Агадуллина Елена Рафиковна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Образование, учёные степени
- 2008
Кандидат психологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.05 «Социальная психология», тема диссертации: Факторы социальной категоризации молодежных политических групп
- 2005
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Семинар "Устойчивое развитие вуза" (Анапа, 19-23 мая) (Сертификат №232/322-1)
- Курсы повышения квалификации "Разработка контрольно-измерительных материалов к образовательным стандартам НИУ ВШЭ (НИУ ВШЭ, Москва, 2011-2012 гг.)
- Курсы повышения квалификации "Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront" (НИУ ВШЭ, Москва, апрель 2011)
- Курсы повышения квалификации по использованию электронных библиотечных ресурсов (ГУ-ВШЭ, Москва, 26 октября - 30 ноября 2010 г.)
- The program of Cognitive and Cultural studies (The New York - St.Petersburg Institute, 2-20 july 2007, sertificate)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2011-2012)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Ширикова А. Д. «Гендерные представления в российских женских интернет изданиях». Факультет социальных наук, 2017
Шитов А. В. «Факторы перехода протестного поведения в просоциальное». Факультет психологии, 2014
Антюшина Ю. В. «Взаимосвязь психологической привязанности работника к организации и его отношения к организационным изменениям». Факультет психологии, 2014
Макарова А. В. «Членство в стихийных группах как фактор изменения элементов социальной идентичности». Факультет психологии, 2014
Сильченко Д. В. «Социально-психологические эффекты отказа от использования социальных сетей». Факультет психологии, 2014
Усик О. И. «Взаимосвязь самокатегоризации и конформного поведения по отношению к группе». Факультет психологии, 2014
Лавренкова Т. Г. «Факторы выбора нормативных и ненормативных форм протестной активности в России и Украине». Факультет психологии, 2014
Корсун О. В. «Восприятие помощи и оценка личностных характеристик партнера по взаимодействию». Факультет психологии, 2014
Формозова А. -. «Влияние настроения на готовность оказать помощь членам аутгруппы». Факультет психологии, 2014
Солдатенко А. О. «Восприятие виртуальных групп и поведение по отношению к ним». Факультет психологии, 2014
- Магистратура
Шевелева И. А. «Индивидуально-психологические различия в выборе формы протеста в организации». Факультет социальных наук, 2015
Амелина Н. Ю. «Контрпродуктивное поведение как форма протеста в организации». Факультет социальных наук, 2015
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Факультет мировой экономики и мировой политики; программа "Журналистика", "Медиакоммуникации", "Мировая экономика"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психология социальных групп и массовых движений (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; программа "Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; программа "Психология"; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социальная психология. Навыки публичного выступления (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; программа "Психология"; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению "Психология" (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар Этика проведения психологического исследования и практики (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Проектный семинар по организационной психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Психологический практикум (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология социальных групп и массовых движений (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
Междисциплинарный экзамен по направлению (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 4 модуль)Рус
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2014/2015 уч. год)
Междисциплинарный экзамен по направлению (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 4 модуль)Рус
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 4 модуль)Рус
- Social Psychology (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Social Psychology (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2013/2014 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар кафедры Организационной психологии-1 (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар кафедры Организационной психологии-2 (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Social Psychology (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 3-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Social Psychology (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2012/2013 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар кафедры Организационной психологии-2 (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Организационное консультирование (Магистратура; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социальная психология (Social Psychology) (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Социальная психология (Social Psychology) (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2011/2012 уч. год)
- Активное социально-психологическое обучение (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар кафедры Организационной психологии-2 (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Социальная психология (Social Psychology) (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2010/2011 уч. год)
- Активное социально-психологическое обучение (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар кафедры ОП (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Обучение персонала в организации (Магистратура; где читается: Факультет психологии; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Психологическое консультирование по организационному развитию (Магистратура; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социальная психология (Подготовительное отделение магистратуры; где читается: Факультет довузовской подготовки; 1, 2 семестр)Рус
Учебные курсы (2009/2010 уч. год)
- Активное социально-психологическое обучение (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 4-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Обучение персонала в организации (Магистратура; где читается: Факультет психологии; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психологическое консультирование по организационному развитию (Магистратура; где читается: Факультет психологии; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Отделение деловой и политической журналистики; 2-й курс, 5 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет психологии; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Социальная психология (Специалитет; где читается: Факультет логистики; 2-й курс, 4, 5 модуль)Рус
- Социальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента; 2-й курс, 4, 5 модуль)Рус
Публикации31
- Статья Agadullina E., Lovakov A. Are people more prejudiced towards groups that are perceived as coherent? A meta-analysis of the relationship between out-group entitativity and prejudice // British Journal of Social Psychology. 2018 doi (в печати)
- Глава книги Lovakov A., Agadullina E. Bibliometric Analysis of Publications from Post-Soviet Countries in Psychological Journals in 1992–2016, in: Proceedings of the 16th International Conference on Scientometrics & Informetrics. Wuhan : International Society for Scientometrics and Informetrics, 2017. P. 125-135.
- Статья Lovakov A., Agadullina E., Schaufeli W. B. Psychometric properties of the Russian version of the Utrecht Work Engagement Scale (UWES-9) // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 145-162. doi
- Статья Agadullina E., Lovakov A. Understanding entitativity: are there real differences between approaches? // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 3. P. 536-554. doi
- Статья Агадуллина Е. Р., Чумакова М. А. Психологический эссенциализм: разработка и апробация шкалы // Социальная психология и общество. 2017. № 3. С. 147-162.
- Статья Lovakov A., Agadullina E., Osin E. N. A Hierarchical (Multicomponent) Model of In-Group Identification: Examining in Russian Samples // The Spanish Journal of Psychology. 2015. Vol. 18. No. e32. P. 1-12. doi
- Препринт Lovakov A., Agadullina E. A Hierarchical (Multicomponent) Model Of In-Group Identification: Examining In Russian Samples / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2014. No. WP BRP 18/PSY/2014.
- Статья Гулевич О. А., Агадуллина Е. Р. "Множественное Я": когнитивные модели улучшения межгрупповых отношений // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 102-114.
- Статья Агадуллина Е. Р., Гулевич О. А. «Мы» и «они»: помощь в межгрупповых отношениях // Психологические исследования. Электронный журнал. 2013. Т. 6. № 28
- Глава книги Агадуллина Е. Р. Галина Михайловна Андреева: Главная Мама // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 38-41.
- Статья Агадуллина Е. Р. Коллективные действия: предикторы и модели // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 42-51.
- Статья Агадуллина Е. Р., Ловаков А. В. Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 139-153.
- Статья Агадуллина Е. Р., Ловаков А. В. Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы // Современная зарубежная психология. 2013. № 4. С. 131-140.
- Статья Агадуллина Е. Р., Котова М. В. Взаимосвязь воспринимаемой целостности группы и групповой активности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 97-105.
- Статья Орел Е. А., Агадуллина Е. Р. Обзор литературных новинок // Организационная психология. 2012. № 1. С. 93-95.
- Статья Агадуллина Е. Р., Горемыко М. В. Роль самокатегоризации в проявлении конформного поведения // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 30-40.
- Статья Агадуллина Е. Р., Котова М. В. Современные модели коллективных действий // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2012. № 4. С. 15-24.
- Глава книги Агадуллина Е. Р. Кросс-культурный анализ установок экономического поведения русских и представителей народов Кавказа // В кн.: Ценности культуры и модели экономического поведения / Под общ. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко; науч. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М. : Спутник+, 2011. С. 228-237.
- Книга Материалы I Летней психологической школы: Сборник научных статей / Отв. ред.: Е. Р. Агадуллина, А. В. Ловаков. М. : Эннеагон Пресс, 2011.
- Глава книги Агадуллина Е. Р., Котова М. В., Татарко А. Н., Ефремова М. В. Методика исследования культуры и моделей экономического поведения // В кн.: Ценности культуры и модели экономического поведения / Под общ. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко; науч. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М. : Спутник+, 2011. Гл. 6. С. 134-150.
- Глава книги Агадуллина Е. Р. Психология принятия экономических решений // В кн.: Ценности культуры и модели экономического поведения / Под общ. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко; науч. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М. : Спутник+, 2011. С. 62-81.
- Книга Агадуллина Е. Р., Амерханова Н. А., Вьюшина В. В., Григорян Л. К., Гулевич О. А., Ефремова М. В., Исаакян С. А., Котова М. В., Лебедева Н. М., Лепшокова З. Х., Павленко О. Б., Татарко А. Н. Ценности культуры и модели экономического поведения / Под общ. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко; науч. ред.: Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М. : Спутник+, 2011.
- Книга Агадуллина Е. Р., Котова М. В., Ловаков А. В., Орел Е. А., Хачатурова М. Р. Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии / Под общ. ред.: А. В. Ловаков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.
- Статья Агадуллина Е. Р. Минимальная групповая парадигма: история создания и современное развитие // Психологические исследования. Электронный журнал. 2010. Т. 6. № 14
- Статья Котова М. В., Агадуллина Е. Р. Минимальная групповая парадигма: история создания и современное развитие // Психологические исследования. Электронный журнал. 2010. Т. 14. № 6
- Статья Агадуллина Е. Р. Понятие «целостности» социальной группы // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2010. № 2. С. 7-20.
- Глава книги Агадуллина Е. Р. Разработка методики сценариев социального и экономического поведения // В кн.: Психология индивидуальности: материалы третьей всероссийской научной конференции / Отв. ред.: А. Б. Орлов. Ч. 1. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 33-35.
- Книга Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите квалификационных работ по психологии / Сост.: Е. Р. Агадуллина, М. В. Котова, А. В. Ловаков, А. Н. Татарко; под общ. ред.: А. Н. Поддьяков, В. А. Штроо. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009.
- Статья Агадуллина Е. Р. Категоризация социальных групп // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. № 3. С. 7-14.
- Книга Агадуллина Е. Р. Обучение персонала в организации / Сост.: Е. Р. Агадуллина. М. : ФБК-Пресс, 2008.
- Статья Агадуллина Е. Р. Социальная категоризация: представления об объекте и специфике процесса // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 1. С. 113-120.
Конференции
Выступления на научных семинарах и конференциях
- II Международный социологический конгресс «Социология и общество: взаимодействие в условиях кризиса». Харьков, Украина, 2013 г. Доклад: Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке
- Научный семинар лаборатории когнитивных исследований. Докдад: Множественная категоризация или множественная идентичность: что эффективнее предсказывает улучшение межгрупповых отношений? Москва, 2013
- Междисциплинарный семинар "Идентичность в современном мире: (Меж)дисциплинарные исследования и повседневное производство". Сентябрь 2012 года, Санкт-Петербург, Россия. Доклад: Множественная идентичность как фактор улучшения межгрупповых отношений
- 6 th Annual International Conference on Psychology, May 2012, Athens, Greece
- II Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная психология малых групп», (Москва: МГППУ, 2011). Доклад: Воспринимаемая целость группы и поведение ее членов: есть ли связь?
- Научный семинар "Актуальные проблемы социальной психологии" (Москва, НИУ ВШЭ, 2011). Доклад: Как смоделировать поведенческий эксперимент
- III Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности" (1-3 декабря 2010, Москва, ГУ-ВШЭ). Доклад: Разработка методики сценариев социального и экономического поведения
- XX Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology (IACCP) (7-10 july 2010, Melbourne, Australia). Доклад: Approbation of the technique of scenarios of social and economic behaviour
- Конференция Лаборатории социально-психологических исследований ГУ-ВШЭ по проекту «Социокультурные факторы экономического развития: разработка нового подхода к исследованию влияния культуры на экономическое поведение» (16 февраля 2010 г., Москва, ГУ-ВШЭ). Доклад: Апробация методики поведенческих сценариев
- 11th European Congress of Psychology (7-10 July 2009, Oslo, Norway). Доклад: The Study of Percepting Integrity of Youth Political Movements
- XV международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2008». Секция «Психология» (9-10 апреля 2008 г., Москва, МГУ). Доклад: Восприятие целостности социальных групп
Исследовательские проекты
-
Механизмы и факторы интенсивности протестной деятельности. Российского гуманитарного научного фонда. 2013-2014 гг. (руководитель)
- Научно-учебная группа Социальная психология. НИУ ВШЭ, 2013. Исполнитель
- Исследование психологических условий и разработка инновационных методик, создающих условия для принятия обоснованных экономических решений в современной России. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009- 2013 годы. (исполнитель)
- Множественная категоризация как способ улучшения межгрупповых отношений. Российский Гуманитарный Научный Фонд, 2012-2013 гг. (участник)
- Проект МНУЛ социокультурных исследований «Региональные особенности экономического сознания и поведения в Российской Федерации», 2011, рук-ль Н.М. Лебедева (Участник)
- Проект НУЛ социально-психологических исследований «Социокультурные исследования экономического сознания и поведения», 2010, рук-ль Н.М. Лебедева (Участник)
- Проект лаборатории социально-психологических исследований ЦФИ ГУ-ВШЭ «Социокультурные факторы экономического развития: разработка и апробация теоретической концепции и методов исследования», 2008 (Участник)
Опыт работы
09.2005 - 12.2011 Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии, кафедра социальной психологии
должность: младший научный сотрудник
Почему мы протестуем и почему мы помогаем?
Как психологи объясняют коллективный протест и коллективную помощь? Что лучше предсказывает готовность человека участвовать в коллективных действиях — личные качества или специфика ситуации? В рамках проекта «Университет, открытый городу», в Культурном центре ЗИЛ прошла лекция «Когда и почему люди совершают коллективные действия» доцента кафедры организационной психологии ВШЭ Елены Агадуллиной.
Инициативные образовательные проекты – 2011
8 февраля состоялась встреча Кадрового резерва ВШЭ, на которой были подведены итоги реализации инициативных образовательных проектов 2011 года.
От оценивания студентов — к оцениванию со студентами
В Высшей школе экономики разработаны новые контрольно-измерительные материалы (КИМы), ориентированные на проверку компетенций. В 2011 году прошла их апробация, а в этом году с их помощью будет оцениваться уровень подготовки студентов. Об особенностях новых КИМов рассказывает начальник методического управления ВШЭ Александра Серова.
Траектории развития кадрового резерва
7-9 октября в Подмосковье прошел второй семинар кадрового резерва Высшей школы экономики серии осенних выездов. Его участники обсуждали инструменты академического развития, возможности профессионального роста, внедрения инноваций в образовательный процесс, другие вопросы преподавания и научной работы.
Как вести себя в космосе и как «правильно» выйти замуж
Пять дней, с 26 по 30 января, участники Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ВШЭ провели рядом с ведущими преподавателями университета, у которых им, возможно, предстоит учиться на протяжении двух лет.