• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
немецкий
Контакты
Телефон:
+7(495) 702-9590
*12249
Электронная почта:
Адрес: Мясницкая ул., д. 11, каб. 259
Время работы: 10.00-18.00
SPIN РИНЦ: 9456-6349
ORCID: 0000-0002-2095-3277
ResearcherID: I-2046-2015
Scopus AuthorID: 6505699833
Google Scholar
Блоги и соц. сети
Facebook
Руководитель
Чепуренко А. Ю. (Департамент социологии – руководитель)
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Бершадская Маргарита Давыдовна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
  • Научно-педагогический стаж: 25 лет.

Полномочия / обязанности

  • руководит Центром развития социологического образования
  • инициирует, организует и  обеспечивает  методическое  сопровождение научных мероприятий  по проблематике деятельности ЦРСО, в том числе методическое сопровождение в общеуниверситетских научных, экспериментальных мероприятий и проектах, связанных с оценкой образовательных  результатов  в области социологии;
  • готовит  проекты  документов  и  разрабатывает  научно-методическую документацию, рекомендации, направленные на совершенствование содержания социологического образования (включая разработку, актуализацию и консультационно-методическое сопровождение образовательных и профессиональных стандартов и образовательных программ по направлению "Социология");
  • обеспечивает информационное сопровождение деятельности ЦРСО,  регулярно публикует на странице ЦРСО в социальной сети материалы по методическим и исследовательским разработкам НИУ ВШЭ и других источников в области социологии образования;
  • готовит  к изданию выпуски научных периодических изданий, в том числе содержащих результаты научной деятельности ЦРСО; составляет аналитические обзоры по обобщению отечественного и зарубежного  опыта  динамики высшей школы,  оценки профессиональных компетенций, развитию интернет-сетей преподавателей вузов в академическом и профессиональном сообществе социологов.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 1988
    Старший научный сотрудник
  • 1986
    Кандидат технических наук
  • 1962

    Специалитет: Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, специальность «инженер-технолог»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

ESA 11th Conference: Crisis, Critique and Change, Torino, 2013;

 The third international Evidence Informed Policy and Practice in Education in Europe Conference – May 14-15, 2014 – Oslo, Norway EPPI-Centre;

International Conference «How do educational systems shape educational inequalities?» 2–4 July 2014, Luxemburg ;

V международная конференция Российской ассоциации исследователей высшей школы «Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности» (Москва, НИУ ВШЭ, 16-18 октября 2014);

ELLTA 2014  3rd International Conference «Leadership and Learning in the Asian Century», November 17-19 2014, Malaysia, Penang.

Профессиональные интересы

Достижения и поощрения

  • Благодарственное письмо первого проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2017)
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (апрель 2016)
  • Медаль "В память 850-летия Москвы" (декабрь 1997)
  • Медаль "Ветеран труда" (август 1986)

Проекты

ЦРСО активно участвует в проектах. Так,  в рамках инициативного проекта факультета социологии Мероприятия 1.1-7.  Разработка системы методического сопровождения ФГОС  по направлению «Социология» (ПНР «Социология») под руководством проф. А.Ю. Чепуренко  была проведена международная общественно-профессиональная экспертиза бакалаврской образовательной программы и магистерской программы Комплексный социальный анализ. Подготовка экспертных материалов, подготовка к публикации, подготовка к публикации на английском языке, выпуск тиража и размещение материалов на сайте. см. здесь10)

 Мероприятия 1.1-2 Разработка системы методического обеспечения образовательных стандартов НИУ ВШЭ проведено повышение квалификации научно-педагогических работников НИУ ВШЭ «Оценка качества образовательной программы: российский и международный опыт» с привлечением  ведущих зарубежных специалистов (НИУ ВШЭ, 1 и 7 ноября 2013 г.,  Москва, ул. Мясницкая 20, ауд. 101, Кочновский пр. 3, ауд. 317). Подготовлены методические материалы для проведения семинара «Оценка качества образовательной программы: российский и международный опыт» с привлечением ведущих зарубежных специалистов, международных экспертов – ведущих профессоров зарубежных вузов. На семинаре выступали виднейшие представители Консорциума вузов разработчиков стандарта ФГОС 3 по направлению Социология. Актуальная информация была размещена на странице ФБ (См.здесь 11)

Продолжается работа по реализации компетентностного подхода в образовательной практике. Проведена экспертиза 25 компетентностных карт дисциплин (ККД) направлений подготовки (ПНР «Экономика», «Менеджмент», «Социология»), реализуемых по образовательным стандартам НИУ ВШЭ и сделаны рекомендации по формулировкам дескрипторов ККД на соответствие Единому классификатору компетенций НИУ ВШЭ в рамках разработки системы методического обеспечения образовательных стандартов НИУ ВШЭ.

Одним из направлений методической деятельности ЦРСО в сотрудничестве с руководством факультета  (Стребков Денис Олегович) и Методическим центром НИУ ВШЭ была разработка компетентностных профилей для уровней бакалавра и магистра.

В рамках проекта 5.3-14 «Проведение международной экспертизы качества образовательных программ НИУ ВШЭ» (ПНР «ГМУ» и «Социология»)было организована программа и сопровождение  визитов международных экспертов Всемирного  банка на факультет, подготовлены материалы по самообследованию образовательной деятельности факультета социологии для оценки качества  и профессиональной экспертизы. Материалы опубликованы на английском языке на сайте. Актуальная информация была размещена на странице ФБ (См.здесь 11)  и небольшим издательским тиражем для внутреннего пользования (Ф.1.)Актуальная информация была размещена на странице ФБ (См.здесь 12)

В рамках проекта 2.1.1. Разработка гибкой структуры образовательных программ для индивидуализации образовательных траекторий студентов) в 2014 г. работа была направлена  на   разработку контрольно-измерительных материалов к ОС НИУ ВШЭ: для  системы методического обеспечения образовательных стандартов НИУ ВШЭ и включала, в том числе, определение уровней формирования общепрофессиональных компетенций социолога (карты компетенций, анализ компетентностной модели образовательной программы бакалавра, разработку методических рекомендации для учета изменений требований работодателей к результатам образовательной программы бакалавра по направлению «Социология».

Интересной и неодназначной работой стало для ЦРСО участие в Проекте « Разработка и апробация модели оценки компетенций выпускников-бакалавров в области экономики и социологии». Был разработан тест РИК (Решение проблем; Информационная грамотность; Критическое мышление), который отвечает как требованиям ФГОС в части необходимых для овладения бакалаврами компетенций, так и актуальными задачам в области оценки ключевых компетенций XXI век. Ограничения программного обеспечения не позволили достичь валидного результата. http://www.hse.ru/news/edu/139537726.html

Конференции

  • 2018
    POWER, VIOLENCE AND JUSTICE: REFLECTIONS, RESPONSES AND RESPONSIBILITIES (Торонто). Доклад: Indicators of Achieving the Competencies of Graduates and the Quality of Mass Higher Education
  • POWER, VIOLENCE AND JUSTICE: REFLECTIONS, RESPONSES AND RESPONSIBILITIES (Торонто). Доклад: Dynamics of the Results of Brics Countries in the Ranking Web of Universities (2012-2017)
  • 2015
    1 международная научно-практическая конференция "Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире" (Москва). Доклад: «Анализ результатов стран БРИКС в международном рейтинге университетов Webometrics в контексте развития массового высшего образования в странах мира».
  • Российское образование сегодня (Москва). Доклад: «Профессиональный стандарт социолога как основа взаимодействия сферы образования и рынка труда».
  • 12th Conference of the European Sociological Association 2015 (Прага). Доклад: Assessment of indicators of mass higher education based on the analysis of Webometrics ranking results.
  • 12th Conference of the European Sociological Association 2015 (Прага). Доклад: Russia in the global rankings on the accessibility of higher education.
  • Круглый стол «Российское образование сегодня» (Москва). Доклад: «Проблемы оценивания результатов социологического образования с привлечением работодателей»
  • Международная конференция "Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства" (Москва). Доклад: «Трудности и успехи в разработке профессионального стандарта социолога».
  • Ежегодная международная научно-методическая конференция «Высшее образование по новым стандартам: перезагрузка образовательных программ» (Москва). Доклад: «Разработка профессионального стандарта социолога в контексте актуализации ФГОС».
  • 2014
    Paper presented at the 3-rd International Conference ELLTA 2014: Leadership and Learning in the Asian Century (Penang). Доклад: Webometrics ranking in the context of accessibility of higher education
  • "Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности", V Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Анализ результатов международного рейтинга Webometrics в контексте развития массового высшего образования
  • The third international Evidence Informed Policy and Practice in Education in Europe (EIPPEE) Conference (Oslo). Доклад: Analysis of the results of the international assessment of the content of university sites and its impact on the university web activity
  • Российское образование сегодня. Доклад: Массовое высшее образование в контексте международных рейтингов университетов
  • 2013

    11th Conference of the European Sociological Association (Турин). Доклад: WEBOMETRICS RANKING: THE DYNAMICS OF NETWORK ACTIVITY OF WORLD UNIVERSITIES

  • 2010
    Всероссийская научная конференция «Модернизация России: наука, образование, высокие технологии» (Москва). Доклад: Изменение позиций России по доле взрослого населения с высшим образованием
  • Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов (Великий Новгород). Доклад: Регионы России в мировом образовательном пространстве: сетевая активность вузов по оценке международного рейтинга Webometrics (2007 – 2010)
  • 2009

    9th Conference of European Sociological Association "European Society or European Societies?" (Лиссабон). Доклад: Features of the new standard on Sociology in Russian Higher Education

  • 3-я Международная конференция «Социология инноватики: человек в инновационном мире» (Москва). Доклад: Рост инновационной активности российских вузов по оценке международного рейтинга «Webometrics» в июле 2009 года
  • 2005
    Проблемы качества образования. Современные принципы, критерии, методики и технологии оценки качества образования (Уфа). Доклад: Оптимизация требований образовательных стандартов при введении зачетных единиц
  • 2004
    Проблемы качества образования (Уфа). Доклад: Общие рекомендации по совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
  • 2003
    Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании (Москва). Доклад: Об использовании зачетных единиц трудоемкости при формировании сопряженных образовательных стандартов разных уровней
  • Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании (Москва). Доклад: Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании
  • Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании (Москва). Доклад: Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании

Публикации44


Опыт работы

1962-2015

1962-2000 год – после окончания университета  (1962 год) в течение 38 лет работала на предприятиях министерства электронной промышленности (п/я 3345, НИИЭП, НИИ «Титан», НИИ «Торий» - инженер, старший инженер, ведущий инженер, старший научный сотрудник). Научные исследования  в этой области (более 30 научных статей и 35 изобретений; диссертация кандидата технических наук) внесли значительный вклад в повышение параметров электровакуумных приборов благодаря  разработке и внедрению  нового материала для выводов энергии ЭВП. Ряд изобретений до сих пор используется в изделиях электронной промышленности в том числе в новых разработках («Азот», «Артек», «Август», «Вакуум-6», «Агуйа» и др.).

С 2001 года – работа в Современной гуманитарной академии (директор НИИ образовательных программ, руководитель Службы поддержки инновационной деятельности, доцент кафедры «Общая педагогика»).

Научно-педагогическая деятельность в СГА (более 40 публикаций в области социологии образования) в сочетании с предыдущим опытомтехнологических разработок и организационной работы позволили выйти на новый уровень  методической работы – участие в разработке ФГОС по социологии (2008 год).

К числу научно-методических работ этого периода, используемых в образовательной практике, следует отнести:

·     Разработку методики расчета трудоемкости в зачетных единицах, использующуюся в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения   (О переводе в кредиты нормативов государственного образовательного стандарта // Высшее образование в России.,2003, №6. – с. 84-89.);

·     Предложения по совершенствованию государственных образовательных стандартов второго поколения по экономике, политологии, социологии, соответствующие идеологии ФГОС третьего поколения  - статьи в соавторстве // материалы XIV  и XV Всероссийских совещаний «Проблемы качества высшего профессионального образования, Уфа, 2004 и 2005: «Общие рекомендации по  совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»; «Макеты образовательных программ в области  высшего социально-экономического образования»; «Оптимизация требований образовательных стандартов при введении зачетных единиц».

С февраля 2009 года - работа в «Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» в качестве совместителя, а с декабря 2012  по основному месту работы в НИУ ВШЭ в должности заведующего Центром развития социологического образования (ЦРСО) с самого начала образования Центра на Факультете социологии НИУ ВШЭ. Основные разработки:

·     Разработка Федеральных государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению Социология.

 Бершадская М.Д., Чепуренко А.Ю. Новые образовательные стандарты по социологии и учебно-методические задачи социологических вузов // Социологические исследования №9, 2012, с. 122-129;

Радаев В.В., Чепуренко А.Ю., Бершадская М.Д.  Основные аспекты и результаты деятельности разработчиков ФГОС ВПО по направлению «Социология» // Юбилейный сборник научных трудов УМО и НМС, 2013, с. 264-269.

·     Подходы к разработке компетентностно-ориентированных образовательных программ // Векторы современного уровнего образования: повышение качества и взаимодействие сработодателями - материалы ежегодной  международной научно-методической конференции и выездных  заседаний УМО // М.: Финансовый университет, 2013. – с.218-226. ISBN 978-5-7942-00994-5.

Организационная работа по консультационно-методическому сопровождению ФГОС третьего поколения, включая координацию деятельности Консорциума вузов-разработчиков ФГОС по социологии и разработку примерных учебных программ для вузов РФ по подготовке бакалавров и магистров социологии, обеспечили достаточный опыт для участия в разработке новой редакции ФГОС бакалавра и магистра (ФГОС 3) и ФГОС аспирантуры по социологии. Активное общение с коллегами – российскими (организация круглых столов, совещаний и семинаров, в том числе выездных, при участии разработчиков ФГОС по социологии) и зарубежными (участие в проведении на факультете двух международных экспертиз) позволили приступить к новому этапу методических работ – участию в рабочей группе по разработке ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА социолога (с декабря 2015). Эта работа в непосредственном общении с работодателями – важный опыт в проведении методических работ в области социологического образования.

Опыт методической работы по разработке и развитию образовательных стандартов высшего образования во многом служит основой для проведения научных исследований в области социологии образования: участие в 2013-2014 гг. в международных конференциях ЕСА, РАИВО и в конференциях, рекомендованных секцией социологии образования ЕСА (в Турине, Осло, Люксембурге, Москве и Малайзии):

·     ЕСА (ESA 11th Conference: Crisis, Critique and Change. Abstract Book. Torino, 2013 p.488,);

·      The third international Evidence Informed Policy and Practice in Education in Europe (EIPPEE) Conference, May 14-15  2014 (p.15-16);

·      International Conference 2–4 July 2014 «How do educational systems shape educational inequalities?» Luxembourg: University of Luxembourg, 2014,

·     РАИВО (V международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования, Москва, НИУ ВШЭ, 16-18 октября 2014);

·      по персональному приглашению оргкомитета в Малайзии  (ELLTA 2014 3rd International Conference on Leadership and Learning in the Asian Century, November 17-19 Malaysia, Penang,  Conference Abstracts, ISBN 978-867-399-223-2, Compiled by ELLTA 2014, p. 98)

 

Индикаторы  и/или ЗУНы: частная территория

23-24 мая 2018 года в  Звенигороде состоялась  научно-методической конференция  АКУР Исследователь ХХI века: модель формирования компетенций, и также  гости   конференции 24-25 мая  могли участвовать в  Информационно-методическом семинаре  для классических университетов России

Руководителю ЦРСО предстоят два доклада в Торонто

Организационным комитетом Всемирного социологического конгресса (XIX ISA World Congress of Sociology - July 15-21, 2018) приняты два доклада по результатам исследований ЦРСО в области высшего образования, полученными совместно с представителями других подразделений и организаций.  Оба доклада приняты для устной презентации, что свидетельствует о международном признании актуальности выбранных нами исследовательских направлений.

Разработка Примерной основной образовательной программы (ПООП) Социология: текущее  обсуждение

На встречах группы разработчиков  ПООП «Социология» (19 октября) и  совещании представителей УГНС « Социология и социальная работа» (16 ноября) продолжается упорная работа по формированию общих подходов и поиску единообразных форм представления примерной образовательной программы (Социология). 

ВШЭ вернулась на 5-е место среди российских вузов в рейтинге «Вебометрикс»

Опубликован очередной выпуск всемирного рейтинга вузов «Вебометрикс», в котором Высшая школа экономики заняла 790-е место (среди российских вузов — 5-е). Полгода назад у Вышки были соответственно 1244-е и 9-е места, а год назад — 726-е и тоже 5-е. Причины такой переменчивости разъясняет заведующая Центром развития социологического образования ВШЭ Маргарита Бершадская.

От оценивания студентов — к оцениванию со студентами

В Высшей школе экономики разработаны новые контрольно-измерительные материалы (КИМы), ориентированные на проверку компетенций. В 2011 году прошла их апробация, а в этом году с их помощью будет оцениваться уровень подготовки студентов. Об особенностях новых КИМов рассказывает начальник методического управления ВШЭ Александра Серова.