• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
8 (495) 772-95-90 * 15-366
Электронная почта:
Адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
SPIN РИНЦ: 9544-7221
ORCID: 0000-0002-2319-398X
ResearcherID: I-2053-2012
Scopus AuthorID: 6602069835
Google Scholar
Часы консультаций
по предварительной договоренности
Руководитель
Фаликман М. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Асмолов Александр Григорьевич

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
  • Научно-педагогический стаж: 37 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2008
    Действительный член РАН
  • 1997
    Ученое звание: Профессор
  • 1996
    Доктор психологических наук
  • 1982
    Ученое звание: Доцент
  • 1976
    Кандидат психологических наук
  • 1972

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»

Достижения и поощрения

  • Награды:

    • нагрудный значок «Высшая школа СССР» за заслуги в области высшего образования СССР,
    • медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук,
    • золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования,
    • орден Дружбы,
    • медаль Л.С. Выготского Российской академии образования,
    • юбилейный нагрудный знак «250 лет МГУ имени М.В.Ломоносова».


    Премии:

    • лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования,
    • лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея»,
    • победитель в номинации «Личность года в российской психологии» Национального психологического конкурса «Золотая психея».


    Почетные звания:

    • «Заслуженный работник высшей школы Российской федерации»;
    • «Заслуженный профессор Московского Университета».
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (март 2019)
  • Благодарность Общественной палаты Российской Федерации (январь 2014)
  • Премия Правительства РФ в области образования (октябрь 2010)
  • Орден Дружбы (сентябрь 2010)
  • Медаль "За заслуги перед Томским государственным университетом" (февраль 2009)
  • Диплом "Заслуженного профессора Московского университета" (декабрь 2008)
  • Золотая медаль "За достижения в науке" Российской академии образования (ноябрь 2007)
  • Медаль "За веру и добро" (март 2006)
  • "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" (январь 2005)
  • Нагрудный знак "За отличные успехи в работе"

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Теория и методология современной психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2010 г.: член редсовета журнала «Вопросы образования».

  • С 2010 г.: главный редактор журнала «Образовательная политика».

  • С 2008 г.: член редсовета журнала «Культурно-историческая психология».

  • С 2000 г.: член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

  • С 2000 г.: член редколлегии журнала «Мир психологии».

  • С 2017 по 2019 гг.: член редколлегии журнала «Психологические исследования: электронный научный журнал».

  • С 2001 по 2003 гг.: главный редактор журнала «Век толерантности. Научно-публицистический вестник».

Конференции

  • 2019
    XX Международные чтения памяти Л.С. Выготского (Москва). Доклад: Личность в историко-эволюционной ретроспективе и перспективе
  • XIII Санкт-Петербургский саммит психологов (Санкт-Петербург). Доклад: Вечный вопрос психологии: помогает ли решение проблем психологии разрешать "психологические проблемы"?
  • 2018
    Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка (Москва). Доклад: Понимающая психотерапия: в пространстве Бога и человека
  • Международная конференция "Ананьевские чтения - 2018. Психология личности: традиции и современность" (Санкт-Петербург). Доклад: Психология за границами психологии: в поисках антропологического синтеза
  • 2017
    V Международный конгресс памяти А.Р. Лурия "Луриевский подход в мировой психологической науке" (Екатеринбург). Доклад: Horizons of neurorehabilitation: Purposeful movement as generation of meaning
  • Всероссийский психологический форум / Съезд Российского психологического общества (Казань). Доклад: Будущее психологии или психология без будущего: блеск и нищета междисциплинарности
  • 2016
    Международный конгресс "Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам", посвященный 80-летию со дня рождения А.А.Леонтьева (Москва). Доклад: От «Разума в обществе» (Л.С. Выготский) к «Деятельному уму» (А.А. Леонтьев): культурно-деятельностное движение
  • Международный сетевой конгресс "Разум в обществе: культурно-деятельностный поворот. К 120-летию Л.С.Выготского" (Москва). Доклад: Разум в обществе: от эволюционной методологии познания - к практикам обретения Себя

Публикации12

Гранты

1. Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ (РНФ, 2018-2020, №18-18-00365, руководитель Солдатова Г.У.)

2. Издание монографии "Методологические основы психологии" (РФФИ, 2019-2020, №19-113-00078, руководитель Асмолов А.Г.)

3. Историко-эволюционный синтез развития сложных систем как методология социального конструирования вариативного образования (РФФИ, 2016-2018, №16-06-00764, руководитель Асмолов А.Г.)

4. Проект организации Международной научно-практической конференции "Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili" (РФФИ, 2018, №18-013-20110\18, руководитель Асмолов А.Г.)


Опыт работы

Российский психолог, политик, публицист; заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда "Вклад в будущее", доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета, академик Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Награжден орденом Дружбы, медалью К.Д. Ушинского и медалью Л.С. Выготского. Профессор года - 2018 в номинации «Психологические науки», член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

А.Г. Асмолов – ученик классиков психологии А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. В своих исследованиях развивает идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и неклассической биологии активности Н.А.Бернштейна.

Является основателем методологии системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа развития личности; их реализации в стратегии персонализации и социокультурной модернизации образования, а также в культурных практиках вариативного образования; когнитивной психологии активности.

Член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов России, главный редактор журнала «Образовательная политика», член редколлегий и редсоветов журналов: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологические исследования», «Культурно-историческая психология», «Вопросы образования», «Учительской газеты».

Автор более 400 работ, изданных в России и за рубежом, по методологии и теории эволюции сложных систем, культурно-исторической психологии, психоистории, политической психологии, этологии, психофизике, нейрокогнитивной науке, психологии личности, психологии переговоров и конфликтов, практической психологии образования, а также по проблемам межкультурного диалога, толерантности и профилактики агрессивного поведения.

А.Г. Асмолов является автором монографий - «Деятельность и установка» (1979), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002 ); учебника «Психология личности: культурно-историческое понимание человека» (5 изд. – с 1990 г. по 2019 г.), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012, 2015), «Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции» (2018), ««Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен» (2018), «Vygotsky Today: On the Verge of Non-classical Psychology» (1998 ), «Das Persönlichkeitsproblem - Tätigkeit und Einstellung» (2014).

А.Г. Асмолов большое внимание уделяет популяризации идей человековедения, культуры достоинства, мотивации саморазвития человека, преадаптивной природы шутов и «гадких утят» в потоках изменений, эволюционной футорологии в различных авторских циклах передач на радио и телевидении, в публикациях в СМИ и в интернете.

 

Его метафоры « Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»; « Изменяй себя Не Изменяя Себе», «Код Непредсказуемости как символ поведения человека» с пристрастием обсуждаются теми , кого волнуют загадки поведения изменяющейся личности в изменяющимся мире.

Департамент психологии на XIV Санкт-Петербургском Саммите психологов

Психологи НИУ ВШЭ приняли участие в 14-м Санкт-Петербургском Саммите психологов, представив на нём ряд дискуссионных докладов.

2 декабря 2019 года прошли «Чтения, посвященные 90-летию со дня рождения академика РАО Д.И. Фельдштейна»

2 декабря Российская академия образования провела чтения, посвященные 90-летию со дня рождения доктора психологических наук, академика РАО Давида Иосифовича Фельдштейна. В рамках мероприятия обсуждались дискуссионные проблемы взросления человека в процессе онтогенеза в контексте теоретико-методологических подходов и направлений исследований Д.И. Фельдштейна.

С юбилеем!

Департамент психологии поздравляет своего профессора-исследователя, директора по исследованиям развития человека НИУ ВШЭ, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Григорьевича Асмолова с 70-летием и рассчитывает на многолетнее и плодотворное продолжение сотрудничества.

Юбилей Александра Григорьевича Асмолова

22 февраля юбилей Александра Асмолова, директора по исследованиям развития человека.

Академические обмены: российские постдоки Вышки

Около года назад в Вышке стартовала специальная программа поддержки молодых исследователей, окончивших аспирантуры российских вузов, – постдоков, которые прежде не учились и не работали в НИУ ВШЭ. Программа призвана способствовать формированию академического рынка в России и укреплению практики интеллектуального обмена между университетами. Это не простой перенос в Вышку зарубежной практики привлечения молодых исследователей, получивших степень PhD, а модификация этого института с учетом российских реалий. В сегодняшнем выпуске «Окон роста» мы публикуем интервью с нашими новыми коллегами – российскими постдоками Вышки.

8

сотрудников НИУ ВШЭ вошли в новый состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Состоялась школа молодых ученых «Эволюционные концепции в психологии: история и современное состояние»

В мероприятии приняли участие магистранты и аспиранты департамента психологии НИУ ВШЭ

«Удалось договориться потому, что не было предметников»

Самые яркие цитаты семинара «Чему учить детей сегодня для успеха в будущем?».

«Если мы не выясним «драйверов» роста, то у нас останутся неуспешные дети»

Самые яркие цитаты спикеров семинара «Новые достижения российских учащихся в международном исследовании PIRLS-2016».