Уваров Александр Юрьевич
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 40 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2010Доктор педагогических наук
- 1978Старший научный сотрудник
- 1971Кандидат педагогических наук
- 1966
Специалитет: Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, специальность «Самолетостроение»
Достижения и поощрения
Награжден медалью "Ветеран труда"
Лауреат премии правительства РФ в области образования за 2009 год
Научный руководитель диссертационных исследований
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Публикации13
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. A combined methodology to assess innovative ICT-supported teaching methods based on quantitative data, in: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. P. 553-559.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. Make use of SELFIE data to generate targeted recommendations for school teams: two instruments, in: Proceedings of the 17th International Conference on Cognition and exploratory learning in the digital age (CELDA 2020). IADIS Press, 2020. P. 383-386.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. School Digital Transformation Assessment: from Numerical Representation to a Qualitative Multi-dimensional Analysis, in: Proceedings of the 4th International Conference on Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education (IEELM-DTE 2020) / Ed. by M. Noskov, A. Semenov, S. Grigoriev. Vol. 2770: Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education-2020. Krasnoyarsk : CEUR Workshop Proceedings, 2020. P. 16-27.
- Книга Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Модели обновления общего образования в развивающейся цифровой среде: Ан- нотированная библиография — М.: ТОРУС ПРЕСС, 2020. 122 с. Торус Пресс, 2020.
- Глава книги Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Модели для описания изменений образовательных организаций в ходе их цифровой трансформации // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. С. 391-395.
- Статья Уваров А. Ю., Дворецкая И. В. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ПОДДЕРЖАННОЙ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, НА ОСНОВЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 66(2). С. 29-45.
- Книга Уваров А. Ю., Ван С., Кан Ц., Чжу С., Цзян С. «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае» / Отв. ред.: И. В. Дворецкая. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019. doi
- Глава книги Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Фрумин И. Д. Глава 4. Об основных направлениях работ по цифровой трансформации образования // В кн.: Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019. Гл. 4. С. 239-282.
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019.
- Статья Уваров А. Ю., Каракозов С. Д., Сулейманов Р. С. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ // Наука и школа. 2015. № 1. С. 17-27.
- Статья Уваров А. Ю., Семенов А. Л. Тридцать лет - это все-таки мало // Информатика и образование. 2015. № 7. С. 6-8.
Конференции
- 2015Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство (Горис). Доклад: Электронные учебники и учебный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде
- Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство (Горис). Доклад: Электронные учебники и учебный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде
Участие в редколлегиях научных журналов
- Член редакционной коллегии журнала "Наука в школе";
- Член редакционной коллегии журнала "Преподаватель XXI век"
С 2016 г.: член редколлегии журнала «Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования».
С 2014 г.: член редколлегии журнала «Преподаватель XXI век».
С 2013 г.: член редколлегии журнала «Наука и школа».
Опыт работы
Преподавал: Московская школа No165, МГЗПИ, МИФИ, УРАО, Шанинка, МИОО
Работал:МГУ, АПН СССР, Минпрос СССР, АН СССР, УРАО, ВЦ РАН
Школа на распутье
Сегодня развитие школы в цифровой среде идет по инерционному сценарию. Усилия по ее цифровой трансформации недостаточны и пока не приводят к главному – к тому, чтобы школа нацелилась на высокий образовательный результат каждого. Это грозит деградацией школы и даже социальным дарвинизмом – предупреждает профессор Инобра Александр Уваров в исследовании «Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования». Социальный дарвинизм – явления, когда элементы естественного отбора начинают проявляться в общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что доступ к качественному образованию могут получить только богатые – трансформация ее работы не произойдет.
Как оценивать знания в эпоху covid?
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
«Цифре» в школе поставят оценку
Исследователи Института образования ВШЭ предложили список критериев – как оценивать цифровизацию школы. Он был представлен на конференции экспертов, которую провели ученые Вышки вместе с Комиссией по развитию образования и науки Общественной Палаты РФ, модератор – заместитель председателя Комиссии Александр Русаков. Пока в списке семь пунктов, но возможно, к ним удастся добавить еще три. По заданию государства Инобр разрабатывает «профильный» мониторинг: первые школы в десяти регионах России (их список сейчас составляет Минпрос) пройдут его уже в ближайшие месяцы.
Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект
Сегодня стартует вторая российско-китайская конференция. Ставка на новые технологии, которые должны изменить образовательный процесс, делаются повсеместно, но насколько универсальны вызовы, с которыми сталкиваются разные страны, и чему стороны могут «научить» друг друга?
От чатботов до геймификации
Опубликована программа российско-китайской конференции в ВШЭ.
Exploring Ireland’s Best Practices in Digital Schooling
IOE doctoral student Irina Dvoretskaya, who has concentrated most of her research on topics of digital transformation in secondary education, has recently completed her PhD internship with the Centre for Research in IT in Education (CRITE) in Dublin, the Republic of Ireland. During her stay at CRITE, Irina was focused on exploring how Irish schools from various socioeconomic settings put to use the potential of modern ICT to make a difference in school-age learning & development.
Приручить «кельтского тигра»
Аспирантка Инобра Ирина Дворецкая изучила цифровизацию школ в Ирландии.