Серова Александра Владимировна
- советник ректора
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Полномочия / обязанности
- методические аспекты цифровизации образования;
- реализация компетентностного подхода в образовательном процессе
- взаимодействие с образовательными и научными организациями по вопросам методической работы в высшем образовании;
- повышение квалификации персонала по вопросам методической работы.
Образование
- 2004
Магистратура: Московская высшая школа социальных и экономических наук, Центр изучения образовательной политики, специальность «магистр образования»
- 2004
Магистратура: University of Manchester, специальность «Master of Education»
- 1992
Специалитет: Самарский государственный университет, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Лицензионный тренинг по технологии eduScrum, август 2018 г.
Экспертная работа
Эксперт рабочих групп Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (рабочая группа по применению профессиональных стандартов в сфере профессионального образования и обучения, рабочая группа по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров)
Руководитель комиссии по развитию форм независимой оценки качества образовательных программ Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (октябрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (июль 2015)
Конференции
- 2014"Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности", V Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Неоднородность системы российского высшего образования: введение в проблему и походы к оцениванию
- 2013XXIII Всероссийская научно-методическая конференция "Проблемы качества образования". Уфа-Москва 20-27 мая 2013 г. (Москва-Уфа). Доклад: Спецификация компетентностно-ориентированных оценочных средств
- XXIII Всероссийская научно-методическая конференция "Проблемы качества образования". Уфа-Москва 20-27 мая 2013 г. (Москва-Уфа). Доклад: О подходе к разработке компетентностно-ориентированных оценочных средств
Участие в конференциях
Международная научно-практическая конференция "Новая школа - новый учитель". – Бишкек, 2003. Доклад «Профессиональные компетенции педагога в контексте новых задач системы повышения квалификации».
Х Всероссийская конференция «Педагогика развития: Становление компетентности и результаты образования в различных подходах». – Красноярск, 2003. Доклад «Профессиональные компетентности педагога и задачи модернизации российского образования».
Международная конференция «Тенденции развития образования», Москва, 2005. Доклад «Управление качеством образования в региональной системе повышения квалификации».
Международная конференция «Тенденции развития образования», Москва, 2006. Доклад «Комплексный подход к внедрению инноваций в управлении на школьном уровне».
Международная конференция «Тенденции развития образования», Москва, 2008. Доклад «Система непрерывного профессионального образования учителей: трудности перевода» ( в соавторстве с Мельниковым А.Е.)
Публикации14
- Глава книги Bershadskaya M., Serova A. V., Artamonova M. V. Competences of the Graduates of Sociological Higher Education in Accordance with the Requirements of the Professional Community., in: IV ISA Forum of Sociology: Challenges of the 21st Century. Febr 23-27, 2021. Porto Alegres, Brazil. Book of Abstracts.. Faculty of Political Sciences and Sociology, University Complutense, 2021.
- Статья Бершадская М. Д., Артамонова М. В., Серова А. В., Чепуренко А. Ю. Взаимодействие сферы образования и рынка труда: проблемы и перспективы // Экономика образования. 2020. № 1. С. 46-64.
- Книга Гармонова А. В., Щеглова Д. В., Серова А. В., Суханова Г. Н., Бочарова Ю. Ю., Емельянова И. Н., Сухова Е. Е., Хлебович Д. И., Петрова О. В., Опфер Е. А., Макарова С. Д., Сафонова М. В. Трансформация высшего образования: кейсы российской магистратуры / Рук.: А. В. Гармонова; отв. ред.: Е. А. Савелёнок; науч. ред.: Е. А. Савелёнок, А. В. Гармонова. М. : МАКС Пресс, 2020. doi
- Глава книги Клягин А. В., Княгинина Н. В., Корешникова Ю. Н., Лешуков О. В., Малиновский С. С., Одоевская Е. В., Серова А. В., Янкевич С. В. 3.1 Институциональные условия работы вузов // В кн.: Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi С. 102-156. doi
- Статья Бершадская М. Д., Серова А. В., Чепуренко А. Ю., Зима Е. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования. // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 38-50.
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Глава книги Bershadskaya M., Artamonova M. V., Serova A. V. Problems of Inequality in Higher Education in the Context of the Interaction between Education and the Labor Market, in: The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. View from Russia. M. : ., 2016. P. 117-120.
- Глава книги Bershadskaya M., Artamonova M. V., Serova A. V., Вознесенская Ю. The role of higher education and labor market cooperation in solving the problems of social inequality of university graduates, in: Education and Empowerment: Theories and Practices. , 2016. P. 4-4.
- Статья Белов А. В., Серова А. В. Опыт разработки образовательной программы бакалавриата "Прикладная математика" в соответствии с требованиями стандарта CDIO // Качество. Инновации. Образование. 2015. № 5. С. 34-37.
- Препринт Aleskerov F. T., Froumin I., Kardanova E., Ivanova A., Myachin A. L., Serova A. V., Yakuba V. I. Heterogeneity of the educational system: an introduction to the problem / Издательский дом ВШЭ. Series WP7 "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике". 2014.
- Глава книги Алескеров Ф. Т., Иванова А. Е., Карданова Е. Ю., Мячин А. Л., Серова А. В., Фрумин И. Д., Якуба В. И. Неоднородность системы образования: введение в проблему // В кн.: XII Всероссийское совещание по проблемам управления. ВСПУ-2014. Москва, 16-19 июня 2014 г.: Труды [Электронный ресурс]. М. : Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2014. С. 9381-9385.
- Глава книги Белов А. В., Серова А. В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА "ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА" НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // В кн.: Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: сборник трудов I Всероссийской научно-методической конференции; Томский политехнический университет. Томск : Издательство Томского политехнического университета, 2014. С. 390-392.
- Глава книги Ахметсафина Р. З., Карданова Е. Ю., Серова А. В., Чернова Л. М. О подходе к разработке компетентностно-ориентированных оценочных средств // В кн.: Проблемы качества образования. Материалы XXIII Всероссийской научно-методической конференции 20-27 мая 2013 г. М., Уфа : УГАТУ, 2013. С. 205-208.
- Глава книги Ахметсафина Р. З., Карданова Е. Ю., Серова А. В., Чернова Л. М. Спецификация компетентностно-ориентированных оценочных средств // В кн.: Проблемы качества образования. Материалы XXIII Всероссийской научно-методической конференции 20-27 мая 2013 г. М., Уфа : УГАТУ, 2013. Гл. 18. С. 112-116.
Опыт работы
- 2011 г. -2015 г. - НИУ ВШЭ, руководитель Методического управления
(Организация методической работы в НИУ ВШЭ, разработка образовательных стандартов НИУ ВШЭ и их методическое сопровождение, разработка и контроль учебных планов, разработка компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов, организация повышения квалификации персонала по методическим вопросам) - 2010 г. -2011 г. - НИУ ВШЭ, заместитель начальника Методического управления
(Организационное, методическое сопровождение проекта разработки компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов, образовательных стандартов НИУ третьего поколения для бакалавриата и магистратуры) - 2005 г. – 2010 г. - Национальный фонд подготовки кадров, главный специалист - координатор проектов.
(Организационное и аналитическое сопровождение проектов в сфере образования, экспертиза результатов проектной деятельности и конкурсных заявок, содержательное администрирование портала «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества»). - 2002 г.- 2005 г. - Лаборатория модернизации образовательных ресурсов ЦПО Самарской области, старший научный сотрудник.
(Ведение проектной деятельности, составление экспертных заключений, ведение тренингов и семинаров для преподавателей и администраторов образования). - 1992 г. – 2005 г. - МОУ гимназия №2 г. Самара, преподаватель русского языка, русской и зарубежной литературы.
Информация*
- Общий стаж: 28 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 10 лет
Проекты
- «Дебаты в Интернет» (при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса – Россия)), сертифицированный судья
- «Кадровая поддержка реструктуризации сельской школы» (Самарский региональный проект Мегапроекта «Развитие образования в России»; при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса – Россия)).
- Организационно-методическая поддержка реализации Самарской региональной концепции профильного обучения.
- Проект «Развитие системы образования»
- Проект «Информатизация системы образования»
- Модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по УГН/С "Экономика и менеджмент"
«Софинансирование образовательных программ – это возможность управлять результатом»
Представляем основные тезисы вторничного семинара, который был посвящен анализу моделей финансирования сетевого взаимодействия в сфере образовании. Учитывался запрос на непрерывное образование и индивидуальную траекторию обучения.
Экономика и образование: участники проекта «Рождение российской магистратуры» обсудили с экономистами проблемы высшего образования
Участники проекта «Рождение российской магистратуры» приняли участие в Международной научной школе-семинаре имени академика С.С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов» в Ростове-на Дону 1-6 октября.
Участники проекта «Рождение российской магистратуры» обсудили промежуточные итоги исследования на Конференции в ИТМО
С 25 по 27 апреля в Университете ИТМО в Санкт-Петербурге прошла Конференция «Магистратура++: программируя образование будущего», организованная Университетом совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина. Участники проекта «Рождение российской магистратуры» провели круглый стол, посвященный исследованию современной магистратуры в России.
Состоялся круглый стол «Современна ли российская магистратура?» на ММСО-2019
С 10 по 13 апреля в рамках «Недели образования» в Москве прошел очередной ежегодный Московский международный салон образования (ММСО). Участники проекта «Рождение российской магистратуры» приняли участие в этом масштабном мероприятии, организовав специальный круглый стол «Современна ли российская магистратура?»
В рамках ежегодной конференции ИВО-2018 прошёл круглый стол: «Рождение российской магистратуры».
Подводя формальные итоги Болонского процесса, даже получив от зарубежных коллег благоприятную оценку, авторы доклада, к сожалению, не обсудили результаты с акторами процесса внутри страны. Примечательно, что примерно в тот же период Институт образования НИУ ВШЭ инициировал исследовательский проект по изучению трансформаций российской магистратуры. В проект включились 25 ученых из 20 вузов России. Круглый стол стал первым этапом публичного обсуждения в рамках группового исследовательского проекта «Рождение российской магистратуры».
Индикаторы и/или ЗУНы: частная территория
23-24 мая 2018 года в Звенигороде состоялась научно-методической конференция АКУР Исследователь ХХI века: модель формирования компетенций, и также гости конференции 24-25 мая могли участвовать в Информационно-методическом семинаре для классических университетов России
Сотрудники ВШЭ отмечены ведомственными наградами
27 января на заседании Ученого совета сотрудники ВШЭ были вручены награды Министерства образования и науки РФ.
Проверка знаний: лингвисты готовят плакаты, а дизайнеры проводят модный показ
Уже не первый год в Вышке экзамены и защита курсовых на некоторых программах проходят в разных необычных форматах. Расскажем о нескольких таких примерах.
Проектная деятельность студентов: для жизни мы учимся
21 января в ВШЭ прошла встреча, на которой обсуждались проекты, выполняемые студентами в рамках образовательных программ. О характере этой деятельности в университете рассказывали руководитель Методического центра Александра Серова, куратор «Ярмарки проектов» Анастасия Постриганова и руководитель проектного офиса Школы дизайна Наталья Логутова.
Сотрудники Вышки отмечены университетскими наградами
На состоявшемся 2 октября заседании Ученого совета Высшей школы экономики ряду сотрудников были вручены почетные знаки и другие награды ВШЭ.
Программа МИЭМ прошла профессионально-общественную аккредитацию
Магистерская программа «Инжиниринг в электронике» МИЭМ ВШЭ получила аккредитацию Ассоциации инженерного образования России с присвоением Европейского знака качества Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования. В ближайшее время ожидается официальное подтверждение еще одной аккредитации — Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Наличие таких аккредитаций означает, что потенциальные работодатели довольны качеством выпускников программы.
Как преподавать бизнес-информатику
В Высшей школе экономики прошло ежегодное заседание Учебно-методического совета по направлению обучения «Бизнес-информатика» и тематически связанная с ним международная конференция «Управление ценностью компании с помощью субъектно-ориентированного подхода».
Кто и как оценит высшее образование?
О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».
Прикладной бакалавриат: образование выше среднего
4 февраля в ВШЭ прошло первое заседание рабочей группы Ассоциации ведущих вузов в сфере экономики и менеджмента (АВВЭМ) по развитию прикладного бакалавриата. Группа была создана в декабре прошлого года на общем собрании АВВЭМ, ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь.
Конвейерное обучение штучных специалистов
29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.