Гагарина Динара Амировна
- Заведующий сектором:НИУ ВШЭ в Перми / Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований / Сектор исторических исследований
- Доцент:НИУ ВШЭ в Перми / Факультет социально-экономических и компьютерных наук / Кафедра гуманитарных дисциплин
- Академический руководитель образовательной программы:Цифровые методы в гуманитарных науках
- Член Ученого совета НИУ ВШЭ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 17 лет.
Образование, учёные степени
- 2010Кандидат педагогических наук: Российская академия образования
- 2004
Магистратура: Пермский государственный университет, специальность «математика», квалификация «магистр математики»
- 2002
Бакалавриат: Пермский государственный университет, специальность «Математика, Прикладная математика», квалификация «бакалавр математики»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- The Science of Well-Being, Yale University, Coursera, 2020;
- Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects McMaster University, University of California San Diego, Coursera, 2020;
- Storytelling and influencing: Communicate with impact, Visionary leadership, identity & motivation: Become a meaning maker, Университет Маккуори, Coursera, 2020;
- Менеджмент профессиональной траектории, ТГУ, Coursera, 2020;
- 7-й, 8-й, 9-й, 10-й Европейский летний университет по цифровой гуманитаристике «Культура и технологии» (European Summer University in Digital Humanities «Culture & Technology»), Университет Лейпцига, Германия, 2016, 2017, 2018, 2019;
- Преподаем в Вышке/Teach for HSE, 2019;
- Инфографика и визуализация данных, 2019;
- Профессиональная переподготовка, программа "История", квалификация "Преподаватель истории высшей школы", 2019;
- Английский как средство: методика преподавания на английском языке, НИУ ВШЭ, 2018;
- More than DH: профильная программа, НИУ ВШЭ, 2018;
- Актуальные проблемы современного исторического знания, ПГНИУ, 2018;
- Робототехника и интеллектуальные системы, ПГНИУ, 2018;
- Летняя школа «За пределами редактирования: передовые решения и технологии» («Beyond Editing: Advanced Solutions and Technologies»), DARIAH, Университет Праги, Чехия, 2017;
- Программа по текстометрии «Технологии TXM», Лаборатория ICAR, Университет Лиона, Франция, 2015;
- Программа «Научные и образовательные информационные системы для историков», Университет Кельна, Германия, 2007;
- Программа «Информационные технологии в обучении гуманитарным дисциплинам», Университет Граца, Австрия, 2007;
- Школы и семинары «Текстовое наследие и современные информационные технологии», Россия, Болгария, 2007-2014.

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2019)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Концепции и подходы Digital Humanities (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Концепции и подходы Digital Humanities (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Публичная история (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Публичная история (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Цифровая грамотность (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Цифровое образование (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Введение в Науку о данных (Магистратура; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Концепции и подходы Digital Humanities (Магистратура; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Математические методы в исторических исследованиях (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Цифровая грамотность (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Digital education (Магистратура; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Цифровые проекты для социальных и культурных институций (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Математические методы в исторических исследованиях (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Публичная история (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 3-й курс, 4 модуль)Рус
- Публичная история (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Цифровая грамотность (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Цифровые и мультимедийные технологии в музейном деле и историко-культурном, событийном туризме (Магистратура; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Цифровые проекты для социальных и культурных институций (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- История и теория медиа (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Концепции и подходы Digital Humanities (Факультатив; 2 модуль)Рус
- Математические методы в исторических исследованиях (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Цифровая грамотность (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Цифровая грамотность (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Цифровая история (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
20222
- Глава книги Ismakaeva I., Kornienko S., Gagarina D., Senina A. Digital Approaches for Studying Elected Representative Institutions in Late Imperial Russia, in: Science and Global Challenges of the 21st Century - Science and Technology. Cham: Springer, 2022. doi Ch. 342. P. 919-926. doi
- Статья Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д., Кимерлинг А. С., Корниенко С. И., Мингалев В. В. В поисках научных приоритетов: исторические исследования в пермском кампусе НИУ ВШЭ // History HSE. 2022. № 1. С. 171-179.
20214
- Глава книги Гагарина Д. А. Digital Humanities как элемент гуманитарного образования // В кн.: Цифровое обучение: методики, практики, инструменты. Материалы вебинаров, бесед и исследований Юрайт. Академии Вып. 4: Летняя школа преподавателя 2021. М. : Юрайт, 2021. С. 64-67.
- Статья Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д. Public History and the Digital Turn (The Russian Case) // Public History Weekly. 2021. Т. 9. № 10 doi
- Книга Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Поврозник Н. Г. Исторические информационные системы: теория и практика. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Статья Гагарина Д. А., Гагарин А. С. Образовательная робототехника: анализ вызовов рынка // Образовательная политика. 2021. № 4 (88). С. 90-102. doi
20203
- Статья Гагарина Д. А., Корниенко С. И. Digital Humanities: образовательный ландшафт // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2020. № 3 (89). С. 1-15. doi
- Глава книги Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д., Маслов В. Н. Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: создание научно-образовательного ресурса // В кн.: Исторические исследования в контексте науки о данных: информационные ресурсы, аналитические методы и цифровые технологии. Тезисы международной конференции. Москва, 4–6 декабря 2020 г. М. : МАКС Пресс, 2020. doi С. 50-52. doi
- Книга Гагарина Д. А., Исмакаева И. Д. Учебно-методическое пособие "Изучаем Digital Humanities". [б.и.], 2020.
20193
- Книга Гагарина Д. А., Гагарин А. С. Робототехника в России: образовательный ландшафт / Под общ. ред.: Д. А. Гагарина, С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Д. А. Гагарина, С. Г. Косарецкий. Ч. 1. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019.
- Книга Гагарина Д. А., Косарецкий С. Г., Гагарин А. С., Гошин М. Е. Робототехника в России: образовательный ландшафт / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий, Д. А. Гагарина; науч. ред.: С. Г. Косарецкий, Д. А. Гагарина. Ч. 2. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019.
- Статья Гагарина Д. А., Корниенко С. И. Цифровая оптика: микро и макро в историческом исследовании // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2019. № 3. С. 175-183. doi
20184
- Глава книги Gagarina D. Making DH-Course Together, in: Digital Humanities 2018: Book of Abstracts / Libro de resúmenes. Mexico : Red de Humanidades Digitales A. C., 2018. P. 587-588.
- Глава книги Гагарина Д. А., Гагарин А. С. Образовательное робототехническое сообщество: портрет и информационные потребности // В кн.: Робототехника и образование: школа, университет, производство. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред.: Д. А. Гагарина. Пермь : Пермский университет, 2018. С. 11-16.
- Глава книги Рудаков Г. А., Шкарапута А. П., Поляков В. В., Гагарина Д. А. Опыт преподавания робототехники студентам разных специальностей // В кн.: Робототехника и образование: школа, университет, производство. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред.: Д. А. Гагарина. Пермь : Пермский университет, 2018. С. 84-89.
- Книга Робототехника и образование: школа, университет, производство. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред.: Д. А. Гагарина. Пермь : Пермский университет, 2018.
20174
- Глава книги Гагарина Д. А., Корниенко С. И. "Концепции и подходы Digital Humanities" как учебный курс // В кн.: Преподавание математики и компьютерных наук в высшей школе. Пермь : Издательство Пермского государственного национального исследовательского университета, 2017. С. 14-17.
- Статья Кирьянов И. К., Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Сенина А. В. Депутаты с повторяющимся парламентским статусом в позднеимперской России: кейс Государственной Думы четвертого созыва, 1912 – 1917 годы // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2017. № 1. С. 178-188. doi
- Глава книги Гагарина Д. А., Корниенко С. И. Историко-ориентированные информационные системы в контексте цифровых гуманитарных наук // В кн.: Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, 16–18 мая 2017 г.): в 2 ч. Ч. 2. Пермь : Издательство Пермского государственного национального исследовательского университета, 2017. С. 98-102.
- Глава книги Корниенко С. И., Гагарина Д. А. Историко-ориентированные информационные системы: от сохранения источников к новым методам их изучения // В кн.: Информационные технологии в гуманитарных науках. Сибирский федеральный университет, 2017. С. 86-87.
20166
- Глава книги Gagarina D., Kornienko S. Digital Editions of Russia: Provincial Periodicals for Scholarly Usage, in: Digital Editions: Academia, Cultural Heritage, Society. Koln : University of Cologne, 2016. P. 29-30.
- Глава книги Gagarina D., Kornienko S. The First World War in Perm Provincial Periodicals, in: Digital Humanities 2016. Conference Abstracts (Jagiellonian University & Pedagogical University, Kraków, 11–16 July 2016). Kraków : , 2016. P. 608-609.
- Глава книги Гагарина Д. А. Информационное моделирование историко-ориентированных систем // В кн.: El'Manuscript-2016: Rasytinis palikimas ir informacines technologijos. V : Lietuvių kalbos institutas, 2016. С. 303-307.
- Статья Гагарина Д. А., Корниенко С. И., Поврозник Н. Г. Информационные системы в цифровой среде исторической науки // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2016. Т. 7. № 51. С. 1-12. doi
- Статья Гагарина Д. А., Харисова А. Р. Революция 1917 года и Гражданская война в пермской губернской периодике: возможности организации и визуализации источников // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. 2016. № 45. С. 139-140.
- Глава книги Корниенко С. И., Поврозник Н. Г., Гагарина Д. А., Харисова А. Р. Университет и библиотека: сотрудничество в области сохранения и изучения губернской периодики // В кн.: Роль библиотек в информационном обеспечении исторической науки / Рук.: Е. А. Воронцова; отв. ред.: А. О. Чубарьян, В. Р. Фирсов. М. : Этерна, 2016. С. 500-514.
20151
Конференции
Выборочно
- 2021Cеминар “Цифровые музейные проекты и исследования” (Пермь). Доклад: Проект "Пространство соучастия": развитие взаимодействия университетов с культурными и социальными индустриями
- 2020eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2020 (eSTARS 2020) (Москва). Доклад: Цифра в высшем историческом образовании: от цифровой грамотности до профильных программ
- II Всероссийская научная студенческая конференция «Микросюжеты в гуманитарных науках: малые истории о больших процессах» (Москва). Доклад: Исторические исследования и Digital Humanities
- DH Advent 2020 (Москва). Доклад: Рынок труда для цифровых гуманитариев
- DH Advent 2020 (Москва). Доклад: Боли DH-образования
- 2019Digital methods and research data management in the humanities and social sciences (Москва). Доклад: Parliamentarians of Pre-Revolutionary Russia at the Beginning of the 20th Century
- EdCrunch (Москва). Доклад: Лирика и немного физики: как и почему трансформируется высшее гуманитарное образование
- IV Международная научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ – Пермь (Пермь). Доклад: Новые гуманитарии: что общество и работодатели ждут от выпускников гуманитарных факультетов
- EdCrunch (Москва). Доклад: Forever young: робототехника в российском образовании
Data & Science: цифровые методы в гуманитарных науках (Москва). Доклад: Истории о Data Science в истории
- Первая международная научно-практическая конференция «Робототехника, искусственный интеллект, общество: новые вызовы» (Пермь). Доклад: Робототехника и образование (в рамках панельной дискуссии "Технологические контуры будущего: роботы в обществе и для общества")
- Межкампусный семинар «Практики Digital Humanities: методы и инструменты». (Пермь). Доклад: Пленарная сессия по развитию DH в кампусах: текущее состояние и перспективы
- Межкампусный семинар «Практики Digital Humanities: методы и инструменты». (Пермь). Доклад: Дискуссия "Гуманитарное без человеческого лица"
- 2018
Digital Humanities 2018 - Annual Conference of the Alliance of Digital Humanities Organizations (Мехико). Доклад: Making DH-Course Together
- Всероссийская научная конференция "Естественнонаучные методы в цифровой гуманитарной среде". 15-18 мая 2018 года (Пермь). Доклад: Digital Humanities: как, где и что изучать?
- Информационные технологии в гуманитарных науках — 2017 (Красноярск). Доклад: Историко-ориентированные информационные системы: от сохранения источников к новым методам их изучения
- EADH 2018: Data in Digital Humanities (Голуэй). Доклад: Introduction to Digital Humanities: Course Based on Data Types
- eSTARS (Москва). Доклад: Почему мы все еще не сняли MOOC по Digital Humanities и каким он мог бы быть
- 2017
Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования (Пермь). Доклад: Историко-ориентированные информационные системы в контексте цифровых гуманитарных наук
- 2016
Digital Humanities 2016 — Annual Conference of the Alliance of Digital Humanities Organizations (Краков). Доклад: The First World War in Perm Provincial Periodicals
- Письменное наследие и информационные технологии - El'Manuscript-2016 (Vilnius). Доклад: Информационное моделирование историко-ориентированных систем
Гранты
Руководство
- Разработка курса «Концепции и подходы Digital Humanities», грант благотворительного фонда Владимира Потанина, 2017-2018.
- Информационная среда исторического образования: модель, ресурсы, методы обучения, грант РГНФ № 11-36-00379а2, 2011-2012.
Участие (выборочно)
- Проект «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities», Зеркальная лаборатория НИУ ВШЭ.
- Социокультурный облик и модели поведения гласных губернских земских собраний (на материалах Московского, Санкт-Петербургского и Пермского земства второй половины XIX века), РФФИ.
- Пермская губернская периодика (1914-1919 гг.) как исторический источник для изучения Первой мировой войны: создание информационной системы и источниковедческий анализ, РГНФ.
- Историко-ориентированные информационные системы: методологические, теоретические и прикладные проблемы создания и использования, РФФИ.
- Формирование парламентской субэлиты в позднеимперской России, РФФИ.
- Революция 1917 года и Гражданская война в пермской губернской периодике: источниковедческий анализ, РГНФ.
- Пермские газеты колчаковского периода: сохранение, документирование и изучение средствами информационных технологий, РГНФ.
- Парламентская история дореволюционной России: научно-образовательный интернет-портал, РГНФ.
Популяризация науки
- Основатель и главный редактор научно-популярного портала "Занимательная робототехника" (с 2014 года).
- Основатель проекта "Изучаем Digital Humanities".
- Автор колонок и интервью на научно-поулярных порталах Чердак, oLogy, IQ.HSE.ru и др.
Опыт работы
- НИУ ВШЭ – Пермь:
- заведующая сектором исторических исследований, с 2021 по наст.вр.;
- декан социально-гуманитарного факультета, 2019-2021;
- доцент, и.о. зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, 2018-2019;
- академический руководитель программы магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках», с 2020 по наст.вр.;
- Пермский государственный национальный исследовательский университет:
- доцент кафедры информационной безопасности и систем связи, 2018;
- доцент кафедры новейшей истории России, 2009–2018;
- доцент кафедры информационных технологий, 2004–2018;
- Центр цифровой гуманитаристики ПГНИУ (ранее – Лаборатория исторической и политической информатики), 2004–2018; научный сотрудник, в 2016–2018 – и.о. директора;
- Научно-популярный портал «Занимательная робототехника», с 2014 по наст. вр.; основатель, в 2014–2018 – главный редактор.
В пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялись защиты магистерских диссертаций первого набора программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Студенты учились два года в гибридном формате, но для представления исследований приехали в Пермь. Темы магистерских диссертаций разнообразны, касаются и гуманитарной, и технологической сфер приложений. О работах и студентах рассказала руководитель магистратуры Динара Гагарина, а выпускники поделились важными моментами о том, как изменило их жизнь и карьеру обучение в Вышке.
«Что такое цифровая история?» – интервью Динары Гагариной
Динара Гагарина, руководитель центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ в Москве и заведующая сектором исторических исследований НИУ ВШЭ в Перми, рассказала о возможностях и проблемах цифровой истории. Выкладываем расшифровку интервью из шоу Картаева и Махарадзе на радио «Маяк».
Названы победители конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ сотрудников НИУ ВШЭ
Жюри определило победителей по 25 дисциплинам в двух номинациях — научной и научно-популярной. Были отмечены 51 и 15 работ соответственно. Также 6 работ жюри посчитало заслуживающими особого внимания. Церемония награждения состоялась 6 июня в Малом зале Центра культур Вышки.
Пермский кампус НИУ ВШЭ на XXIII Ясинской международной научной конференции
На XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества исследователи пермского кампуса НИУ ВШЭ представили доклады в рамках секций «Арктические исследования», «Социокультурные процессы», «Социальная и экономическая история», «Спортивные исследования» и «Международные отношения». Мы попросили коллег рассказать о своих исследованиях.
Магистратура «Цифровые методы в гуманитарных науках»: соединение цифрового, технического и человеческого в интересах человека
На магистерской программе «Цифровые методы в гуманитарных науках» легко сочетаются науки о человеке, программирование, современные инструменты анализа и визуализации данных. Академический руководитель магистратуры Динара Гагарина представляет Россию на крупнейшей интернет-платформе Digital Humanities Course Registry. Рассказываем подробно о том, кому будет интересна программа и как на нее поступить.
‘Our Strength Is in Our Interdisciplinarity, Both Methodologically and Practically’
What are the necessary digital competencies for students of humanities? Where can they apply their knowledge and skills? What projects in digital humanities are currently underway at HSE University Perm? Dinara Gagarina, HSE University-Perm scholar and the national representative of Digital Humanities Course Registry, answers these and other questions in her interview with the HSE Look.
Историческая география: магистранты Вышки приняли участие в научной школе в Екатеринбурге
Студенты магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» активно принимают участие в различных научных школах и конференциях. На днях две студентки съездили в Екатеринбург на Вторую научную школу по исторической географии.
Итоги второго этапа проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»
Проект «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities» (Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ) реализуется совместно НИУ ВШЭ – Пермь и БФУ им. Канта (г. Калининград). В рамках второго этапа проведен междисциплинарный анализ миграций в Молотовской и Калининградской областях, подготовлены публикации, организован ряд важных научных мероприятий.
Пермская делегация на конференции в БФУ им. Канта
С 16 по 18 декабря в БФУ им. Канта состоялась Пятая зимняя школа по гуманитарной информатике в Калининграде. Преподаватели и студенты кафедры гуманитарных дисциплин приняли участие в зимней школе и посетили Калининград.
Динара Гагарина: «Каждый специалист должен обладать высоким уровнем Data Culture»
Каждый пятый пермяк планирует в 2022 году пройти переобучение для работы в IT-сфере. Такие данные приводит исследовательский центр Зарплаты.ру. Согласно опросу, сегмент высоких технологий привлекает высокими зарплатами и возможностью удалённой работы. Могут ли специалисты гуманитарных профессий попасть в IT-сферу? Как этому помогает магистратура Вышки? Руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина объяснила в специальном интервью для РБК-Пермь.
Статьи сотрудников ИГИТИ в журнале Международной федерации публичных историков (IFPH) Public History Weekly (PWH)
Номер Russian Historians and Public History посвящен публичной истории в России.
Динара Гагарина стала национальным модератором самой большой платформы курсов по Digital Humanities
Академический руководитель магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина теперь представляет Россию на интернет-платформе Digital Humanities Course Registry, где размещаются DH-курсы разного формата (от отдельных дисциплин до магистратур и летних школ) со всего мира.
Чтобы что? Колонка о том, зачем мы пришли в образование
Авторская колонка Динары Гагариной
Динара Гагарина на ММСО: тенденции развития образовательной робототехники
Академический руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Динара Гагарина выступила модератором сессии «После бума»: рынок образовательной робототехники в поисках новых форматов обучения и продвижения» Московского международного салона образования. На сессии обсуждались тенденции образовательной робототехники на фоне замедления развития отрасли и в условиях пандемии.
Динара Гагарина о Public History
Что изучается в курсе по публичной истории в пермском кампусе НИУ ВШЭ? Какие компетенции он формирует? И какие проекты разрабатывают студенты? Рассказала декан социально-гуманитарного факультета Динара Гагарина в подкасте о публичной истории «Анкер».
Онлайн-консультации для абитуриентов магистратуры: отвечаем на вопросы о поступлении
Приглашаем абитуриентов на онлайн-консультации с академическими руководителями образовательных программ!
Digital Humanities – перспективное междисциплинарное направление для всех педагогов
Четверть студенческой группы магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» – педагоги среднего и высшего образования. Это учителя и преподаватели истории, обществознания, английского языка, математики и инженерных дисциплин – и совсем молодые, и уже опытные.
Физики, лирики, а посередине — роботы
О проекте декана социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Динары Гагариной — в блоге Вышки на vc.ru
5 вопросов о программе «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Цифровые методы в гуманитарных науках — это программа магистратуры НИУ ВШЭ – Пермь, на которой легко сочетаются науки о человеке, программирование, современные инструменты анализа и визуализации данных. Хотите знать больше? Академический руководитель Динара Гагарина ответила на самые популярные вопросы поступающих.
Правильная стратегия выбора вуза: советы Динары Гагариной
Декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь Динара Гагарина в интервью радио «Маяк» рассказала о критериях выбора вуза, о разнице в выборе вуза для школьника и для взрослого, о престижности и моде на университеты. Публикуем самые важные рекомендации.
История устами Чернобога: студент пермской Вышки создал необычный просветительский проект
«Иной город: мистические истории Перми» — так называется работа первокурсника магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» Никиты Маткина. Ее особо отметили в конкурсе лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ по направлению «История и искусствоведение». Об идее проекта, учебе в Вышке и любви к родному городу Никита рассказал новостной службе портала.
Тренды высшего образования: новые возможности обучения в Высшей школе экономики
Период пандемии изменил тренды высшего образования, появились новые форматы и инструменты. Например, в Высшей школе экономики 25% всех дисциплин теперь составляют межкампусные курсы, позволяющие студентам любого кампуса слушать лекции и учиться у ведущих профессоров и экспертов. О новых возможностях в обучении рассказала декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина в интервью «Рифей-Пермь».
Локдаун, социальная дистанция, красная зона – как 2020 год изменил нашу речь
СМИ, кино, соцсети, новости, значимые общественные процессы, литература и политика – все эти явления отражаются на нашей речи и русском языке. Какие новые слова появились в 2020 году в связи с пандемией COVID-19? В интервью телеканалу «Рифей-Пермь» объясняет декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина.
Подведены итоги конкурса «Пространство соучастия 2019-2020»
Завершился конкурс «Пространство соучастия 2019-2020», в котором участвовали 35 университетских продюсерских команд и их партнеры – музеи, научные институты, библиотеки, театры, архивы, благотворительные и спортивные организации Красноярска, Новосибирска, Перми, Нижнего Новгорода, Казани, Петербурга.
Марафон Homo Digitus: цифровая трансформация общества
Социально-гуманитарный факультет НИУ ВШЭ – Пермь провел 4-х дневный марафон Homo Digitus — 2021. Преподаватели и студенты пермского кампуса обсудили трансформации общества и гуманитарных наук, эксперты провели мастер-классы по использованию цифровых инструментов для анализа и визуализации данных и рассказали об опыте реализации научных и прикладных проектов в области Digital Humanities. Публикуем видеозаписи мастер-классов!
Быть деканом is…
Авторская колонка Динары Гагариной, декана соцгума пермской Вышки
НИУ ВШЭ - Пермь ищет научных сотрудников на проекты "Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities" и "Data Science в гуманитарных исследованиях"
Социально-гуманитарный факультет и сектор исторических исследований научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований Пермского кампуса НИУ ВШЭ объявляет о приеме заявок на конкурс соискателей должности научных сотрудников по проектам “Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities” и “Data Science в гуманитарных исследованиях” Программы привлечения российских постдоков в 2021-2022 учебном году. Срок действия Программы – 1 год, с возможностью продления на такой же срок.Для участия в конкурсе необходимо до 15 мая 2021 года подать заявку, заполнив форму регистрации на сайте Программы.
Динара Гагарина о digital humanities, выборе профессии и робототехнике
Декан социально-гуманитарного факультета, академический руководитель «Цифровые методы в гуманитарных науках» Динара Гагарина рассказала о своем пути от математики к истории, о том, как будет развиваться цифровая гуманитаристика, как выбрать профессию и университет, и зачем ребенку нужна робототехника в интервью для проекта «Академия первых». Публикуем запись.
Студентка НИУ ВШЭ – Пермь стала победителем стипендиального конкурса Альфа-Банка
Подведены итоги стипендиального конкурса программы Альфа-Шанс, направленного на поддержку талантливых студентов. На конкурс было подано более тысячи заявок из 80 российских вузов. Из них эксперты отобрали 30 лучших студентов, которые получат грант на 300 тысяч рублей. В списке победителей — студентка 3-го курса программы «История» пермского кампуса НИУ ВШЭ Луиза Вероника Ким-Истомина.
Динара Гагарина о цифровой грамотности
Половина работающих россиян убеждена, что обладает низким уровнем знаний и навыков в сфере информационных технологий и это мешает получить высокооплачиваемую работу. Таковы результаты исследования аналитического центра НАФИ. В чем причины, тенденции, от чего зависит самооценка уровня цифровых компетенций и какие каналы получения знаний в этой сфере есть в Пермском крае? Об этом в интервью РБК-Пермь рассказывает декан социально-гуманитарного факультета, академический руководитель магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных исследованиях» Динара Гагарина.
«Цифровые музейные проекты и исследования» – как Вышка преображает музеи
11 февраля прошел семинар “Цифровые музейные проекты и исследования”, организованный НИУ ВШЭ – Пермь. На нем преподаватели и студенты всех кампусов Вышки обсудили музей как объект междисциплинарного взаимодействия. На докладах присутствовали слушатели из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Кызыла и Красноярска.
О профессиях будущего — в коллаборации социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь и «Системного блока»
Рубрика «Новый рынок труда» от социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь расскажет о трансформациях в трудовом секторе на страницах «Системного Блока» — одного из ведущих российских интернет-изданий о цифровых технологиях в гуманитарных науках, искусстве, образовании и не только.
Том и Джерри
Авторская колонка Динары Гагариной о Digital Humanities
Отчет о конференции «Микросюжеты в гуманитарных науках: малые истории о больших процессах»
В ноябре состоялась II Всероссийская научная студенческая конференция «Микросюжеты в гуманитарных науках: малые истории о больших процессах». В этом году в ней приняли участие 30 человек из 13 регионов России. Всего поступило 70 заявок из 16 регионов, в том числе заявки поступали и из зарубежных стран.
DH Advent 2020: зум-митап Центра цифровых гуманитарных исследований
В 2020 году традиционный митап Центра цифровых гуманитарных исследований ВШЭ пройдёт 12–13 декабря. Следуя духу времени, мы предлагаем встретиться в зуме, обсудить актуальные проблемы цифровых гуманитариев и поговорить о наболевшем.
Математики и гуманитарии. Существует ли разделение на самом деле и что нужно учесть родителям?
Почему не стоит определять ребенка в категорию математиков или гуманитариев, задавая ему жесткую траекторию развития? Как сейчас реализуется принцип междисциплинарности в образовании, науке и прикладных задачах? И что делать, если сложно выбрать между математикой и историей? На эти и другие вопросы декан социально-гуманитарного факультета, руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Динара Гагарина ответила на вебинаре для «Родительского университета» (проект «Росучебника»). Публикуем запись.
The Third Kotchoubey Readings: The Birth of a New Format for Digital Interactions
The Third International Kotchoubey Readings ended on October 9. Held online for the first time, this year’s event looked at ‘Digital Solutions for Private Collectors.’ Following are the topics the experts discussed and the results HSE students achieved.
Третьи Кочубеевские чтения: новый формат взаимоотношений в цифре
9 октября завершились Третьи международные Кочубеевские чтения. В этом году мероприятие впервые прошло в онлайн-формате. Рассказываем, какие темы обсуждали эксперты на конференции и каких результатов достигли студенты в проекте «Цифровые решения для частных коллекционеров».
Третьи Кочубеевские чтения: о цифровых технологиях – в цифровом пространстве
8-9 октября состоятся Третьи международные Кочубеевские чтения «Частные коллекции и цифровые технологии». В этом году конференция пройдет в онлайн-формате. Российские и международные эксперты обсудят применение цифровых инструментов в работе с частными коллекциями.
Совместный проект НИУ ВШЭ — Пермь и БФУ им. Канта: мастер-классы по цифровой гуманитаристике
В рамках совместного проекта конкурса «Зеркальные лаборатории» преподаватели социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь провели мастер-классы по цифровой гуманитаристике для студентов БФУ им. Канта. А в декабре планируется проведение в БФУ школы по гуманитарной информатике, где примут участие и студенты Вышки.
Исчезающие границы университетской Вселенной
Авторская колонка Динары Гагариной
«Пространство соучастия» времен пандемии
Центр цифровых культур запускает «второй сезон» межрегионального проекта. На онлайн-встрече новые участники из университетов Казани, Санкт-Петербурга и Красноярска обсудили подходы к «дорожной карте» по созданию учебных курсов по цифровому продюсированию и запуску цифровых студенческих проектов для социальных и культурных институций своих регионов.
XVI год в жизни Университетского округа НИУ ВШЭ – Пермь: подводим итоги
25 июня в Пермском кампусе Высшей школы экономики состоялось итоговое заседание Совета Университетского округа. Представители Совета Округа подвели основные итоги прошедшего 2019-2020 учебного года и обсудили планы на следующий год.
Динара Гагарина: «Digital Humanities не выходя из дома»
Области знания по-разному встретили дистант, но для Digital Humanities новая реальность — это еще один шанс показать возможности и значимость. О том, что такое Digital Humanities, какие направления входят в это понятие и какие возможности дают подобные методы для гуманитарных исследований, рассказала в рамках «Лекторий. Campus» декан социально-гуманитарного факультета, руководитель новой магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» Динара Гагарина. Публикуем запись.
Современные тренды в дополнительном профессиональном образовании: международная конференция в онлайн-формате
26 мая состоялась международная онлайн-конференция «Современные тренды в дополнительном профессиональном образовании: от понимания к реализации». Как собрать 256 участников из 7 стран на одной площадке в условиях изоляции? Какие вызовы стоят перед дополнительным образованием и какие возможности открываются? Чем могут быть полезны друг другу университеты, школы и ведомственные образовательные центры? Рассказываем об опыте проведения крупной международной онлайн-конференции в цифрах, делимся впечатлениями и полезными материалами.
Студенты Пермского кампуса НИУ ВШЭ создали проект по популяризации истории
Студенты образовательной программы «История» в рамках курса публичной истории занимаются сравнением репрезентации событий в медиапространстве с реальной историей. Авторы проекта выбирают отечественные и зарубежные видеоигры, кинофильмы, сериалы и проводят анализ конструкции прошлого. Все истории собраны на портале PubHistory, а также транслируются в соцсетях.
Про планы, гибкость и антихрупкость
Авторская колонка Динары Гагариной
Как проходит дистанционное обучение в Пермском кампусе НИУ ВШЭ?
Преподаватели читают лекции и проводят семинары в онлайн-формате. Какие преимущества у такого способа обучения? Рассказывает декан социально-гуманитарного факультета Динара Гагарина в сюжете телекомпании ВЕТТА.
Как поступить на новую программу магистратуры и кто такой цифровой гуманитарий?
В 2020 году в Пермском кампусе НИУ ВШЭ впервые будет проведен набор на программу магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках». Какие профессиональные возможности открывает новая магистратура? Как стать «гуманитарием 2.0»? Какую базовую подготовку нужно иметь для поступления? Академический руководитель программы Динара Гагарина ответила на эти и многие другие вопросы на вебинаре. Публикуем запись.
НИУ ВШЭ - Пермь ищет научного сотрудника на проект «Анализ исторических данных методами Data Science»
Кафедра гуманитарных дисциплин Пермского кампуса НИУ ВШЭ объявляет о приеме заявок на конкурс соискателей должности научного сотрудника по проекту «Анализ исторических данных методами Data Science» Программы привлечения российских постдоков в 2020-2021 учебном году. Срок действия Программы – 1 год, с возможностью продления на такой же срок.
«Пространство соучастия»: студенческие цифровые проекты – городам и селам
Как «Пространство Соучастия» – совместная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда Владимира Потанина по развитию взаимодействия университетов страны с культурными и социальными институциями регионов – приближают историю, соединяют людей разных поколений, преодолевают «цифровой разрыв», создают впечатления и говорят с нами на современном языке мультимедиа.
Итоги осеннего конкурса образовательных инноваций: поздравляем преподавателей НИУ ВШЭ – Пермь!
Фонд образовательных инноваций подвел итоги осеннего конкурса образовательных инноваций 2019 года. Всего на конкурс поступило 50 заявок в четырех номинациях: проекты 7 преподавателей пермского кампуса Высшей школы экономики вошли в список победителей.
5 преподавателей и сотрудников НИУ ВШЭ – Пермь номинированы на премию «Золотая Вышка»
«Золотая Вышка» — это главная премия университета. С 2001 года она вручается преподавателям, сотрудникам, студентам и выпускникам Высшей школы экономики за успехи и достижения в профессиональной сфере. В пермском кампусе номинантами 2019 года стали три преподавателя и два сотрудника университета.
Команда академического кадрового резерва провела межкампусный семинар «Практики Digital Humanities: методы и инструменты» 7-8 ноября в Перми
Digital Humanities (DH) или цифровые гуманитарные науки — это сравнительно новое научно-практическое направление на стыке цифровых технологий и гуманитарных дисциплин
В пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся первый семинар по цифровой гуманитаристике
Digital Humanities (DH) или цифровые гуманитарные науки — новое научно-практическое направление на стыке цифровых технологий и гуманитарных дисциплин. 7 и 8 ноября в пермском кампусе Высшей школы экономики при поддержке академического резерва состоялся первый межкампусный семинар «Практики Digital Humanities: методы и инструменты».
Директорский клуб Университетского округа НИУ ВШЭ: первая встреча в новом учебном году
15 октября состоялось заседание Директорского клуба Университетского округа НИУ ВШЭ – Пермь. На встрече были подведены итоги приемной кампании, рассмотрены новые форматы взаимодействия университета со школами и представлен план работы на 2019-2020 учебный год.
«Робототехника в России. Образовательный ландшафт»
В начале октября 2019 года декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина вместе с соавторами презентовала на конференции «EdCrunch» в Москве книгу «Робототехника в России. Образовательный ландшафт». В книге представлены анализ развития образования в области робототехники с середины 90-х годов XX века и характеристика его современного состояния.
Электроники идут в школу?
Впервые двадцатилетняя история образовательной робототехники стала не только темой для книги, но и предметом научного исследования. В серии «Современная аналитика образования» Высшая школа экономики вышел доклад «Робототехника в России: образовательный ландшафт» под редакцией Динары Гагариной и Сергея Косарецкого.
Продолжается регистрация на онлайн-курс «Цифровая история»
Цифровая история — научное направление в рамках истории, связанное с использованием цифровых медиа и технологий, количественных методов и методов data science для анализа, организации и визуализации исторических источников и в целом исторической информации. Сегодня на платформе «Открытое образование» стартовал онлайн-курс, но у всех желающих еще будет возможность присоединиться в течение двух недель, до 13 октября включительно.
Запись онлайн-курса: испытано на себе
Онлайн-курсы обычно сравнивают с аудиторными лекциями. Но с точки зрения подготовки это больше похоже на подготовку учебника. Это такой процесс отчуждения знания и его упаковки. Захватывающий процесс, сложный и полный драйва, — советы о записи онлайн-курса от Динары Гагариной.
«Вышка — это космос!»: в НИУ ВШЭ – Пермь состоялся большой день открытых дверей
В воскресенье, 22 сентября, в пермском кампусе Высшей школы экономики состоялся большой день открытых дверей. Презентация образовательных программ бакалавриата, общение с академическими руководителями и студентами Вышки, мастер-классы для школьников и их родителей: рассказываем, как прошло мероприятие и делимся отзывами будущих абитуриентов.
«После этих двух недель мне хочется радоваться возможности свободно дружить, учиться, спрашивать, быть»: организаторы и участники о прошедшей международной летней школе «Культура тоталитарного общества и практики памяти»
С 20 по 31 августа в пермском кампусе НИУ ВШЭ прошла летняя школа «Культура тоталитарного общества и практики памяти», объединившая более 30 студентов из Германии, Бельгии и России. Организаторы, преподаватели и участники школы поделились впечатлениями о прошедшем мероприятии.
В Вышке стартовала летняя школа «Культура тоталитарного oбщества и практики памяти»
20 августа в пермском кампусе Высшей школы экономики стартовала международная школа по изучению культуры тоталитарного общества и практик памяти. Она продлится до 31 августа.
Первый год в Вышке: полет стремительный
Заканчивается мой первый год в Вышке. Каким он был? Стремительным, насыщенным и ломающим остатки стереотипов. С высоты сегодняшнего дня все это можно описать фразой «как же долго я тебя искала», – Динара Гагарина пишет про свой первый год работы в НИУ ВШЭ.
Открытые лекции профессоров из Москвы и Питера
24 мая в НИУ ВШЭ – Пермь с открытыми лекциями выступил историк, доктор исторических наук, профессор Сергей Владимирович Мироненко.
Поздравляем победителей конкурса на проведение межкампусных академических семинаров!
Подведены итоги конкурса межкампусных академических семинаров.
День открытых дверей программ бакалавриата «История» и «Юриспруденция»
В прошлые выходные в НИУ ВШЭ — Пермь прошёл день открытых дверей образовательных программ бакалавриата «История» и «Юриспруденция». Мы публикуем ссылки на записи трансляций и полезные контакты.
Digital-гуманитарии из Вышки выступили в Яндексе
Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ стал хедлайнером конференции в Яндексе в рамках цикла Data & Science.
Динара Гагарина о первой конференции Европейской ассоциации цифровых гуманитарных наук
С 7 по 9 декабря 2018 года в Ирландии прошла первая конференция EADH — Европейской ассоциации цифровых гуманитарных наук. В ней приняла участие Динара Гагарина, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь. Динара Амировна поделилась впечатлениями о прошедшем мероприятии.
История за пределами школьного измерения: в Перми прошла школа «Моя большая история»
25 ноября в НИУ ВШЭ – Пермь состоялась осенняя школа для старшеклассников «Моя большая история», в которой приняли участие более 30 учащихся 10-11-х классов из Перми, Кунгура и Лысьвы. Организатор мероприятия, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Пермского кампуса НИУ ВШЭ Динара Гагарина поделилась впечатлениями после подведения итогов школы.
Осенняя школа по истории для старшеклассников
25 ноября 2018 года в пермской Вышке состоится Осенняя школа «Моя большая история» для учащихся 10-11-х классов.
«Мой мозг счастлив»: состоялась III Московско-тартуская школа по Digital Humanities
Очередная Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям подарила некоторым участникам ощущение новизны, а другим — приятное чувство «входа в колею». Разнообразие отзывов — еще одно свидетельство многоликости Digital Humanities.
Шейла Фицпатрик: «Здесь есть очень хорошие историки — у них можно многому поучиться»
27 сентября в Пермском кампусе Высшей школы экономики профессор Чикагского университета Шейла Фицпатрик прочитала лекцию о повседневности сталинской эпохи и об особенностях работы историка. Шейла рассказала об исследовательской цели своего визита в Пермь и поделилась впечатлениями от взаимодействия со слушателями лекции.
Концепции и подходы Digital Humanities — межфакультетский курс по цифровой истории
Во втором модуле в Пермской Вышке запускается межфакультетский курс по Digital Humanities (цифровой гуманитаристике). Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Динара Гагарина рассказала о том, как прошел факультатив в прошлом году и что нового смогут узнать слушатели курса, который начнется в Пермской Вышке уже в ноябре.
«Буду рекомендовать этот лагерь всем, кто хочет поступить в Пермскую Вышку»: завершилась совместная смена НИУ ВШЭ — Пермь и всероссийского профильного лагеря «Дерзание»
С 15 по 28 августа на базе отдыха «Снегири» состоялась вторая совместная смена Пермского кампуса Высшей школы экономики и всероссийского профильного лагеря «Дерзание».
В НИУ ВШЭ – Пермь запускается межфакультетский курс «Концепции и подходы Digital Humanities»
Сегодня не только экономика, но и гуманитарные науки становятся цифровыми. Во втором модуле любой студент Пермской Вышки сможет начать обучение на факультативе по Digital Humanities (цифровой гуманитаристике) – направлению на стыке технологий и гуманитарных наук.