Виноградова Ольга Ильинична
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 44 года.
Образование, учёные степени
- 1982Кандидат филологических наук
- 1976
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Лингвистика»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
24-30 марта 2017 г. - краткосрочное обучение по программе "Современные теории усвоения второго языка и их значение в преподавании русского как иностранного", в рамках инициативы HSE Teaching Excellence, НИУ ВШЭ, Москва
File
25-27 января 2019 - обучение по программе повышения квалификации "Правила организации учебного процесса преподавателями НИУ ВШЭ" (24 часа)
ПК2019
3-5 декабря 2019 - обучение по программе "Публикация лингвистических корпусов и подготовка исследовательских данных к архивированию", Тимофей Архангельский (20 часов), НИУ ВШЭ, Москва
2-23 декабря 2019 года - краткосрочное обучение по программе "Оценивание и обратная связь" (16 часов), НИУ ВШЭ, Москва
Май - сентябрь 2020г. - серия вебинаров по прикладной лингвистике с участием ведущих лингвистов мира, Католический университет Сан-Паоло, Бразилия, в честь 50-летия университета.
Webinar - Certificate - Andrea Nini and Simone Sarmento
LAEL webinar - Bethany Gray - July 28th 2020
LAEL-PUCSP_Rajagopalan_June_16_2020LAEL-PUCSP_Rajagopalan_June_16_2020
LAEL_Biber_Hirschi
LAEL - Webinar- Joe Collentine_August_03_2020
LAEL - Webinar_Ute Roemer, Eliana Hirano and Katia Monteiro_August_11_ 2020
LAEL_Mark_Davies_June_16_2020
LAEL webinar_VBrezina_June_24_2020
LAEL_webinar_Magali_Paquot_Sept_15_2020
25 августа - 1 сентября 2020 - Участие в дискуссиях после выступлений на конференции Общеевропейской ассоциации лингвистов (SLE2020)
SLE2020
Достижения и поощрения
Почетная грамота от декана ФГН (2018 год)
Грамота_ФГН
(PDF, 566 Кб) - Почетная грамота Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (июль 2018)
- Персональная надбавка ректора (2017-2018)
Надбавка за академическую работу (2014-2015)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Рубашкина А. А. «Создание корпуса Х-фемизмов с функцией этнической политкорректности, зафиксированных в корпусах Американского варианта английского языка». Школа иностранных языков, 2020
Миляева Н. А. «Использование разных методов построения relative clauses русскоязычными изучающими английский язык: корпусные исследования». Факультет гуманитарных наук, 2020
Торубаров И. С. «Система автоматического определения и исправления ошибок в учебных эссе русскоязычных студентов на английском языке». Факультет гуманитарных наук, 2020
Емельянова Е. А. «Определение исследовательских задач для системы разметки устного английского учебного корпуса». Факультет гуманитарных наук, 2017
Шатова Э. Э. «Оценка современных подходов к дискурсному анализу текстов в учебных корпусах». Факультет гуманитарных наук, 2016
Якушева Т. В. «Усовершенствование метаразметки и интерфейсов для проведения лексических наблюдений на материале текстов студенческих эссе в учебном корпусе REALEC». Факультет гуманитарных наук, 2016
Хромаленкова А. Н. «Исследование типов частотных ошибок в корпусе REALEC (Russian Error-Annotated Learner English Corpus), реконструкция возможных причин их появления, создание тренажеров для дополнительной практики в проблемных областях». Факультет гуманитарных наук, 2015
Виноградов В. Е. «Проведение исследования ошибок в письменных работах на английском языке на базе специализированного корпуса (REALEC)». Факультет гуманитарных наук, 2015
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Английский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Arguing in English (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Methods of Foreign Language Teaching (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Английский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Arguing in English (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Компьютерные методы обучения иностранному языку" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Английский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Arguing in English (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Использование учебного корпуса в изучении и преподавании иностранных языков (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Компьютерные методы обучения иностранному языку" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Английский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Arguing in English (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Компьютерные методы обучения иностранному языку (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- Shakespeare's Text Analysis (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Arguing in English (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
- Английский язык (Общеуниверситетский факультатив; 1-3 модуль)Рус
- Arguing in English (Общеуниверситетский факультатив; 2, 3 модуль)Анг
- Arguing in English (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
Конференции
- 2020
Teaching and Language Corpora (TaLC2020) (Перпиньян). Доклад: “Genre is a useful concept only when used evaluatively not descriptively”: Observations over differences between two genres of essays in learner corpus.
Teaching and Language Corpora (TaLC2020) (Перпиньян). Доклад: “Genre is a useful concept only when used evaluatively not descriptively”: Observations over differences between two genres of essays in learner corpus
- 20195th Learner Corpus Research Conference (Варшава). Доклад: More on criteria for measuring text complexity
- 5th Learner Corpus Research Conference (Варшава). Доклад: Chaos is merely order waiting to be deciphered: Corpus-based study of word order errors of Russian learners of English
- 2017
Corpus Linguistics 2017 (Бирмингем). Доклад: Design of Test-Making Tools for the Learner Corpus
The 50th Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea (Цюрих). Доклад: Verbs of Closing and Opening: Towards a Lexical Typology
- 2016Future of Education (Флоренция). Доклад: USE OF LEARNER CORPUS IN GENERAL ENGLISH AND ACADEMIC ENGLISH COURSES AT THE HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS
- 49th Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea (Неаполь). Доклад: BLIND and DEAF: towards lexiacl typology
- 2013Association for Linguistic Typology 10th Biennial Conference (ALT 10) (Лейпциг). Доклад: ADJECTIVES DESCRIBING SURFACE TEXTURE: TOWARDS LEXICAL TYPOLOGY
Публикации30
- Статья Olga Vinogradova, Lyashevskaya O., Irina Panteleeva. Automated assessment of learner text complexity // Assessing Writing - International Journal, https://www.journals.elsevier.com/assessing-writing. 2020. P. 1-30. (в печати)
- Глава книги Olga Vinogradova, Viklova A., Папоротский М. А. Punctuation in L2 English and L1 Interference: Computational Theory of Punctuation Applied to Learner Corpus, in: Emerging Writing Research from the Russian Federation. WAC Clearinghouse, University Press, Colorado, 2020. Ch. 10. P. 113-141. (в печати)
- Статья Виноградова О. И., Виклова А. В., Поспелова К. В. Глаголы падения в английском языке: данные корпусов и типология // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2020. Т. 1. № 16. С. 115-151. doi
- Статья Виноградова О. И., Виклова А. В., Смирнова Е. А., Пантелеева И. М. Синтаксическая сложность академического текста: корпусное исследование работ русскоязычных студентов, изучающих английский язык, в сравнении с текстами профессиональных авторов. // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 7. С. 107-129. doi
- Препринт Olga I. Vinogradova, Olga N. Lyashevskaya, Irina M. P. Inspector: The Tool For Automated Assessment Of Learner Text Complexity / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP 55/LNG/2017 2019. No. 79.
- Глава книги Vinogradova O. I., Buzanov A., Генералова С. А., Overnikova D., Смилга В. К., Сигдел Э. С. POS tagger evaluation for the automated text analysis and identification of learner error, in: ПРОСТРАНСТВО НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ: ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ / Отв. ред.: Е. Г. Кошкина. Вып. 3. Буки Веди, 2019. Ch. 6. P. 44-49.
- Глава книги Olga Vinogradova. To automated generation of test questions on the basis of error annotations in EFL essays: a time-saving tool?, in: Learner Corpora and Language Teaching Vol. 92. John Benjamins Publishing Company, 2019. doi Ch. 1-2. P. 29-48. doi
- Глава книги Pospelova K., Viklova A., Vinogradova O. I. What’s in a comma: Corpus study of punctuation errors and L1 interference, in: Learner Corpus Conference. LCR 2019. Book of Abstracts. , 2019.
- Статья Vinogradova O. I. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОЦЕНКА ЛЕКСИКОНА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ УЧЕБНОГО КОРПУСА // ПОЛИЛИНГВИАЛЬНОСТЬ И ТРАНСКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ. 2018. Vol. 15. No. 2018/3. P. 372-380. doi
- Глава книги Виноградова О. И., Шеманаева О. Ю. Игры с английским языком. Летние лингвистические школы 2009 – 2011 // В кн.: Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2009 - 2011 / Сост.: Е. В. Муравенко, А. Ч. Пиперски, О. Ю. Шеманаева. Кн. 3: Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2009 - 2011. М. : МЦНМО, 2018. (в печати)
- Глава книги Кашкин Е. В., Виноградова О. И., Сидорова М. А., Жорник Д. О. Навстречу открытиям: русские глаголы открывания в типологической перспективе. // В кн.: ЕВРика! Сборник статей о поисках и находках к юбилею Е.В. Рахилиной / Под общ. ред.: Д. А. Рыжова, Н. Р. Добрушина, А. А. Бонч-Осмоловская, А. С. Выренкова, М. В. Кюсева, Б. В. Орехов, Т. И. Резникова. М. : Лабиринт, 2018. С. 349-387.
- Глава книги Lyashevskaya O., Olga Vinogradova. Approaches to automated English essay evaluation in Russian students’ learner corpus, in: 4th Learner Corpus Conference. LCR 2017. Book of Abstracts. Bozen : , 2017. P. 200-202.
- Глава книги Vinogradova Olga, Gerasimenko Ekaterina. Design of test-making tools for the learner corpus, in: Corpus Linguistics 2017 Abstracts. , 2017. P. 406-410.
- Глава книги Vinogradova O. I., Lyashevskaya O., Irina Panteleeva. MULTI-LEVEL STUDENT ESSAY FEEDBACK IN A LEARNER CORPUS, in: Computational Linguistics and Intellectual Technologies. International Conference "Dialogue 2017" Proceedings / Ed. by В. Селегей. Vol. 1. Issue 16 (23). M. : -, 2017. P. 373-386.
- Препринт Vinogradova O. I., Login Nikita Vjacheslavovich. THE DESIGN OF TESTS WITH MULTIPLE CHOICE QUESTIONS AUTOMATICALLY GENERATED FROM ESSAYS IN A LEARNER CORPUS / NRU HSE. Series WP BRP "Linguistics". 2017. No. 60.
- Глава книги Olga Vinogradova, Sidorova M., Zhornik D., Kashkin E. Verbs of Closing and Opening: Towards a Lexical Typology, in: Societas Linguistica Europaea - 50th Annual Meeting. Zürich : , 2017. P. 250-252.
- Статья Виноградова О. И. Рецензия на книгу RUSSIAN ENGLISH: HISTORY, FUNCTIONS, AND FEATURES. Под редакцией З.Г. Прошиной и А.А. Эдди CAMBRIDGE: CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2016. 309 С. // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2017. Т. 76. № 5. С. 1-10.
- Глава книги Olga Vinogradova, Egor Kashkin. BLIND and DEAF: Towards a lexical typology, in: 49th Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea 31 August – 3 September 2016 University of Naples Federico II, Naples (Italy). Naples : University of Naples Federico II, 2016. P. 293-294.
- Глава книги Fenogenova A., Kuzmenko E., Olga Vinogradova. How inter-annotator agreement helps to improve error annotation schemes in learner corpora, in: TaLC 12 - Teaching and Language Corpora Conference. , 2016. P. 30-34.
- Препринт Vinogradova O. I., Pitra T. Student vocabulary expansion with the help of a learner corpus / NRU HSE. Series WP BRP "Linguistics". 2016. No. 52.
- Глава книги Vinogradova O. I. THE ROLE AND APPLICATIONS OF EXPERT ERROR ANNOTATION IN A CORPUS OF ENGLISH LEARNER TEXTS, in: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной международной конференции «Диалог» (Москва,1–4 июля 2016 г.) / Под общ. ред.: В. Селегей. Вып. 15. М. : Изд-во РГГУ, 2016. P. 830-840.
- Глава книги Vinogradova O. I. USE OF LEARNER CORPUS IN GENERAL ENGLISH AND ACADEMIC ENGLISH COURSES AT THE HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, in: Conference Proceedings. The Future of Education International Conference The Future of Education, 6th edition. Padova : libreriauniversitaria, 2016. P. 310-314.
- Статья Якушева Т. В., Кузьменко Е. А., Грабовская М. А., Виноградова О. И. Исследование языковых ошибок на материале учебных текстов на английском языке // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2016. С. 27-35.
- Статья Виноградова О. И., Кашкин Е. В. ЧТО ВИДИТ СЛЕПОЙ И СЛЫШИТ ГЛУХОЙ: К ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ СЛОВ ДЛЯ ОТСУТСТВИЯ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С. 92-98.
- Глава книги Kutuzov A. B., Kuzmenko E., Vinogradova O. I. Evaluating inter-rater reliability for hierarchical error annotation in learner corpora, in: Corpus Linguistics 2015: Abstract Book. Lancaster : Lancaster University Press, 2015. Ch. 89. P. 211-213.
- Препринт Kashkin E., Vinogradova O. I. THE DOMAIN OF SURFACE TEXTURE / NRU HSE. Series WP BRP "Linguistics". 2015. No. WP BRP 30/LNG/2015.
- Препринт Partee B., Vinogradova O. I. Reading Passages For The Course Of Semantics: Tests For Students / NRU HSE. Series WP BRP "Linguistics". 2014. No. WP BRP 08/LNG/2014.
- Глава книги Виноградова О.И., Кашкин Е. В. Качественные признаки "глухой" и "слепой": перспективы построения типологии // В кн.: Современные исследования языка и литературы: Материалы украинско-российской школы-конференции молодых ученых. Донецк : Донецкий национальный университет, 2014. С. 31-33.
- Глава книги Виноградова О. И. К лексической типологии признаковых слов, описывающих фактуру поверхностей: данные английского языка // В кн.: Проблемы лексико-семантической типологии Вып. 2. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2013. С. 39-72.
Дополнительная информация
Начиная с 2008 года студенты О.И.Виноградовой принимают участие в британском конкурсе студенческих любительских постановок пьес Шекспира. Были показаны: 2008 г. - "Много шума из ничего" (двуязычная постановка); 2009 г. - "Обманы Шекспира" (сценки из разных пьес на английском языке); 2010 г. - "Комедия ошибок" (на английском языке); 2011 г. - "Гамлет" (на английском языке - см. интервью в архиве ВШЭ), 2012 г. - "Укрощение строптивой" (на английском языке), 2013 г. - "Много шума из ничего" (англоязычная версия), 2014 - "Венецианский купец" (на английском языке).
Участие в исследовательских проектах, гранты
Научный сотрудник в Лингвистической лаборатории по корпусным технологиям Центра фундаментальных исследований (2013-2014 гг.)
Коллективный грант ЦФИ "Корпусные исследования границ речевого варьирования: от аграмматизма к норме", исполнитель, 2015.
Участник НУГ "REALEC для реально необходимых слов"
Лаборатория учебных корпусов представила доклады на конференции в Петрозаводске
Сотрудники и стажеры Научно-учебной лаборатории учебных корпусов выступили с пленарными и секционными докладами на конференции «Межкультурное пространство: лингвистический и дидактический аспекты»
Вышел в свет сборник «Типология глаголов падения»
Вышел в свет специальный выпуск Acta Linguistica Petropolitana «Типология глаголов падения». В сборнике опубликованы фундаментальные обзорные статьи и исследования сотрудников Школы, посвященные отдельным языкам и группам языков мира.
В пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся первый семинар по цифровой гуманитаристике
Digital Humanities (DH) или цифровые гуманитарные науки — новое научно-практическое направление на стыке цифровых технологий и гуманитарных дисциплин. 7 и 8 ноября в пермском кампусе Высшей школы экономики при поддержке академического резерва состоялся первый межкампусный семинар «Практики Digital Humanities: методы и инструменты».
Студенты и преподаватели НИУ ВШЭ на конференции Learner Corpus Research 2019
11-14 сентября 2019 года в Варшаве прошла 5-я конференция исследователей учебных корпусов LCR-2019. Студенты и преподаватели НУЛ учебных корпусов выступили с докладом о новом проекте лаборатории и представили два постера.
Студенты и сотрудники Школы на конференции EUROCALL–2019
В конце августа в Лувене (Бельгия) состоялась международная конференция Европейской ассоциации изучения языка компьютерными методами EUROCALL–2019. В ней приняли участие студенты и сотрудники Школы лингвистики.
Итоги конкурса проектов НУЛ: в Вышке появится новая лингвистическая лаборатория!
Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ подвела итоги конкурса проектов научно-учебных лабораторий. Было поддержано восемь заявок, и мы рады сообщить, что в Вышке появится новое лингвистическое подразделение — Распределенная межкампусная научно-учебная лаборатория лингвистических учебных корпусов.
Юбилей Ольги Ильиничны Виноградовой
3 марта юбилей Ольги Виноградовой, доцента Школы лингвистики.
Лингвисты из Вышки выступили на конференции в Кембридже
Преподаватель школы лингвистики и двое студентов бакалавриата провели воркшоп по работе с корпусом ошибок REALEC.
ЕВРика: сборник и база данных «поисков» и «находок»
Глаголы поиска и находки в типологической перспективе – к 60-летию руководителя школы лингвистики Е. В. Рахилиной.
Лингвисты Вышки на «Диалоге–2017»
Преподаватели школы лингвистики и их студенты приняли участие в международной конференции «Диалог».
С докладом на научном семинаре Школы лингвистики выступила О.И. Виноградова
Доклад был посвящен двум вопросам - состоянию дел в учебном корпусе REALEC и проблемам, проявившимся в результате двухлетней работы с ним
Состоялся студенческий спектакль по пьесе Уильяма Шекспира «Венецианский купец»
16 декабря 2014 г. студенты-лингвисты показали на факультете спектакль по пьесе Уильяма Шекспира «Венецианский купец» на языке оригинала. Это не была премьера: впервые этот спектакль студенты Высшей школы экономики представили на фестивале любительских постановок шекспировских пьес в Великобритании.