данными лонгитюдного иследования "Траектории в образовании и профессии", представили результаты своих исследований, выполненных на материалах этого проекта.
Как самооценка школьника и его интерес к предмету связаны с оценками по математике?
Сотрудница нашей Лаборатории Юлия Кузьмина провела исследование и выяснила, от чего зависят баллы ЕГЭ по математике и дальнейшие достижения школьников.
Публикация нашей сотрудницы Юлии Кузьминой вошла в список лучших за 2015 год по версии журнала "Социологические исследования". Поздравляем!
Исследование Юлии Кузьминой и Дмитрия Попова "Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России" стало лучшим в номинации "Новые подходы в социологических исследованиях".
Как повысить интеллектуальный потенциал нации?
4 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась вторая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».