Петракова Анастасия Владимировна
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник:Факультет социальных наук / Департамент психологии / Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
- Научно-педагогический стаж: 2 года.
Образование, учёные степени
- 2018PhD: Берлинский университет им. Гумбольдта
- 2013
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Клиническая психология», квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
8/09/2014 - Workshop "Introduction to statistics with R Studio" at the Freie Universitaet Berlin (Germany)
6/09/2015 - Workshop of Prof. Dr. Robert Kail (Purdue University, USA) "Scientific writing for psychologists" at the L'Universite' de Gene've (Switzerland)
24-29/10/2016 - Workshop "Current methods of data analysis with Mplus and R Studio" at the National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia)
23/03-10/04/2020 - программа повышения квалификации "Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью" при ФГБОУ ВО НГПУ
28/03-30/06/2020 - программа повышения квалификации "Психологическое консультирование онлайн в чрезвычайной ситуации и при карантине для психологов-волонтёров Единой горячей линии СТОПКОРОНОВИРУС.РФ" (Институт психологического консультирования и практической психологии, Москва, России)
15/02-30/06/2021 – обучение на программе дополнительного образования «Диагностика и психотерапия детей с аутизмом и аффективными нарушениями» при Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Научный руководитель диссертационных исследований
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Клиническая психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Педагогическая психология (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Педагогическая психология (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Публикации11
- Статья Манина В. А., Петракова А. В., Куликова А. А., Орел Е. А., Канонир Т. Н. Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 52-65. doi
- Статья Струкова А. С., Юрчик Е. Н., Петракова А. В., Канонир Т., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся: качественные и количественные данные // Вопросы образования. 2023 (в печати)
- Статья Petrakova A., Kanonire T., Kulikova (Ponomareva) A., Orel E. Teachers under stress during the COVID-19 pandemic: analysis of a successful case // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. No. № 4 (58). P. 90-104. doi
- Статья Петракова А. В., Микадзе Ю. В., Раабе В. В. Методологические аспекты исследования восприятия знакомых и незнакомых лиц // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 2. С. 4-23.
- Статья Петракова А. В., Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. doi
- Статья Петракова А. В., Микадзе Ю. В., Турсунов В. В. Вклад правого и левого полушария в восприятие лиц // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 69. С. 1-15.
- Статья Баязитова Г. Р., Лебедева Е. И., Петракова А. В., Фёдоров О. Д. Эффект предпочтения лиц из своей возрастной когорты (own-age bias) в образовательном контексте // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 4. С. 329-336. doi
- Глава книги Petrakova A.V. The structure of face cognition in childhood and adolescence: in search of social intelligence, in: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2019. P. 564-570.
- Статья Petrakova A., Sommer W., Junge M., Hildebrandt A. Configural face perception in childhood and adolescence: An individual differences approach // Acta Psychologica. 2018. Vol. 188. P. 148-176. doi
- Книга Petrakova A. Individuelle Unterschiede in der Gesichterkognition im Kindes- und Jugendalter/Individual Differences in Face Cognition across Childhood and Adolescence. Humboldt Universitaet zu Berlin: , 2018. doi
- Статья Chernorizov A. M., Jiang Z., Petrakova A., Zinchenko Y. P. Face cognition in humans: Psychophysiological, developmental, and cross-cultural aspects // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. No. 4. P. 37-50. doi
Конференции
- 2021International School Psychology Association 2021 (ISPA 2021) (Никосия). Доклад: Teachers' beliefs about social and emotional learning: focus-group study in Russia
- International School Psychology Association 2021 (ISPA 2021) (Никосия). Доклад: Specificity of teachers' psychological stress under the conditions of distant teaching during the COVID-19 pandemic: case of Russia
- Международный научный семинар «Цифровая дидактика» (Москва). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID‑19
- Ежегодный (III) саммит молодых учёных и инженеров: Большие вызовы для общества, государства и науки (Сочи). Доклад: Факты о восприятии лиц – возможности внедрения в образовательные практики
- V международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика» (Красноярск). Доклад: Измерения в психологии и образовании: опыт Центра Психометрики и Измерений в образовании и перспективы сотрудничества
- 2020Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере" (Мурманск). Доклад: Представление учителей о социально-эмоциональном развитии в школе: результаты фокус-групп
- XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи подросткам и их социальному окружению "Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности" (Москва). Доклад: Чем могут быть полезны современные исследования познания лиц для школы?
- IX Международная конференция по когнитивной науке (Москва). Доклад: On the choice of stimulus material in studies of face cognition in childhood
- IX Международная конференция по когнитивной науке (Москва). Доклад: When do we perceive the face as a social stimulus, and when as a physical object?
- XXVII Всероссийская конференция ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада (Красноярск). Доклад: Индивидуальные различия в развитии социального восприятия
- III Международная научно-практическая конференция Герценовские чтения: психологические исследования в образовании (Санкт-Петербург). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
- III Международная научно-практическая конференция Герценовские чтения: психологические исследования в образовании (Санкт-Петербург). Доклад: Эффект предпочтения лиц из своей возрастной когорты (own-age bias) в образовательном контексте
- Итоговая научно-практическая конференция с международным участием "Современное образование: теория и практика" по направлению "Траектории современного образования" (Ростов-на-Дону). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
- Межвузовский симпозиум «Психология пандемического сознания» (Москва). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
- Научный семинар Института психологии РАН "Диалог научных школ" ("Индивидуально-психологические различия в восприятии лиц") (Москва). Доклад: Индивидуальные различия в восприятии лиц и памяти на лица в детском и подростковом возрасте
- 2019XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Москва). Доклад: Individual differences and specificity in face cognition abilities across childhood and adolescence
- XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Москва). Доклад: Specificity in perception of familiar and unfamiliar faces in humans
- Современная Нейропсихиатрия (Москва). Доклад: Вопросы формирования и развития социальных навыков у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Когнитивная наука в Москве: новые исследования (Москва). Доклад: Структура узнавания лиц в детском и подростковом возрасте: в поисках социального интеллекта
- Форум Инклюзия в контексте международного опыта (Москва). Доклад: Без доклада (организатор)
- Ежегодный саммит молодых учёных и инженеров: Большие вызовы для общества, государства и науки (Сочи). Доклад: Существует ли эмоциональный интеллект и другие интересные вопросы психодиагностики в школе
Опыт работы
10/2013 – 09/2018 - аспирант-исследователь Берлинского университета им. Гумбольдта и Грайфсвальдского университета им. Эрнста-Морица-Арндта
06/2017 - 08/2019 - организационный психолог в Берлинской билингвуальной образовательной организации "Образование - для разумного будущего" (BifiZ gGmbH)
02-03/2019 - Проект Московского центра качества образования (МЦКО) «Разработка текста заданий и критериев их оценивания для основных и дополнительных измеряемых конструктов для оценивания социальных и эмоциональных навыков», договор №21-04/38 (один из разработчиков, проводила когнитивные лаборатории)
с 09/2019 - научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Информация*
- Общий стаж: 3 года
- Научно-педагогический стаж: 2 года
- Преподавательский стаж: 1 год 8 месяцев
Материалы вебинара «Практики профилактики эмоционального выгорания в деятельности педагога»
Публикуем материалы вебинара для школьных руководителей, методистов и учителей.
Школа в стрессе
С началом пандемии школы выбрали разную стратегию в отношениях со своими сотрудниками. Одни пошли по пути «сильной вовлеченности»: проводили мастер-классы по использованию разных платформ, репетиции онлайн-уроков, создавали площадки для обмена опытом. Другие декларировали, что дают своим педагогам «полную свободу». На практике это означало отсутствие поддержки и усилило стресс учителей, заключают научные сотрудники Инобра Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. В статье, опубликованной в новом номере «Вопросов образования», они приводят результаты исследования психологического стресса учителей во время эпидемии COVID-19.
«По тропинкам памяти»: как книга связала поколения
Онлайн-презентация книги «По тропинкам памяти. Москва в лицах простых людей», общего детища Высшей школы экономики и проекта мэра «Московское долголетие», состоялась на днях. Тропинки памяти превратились в мосты между прошлым и настоящим, между поколениями бабушек, дедушек и внуков. Авторы рассказов — слушатели курса «Мемуаристика» проекта «Московское долголетие в Вышке», а проиллюстрировали книгу студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
Обмануть меня не сможешь
Ребенок не всегда может прямо сказать, что ему плохо, его обидели. Но о проблемах способны рассказать его жесты и мимика. Можно ли учить педагогов «читать по лицам», например, на специальных курсах повышения квалификации? В будущем – почему нет? Это – только одна из прикладных сфер, в которых можно применять новую методику – изучение нюансов восприятия лиц и памяти на лица. В перспективе она способна решать и другие задачи в школе и не только, например – ее можно использовать при создании тестов.
Школьники выбирают психометрику
22 ноября 2019 в Институте образования НИУ ВШЭ прошел промежуточный этап конкурса «Школа реальных дел» для учеников 8-11 классов московских школ. Центр психометрики и измерений в образовании предложил к решению кейс «Разработка необычного теста для оценки личности», который выбрали для себя девять команд из Москвы и регионов – что очень много для этого проекта (обычно кейсы выбирают 2-3 команды).
Школьники помогут ученым делать интересные тесты
Ученики школ, участники ярмарки «взрослых» проектов, примут участие в создании «необычного теста» для своих сверстников: он поможет выявить особенности характера и поведения, индивидуальные различия и т.д. Работа над проектом продлится полгода, а началась она на ярмарке кейсов «Школа реальных дел».