Уваров Александр Юрьевич
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 42 года.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2010Доктор педагогических наук
- 1978Старший научный сотрудник
- 1971Кандидат педагогических наук
- 1966
Специалитет: Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, специальность «Самолетостроение», квалификация «Инженер-механик»
Достижения и поощрения
Награжден медалью "Ветеран труда"
Лауреат премии правительства РФ в области образования за 2009 год
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Дворецкая И. В. Процессная оценка освоения цифровых технологий российскими школами, 2022
- 2Пашковская Л. В. Дидактические условия перехода к гибридным формам обучения в магистратуре (aспирантура: 1-й год обучения)
- 3Романова О. Ю. Цифровые интеллектуальные инструменты как катализатор изменения традиционных практик преподавания иностранного языка в высшей школе России и Китая (на материале преподавания китайского как иностранного) (aспирантура: 1-й год обучения)
- 4Кочак Э. Трансформация взаимодействий на уроках в контексте цифрового обновления школ (aспирантура: 2-й год обучения)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Публикации25
- Книга Amelina N., Dvoretskaya I., Olga Romanova, Savitsky K., Udayadas G., Uvarov A., Yang J., Zhuang R. Analytical Report on the Global Innovations and Monitoring of the Status of Smart Education. UNESCO IITE; HSE University; BNU, 2022.
- Книга Uvarov A., Miao F., Hinostroza J. E., Isaacs S., Lee M., Orr D., Senne F., Martinez A., Song K., Holmes W., Vergel de Dios B. Guidelines for ICT in education policies and masterplans. P. : United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2022.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A., Kochak E. The Smart Education Progress Measurement: can Field Experts' Opinions Help?, in: Resilience and Future of Smart Learning: Proceedings of 2022 International Conference on Smart Learning Environments. Springer, 2022. P. 223-232. doi
- Глава книги Уваров А. Ю. О дефицитах исследований и разработок для цифровой трансформации отечественной школы // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы VI Международной науч. конф., г. Красноярск, 20–23 сентября 2022 г. : в 3 ч. Ч. 2. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 343-348.
- Глава книги Дворецкая И. В., Уваров А. Ю. Рамочная модель цифрового обновления общего образования и оценка использования ИКТ-поддержанных инновационных способов учебной работы // В кн.: Информационные технологии для Новой школы. Материалы XIII Всероссийской конференции с международным участием. ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2022. С. 20-32.
- Статья Авдеева С. М., Уваров А. Ю., Тарасова К. В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 218-243. doi
- Статья Уваров А. Ю. Цифровое обновление образования: на пути к «идеальной школе» // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 2. С. 5-13. doi
- Книга Dvoretskaya I., Uvarov A., Романова О. Ю., Savitsky K. Global innovations of smart education. UNESCO, 2021. (в печати)
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. Innovative ICT-supported teaching and the school’s digital renewal stages, in: Lecture Notes in Educational Technology Vol. 43: Science Education in Countries Along the Belt & Road. Singapore : Springer, 2021. (в печати)
- Глава книги Уваров А. Ю. Готовы ли школы к цифровой трансформации? // В кн.: Большие данные в образовании: доказательное развитие образования. Сборник научных статей II Международной конференции, 15 октября 2021 года, Москва / Под общ. ред.: О. А. Фиофанова. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. С. 169-180.
- Глава книги Уваров А. Ю., Вихрев В. В., Водопьян Г. М., Дворецкая И. В., Кочак Э., Савицкий К. Л. На пути к построению многоаспектной процессной модели цифрового обновления школы // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 2. Сибирский федеральный университет, 2021. С. 677-681.
- Статья Уваров А. Ю., Вихрев В. В., Водопьян Г. М., Дворецкая И. В., Кочак Э., Левин И. Школы в развивающейся цифровой среде: цифровое обновление и его зрелость // Информатика и образование. 2021. Т. 36. № 7. С. 5-28. doi
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. A combined methodology to assess innovative ICT-supported teaching methods based on quantitative data, in: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. P. 553-559.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. Make use of SELFIE data to generate targeted recommendations for school teams: two instruments, in: Proceedings of the 17th International Conference on Cognition and exploratory learning in the digital age (CELDA 2020). IADIS Press, 2020. P. 383-386.
- Глава книги Dvoretskaya I., Uvarov A. School Digital Transformation Assessment: from Numerical Representation to a Qualitative Multi-dimensional Analysis, in: Proceedings of the 4th International Conference on Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education (IEELM-DTE 2020) / Ed. by M. Noskov, A. Semenov, S. Grigoriev. Vol. 2770: Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education-2020. Krasnoyarsk : CEUR Workshop Proceedings, 2020. P. 16-27.
- Глава книги Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Модели для описания изменений образовательных организаций в ходе их цифровой трансформации // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. С. 391-395.
- Книга Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В. Модели обновления общего образования в развивающейся цифровой среде: Аннотированная библиография. Торус Пресс, 2020.
- Статья Уваров А. Ю., Дворецкая И. В. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ПОДДЕРЖАННОЙ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, НА ОСНОВЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 66(2). С. 29-45.
- Книга Уваров А. Ю., Ван С., Кан Ц., Чжу С., Цзян С. «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае» / Отв. ред.: И. В. Дворецкая. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019. doi
- Глава книги Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Фрумин И. Д. Глава 4. Об основных направлениях работ по цифровой трансформации образования // В кн.: Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019. Гл. 4. С. 239-282.
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Рук.: А. Ю. Уваров; под общ. ред.: А. Ю. Уваров, И. Д. Фрумин. М. : Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019.
- Статья Уваров А. Ю., Каракозов С. Д., Сулейманов Р. С. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ // Наука и школа. 2015. № 1. С. 17-27.
- Статья Уваров А. Ю., Семенов А. Л. Тридцать лет - это все-таки мало // Информатика и образование. 2015. № 7. С. 6-8.
Конференции
- 2020IX международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (Онлайн). Доклад: Меняется ли оценка качества образования в ходе его цифровой трансформации?
- 2015Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство (Горис). Доклад: Электронные учебники и учебный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде
- Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство (Горис). Доклад: Электронные учебники и учебный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде
Участие в редколлегиях научных журналов
- Член редакционной коллегии журнала "Наука в школе";
- Член редакционной коллегии журнала "Преподаватель XXI век"
С 2016 г.: член редколлегии журнала «Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования».
С 2014 г.: член редколлегии журнала «Преподаватель XXI век».
С 2013 г.: член редколлегии журнала «Наука и школа».
Опыт работы
Преподавал: Московская школа No165, МГЗПИ, МИФИ, УРАО, Шанинка, МИОО
Работал:МГУ, АПН СССР, Минпрос СССР, АН СССР, УРАО, ВЦ РАН
Информация*
- Общий стаж: 59 лет
- Научно-педагогический стаж: 42 года
- Преподавательский стаж: 3 года
Когда «цифру» внедряют сверху, педагоги видят в этом недоверие к себе
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
Школа на распутье
Сегодня развитие школы в цифровой среде идет по инерционному сценарию. Усилия по ее цифровой трансформации недостаточны и пока не приводят к главному – к тому, чтобы школа нацелилась на высокий образовательный результат каждого. Это грозит деградацией школы и даже социальным дарвинизмом – предупреждает профессор Инобра Александр Уваров в исследовании «Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования». Социальный дарвинизм – явления, когда элементы естественного отбора начинают проявляться в общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что доступ к качественному образованию могут получить только богатые – трансформация ее работы не произойдет.
Как оценивать знания в эпоху covid?
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
«Цифре» в школе поставят оценку
Исследователи Института образования ВШЭ предложили список критериев – как оценивать цифровизацию школы. Он был представлен на конференции экспертов, которую провели ученые Вышки вместе с Комиссией по развитию образования и науки Общественной Палаты РФ, модератор – заместитель председателя Комиссии Александр Русаков. Пока в списке семь пунктов, но возможно, к ним удастся добавить еще три. По заданию государства Инобр разрабатывает «профильный» мониторинг: первые школы в десяти регионах России (их список сейчас составляет Минпрос) пройдут его уже в ближайшие месяцы.
Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект
Сегодня стартует вторая российско-китайская конференция. Ставка на новые технологии, которые должны изменить образовательный процесс, делаются повсеместно, но насколько универсальны вызовы, с которыми сталкиваются разные страны, и чему стороны могут «научить» друг друга?
От чатботов до геймификации
Опубликована программа российско-китайской конференции в ВШЭ.
Exploring Ireland’s Best Practices in Digital Schooling
IOE doctoral student Irina Dvoretskaya, who has concentrated most of her research on topics of digital transformation in secondary education, has recently completed her PhD internship with the Centre for Research in IT in Education (CRITE) in Dublin, the Republic of Ireland. During her stay at CRITE, Irina was focused on exploring how Irish schools from various socioeconomic settings put to use the potential of modern ICT to make a difference in school-age learning & development.
Приручить «кельтского тигра»
Аспирантка Инобра Ирина Дворецкая изучила цифровизацию школ в Ирландии.